Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе.

2019-08-03 698
Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОЕКТ

Оглавление

1. Введение ---------------------------------------------------------------------- стр. 1-3

2. Глава 1 ------------------------------------------------------- стр. 3-9

1.1Тайны древнего ремесла ----------------------------------------- стр. 3-5

1.2 Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе ---------- стр.5

1.3  Небесные покровители------------------------------------------ стр. 5 - 6

1.4  Имя Каина ------------------------------------------------------------- стр. 6

1.5 «Кузьминки» ---------------------------------------------------------- стр. 6-7

1.6 Каждый кузнец своего счастья ----------------------------------- стр. 7

1.7  Колдовство ------------------------------------------------------------ стр. 7-8

1. 8  Покровители брака ---------------------------------------------------стр.8-9

1.9  На счастье --------------------------------------------------------------- стр.9

1.10 Кузнечные изделия в архитектуре ---------------------------------стр. 9

Глава 2 ------------------------------------------------------- стр. 9-15

2.1  Кошкинский кузнец ------------------------------------------------------стр.9-11

2.2 Социологический опрос -------------------------------------------------стр.11-13

2.3  Слово о кузнецах --------------------------------------------------------- стр. 13-14

2.4  Интересные факты ------------------------------------------------------- стр. 14-15

  Заключение ----------------------------------------------------------------- стр. 15-16

 Список литературы и интернет ресурсов -------------------------------- стр. 17

 Приложение    ----------------------------------------------------------------стр.18-25

 

 

Введение

«С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся».

(народная поговорка)

Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь далёкие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

 К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего.

В нашей исследовательской работе я подробно познакомлю учащихся с одной из самых древнейших профессий на земле - кузнец.

Ремесленничество нашего времени удивительно и гармонично сочетает в себе и предпринимательские качества, и умение делать уникальные изделия присущими определенной культуре, и увлечения конкретного человека. К сожалению, все это трудно вписывается в российскую реальность. Современная экономика заточена под «конвейерное производство» товаров, где сотрудник выполняет механические функции. Сам человек с его интересами и увлечениями в мире автоматов просто не нужен. А ремесленник – это художник и творец, способный разнообразить и украшать жизнь.

1

И если мы не хотим потерять живую и настоящую искру народного творчества, то политика власти в отношении ремесленников должна измениться.

Цель работы: выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле, формирование общего представления о большом количестве профессий и развить интерес к ремесленным профессиям и на основе этих знаний сформировать интерес к профессиям ремесленного порядка, в частности к профессии кузнеца в сельской местности.

Задачи:

- изучить историю кузнечного ремесла;

- выявить описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных микротемах и художественной литературе;

- собрать и сохранить материал о народных умельцах села;

- выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни;

- обогатить и уточнить знания о ремесленных профессиях;

- формировать представления о работе кузнеца, о трудовых процессах, предметах и орудиях труда;

- воспитать уважение к труду и к людям этой профессии.

Проблема

Как заинтересовать школьников и обратить их внимание на редкие ремесленные профессии, профессии- кузнеца - убедительно рассказать о существующей высокой востребованности данных специалистов на рынке труда.

Методы исследования:

1. Эмпирические (практические):

- изучение литературы по проблеме

- наблюдение.                              2

2.Теоретические.

- разработка исследовательской работы

3. Социологический опрос

Гипотеза: великая страна начинается у дверей твоего дома, если мы будем изучать и сохранять  историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Новизна работы: изучение древнего ремесла, обычаев, традиций подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг, вызовет у учащихся чувство гордости за своих предков, которые посвятили свою жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду.

Объект исследования: кузнечное ремесло

Предмет исследования: традиции, обычаи кузнечного ремесла, нашедшие своё отражение в мифологии, религии, фольклоре и литературе

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Четыровка. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Глава 1.                               1. 1 Тайны древнего ремесла.

  Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.                                

Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом.

3

Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. Но точного времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно. О том, как развивалось кузнечное дело в древней Руси, мы можем судить по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые применялись в кузнечном производстве. (см. приложение 1) Это доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой производства. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания. Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10-15 километров.

В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и подручный (подмастерье). Иногда в работе были заняты все члены семьи. Отец передавал сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначав-шую, что клеймо принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные секреты ремесла.

4

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук.

Крыши кузниц украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Затем стали украшать и храмы.

Небесные покровители

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой. Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.

Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом), (см. приложение 2).

5

В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса. (см. приложение 3). Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного небесного бога Сварога. (см. приложение 4) К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. (см. прил.4)

Имя Каина

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец».

Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог. (см. приложение 5)

Кузьминки»

Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан), день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В нашем районе этот праздник считается престольным праздником в с. Нижняя Быковка (см. приложение 6) В восточнославянском фольклоре они связаны главным образом с кузнечеством (скорее всего на основании сходства имени Кузьма со словом «кузнец») и выступают в облике кузнецов-змееборцев. Так в белорусской сказке «Иван Попялов» герой — победитель змея — скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна. Кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают ее. Согласно украинским преданиям, Кузьма-Демьян (Божий Коваль) изготовил для людей первый плуг. Ухватив клещами за язык гигантского змея, истреблявшего

6

людей, он запряг его в этот плуг и заставил пропахать землю от моря до моря.

В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках — закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать, не заковать рек зиме без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» — снимали загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку. (см. приложение 7)

Колдовство

Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не                                                                                                                   вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом уникальнейших возможностей человека-ремесленника. (см. приложение 9).

7

У многих народов кузнецов, которые имели дело с огнем и железом, считали людьми, обладавшими высшим умением, непревзойденным искусством творения. На это указывает само их название, образованное от слов «ковать», «коварство», обозначавших ранее особое искусство в деле, замысловатость, оригинальность, талант. Повсеместно кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными знаниями, магическими приемами, колдовством, связанных с потусторонними силами. Знахарей и чародеев в народе нередко называли «химородниками». Это слово у цыган означает не что иное, как кузнец, коновал. В русских сказках кузнецу во всем помогает черт. Опытный кузнец мог, скажем, перековать голос — из грубого сделать тонкий, как это сделал кузнец из сказки «Волк и семеро козлят» (см. приложение 10); перековать старого в молодого, щипцами «прижать» болезнь («Петушок и бобовое зёрнышко»), (см. приложение 11) и «прищемить» беду (Владимир Германздерфер «Сказка о кузнеце Иване»), выковать амулет, способствующий деторождению («Кузнец и барин»), прекратить козни того же черта (кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта) (см. приложение 12)

Покровители брака

Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье для парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Благодаря непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, которые по традиции считались воплощением небесного огня и воды, его причисляли к жрецам-волхвам. Волхвы-кузнецы считались покровителями брака, они играли особую роль в свадебных обрядах. В частности, выковывали обручальные кольца. В качестве «любовно-свадебного» символа кузнец часто выступает в восточнославянском фольклоре: в свадебных

8

песнях он «кует» свадьбу, во время святочных гаданий так называемые подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу — кузнец кует свадебный венец, обручальный перстень. (см. приложение 13)

На счастье

Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева торопились подковать лошадей, чтобы те не спотыкались и не портили копыта. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх.

Социологический опрос

Молодежь имеет смутное представление о кузнечном ремесле. В послевоен-ное время увеличилась механизация хозяйства, появились сложные механиз-мы, детали к которым не изготовить ручной ковкой. Изделия из металла про-мышленного производства стали легко доступны, появились в продаже. В ре-зультате кузнечное дело постепенно потеряло практическое назначение, и к концу XX века оно практически было утрачено.

Нужно ли возрождать кузнечное ремесло?

Мною было проведен социологический опрос по данной проблеме.

В опросе участвовало 18 человек (учащиеся 7, 8, 9классов)

11

Я попыталась выяснить, что старшеклассники знают о тайнах кузнечного ремесла. Вот результаты моего опроса:

Кто работает молотом и где?

Из 18 человек верно ответили 13человек. Другие ответы: рабочий, строитель, каменщик; на работе, на стройке, в мастерской.

Заключение

Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришла к выводу: в 21 веке ремесло наших предков востребовано, и у мастера есть свои ученики, которым он передает свои умения, секреты мастерства.

В ходе исследования я получила следующие результаты:

- узнала историю становления мастеров – умельцев

- выяснила, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.

- мастера - умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.

- односельчане уважительно относятся к мастеру - умельцу, обращаются к ним за помощью.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилась искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях, уроках. Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей. А чтобы знания и умения мастеров не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.

В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами. В своей работе я познакомилась с мастерами нашего села и их творчеством.

15

Пришла к выводу: мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа. Кузнечное дело – мужская работа. Она может быть привлекательна для мальчиков, будет способствовать воспитанию интереса к труду, поможет решить проблему занятости подростков, сделает более разнообразным местный рынок сувенирной продукции, будет способствовать развитию туристической индустрии в регионе. Я думаю, что в 21 веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить свою вековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история родной земли, народа и своя история не хуже других.»

 

 

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

1. Даль В. И. «Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т.» - М.: Художественная.литература, 1984

2. Навроцкий А. Г. «Кузнечное ремесло». – М.: Машиностроение, 1988.

3. Рыбаков Б. А. «Ремесло древней Руси». – М.: Издательство АН СССР, 1948.

4. Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В.И., Толмачева М. М.. «Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе». – М.: Металлургия, 1997.

5. Газета «Северные нивы»

6. http://www.artistblacksmith.com/

7. http://kuznecy.kovka-svarka.ru/cheboksary/

8. http://site-metall.com/about_com

 

 

17

ПРОЕКТ

Оглавление

1. Введение ---------------------------------------------------------------------- стр. 1-3

2. Глава 1 ------------------------------------------------------- стр. 3-9

1.1Тайны древнего ремесла ----------------------------------------- стр. 3-5

1.2 Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе ---------- стр.5

1.3  Небесные покровители------------------------------------------ стр. 5 - 6

1.4  Имя Каина ------------------------------------------------------------- стр. 6

1.5 «Кузьминки» ---------------------------------------------------------- стр. 6-7

1.6 Каждый кузнец своего счастья ----------------------------------- стр. 7

1.7  Колдовство ------------------------------------------------------------ стр. 7-8

1. 8  Покровители брака ---------------------------------------------------стр.8-9

1.9  На счастье --------------------------------------------------------------- стр.9

1.10 Кузнечные изделия в архитектуре ---------------------------------стр. 9

Глава 2 ------------------------------------------------------- стр. 9-15

2.1  Кошкинский кузнец ------------------------------------------------------стр.9-11

2.2 Социологический опрос -------------------------------------------------стр.11-13

2.3  Слово о кузнецах --------------------------------------------------------- стр. 13-14

2.4  Интересные факты ------------------------------------------------------- стр. 14-15

  Заключение ----------------------------------------------------------------- стр. 15-16

 Список литературы и интернет ресурсов -------------------------------- стр. 17

 Приложение    ----------------------------------------------------------------стр.18-25

 

 

Введение

«С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся».

(народная поговорка)

Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь далёкие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

 К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего.

В нашей исследовательской работе я подробно познакомлю учащихся с одной из самых древнейших профессий на земле - кузнец.

Ремесленничество нашего времени удивительно и гармонично сочетает в себе и предпринимательские качества, и умение делать уникальные изделия присущими определенной культуре, и увлечения конкретного человека. К сожалению, все это трудно вписывается в российскую реальность. Современная экономика заточена под «конвейерное производство» товаров, где сотрудник выполняет механические функции. Сам человек с его интересами и увлечениями в мире автоматов просто не нужен. А ремесленник – это художник и творец, способный разнообразить и украшать жизнь.

1

И если мы не хотим потерять живую и настоящую искру народного творчества, то политика власти в отношении ремесленников должна измениться.

Цель работы: выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле, формирование общего представления о большом количестве профессий и развить интерес к ремесленным профессиям и на основе этих знаний сформировать интерес к профессиям ремесленного порядка, в частности к профессии кузнеца в сельской местности.

Задачи:

- изучить историю кузнечного ремесла;

- выявить описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных микротемах и художественной литературе;

- собрать и сохранить материал о народных умельцах села;

- выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни;

- обогатить и уточнить знания о ремесленных профессиях;

- формировать представления о работе кузнеца, о трудовых процессах, предметах и орудиях труда;

- воспитать уважение к труду и к людям этой профессии.

Проблема

Как заинтересовать школьников и обратить их внимание на редкие ремесленные профессии, профессии- кузнеца - убедительно рассказать о существующей высокой востребованности данных специалистов на рынке труда.

Методы исследования:

1. Эмпирические (практические):

- изучение литературы по проблеме

- наблюдение.                              2

2.Теоретические.

- разработка исследовательской работы

3. Социологический опрос

Гипотеза: великая страна начинается у дверей твоего дома, если мы будем изучать и сохранять  историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Новизна работы: изучение древнего ремесла, обычаев, традиций подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг, вызовет у учащихся чувство гордости за своих предков, которые посвятили свою жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду.

Объект исследования: кузнечное ремесло

Предмет исследования: традиции, обычаи кузнечного ремесла, нашедшие своё отражение в мифологии, религии, фольклоре и литературе

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Четыровка. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Глава 1.                               1. 1 Тайны древнего ремесла.

  Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.                                

Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом.

3

Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. Но точного времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно. О том, как развивалось кузнечное дело в древней Руси, мы можем судить по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые применялись в кузнечном производстве. (см. приложение 1) Это доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой производства. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания. Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10-15 километров.

В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и подручный (подмастерье). Иногда в работе были заняты все члены семьи. Отец передавал сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначав-шую, что клеймо принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные секреты ремесла.

4

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук.

Крыши кузниц украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Затем стали украшать и храмы.

Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе.

Небесные покровители

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой. Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.

Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом), (см. приложение 2).

5

В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса. (см. приложение 3). Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного небесного бога Сварога. (см. приложение 4) К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. (см. прил.4)

Имя Каина

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец».

Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог. (см. приложение 5)

Кузьминки»

Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан), день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В нашем районе этот праздник считается престольным праздником в с. Нижняя Быковка (см. приложение 6) В восточнославянском фольклоре они связаны главным образом с кузнечеством (скорее всего на основании сходства имени Кузьма со словом «кузнец») и выступают в облике кузнецов-змееборцев. Так в белорусской сказке «Иван Попялов» герой — победитель змея — скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна. Кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают ее. Согласно украинским преданиям, Кузьма-Демьян (Божий Коваль) изготовил для людей первый плуг. Ухватив клещами за язык гигантского змея, истреблявшего

6

людей, он запряг его в этот плуг и заставил пропахать землю от моря до моря.

В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках — закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать, не заковать рек зиме без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» — снимали загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку. (см. приложение 7)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.