По формированию ранней профессиональной ориентации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

По формированию ранней профессиональной ориентации

2019-08-03 291
По формированию ранней профессиональной ориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Мир профессий»

Возраст детей: от 5 до 7 лет

Срок реализации: 1 год

Составил: Захарова Ю.В. педагог - психолог

 

 

Содержание.

1. Пояснительная записка………………………………………………….3 стр.

2. Цель……………………………………………………………………….5 стр.

3. Задачи …………………………………………………………………….5стр.

4. Принципы работы………………………………………………………...6 стр.

5. Формы и методы работы…………………………………………………6 стр.

6. Ожидаемый результат……………………………………………………6 стр.

7. Этапы работы……………………………………………………………..7 стр.

8. Тематический план……………………………………………8 – 10 стр. стр.

9. Список литературы……………………………………………………..11 стр.

10. Приложение № 1 Диагностика……………………………………12 - 13 стр.

11. Приложение № 2 Конспект игры викторины……………………..….14 стр.

12. Приложение № 3 Дидактические игры………………………………..16 стр.

13. Приложение № 4 подборка стихов о профессиях………………….…20 стр

14. Приложение № 5 Примерное содержание бесед…………………..…27 стр.

15. Приложение № 6 Консультации для родителей…………………..….35 стр.

 

Пояснительная записка:

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г.Асмолов).
   Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является: допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Задачи работы:

 1.расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

 2. расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

 3. расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах - помощниках человека;

 4. формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители

 Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

1.  ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики;

 2. различает профессии по существенным признакам;

 3. называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

4. объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека;

5. имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

6. моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

7. участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

 8. эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

 9. демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

Продолжительность курса: 1 год.

Работа по данной программе предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

 

Тематический план занятий

№ п/п Содержание Программное содержание
1 Разговор о профессиях. · Познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего
2 Угольный разрез. Рабочие профессии
  • Познакомить детей с профессиями экскаваторщик, бульдозерист, водитель большегрузной машины, водитель погрузчика.
  • Формировать положительное отношение к труду, к трудовым умениям и навыкам
3 Целевая экскурсия в магазин.
  • Познакомить с профессиями людей, работающими в магазине, воспитывать уважение к людям труда.
4 Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
  • Развивать у детей интерес и уважение к профессии продавца, воспитывать внимательное отношение к покупателям, культуру общения.
5 Профессии в детском саду
  • обогащать знания и представления детей о профессиях работников дошкольного учреждения.
  • Наблюдение за работой повара, рабочего по стирке, кастелянши.
  • Беседа об общественной значимости труда взрослых.
6 О труде строителей.
  • Расширить представления детей о труде строителей, уточнить знания о профессиях маляра, плотника, каменщика, формировать уважительное отношение к труду строителей.
7 Профессия оленевод
  • Знакомство с трудом оленеводов, раскрыть значимость профессии.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края.
8 Укротители огня
  • Расширить и углубить знания детей о труде пожарных, познакомить со средствами пожаротушения – огнетушителем, воспитывать уважение к труду пожарных.
9 О профессиях в загадках.
  • Закрепить знания детей о профессиях, развивать логическое мышление,
  • Пополнить активный словарь детей, приобщить к произведениям устного народного творчества.
10 Знакомство с с/х трудом
  • Расширять и углублять знания детей о труде взрослых
  • Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике,
  • Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.
11 «Выпекали мы в печи пироги и калачи»
  • Воспитывать бережное отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми,
  • Развивать интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
12 Экскурсия в больницу
  • Познакомить с профессиями людей, работающих в поликлинике,
  • Расширить словарный запас, воспитывать уважение к людям труда.
13 Сюжетно – ролевая игра «Больница»
  • Развивать интерес и уважение к благородной профессии врача, помогать детям, налаживать взаимодействия в совместной игре.
14 Профессия -полицейский
  • формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.
  • Рассказать о качествах, которыми должны обладать люди данной профессии.
15 Профессия - почтальон
  • Познакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы.
16 Сюжетно – ролевая игра «Почта»
  • Воспитывать культурные навыки поведения в общественных местах.
  • Закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.
  • Помогать детям, налаживать взаимодействия в совместной игре.
17 О профессии ветеринар.
  • Познакомить с профессией ветеринар, расширить знания об уходе за животными,
  • Воспитывать доброжелательное отношение к людям и животным.
18 Профессия – повар
  • Расширить знания о профессии повар,
  • Воспитывать уважение к людям труда, обогатить словарный запас.
19 Экскурсия в школу
  • Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена»;
  • Вызвать интерес к школе;
  • Воспитывать собранность, аккуратность;
  • Вырабатывать навыки культурного поведения.
20 Есть много профессий хороших и нужных
  • Расширение и уточнение представлений о профессиях людей,
  • Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей,
  • Расширение и активизация словаря по теме «Профессии»

 

 

Литература

1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

3. Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. - 2009. - №6. - С. 73-82.

4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова,

Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 244 с.

5. Загадки о профессиях.Ц^: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-oprofessijakh/

6. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: http://nsportal.ru/detskiisad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam

7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое

пособие. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. - 52 с.

8. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3 -7

лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.

9. Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL: http://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm

10. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях - М.: Сфера, 2005. - 64 с.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред.

Т.И. Ерофеевой. М.: Акаде-мия, 1999. - 344 с.

12. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. - 2009. -№6.- С. 5.

13. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2012. - 207 с.

14. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. - 96 с


 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.