Работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (лекции 2,3,4) и «Психопатология обыденной жизни». — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (лекции 2,3,4) и «Психопатология обыденной жизни».

2019-08-03 315
Работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (лекции 2,3,4) и «Психопатология обыденной жизни». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (лекции 2,3,4) и «Психопатология обыденной жизни».

Типология ошибочных действий. Механизмы возникновения ошибочных действий. Воспоминания детства и покрывающие воспоминания. Действия, совершенные «по ошибке». Симптоматические и случайные действия. Комбинированные ошибочные действия.

 

2. Работа К. Левина "Теория поля в социальных науках"

Глава 2 (4). Теория поля и научение. Динамический и психологический подход. Поведение как функция от поля в данный момент времени. Научение как изменение когнитивной структуры: дифференциация неструктурированных областей, переструктурирование, временная перспектива. Научение как изменение ценностей и валентностей: научение и силы, навязывающие индивиду то, или иное поведение, изменения ценностей и валентностей (изменения ценностей и смыла, научение и уровень притязаний).

Глава 3 (5) Регрессия, ретрогрессия и развитие. Многообразие поведения. Организация поведения. Протяженность сферы деятельности и интересов (размеры поля, временная перспектива). Взаимозависимость поведения: уменьшение простой взаимозависимости (дифференциация двигательной системы, взаимозависимость внутренних областей личности и ее двигательных областей, взаимозависимость в пределах внутренних областей личности, взаимозависимость личности и окружения), изменение организационной взаимозависимости (организация двигательной системы, организация двигательной системы со стороны внутренних областей личности, организация внутренних областей личности, организация психологического окружения). Степень дифференциации динамического целого. Единство целого и с его дифференциации. Стратификация: центральные и переферические слои, внешние и внутренние слои. Разнородность и многообразие состояний целого. Степень иерархической организации. Организационное единство целого.       

Глава 7. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации. Раздел: Поведение в конкретном психологическом поле. Когнитивная структура жизненного пространства (дифференциация параметров жизненного пространства, регрессия). Местоположение индивида внутри области и вне ее (местоположение, соседство областей и передвижение; «адаптация» к ситуации; групповая принадлежность). Изменение когнитивной структуры (проблемы обходного пути и инсайта; научение и ориентация). Сила и силовое поле: сила и валентность, величина силы и удаленность валентности. Сила и силовое поле: типы сил (побудительные и сдерживающие силы, интуцированные силы, силы, соответствующие потребностям индивида, и безличные силы, точка приложения). Сила и силовое поле: конфликтные ситуации (определение конфликта, конфликт между побудительными силами, конфликты между побудительными силами и сдерживающими силами, конфликты между собственными силами индивида и индуцированными силами. Сила и силовое поле: эмоциональное напряжение и беспокойство (сила конфликта и эмоциональное напряжение, форма проявления беспокойства). Наложение ситуаций: наложение деятельностей, принятие решения, непосредственная ситуация и фоновая ситуация, влияние группы на индивида.

Глава 7. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации. Раздел: Факторы, определяющие поле и его изменения. Потребности, силовые поля и когнитивная структура. Удовлетворение потребностей: удовлетворение потребности путем достижения исходной цели; замещающее удовлетворение (замещающая ценность, подобие и степень трудности; замещение на уровне воображения; замещающая ценность и когнитивные процессы; замещающая валентность в игре и неигровой ситуации. Изменение потребностей: воздействие на потребности со стороны сдерживающих сил (настойчивость, трудность, приводящая к усилению потребности); психологическое насыщение; намерение; потребности как составляющие более широких потребностей (зрелость притязаний, уровень притязаний, условия переживания успеха и неудачи, факторы, определяющие уровень притязаний); индуцированные потребности (эгоизм и альтруизм, подчинение и социальное давление, принятие чужих целей,потребности индивида как члена группы).

 

Главы I - II.

Награда или наказание в работе Курта Левина «Психологическая ситуация награды и наказания» рассматриваются как психологические понятия, а их приме­нение как вспомогательное средство для того, чтобы побудить ребенка к определенному поведению (действию или воздержанию от дей­ствия) путем обещания награды или угрозы наказания.

Ситуация конфликта

Психологически конфликт представляет собой такую ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противонаправленные но приблизительно равные по величине силы. Возможны три основных типа конфликтных ситуаций.

Таким образом, угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию: ребенок находится между двумя отрицательными по­будителями и соответствующими им силами поля. Он всегда будет пытаться выйти из поля, чтобы избежать и задания, и наказания. Простейшая попытка «увильнуть» от задания и наказания одновременно состо­ит в физическом выходе из поля, — убегании или прятании.

Часть 2. Главы V – VII

Ценность исследования проведенного Б.В. Зейгарник заключается в том, что полученные экспериментальные данные подтвердили ряд теоретически выведенных гипотез модели личности К. Левина. Было установлено, что незаконченные действия запоминаются гораздо лучше (почти в два раза), чем законченные, при этом и при опросе они выступали на первый план во временной последовательности. Это явление вошло в историю психологии как, так называемый, «эффект (или феномен) Зейгарник».

При этом в эффекте запоминания решающим были не эмоциональная окраска или значимость задания, и даже не шоковый эффект от его прерывания, а существование в момент опроса квазипотребности, возникшей при образовании намерения или в процессе работы, которая соответствует напряжению действующему не только в направлении осуществления исходного намерения (закончить задание), но и влияет на воспроизведение. Сила же проявления квазипотребности при воспроизведении зависит от структуры и интенсивности напряжения, а также от типа и силы стремления к воспроизведению, возникающего в момент опроса. Для сохранения этой квазипотребности решающее значение имеет не внешняя законченность или незаконченность работы, а внутренняя незавершенность действия.

С тем, в какой мере структуры действия способствуют образованию особых самостоятельных напряженных систем, связано, что разница в запоминании законченных и прерванных действий выражена для действий с «четким концом» гораздо сильнее, чем в случае «продолжающихся» действий.

Только тогда, когда напряженные системы достаточно отделены друг от друга, они воздействуют на воспроизведение. Когда для испытуемого отдельные действия не обладают своим собственным лицом, то весь опыт в целом соответствует лишь единственной напряженной системе. Еще для возникновения напряженной системы необходима достаточная упругость динамического поля в целом. В случае усталости испытуемого («текучесть» целостного психического поля) или сильном возбуждении (большие колебания напряжения в поле) образования напряжений не происходит. Уже возникшие напряженные системы при изменении ситуации («расшатывание» при разговоре на волнующую тему, испытуемый временно становится экспери-ментатором) разряжаются. У разных людей интенсивность и прочность такого рода напряжений потребностного типа различна и является достаточно постоянной характеристикой индивида. К тому же преимущество незаконченных действий при запоминании тем сильнее, чем непосредственнее выражаются потребности данного человека, чем меньше он может отказаться от их удовлетворения, и чем более естественно и «по-детски» он воспринимает весь опыт.

Таким образом, автором приводятся хорошо аргументированные доказа-тельства того, что эффективность запоминания зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается информация, связанная с оставшимся незаконченным действием. Автор не утверждает, что полностью выполненное действие забывается. Она установила, что по сравнению с завершенными действиями, незавершенные запоминаются гораздо лучше и вспоминаются в первую очередь. Исследование полностью подтверждает, что преимущество незаконченных действий не связано с внешней законченностью или незаконченностью, а обусловлено сохранением или несохранением квазипотребностей.

Внешнее подкрепление

Хотя предшественники А. Бандуры из бихевиористской парадигмы (Скиннер, Миллер, Роттер) отдавали внешнему подкрепление приоритет в регулировке деятельности индивида, А. Бандура не считал внешнее подкрепление единственным и обязательным условием для научения и закрепления нового поведения. По мнению ученого, прямое подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для него, а объяснение поведения человека исключительно внешними последствиями автор считает ограниченным, не представляющим концептуального объяснения сложного феномена человеческого поведения.

Таким образом, признавая в теории социального научения большое значение внешнего подкрепления, А. Бандура постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий.

Внешнее подкрепление, по мнению А. Бандуры, имеет для человека большое информативное значение, позволяя человеку определять, каких последствий он может ожидать в результате того или иного поведения, дает возможность предвидеть результаты своих действий и корректировать их при необходимости.

Косвенное подкрепление

Большое значение в регулировании поведение человека А. Бандура признает за косвенным подкреплением, то есть наблюдением за действиями, успехами и неудачами других людей. По мнению ученого, наблюдаемые последствия влияют на поведение индивидуума также эффективно, как лично переживаемые.

А. Бандура убежден, что косвенное подкрепление позволяет человеку осваивать новые модели деятельности, а также находить новые решения даже быстрее, чем самой модели. Наблюдая за поощрением или наказание других, мы учимся прогнозировать последствия наших действий, так сказать, «из вторых рук». Косвенное подкрепление дает человеку возможность экономить энергию на освоение неэффективной деятельности, учиться на ошибках и успехах другого человека.

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель оценивает как результат предшествующих действий модели. Получив таким образом через косвенное подкрепление информацию о возможных последствиях, человек постарается осуществлять действия, которые были вознаграждены и избегать поведения, способного повлечь за собой агрессию и наказание.

А. Бандура также признает существенное влияние косвенных последствий на ценностные стандарты и ориентиры человека. Даже когда мы этого не замечаем, наши личные ценности во многом определяются наблюдаемыми нами подкреплениями чужих действий. Двадцать раз увидев, что брата ругают за невымытые руки за столом, мы, возможно, неосознанно сделаем вывод, что тщательно мыть руки перед трапезой — это хорошо и правильно.

Самоподкрепление

Признавая значение внешнего и косвенного подкрепления, А. Бандура говорит о том, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя.

Осуществляется самоподкрепление, когда человек определяет для себя определенную планку достижений и поощряют либо наказывают себя в зависимости от достижения самоустановленного стандарта. Регулирование поведения человека через самооценочные последствия выражается через самопоощрение либо самокритику. Проще говоря, люди удовлетворены собой, когда испытывают гордость от своих успехов, и недовольны собой, когда осуждают свое поведение или достигнутый результат.

Ученый говорит о том, что несмотря на то, что «задирание планок» личных стандартов поведения сложно объяснимо, оно, тем не менее, имеет место быть сплошь и рядом. Причины этого механизма автор видит в влияние социальном поощрении образцовых стандартов.

А. Бандура убежден, что самоподкрепление в определенной степени обусловлено внешними вознаграждением или порицанием. Человеку не свойственно предпринимать ничем не обусловленное самовознаграждение, за подобное поведение он будет ожидать общественного порицания и прекратит подобное самоподкрепление.

По мнению А. Бандуры, чаще всего персональные и внешние детерминанты действуют друг на друга реципрокным образом, то есть взаимообуславливают друг друга. Таким образом, в «Теории социального научения» А. Бандура отрицает однобокость научных подходов, предлагающих рассматривать поведение человека исключительно как результат его внутренних процессов, либо как реакцию на внешнее подкрепление. По мнению ученого необходимыми и взаимовлияющими условиями для приобретения, сохранения и модификации поведения являются такие детерминанты как внешнее, косвенное и самоподкрепление.

 

(второй вариант)Работа А. Бандуры «Теория социального научения»

Критика бихевиоризма.

Здоровая критика экстремального бихевиоризма заключается в осуждении его чрезмерного стремления избавиться от случайных внутренних причин. Он пренебрегает теми детерминантами поведения, которые проистекают из когнитивных функций. Теория, отрицающая, что мысль способна упрафвлять действием, не в состоянии объяснить сложного человеческого поведения. Законом оперантной теории всегда было то, что поведение управляется его непосредственными последствиями. Если бы были важны только сиюминутные реакции и подкрепления, то при прерывистом подкреплении организм должен был бы быстро прекратить свое реагирование, однако на самом деле именно при таких условиях поведение поддерживается наиболее устойчиво.

Основные процессы научения через моделирование (процессы внимания, процессы сохранения, моторно–репродуктивные процессы, мотивационные процессы). Эволюционный анализ моделирования (имитация и идентификация). Сравнительный анализ моделирования. Локус ответной интеграции. Роль подкрепления. Передача ответной информации. Абстрактное и креативное моделирование.

Осн.процессы – см.конспект по ПЛ

Локус ответной интеграции.

Наблюдая за моделью, осуществляющей желаемое поведение, личность уже вырабатывает собственное представление о том, как и в какой последовательности нужно комбинировать отдельные компоненты реакций для формирования нового поведения. Другими словами, действия человека направляются преимущественно не их последствиями, а его предшествующими представлениями. Люди учатся с помощью наблюдений задолго до исполнения.

Роль подкрепления.

Из теории социального научения следует, что научение через наблюдение осуществляется гораздо эффективнее, если наблюдателей заранее информируют о тех преимуществах, которые они получат в результате освоения модели поведения, чем если бы им пришлось просто дожидаться нужной реакции и последующего вознаграждения за нее.

В теории социального научения подкрепление рассматривается как полезное, но отнюдь не необходимое условие, поскольку на наблюдение — помимо последствий тех или иных реакций — оказывают влияние и другие факторы. Например, человеку не требуется подкрепление, когда он слушает волнующую его музыку или не может отвести взгляд от картины, чем-то поразившей его воображение. Когда сами события привлекают внимание к моделируемой деятельности, то дополнительные позитивные побуждения не повышают эффективности научения через наблюдение.

Функции самовозбуждения.

Аффективные реакции могут стимулироваться когнитивно. Люди легко могут вызвать у себя приступ тошноты, если будут представлять себе нечто отвратительное. Они могут прийти в состояние сексуального возбуждения с помощью эротических фантазий. Они могут напугать себя мыслями, порождающими страх. Многочисленные свидетельства придают правомерность интерпретации обусловливания как процесса самовозбуждения.

Программа модификации поведения. Способы управления функциями организма. Иерархическое развитие побуждений. Внешние и внутренние побуждения. Воздействие внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию.

 

Косвенное подкрепление и наказание. Поучительное наказание и средства сдерживания. Сравнительная эффективность прямых и косвенных последствий (эффекты научения и мотивационные эффекты). Объяснение косвенного подкрепления (информационная и мотивационная функции, функция оценки и восприимчивости к влиянию).

 

Вознаграждение функционирует как наказание, когда контрастирует с более привлекательным вознаграждением и как позитивное подкрепление, когда оно случается в связи с отсутствием какого бы то ни было вознаграждения или наказания.

Косвенное подкрепление возникает тогда, когда наблюдатели усиливают определенное поведение, которое, как они могли видеть, подкреплялось у других людей.

В некот. случаях поведение моделей понесло вербальное или физическое наказание со стороны третьих лиц. Во других случаях модели сами себя наказывают за неуместное поведение, что также оказывает тормозящее воздействие на наблюдателей.

Составляющие компоненты процесса саморегуляции (исполнение, оценочные процессы, самоответ). Установление саморегулятивных функций. Стандарты самовознаграждения. Самооценка. Регуляция поведения посредством самопродуцируемых последствий. Поддержание системы самоподкрепления. Детерминанты самонаказания. Освобождение от самооценочных последствий.

 

Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направления, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них.

Предшествующее поведение служит основанием для оценки собственных поступков. В этом процессе именно самосравнение обеспечивает меру адекватности. Прошлое исполнение определяет самооценку главным образом через свое воздействие на установление стандартов. После достижения заданного уровня исполнения желание удовлетворяется и идет поиск нового самоудовлетворения через постепенное совершенствование. Люди стремятся повышать стандарты исполнения после достижения успеха и снижать их до более реалистического уровня в результате повторяющихся неудач.

Самооценка.

Теория социального научения определяет негативное самовосприятие в терминах склонности к недооценке личностью самой себя, а позитивное самовосприятие выражается в стремлении оценивать себя благосклонно.

Самовосприятие личности может различаться по видам деят-ти и даже для различных аспектов одного и того же вида деятельности.

Дисфункциональные самооценочные системы являются важными аспектами некоторых форм психопатологии, активизируя избыточные самонаказания или создавая самопродуцируемый дистресс, которые мотивируют различные защитные реакции.

Детерминанты самонаказания.

Самонаказание поддерживается своей приобретенной способностью облегчать мысленно представляемый дистресс и ослаблять внешнее наказание. Самонаказание часто служит эффективным средством ослабления негативных реакций других людей.

Работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (лекции 2,3,4) и «Психопатология обыденной жизни».

Типология ошибочных действий. Механизмы возникновения ошибочных действий. Воспоминания детства и покрывающие воспоминания. Действия, совершенные «по ошибке». Симптоматические и случайные действия. Комбинированные ошибочные действия.

 

2. Работа К. Левина "Теория поля в социальных науках"

Глава 2 (4). Теория поля и научение. Динамический и психологический подход. Поведение как функция от поля в данный момент времени. Научение как изменение когнитивной структуры: дифференциация неструктурированных областей, переструктурирование, временная перспектива. Научение как изменение ценностей и валентностей: научение и силы, навязывающие индивиду то, или иное поведение, изменения ценностей и валентностей (изменения ценностей и смыла, научение и уровень притязаний).

Глава 3 (5) Регрессия, ретрогрессия и развитие. Многообразие поведения. Организация поведения. Протяженность сферы деятельности и интересов (размеры поля, временная перспектива). Взаимозависимость поведения: уменьшение простой взаимозависимости (дифференциация двигательной системы, взаимозависимость внутренних областей личности и ее двигательных областей, взаимозависимость в пределах внутренних областей личности, взаимозависимость личности и окружения), изменение организационной взаимозависимости (организация двигательной системы, организация двигательной системы со стороны внутренних областей личности, организация внутренних областей личности, организация психологического окружения). Степень дифференциации динамического целого. Единство целого и с его дифференциации. Стратификация: центральные и переферические слои, внешние и внутренние слои. Разнородность и многообразие состояний целого. Степень иерархической организации. Организационное единство целого.       

Глава 7. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации. Раздел: Поведение в конкретном психологическом поле. Когнитивная структура жизненного пространства (дифференциация параметров жизненного пространства, регрессия). Местоположение индивида внутри области и вне ее (местоположение, соседство областей и передвижение; «адаптация» к ситуации; групповая принадлежность). Изменение когнитивной структуры (проблемы обходного пути и инсайта; научение и ориентация). Сила и силовое поле: сила и валентность, величина силы и удаленность валентности. Сила и силовое поле: типы сил (побудительные и сдерживающие силы, интуцированные силы, силы, соответствующие потребностям индивида, и безличные силы, точка приложения). Сила и силовое поле: конфликтные ситуации (определение конфликта, конфликт между побудительными силами, конфликты между побудительными силами и сдерживающими силами, конфликты между собственными силами индивида и индуцированными силами. Сила и силовое поле: эмоциональное напряжение и беспокойство (сила конфликта и эмоциональное напряжение, форма проявления беспокойства). Наложение ситуаций: наложение деятельностей, принятие решения, непосредственная ситуация и фоновая ситуация, влияние группы на индивида.

Глава 7. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации. Раздел: Факторы, определяющие поле и его изменения. Потребности, силовые поля и когнитивная структура. Удовлетворение потребностей: удовлетворение потребности путем достижения исходной цели; замещающее удовлетворение (замещающая ценность, подобие и степень трудности; замещение на уровне воображения; замещающая ценность и когнитивные процессы; замещающая валентность в игре и неигровой ситуации. Изменение потребностей: воздействие на потребности со стороны сдерживающих сил (настойчивость, трудность, приводящая к усилению потребности); психологическое насыщение; намерение; потребности как составляющие более широких потребностей (зрелость притязаний, уровень притязаний, условия переживания успеха и неудачи, факторы, определяющие уровень притязаний); индуцированные потребности (эгоизм и альтруизм, подчинение и социальное давление, принятие чужих целей,потребности индивида как члена группы).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.