Тема: Зима: поэт – художник – композитор — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Зима: поэт – художник – композитор

2019-08-03 312
Тема: Зима: поэт – художник – композитор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание).

Ø Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора С. Прокофьева.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Зима: поэт – художник – композитор

 

III. Работа по теме урока.

Евгений Баратынский "Зима"

Летом всё цветёт и зреет,

А зимою злой мороз.

То нога оледенеет,

То озябнет бедный нос.

 

Но у ней свои есть ласки,

Есть чудесные деньки.

Есть у ней снежки, салазки,

Лёд зеркальный и коньки.

 

Афанасий Фет "Кот поёт, глаза прищуря..."

Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

 

Николай Некрасов "Снежок"

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

 

Федор Тютчев "Чародейкою Зимою околдован, лес стоит..."

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Сергей Есенин "Береза"

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

 

Агния Барто "Сто одежек"

Лиф на байке, три фуфайки,
На подкладке платьице.

Шарф на шее, шаль большая,
Что за шарик катится?
Сто одежек, сто застежек

Слова вымолвить не может.

"Так меня закутали,
Что не знаю, тут ли я?"

 

Иван Демьянов "Первый снег"

Седы кусты до прутика...
На землю и дома
На белых парашютиках
Спускается зима!

Летят снежинки-звездочки.
Смотрю из-под руки:
Кружась, танцуют в воздухе,
Пушисты и легки!


Светлее стала улица,
Наряднее село.
Летят снежинки, кружатся,
Вокруг белым-бело!

 

Ø С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание).

 

¾ Рассмотрите картины зимнего пейзажа

¾ Настроению какой картины больше соответствует настроение музыки С. Прокофьева?

¾ Какие словосочетания наиболее точно отражают характер музыки?

Слова для справок:

Слова для справок: злая ревущая вьюга; лёгкая стелющаяся метелица; завывающий снежный вихрь.

Вокально-хоровая работа

Ø Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение).

IV. Итог урока.

Зима – красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины.

Сегодня мы попробовали  расслышать вместе с поэтами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа, услышать с композиторами музыку зимы.

V. Домашнее задание.

Подготовить для исполнения песню о зиме.

Урок 18

Тема: Для чего нужен музыкальный размер?

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).

Ø Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Для чего нужен музыкальный размер?

Запись на доске:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ТАКТ * АКЦЕНТ

 

III. Работа по теме урока.

Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать.

Разме́р та́кта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой доли показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.

Основные музыкальные размеры

Примеры:

1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;

2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;

3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;

4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;

5. Размер C эквивалентен 4/4;

6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.

Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке.

Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.

Слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться». Это плавный кружащийся танец, который исполняется парами. Все вальсы имеют размер ¾.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ¾ ВАЛЬС ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ

 

¾ Прочитайте стихотворение из «Вальса собачек». Правильно выполните ударения: сильный хлопок на первую долю и два лёгких хлопка на слабые доли.

 

Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

 

¾ Почему в «Вальсе собачек» «артисты» закружились невпопад?

¾ Как звучит «Вальс» из балета П. Чайковского «Спящая красавица»?

¾ П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа

¾ Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).

¾ Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

IV. Итог урока.

На уроке вы узнали много нового. Постарайтесь сохранить эти знания, они вам ещё пригодятся.

V. Домашнее задание.

Выучить текст песен.

 

Урок 19


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.