Тема: Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

2019-08-03 474
Тема: Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя литературы о значении «Слова…» в русском искусстве. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. До сих пор он волнует современных исследователей, писателей, ученых, художников, музыкантов.

В литературе книга переведена на десятки языков (в том числе английский, японский) и вошла в золотой фонд мировой литературы. На русском языке – 25 переводов поэтов 19 и 20 века. Мотивы «Слова…» отразились в творчестве русских поэтов – от Пушкина до современных поэтов.   

В живописи. Поход князя Игоря на половцев изображали великие художники: Виктор Васнецов, Владимир Фаворский, Илья Глазунов, Иван Билибин. В своих героях художники подчеркивали лучшие нравственные качества.

В музыке. Великий русский композитор 19 века, Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), написал оперу «Князь Игорь».

2. Озвучивание задач урока

3. Слово учителя музыки о композиторе и его опере. Повторение и запись терминов «опера», «ария», «либретто».

Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. (Синтез слова, сценического действия и музыки). 

Ария – законченный по построению эпизод в опере, является музыкальной характеристикой героя

Либретто – литературный текст оперы, балета.

Опера «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве.

4. Постановка главного вопроса урока: в чем сходство и различие в сюжете текста и оперы?

5. Заполнение таблицы (правый столбец) по ходу просмотра фрагментов оперы. Наблюдение над различиями в сюжете и сравнительный анализ (работа с текстом).

«Слово о полку Игореве» Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» – различия:
1 часть: сборы в поход. Затмение солнца.       
2 часть: «златое» слово Святослава. Ария Игоря. Он чувствует свою вину в гибели воинов.
3 часть: плач Ярославны       
  Половецкие пляски
возвращение Игоря из плена Игорь сначала отказывается от побега.
 прославление Игоря и князей.  

 

Вывод: А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…».

6. Подведение итогов

– В чем заключается главное сходство в финале? (Прославление Игоря, князей, несмотря на поражение в битве с половцами). 

– В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли она в опере? (В «Слове…» к объединению русских князей призывает Святослав, а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале).

Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»: Русская земля – основной художественный образ «Слова…» и картины. Вера в победу и добро, в силу Русской земли сильна и в творчестве неизвестного автора «Слова…», и художника В.М.Васнецова, и композитора А.П.Бородина.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 33

Тема:   Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть. (слушание).

Ø В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

 

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

 

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

 

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

 

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

 

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

 

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Вокально-хоровая работа.

Ø В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 34

Тема: Заключительный урок.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.