Способы элиминирования социокультурных лакун — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Способы элиминирования социокультурных лакун

2019-08-03 466
Способы элиминирования социокультурных лакун 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заполнение лакуны процесс раскрытия смысла некоторого понятия ( или слова), принадлежащего к чужой культуре.. Это заполнение может быть различной глубины, что зависит от характера лакуны, от типа текста, в котором лакуна существует, от особенностей реципиента. Один самых распространенных способов заполнения лакун в публицистическом тексте Ю цель которого продемонстрировать фрагмент незнакомой культуры, перевод сохраняемого в тексте национально-специфического элемента. «Этот клочок суши … зовется Нуси-Бе, что в переводе с малагасийского означает большой остров».

Elevated road - надземка ср. подземка

Roadster – родстер, двухместная машина с откидным верхом

Сохранение в тексте национально-специфического элемента и последующий перевод помогают:

А) создать некоторый колорит национальной культуры;

Б) обеспечить более глубокое понимание смысла текста путем раскрытия значения специфического элемента чужой культуры.

Второй способ – включение в текст комментария (различной степени подробности) к элементам чужой культуры. Комментарий может носить учебный характер (облегчение восприятия, развитие навыков чтения, расширение лексического запаса). Два основных способа комментирования:

· Энциклопедический (сообщаются конкретные, точные сведения, заимствованные из справочных источников)

· Исследовательский, лингвострановедческого характера, раскрывающий национальные особенности восприятия внеязыкового факта.

Третий способ – компенсация. Его суть – снять национально-специфический (культурологический барьер). Для этого в текст вводится специфический элемент культуры, тождественный или квазитождественный, элементу исходной культуры. «У дерева листья продолговатые, как у нашей черемухи».

 

 

Билет 12 Проблема этноцентризма и культурный релятивизм как основа межкультурного взаимодействия.

Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Этноцентризм заключается в том, что представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивает со своей культурой. Уже то, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит в основном собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом.

Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Доведенный до крайности культурный релятивизм, суть которого — полное игнорирование других культур, проявляется в крайне негативном отношении к другим нациям или обществам.

Первичное восприятие человека - на основе собственных культурных норм оцениваются его внешность, внутренние качества, поведение. Воспринимаемые вещи, люди, отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы, классы, виды, то есть категории. Категоризация помогает упростить действительность, сделать ее более понятной и доступной. Восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными характеристиками. Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие человеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли. 2 точки зрения: номиналистская и релятивистская. Номиналистская позиция - восприятие человеком окружающего мира осуществляется без помощи языка, на котором мы говорим. Язык является просто внешней «формой мысли». Поэтому в ходе мыслительной деятельности в сознаний всех людей формируются одинаковые образы реальности. Релятивистская позиция - структура языка определяет особенности мышления, восприятие реальности, структурные образцы культуры, стереотипы. Гипотеза Сепира и Уорфа - любая языковая система является не только инструментом для воспроизведения мыслей, но и фактором, формирующим человеческую мысль, становится программой и руководством мыслительной деятельности индивидуума. В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Намного важнее понять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры. Понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся. В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир - каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел. Этноцентризм в той или иной степени с бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей. Для осмысления явлений чужой, неизвестной культуры оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную систему своей культуры. Интерпретация (объяснение) явлений чужой культуры происходит в результате столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения - понимание чего-то нового, неизвестного происходит путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из собственной культуры. Представители коллективистских культур более этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур.

Модель освоений чужой культуры Беннета:
- акцент на чувственном восприятии и толковании культурных различий – межкультурная чуткость.

I Этноцентрические (через призму своей культуры): 1. Отрицание: -изоляция -сепарация (создание дистанции) 2. Защита: -диффамация (клевета) -превосходство -обратное развитие (очернение собственной культуры) 3. Умаление (поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой): -физический универсализм -трансцендентный универсализм   II Этнорелятивистские: 4. Признание: -уважение к различиям в поведении -уважение к различиям в системе ценностей 5. Адаптация: -эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) -плюрализм 6. Интеграция: -контекстуальная оценка -конструктивная маргинальность

Этноцентризм – совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим.
Этнорелятивизм – предположение, что поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности, культурные различия – это не хорошо, не плохо. Э. начинается с принятия культурных различий, как чего-то неизбежного и позитивного, проходит через адаптацию к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.