Сознание как высшая форма психической деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сознание как высшая форма психической деятельности

2019-08-03 235
Сознание как высшая форма психической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание как высшая форма психической деятельности

Сознаниеспецифически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью II сигнальной системы (слов, математических формул, образов художественных произведений и других символов) может быть передано другим людям, в том числе и поколениям, в виде памятников культуры.

Самосознание — высший вид сознания. Основная суть описанного отражена в философском определении сознания: Сознаниеконтролируемое и управляемое личностью идеальное отражение действительности, неустранимой частью которой является сама личность.

К категории подсознательного относятся:

1) хорошо закрепленные условные рефлексы

2) субсенсорные условные рефлексы

3) процессы, имеющие сугубо личное назначение

4) глубоко усвоенные субъектом социальные нормы

Вторую группу неосознанных форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений, творческих озарений (интуиции), которую называют «сверхсознанием». Это этап первоначального творчества.

Критерии оценки сознания. Большую роль в медицине играет возможность определять сознательное состояние человека по наличию единства объективных его критериев. К ним принадлежат следующие:

1. Внимание и способность сосредоточиваться на различных явлениях.

2. Способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими и выражать их словами или каким-либо другим способом.

3. Возможность оценивать предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию.

4. Осознание собственного «я» и признание других индивидуумов.

5. Наличие эстетических и этических ценностей.

Память

Память — способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

Биологическое значение памяти. Научение и память имеют неоценимое значение для адаптации поведения живого организма к окружающей среде. Без способности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку в этом случае было бы невозможно как планировать и совершать целесообразные действия, так и преднамеренно избегать ошибок.

Четыре процесса формирования памяти характеризуют память: запоминание информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение.

Память включает 4 этапа формирования:

1. Селекция новой информации (сортировка)

Формирование энграммы (запись) электрофизиологическая или структурно-химическая

Хранение

Воспроизведение информации

Свойства памяти:

Различают память генетическую, иммунную и приобретенную.

Классификация памяти:

· по формам восприятия информации ( по характеру памятных следов)

  логически-смысловая (оперирующая понятиями )

чувственно-образная (оперирующая представлениями): зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, двигательную

· по уровням усвоения ( воспроизводящая и облегчающая);

· по происхождению в филогенезе (инстинкты ) и в онтогенезе (условные рефлексы);

· по длительности хранения информации (кратковременная и долговременная)

· по способу запоминания и воспроизведения памятных следов (энграмм) память может быть произвольной и непроизвольной

1. Моторная память она запрограммирован генетически и отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение движений: ходьбы, плаванья, прыжков. Благодаря ей обычные действия выполняются автоматически.

2. Образная память — запечатление образа привлекательного или вредного раздражителя. Она лежит в основе научения (для животных и человека). Образная память связана с работой органов чувств, включает в себя зрительную, осязательную, слуховую.

3. Эмоциональная память — способность воспроизводить пережитое ранее эмоциональное состояние в комплексе с элементами вызвавшей его ситуации и субъективным отношением к ней. Чаще удерживаются отрицательные эмоции. У людей она представлена двумя формами: истинной и абстрагированной.

Истинная — воспроизведение чувственного состояния.

Абстрагированная — интеллектуальное воспоминание, сохраняющее ту или иную аффективную окраску.

Особенности эмоциональной памяти: отсутствие модальности, быстрота формирования, прочность сохранения, непроизвольность воспроизведения.

Эмоциональная память имеет чрезвычайно важное значение в отношениях между людьми и в быстром и прочном запоминании информации.

В патологии расстройства эмоциональной памяти вызывает многие фобии, неврозы (травматические), наркомании, алкоголизм.

Выделяют в самостоятельную категорию условнорефлекторную, или поведенческую память, что обусловлено механизмом становления условнорефлекторных связей.

Основная отличительная особенность памяти человекаспособность к формулировке идей в виде словесных символов и к их сохранению в абстрактной форме.

По длительности хранения различают память: кратковременную и долговременную.

Общая характеристика эмоций

Эмоции — по словам П. К. Анохина — объективно существующее явление природы, они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определять полезность или вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций».

Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения и т.п. Положительные эмоции: любовь, радость, удовольствие, наслаждение и т. д.

Классификация эмоций

Различают эмоции:

1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.

2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).

3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).

4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).

5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).

Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Сознание как высшая форма психической деятельности

Сознаниеспецифически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью II сигнальной системы (слов, математических формул, образов художественных произведений и других символов) может быть передано другим людям, в том числе и поколениям, в виде памятников культуры.

Самосознание — высший вид сознания. Основная суть описанного отражена в философском определении сознания: Сознаниеконтролируемое и управляемое личностью идеальное отражение действительности, неустранимой частью которой является сама личность.

К категории подсознательного относятся:

1) хорошо закрепленные условные рефлексы

2) субсенсорные условные рефлексы

3) процессы, имеющие сугубо личное назначение

4) глубоко усвоенные субъектом социальные нормы

Вторую группу неосознанных форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений, творческих озарений (интуиции), которую называют «сверхсознанием». Это этап первоначального творчества.

Критерии оценки сознания. Большую роль в медицине играет возможность определять сознательное состояние человека по наличию единства объективных его критериев. К ним принадлежат следующие:

1. Внимание и способность сосредоточиваться на различных явлениях.

2. Способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими и выражать их словами или каким-либо другим способом.

3. Возможность оценивать предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию.

4. Осознание собственного «я» и признание других индивидуумов.

5. Наличие эстетических и этических ценностей.

Память

Память — способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

Биологическое значение памяти. Научение и память имеют неоценимое значение для адаптации поведения живого организма к окружающей среде. Без способности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку в этом случае было бы невозможно как планировать и совершать целесообразные действия, так и преднамеренно избегать ошибок.

Четыре процесса формирования памяти характеризуют память: запоминание информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение.

Память включает 4 этапа формирования:

1. Селекция новой информации (сортировка)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.