Пение на музыкальных занятиях в доу — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Пение на музыкальных занятиях в доу

2019-08-03 683
Пение на музыкальных занятиях в доу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕНИЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Пение. Особенности слуха и голоса у детей.

 

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации че­ловеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, Накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто ожив­ляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... вот почему и в. школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство...»

Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка — естественный инструмент, которым, он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных, фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Следует отметить еще одну важную особенность хорового пения - его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, В школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях'. Композитор Д. Б. Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ПЕНИЮ

Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций.

Методические приемы

Рассмотрим методические приемы, используемые вработе по пению с детьми третьего года жизни.

Основным является эмоциональное и выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, се характер, настроение.

Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.

Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Аи. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у», — напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.

Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приемы. «К нам пришел мишка, пусть он досидит и послушает, как хорошо мы поем», - говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а исполняя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показы­вают, как «играют на трубе».

Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню, 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.

Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включаются все.

Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать сто исполнение. Хорошо поющим детям  предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.

Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.

В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.

Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.

Песенный репертуар.

Тематика песенного репертуара более разнообразна, чем в младших группах. В соответствии с этим обогащаются и средства музыкальной выра­зительности в песнях для детей этого возраста. Интересна и доступна для них яркая изобразительность музыки в таких песнях, как «Строим дом» М. Красева, «Тепловоз» 3. Компанейца, «Самолет» Е. Тиличеевой. Перед ребенком раскрывается и мир природных явлений в поэтической русской народной попсвке «Дождик» в обработке Т. Попатенко, в ласковой и веселой песне «Елочка» М. Красепа и др.

Песенный программный репертуар соответствует особенностям голоса детей 4- 5 лет. В песнях небольшой диапазон, короткие музыкальные фразы. Но все чаще в них появляются различные окончания одинаковых музыкальных фраз («Кошечка» В. Витлина, «Мы запели песенку» Р. Рустамова). Эту особенность необходимо учитывать при разучивании песен.

Методические приемы направлены на усвоение детьми певческих навыков. Работая над правильной (чистой) интонацией и звукообразованием, педагог постоянно упражняет детей, помня о том, что, если даже 2—3 ребенка поют неверно, это снижает качество коллективного исполнения. Начиная разучивать песню, следует исполнить ее с фортепиан­ным сопровождением, а затем и без него. Дети этого возраста лучше поют и точнее интонируют, когда слышат исполнение взрослого. Если детям трудно исполнить какой-либо мелодический оборот, целесообразно поупражняться в этом отдельно. Если ребенок не справляется с заданием, следует позаниматься с ним индивидуально до или после занятия. Широко используется в практике и такой прием: небольшая группа, иногда солисты поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу. Поочередное вступление активизирует слуховое внимание детей. Можно делать и так: вся группа детей поет припев, а солисты - запев. В чем польза этого приема? Дети, слушая друг друга, неизбежно фиксируют качество исполнения, отмечают неточности. Элемент соревнования вызывает желание спеть лучше, точнее. Тем самым активизируется музыкальный слух.

Усвоение навыка протяжного пения достигается показом правильного исполнения самим педагогом и использованием образных сравнений: «Споем протяжно, тянем мелодию, как ниточку».

Развитию, этого навыка также помогает прием исполнения ме­лодию без слов на слоги, оканчивающиеся гласными (ля-ля-ля). Надо помнить, что каждое произведение имеет свои особенности, требующие от воспитателя творческого поиска педагогических приемов.

Развитию певческого голоса помогают следующие упражнения: небольшие попевки, состоящие из 2—3 звуков, исполняются на различные удобные слоговые сочетания (ду-ду-ду, да-да-да, ля-ля-ля, ку-ку, ау-ау) на различных ступенях звукоряда, постепен­но расширяя певческий диапазон с учетом индивидуальных воз­можностей детей. Такие упражнения целесообразны на каждом занятии. Особенно полезно петь без сопровождения, когда ребенок может самостоятельно исполнить маленькую песенку. Причем качество пения ребенок так или иначе контролирует слухом. Можно давать образные задания, требующие различия звуков по высоте. Например, отличить голос «мамы-птицы» (до первой октавы) от голосов «птенчиков» (до второй октавы) в песне Е. Тиличеевой «Большая и маленькая птица». Это постепенно приближает к по­ниманию звуковысотности.

В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой куколке колыбельную (плясовую)», — говорит педагог, держа в руках игрушку. Ребенок импровизирует незатейливую мелодию.

Разучивание песен требует последовательности в обучении на занятиях: предварительный музыкальный, анализ произведения, определение программных навыков, уточнение педагогических приемов. Проследим последовательность заданий при разучивании песни М. Красева «Барабанщик». Это веселая, маршевая песня, построенная на характерных интонационных ходах изобразительного характера.

На первом занятии песня исполняется в сопровождении фортепиано, ритм припева одновременно изображает «барабан» (Тра-та-та, тра-та-та, дайте палочки вы мне). На втором занятии запев песни исполняет педагог, а более легкий припев — дети. На третьем занятии дети учат запев песни, в котором встречается трудный мелодический оборот, соответствующий словам «У окошка на стене». Педагог упражняет ребят в воспроизведении этой интонации, поочередно спрашивая каждого: «Где висит барабан?» Дети поют: «У окошка на стене». На четвертом занятии дети, хороню испол­няющие, поют запевка остальные - припев. На последующих занятиях ребята поют эту песню без сопровождения, маршируют под нее, подыгрывают себе на барабане.

В конце года необходимо проверить усвоение певческих навыков, развитие голоса и слуха, качество исполнения песен, чтобы выяснить: может ли каждый ребенок петь знакомые песни с фортепианным сопровождением. При этом используются такие приемы: каждому ребенку предлагается по своему желанию спеть один куплет знакомой песни, вспомнить, какие еще песни выучены; каково качество коллективного (хорового) звучания: умеют ли дети петь достаточно чисто (не фальшиво), слаженно по темпу в сопровождении инструмента, но без пения взрослого. Приемы: дети начинают петь после музыкального вступления. Педагог внимательно слушает и по окончании отмечает недостатки. Песня исполняется второй раз — педагог наблюдает, как ребята стараются исправить ошибки; могут ли дети определить звуки различной высоты: октаву, септиму, сексту. Приемы: детям предлагают узнать, кто поет сначала: «мама-птица» (низкие звуки на одной ноте) или «птенчики» (высокие звуки на одной ноте).

Методические приемы.

Методические приемы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки», «Скок-скок поскок, молодой дроздок» и др. Систематическое их повторение формирует навык, чистого интонирования. Используются также упражнения на развитие слуха: «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук).

Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.

В другом случае сопоставляются два звука (интервалы в песне), Эти задания должны увлекать детей и иметь образную или игровую форму.

Первоначальные сведения о музыке дети приобретают во время разучивания песен: узнают о характере звучания (напевно, отрывисто), темпе исполнения (медленно, подвижно), динамике (громче, тише). Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни, о характере ее звучания.

Последовательность работы по разучиванию песен в старшей группе детского сада примерно та же, что и с детьми средней группы. Проанализировав песню, педагог на каждом занятии ставит перед собой новую задачу, например, упражняет ребят в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков, добивается напевного или подвижного звучания. На каждом занятии исполняются две-три песни. Обычно вна­чале даются вокальные распевания и упражнения, развивающие слух. Затем разучивается новая песня, которая требует более со­средоточенного внимания. После этого исполняется песня, знако­мая детям, но требующая работы над ее выразительностью. В заключение дети поют любимые и хорошо знакомые им песни.

В конце года уровень развития слуха и певческих навыков можно определить следующим образом:

проверить, как поет каждый ребенок, и отметить качество исполнения песни в сопровождении фортепиано;

установить, какие песни (несложные) и кто из детей может спеть без сопровождения: показывая образец, педагог поет сам без сопровождения, ребенок повторяет без помощи взрослого; педагог подпевает, если ребенок не справляется с заданием;

предложить спеть всем детям знакомую, но давно не исполнявшуюся песню с целью проверки музыкальной памяти;

дать задание типа «музыкальное эхо», мелодические обороты варьируются для каждого ребенка — этим проверяется уровень координации слуха и голоса;

проверить качество исполнения коллективного пения, предложив детям спеть две песни (с инструментальным сопровождением) различного характера — спокойного, напевного и легкого, подвижного; этим выясняется качество звучания;

выяснить, сколько песен из пройденного репертуара дети смогут спеть с фортепианным сопровождением.

 

ПЕНИЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.