Что такое заикание и как оно проявляется — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Что такое заикание и как оно проявляется

2019-08-03 201
Что такое заикание и как оно проявляется 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины заикания

Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.

Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель из­вне. Состояние страха резко сказывается у такого ребенка на нервно-мышечной работе речевого аппарата: ребенок говорит с судорожны­ми повторениями звуков и слов, нагружается ритм дыхания, речь арит­мична. Речь купируется на отдельные звуки и слова. У ребенка, пере­несшего состояние страха, возникают первые симптомы заикания, которые в дальнейшем могут фиксироваться. При испуге может так­же наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания, угрозы, окрики, одергивания, приказа­ния и т. д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в воз­никновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного, кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.

Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, ко­торое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. При нару­шении программирования своей речи, т. е. несоответствии мыслительных способностей и речевых возможностей, может возникнуть явле­ние заикания. Например, ребенок хочет сказать — «машина», но на какой-то момент он не может сразу этого добиться и начинает повто­рять начальный слог: ма-ма-машина. В начале это проявление не но­сит судорожного характера, но со временем может перейти в заика­ние.

Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, ког­да родители много читают ребенку, разучивают с ним различные рас­сказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Рече­вой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.

 О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Данные, по­лученные многими авторами, указывают на незначительную роль предполагаемых факторов в формировании заикания. Если родите­ли заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же неду­гом, но к этому он уже предрасположен.

Следует также отметить незначительную роль подражания в раз­витии заикания. Даже длительное имитирование вряд ли приведет к развитию истинного заикания как качественно нового состояния, со­провождающегося непроизвольным блокированием голоса. Для это­го нужно сильное внешнее воздействие.

Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угне­тением центральной нервной системы: постоянные семейные сканда­лы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в дет­ском коллективе, могут явиться результатом заикания.  Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неуме­ние произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются. Этот механизм закрепляется и может привести к заиканию.

Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто родители водят своих детей в кино на дет­ские утренники, выставки, в театры. Разрешают им ежедневно подо­лгу смотреть телевизионные передачи. Эмоциональными впечатлениями ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь ста­новится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.

Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: возникают ос­тановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.

Примеры возникновения и течения заикания

Петя К., 3 года. Родители здоровы, имеют высшее образование. Три месяца назад у мальчика появились запинки в виде повторения начальных звуков, слогов. Темп речи быстрый, дыхание — прерыви­стое, голос — слабый, артикуляция — напряженная. Иногда старает­ся перейти на шепот. При беседе с родителями выяснено, что они фор­сировали речевое развитие сына. Они предъявляли для усвоения ма­териал, не соответствующий возрасту, разучивали сложные для по­нимания стихи, азбуку. Речевой аппарат малыша к этому еще не был готов. Произошла речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв, что привело к заиканию, по типу клонусов.

Саша В., 5 лет. Заикание началось после того, как мальчик пошел в детский сад, т. е. уже полгода. Ребенок в сад пошел без желания. Очень привязан к родителям. Сначала заикание проявлялось в виде повторений звуков, а в последнее время мальчик делает продолжи­тельные остановки. Иногда тянет звуки. Заикание усилилось за счет тонических судорог. У мальчика клоно-тоническое заикание. Отец мальчика в детстве заикался.

Катя М., 7 лет. Часто болела простудными заболеваниями. В воз­расте 5 лет у нее появились первые признаки заикания, девочка стала повторять начальные слоги в словах. Темп речи — ускоренный, го­лос — смодулированный, дыхание — поверхностное, прерывистое. Иногда говорит на вдохе. Артикуляция — зажатая (артикуляцион­ные судороги). До школы заикание протекало скачкообразно: оно то

проходило, то снова возобновлялось. При поступлении в школу заи­кание усилилось. Заикание протекает по типу клинических судорог.

Коля С, 4 года. Ребенок с бабушкой сходил в театр на кукольный спектакль. Дома он стал пересказывать содержание увиденной сказ­ки и во время речи у него появились кратковременные судорожные остановки. К вечеру они усилились. Из-за страха перед речью он во­обще перестал общаться с родственниками. У мальчика после эмоци­ональной нагрузки, вызванной просмотром спектакля, появилось за­икание, по типу тонических судорог. Произошло перенапряжение не­рвной системы.

Маша Ф., 5 лет. 2 месяца назад родители познакомились с новой семьей, в которой заикалась дочка. Девочки подружились и часто об­щались друг с другом. В последние две недели родители Маши заме­тили, что она стала повторять начальные звуки и слоги в словах, по­явились дыхательно-голосовые судороги. Заикание появилось по под­ражанию. Родители во время изолировали ребенка от неблагоприят­ного общения, тем самым предотвратили возникновение истинного заикания.

Виды заикания

У детей, в основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание.

С физиологической стороны при этом виде заикания правое полу­шарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет ра­ботать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области — нет, т. е. здесь нет общей моторной неловкости.

Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации больного на своем дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает.

У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневро­тические проявления, к которым можно отнести пониженное настро­ение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то непри­ятного. У таких детей отмечается снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущение жара во всем теле. Также отмечаются медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.

На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается ло­гофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невоз­можности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание сво­ей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при ко­тором у человека с заиканием как бы парализуется механизм звуко-произнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирующей — может отсутствовать. Выраженность логофобии порой быва­ет столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом пе­ред речью. Это нарушение именуется логофобическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.

Логофобия, как один из главнейших и распространеннейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к му-тизму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движени­ями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, выте­кающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротическо­го заикания лежит логофобия.

Неврозоподобное заикание.

Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше-ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произвольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетичсских зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заика­ния.

Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­реживания своего заболевания, что свойственно больным с логоневрозом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­вине дня оно, как правило, усиливается.

Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дислалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­левания, отношение к нему со стороны ребенка.

Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.

ГОЛОС. ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ

 


ГОРТАНЬ спереди                                           ГОРТАНЬ сверху голосовые складки разомкнуты голос отсутствует

перстне­видный хрящ черпало-видный хрящ

                                                                                                                                                                                                                                                                                  отростки, где           

                                                               складки сомкнуты                                                                                                               крепят­ся голосовые складки

                                                      отростки, где крепятся мышцы, растягивающие    их(эти мышцы                      

                    работают только под давлением – на выдохе)                                                                                                

                        

 

          

отростки сомкнуты

 

отростки разведены в

стороны

 

При выдохе мышцы сокращаются, а мышеч­ ные отростки расходятся в стороны. В это время верхние отростки сходятся, смыкая голосовые складки. Возникает голос. Поэтому необходимо знать механизм об­ разования голоса и роль дыхания при этом. Рабочее состояние черпаловидных хрящей и го­ лосовых складок, верхние отростки сомкнуты, а нижсние разведены мышцами в стороны.

 

 

Отсюда следует, что чем глубже дыхание, тем сильнее и звучнее голос. Попробуйте протянуть звук «а» после глубокого вдоха на вы­дохе: он звучит четко, громко. А теперь попробуйте протянуть его после неглубокого поверхностного вдоха: он звучит слабо, невыра­зительно. Это можно дать почувствовать ребенку.

Голосовые складки во время голосоведения находятся в зависи­мости от величины воздушного давления и контроля со стороны цен тральной нервной системы. При изменении подсвязочного давления кора головного мозга быстро реагирует на это, изменяя тонус мышц | гортани, повышая или понижая частоту их колебаний. Это сложный процесс. При этом воздушная струя, образующаяся на выдохе, явля­ется материалом, из которого генерируется энергия, т. е. звук.

Для того чтобы снять напряжение с голосовых складок, чтобы они ровно смыкались на всем своем протяжении, на начальном этапе по работе с голосом следует проводить следующие упражнения:

1. После вдоха на плавном выдохе потянуть звук «м», при этом зубы не смыкать и голос не форсировать (в среднем регистре). Так проделать несколько раз (5 - 7).

2. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные «а, о, у, ы, э, и».

3. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги «ма, мо, му, мы, ме, ми». По продолжительности звук «м» и последу­ющая гласная звучат одинаково: ммммммммаааааааа, ммммммммоооооооо.....

4. После вдоха на плавном выдохе поочередно тянуть только глас­ные, которые перечислены выше.

5. Потом по две гласных: ааааоооо, аааауууу и т. д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.

6. Потом по две гласных два раза на одном выдохе: аааоооаааооо. При этом дыхание и голос не прерывать -- голос звучит на выдохе постоянно.

Эти упражнения вырабатывают длительное дыхание и голосове­дение. Они должны проводиться систематически, чтобы выполнение их было легким, без напряжения, т. е. довести их до автоматизма. Ро­дители сами должны это четко выполнять и показывать ребенку. Уп­ражнения следует начинать всегда только после вдоха и ребенку по­чаще напоминать: «Сначала вдохни, а потом говори».

Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение глас­ных звуков в таком порядке — а, э, о, и, у. Профессор Заседателев Ф. Ф. недаром отмечал, что не дыхание способствует развитию пе­ния, а пение развитию дыхания.

Затем к этим звукам добавляют согласные: сссааа, шшшааа и т. д. Обязательно  следует помнить, что при вдохе плечи не поднимать, и почаще напоминать об этом ребенку.

Далее следует проговаривать короткие слова, фразы. Можно так­же напевать мелодии, слова и простые детские песенки. Такие упраж­нения способствуют тому, что речевой выдох у заикающихся детей становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному. Голос тоже становится более уверенным.



Артикуляционная гимнастика

1. Гимнастика для языка: широко раскрыть рот и удерживать расслабленный язык на дне его полости в течение нескольких минут; поочеред­ но высовывать широкий и узкий язык, двигать языком в стороны — «ча­шки», «шишки» (язычок в щечки), покусать широкий язык со звуком «а» - ла-ла (толстый колокольчик), постучать кончиком языка во верх ним альвеолам—ля-ля (тонкий колокольчик), облизывать верхнюю губу (языком на себя), «болтушка» - подвигать языком по нёбу.

2. Гимнастика для губ: «улыбка» — обнажать верхние и нижние губы — звук «И», поочередно поднимать и опускать верхнюю и ниж­нюю губы, вытягивать губы в трубочку — звук «У», затем попере­менно «АУ» (рот раскрыт широко) и «ОИ», обнажая зубы. Попере­менно покусывать то верхнюю, то нижнюю губы.

3. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, перемещение вправо-влево.

Эти упражнения проводятся по несколько раз как в статике, так в динамике. Такие упражнения помогают произвольно расслаблять оральную мускулатуру и добиться легких, четких координированных движений языка, губ и нижней челюсти в полном объеме, что необходимо при судорогах артикуляционного аппарата, которые наблюдаются при заикании.

Итак, при устранении заикания необходимо целенаправленно проводить дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, чтобы снять или уменьшить проявление судорог.

Развитие чувства ритма

 

Как уже было сказано выше, заикание — это темпо-ритмическое нарушение речи. У заикающихся детей речь неравномерная, преры­вистая, некоординированная. У них нарушается чувство ритма, они не могут самостоятельно управлять ритмическим рисунком своей речи.

Необходимо добиваться плавной, слитной, замедленной, коорди­нированной речи. Плавная, замедленная темповая речь способствует установлению необходимого ритма физиологических процессов коры головного мозга, что способствует становлению правильного соот­ношения процессов возбуждения и торможения, что ведет к устране­нию моторных механизмов заикания.

Поэтому заикающемуся ребенку необходимо развивать чувство ритма.

Можно проводить с ребенком следующие упражнения.

1. Отхлопывание ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5 и т. д. до 10. Родителям самим следует показывать это упражнение и задать необходимый темп. Проводя это упражнение можно одновременно отрабатывать длительный выдох после корот­кого глубокого вдоха. Если ребенок будет считать вместе с родителя­ми, то последние должны следить за тем, чтобы счет начинался после вдоха ртом. Обязательно использовать НДД. Название цифр должно звучать слитно: вдох — одиндва, одиндватри, одиндватричетыре и т. д. При этом голос звучит постоянно, не прерываясь, т. е все слова
произносятся слитно, выделяя при этом ударный гласный. Это вто­рое условие при выполнении этого упражнения.

Когда ребенок усвоит это упражнение в среднем темпе, то можно попробовать в чуть замедленном и быстром темпе, соблюдая все ус­тановки.

2. Шагистика под счет. Родители учат ребенка сначала просто хо­дить под счет в среднем темпе. Шаг начинать с левой ноги на счет раз. Когда ребенок научится правильно четко ходить под счет со сто­роны родителей, то предложить ему самому вести счет.

Можно проводить следующие упражнения:

Вдох — маршировка до 3-х: одиндватри — выделяем ударный гласныйи голос звучит постоянно, не прерываясь на выдохе. Упражне­ние производится синхронно: шаг — цифра.

Вдох — маршировка до 4, 5, 6 и т. д. до 10 на одном выдохе.

3. Работа с мячом. Набивание мяча обеими руками: бросить мяч в пол ипоймать его. Ноги на ширине плеч. При ловле мяча, который отскочилот пола, стараться не приседать. Ни в коем случае не набивать мяч как баскетболисты одной рукой: поймать отскочивший мяч от пола обеими руками и снова бросить его. Научить ребенка легко набивать мяч до 2, 3,4 и т. д. до 10. Затем тоже самее проводить под счет.

Проводим следующие упражнения:

Вдох — набиваем мяч под счет до 2-х, 8, 4, 5 и т. д. до 10.

Родители следят: за дыханием — счет начинать только после вдо-I, за четким синхронным пробиванием мяча, голосоведением при чете — голос звучит постоянно, не прерываясь, с акцентом на удар­ный гласный, как в упражнениях, перечисленных

 


  

 

 

Это первые предварительные упражнения, которые способствуют вы работке длительного выдоха, чувству ритма и слитному произно­шению коротких слов. Произношение слов с движениями тела на­зывается логоритмикой. Хлопать, маршировать и набивать мяч со счетом начальные элементы логоритмики. В этом случае использует­ся автоматизированный ряд — счет.

Этому научить ребенка не сложно: несколько занятий — и он справляется самостоятельно. Эти упражнения можно поводить под музы­кальное сопровождение.

Для того чтобы ребенок выполнял все упражнения легко, четко, непринужденно, с хорошим настроением, нужно создавать мотивационный настрой.

Перечисленные упражнения проводим с рукой, т. е. на каждый счет отстукиваем кистью по столу в положении сидя или по бедру в поло­жении стоя (рука вдоль корпуса и поднимается только кисть). Постукивание должно быть легким, без напряжения.

5. Упражнение «лесенка» — нарисовать в профиль лестницу (марш) до 10 ступенек.

Вдох — считаем до 2-х (взобраться на две ступеньки), до 3-х, 4-х и

т. д. до 10-ти на одном выдохеи слитно. Рисунок должен быть большой, а не мелкий.

Для этого упражнения можно использовать любой счетный материал: пуговки, спички,

карандаши, конфетки и т. д.

6. Упражнение «хлопки» следует проводить с детьми 2, 3 и 4 лет, т. к. это упражнение более подходит этому возрасту — у малышей еще недостаточно развита общая моторика. Нужно обязательно помнить, что все эти упражнения проводятся в замедленном темпе! Родители могут дать провести ребенку одно из упражнений в быстром темпе, и он сам почувствует, что этодается ему с трудом: у него сразу резко проявится его недуг. При за медленном темпе упражнения выполняются легче. Это надо объяс­нить ребенку. Сама речь родителей должна быть плавной, слитной, за медленной, чтобы ребенок легко мог ее копировать как в ритми­ческом, так и интонационном рисунке.

В зависимости от возраста и развития общей моторики для трени­ровки сначала выбирается одно из упражнений, и на нем отрабатывается весь подготовительный комплекс. Затем можно проводить все упражнения, но не все сразу: каждое занятие по одному из этих уп­ражнений. Длительность каждого занятия зависит от индивидуаль­ности ребенка: его внимания, работоспособности. Сначала учат ре­бенка хлопать в ладошки, шагать, набивать мяч, отстукивать просто рукой по столу, по бедру, а затем это все проделывать четко под счет.

 

Массаж

 

Массаж при заикании также имеет большое значение. При прове­дении массажа происходит релаксация напряженных мышц артику­ляционного аппарата.

Вo время заикания отмечается сильное напряжение мышц шейно-плечсвого пояса. Радиально это передается в дыхательную, голосовую и артикуляционную системы: дыхание становится поверхност­ным, учащенным, голос слабым, невыразительным, артикуляция -"жатой, смазанной. Это можно проверить на себе: расслабьтесь и произнесите звук «а», а теперь напрягитесь — почувствуйте напряжение в мышцах шеи и плечевого пояса и снова произнесите звук «а». При этом вы почувствуете большую разницу. Поэтому обязательно нужно проводить массаж воротниковой зоны (шея и плечевой пояс).

Ребенок садится к вам спиной. Руками опирается на спинку стула - Принимает расслабленное положение. Проводить разминающие и поглаживающие движения плеч и шеи в течение 1 -2 минут. Упражне­ние проводится в быстром темпе, а заканчивается легким поглаживанием. Нельзя в интенсивном темпе заканчивать это упражнение, т.к.. это может вызвать неприятные ощущения.

Достаточно проводить это упражнение один раз в день, но оно требует регулярного систематического выполнения и тогда принесет свои результаты. Если есть сомнения, родители могут проконсультироваться с врачами лечебной физкультуры, которые могут продемонстрировать это на ребенке. Массаж тоже входит в общую систему по устранению заикания.

Требования и последовательность поэтапной работы в формировании правильной речи

Прежде всего, дети должны научиться подражать речи взрослых! Этому придается большое значение при проведении занятий по кор­рекции речи заикающегося ребенка.

Все виды речевых занятий, которые используются при перевоспитании патологически возникшей заикающейся речи у дошкольников, выстроены по принципу от простого к сложному (дидактический принцип): от сопряженной и отраженной речи к спонтанной эмоциональной, т. е. свободной речи.

Родители должны помнить, что дети любят подражать взрослым. Личный их пример играет большую роль в формировании характера и поведения ребенка. С самого раннего детства нужно личным примером приучать детей к правильному поведению и хорошей речи, а это требует от родителей постоянной работы над собой. При работе с заикающимся ребенком от родителей требуется большая выдержка, терпение и расположение ребенка к своим требованиям, которые умело предъявляются ему.

Родители не должны скупиться на похвалы, в умеренных пределах, если ребенок точно и правильно выполняет задания с установоч­ными требованиями. В работе по устранению заикания между роди­телями и заикающимся ребенком должен быть налажен тесный кон­такт, который поможет преодолеть заикание.

Работа родителей

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика — это упражнения на координацию сло­на с движением. Она занимает особое место в общей системе комп­лексного подхода при устранении заикания у детей. Логопедическая ритмика нормализует двигательные функции и речь у заикающеюся ребенка.

Движения детей с невротическим заиканием характеризуются не точностью и неуверенностью в их организации. Дети с неврозопо- добным заиканием очень раздражительны, двигательно расторможе­ны, поэтому логопедическая ритмика направлена на коррекцию мо­торики и речи таких детей.

Упражнения на координацию слова с движением:

1.Воспитание чувства ритма. Ходьба со сменой ритма.

2.Выработка точности и четкости движений под счет.

3.Выработка активизации внимания — работа над координацией и переключаемос - тью движений.

4.Нормализация мышечного тонуса.

5.Прослушивание музыкальных произведений, исполняемых в раз­личных темпах.

6.Пение песен с различными ритмичными рисунками.

Все эти упражнения положительно влияют на психическое состоя­ние ребенка. Упражнения следует обязательно дозировать в зависи­мости от состояния ребенка. Не следует его перегружать, т. к. это мо­жет привести к его переутомлению, особенно детей с неврозоподобным заиканием, у которых заикание возникает на фоне остаточных явлений церебрально-органической недостаточности.

Что должны помнить родители

Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ре­бенка и в формировании его характера. Детям свойственна подража­тельность поступкам взрослых. Необходимо с самого раннего возра­ста личным примером приучать детей к правильному поведению и правильной речи. Родители должны проявить большой педагогиче­ский такт в правильном подходе к заикающемуся ребенку. Дети очень чувствительны к проявлению внимания и интереса к их жизни. Мож­но многого добиться, завоевав любовь и доверие своего ребенка.

Родители должны выработать у ребенка правильное отношение к своему дефекту. Надо сразу же активизировать внимание ребенка на правильную спокойную речь. Родители не должны требовать от ре­бенка правильной речи различными угрозами, упреками. Такие приемы только вредят. Родители должны сами оценить свое отношение к ребенку с точки зрения его отрицательного влияния на его повеление.

Родители заикающегося ребенка должны приобрести большую вы­держку, терпение, тактичный подход, а также избегать различных се­мейных конфликтов, ровно относиться к своему ребенку, соблюдать его режим дня. Между родителями и ребенком должны существовать доверительные отношения.

Нужно помнить, что желание хорошо говорить у детей огромно, и оно помогает родителям выработать у них внимание и усидчивость на речевых занятиях.

Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти не­удачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

Родители должны знать, что каждый этап речевой работы несет определенные требования, формирование новых навыков. Все это вво­дится в речь постепенно. Речевая работа требует от ребенка и роди­телей терпения и усилий, чтобы добиться хороших конечных резуль­татов. С первых же занятий у ребенка нужно воспитывать настойчи­вость, усидчивость и желание работать над своей речью, точно вы­полнять режим дня.

Занятия следует проводить систематически каждый день. Снача­ла занятия длятся не более 15—20 минут, а затем они доводятся, в зависимости от этапа, до 25—30 минут. Хотя их можно варьировать в зависимости от состояния ребенка. Цель занятий — выработка пра­вильных речевых навыков и пользование ими в повседневной жизни самостоятельно.

Задание № 2 (3 - 4). Отраженная речь

С каждым занятием мы стараемся вводить в речь ребенка для по­вторения за вами все более усложненные формы предложений: от про­стых до сложных.

Цель занятия: выработка навыков легко и свободно, без напряже­ния воспроизводить самостоятельно вашу речь, выраженных в раз­личных по сложности предложениях.

При этом нужно добиваться, чтобы он уже сам контролировал свою речь, т. е. сравнивал по параметрам свою и вашу речь.

Задания также включают артикуляционные, дыхательные, голо­совые, ритмические, расслабляющие, логоритмические упражнения. Все эти упражнения перечислены выше.

Теперь вернемся к маршировке. На 1-м занятии мы на четыре счета вытягивали руки вперед, затем вверх, в стороны, на пояс. Теперь это же упражнение (счет и маршировка с движениями) выполняем на два счета: руки вперед — раз, два, руки вверх — раз, два, руки в стороны — раз, два и руки на пояс — раз, два. Затем это же упражнение проводит­ся только на счет раз — руки вперед — раз, руки вверх — раз, руки в стороны — раз, руки на пояс — раз, т. е. четыре счета и подряд четыре смены движений. В начале упражнения мы на четыре счета меняли одно движение, затем на два счета, и последняя фаза такого упражнения более сложная, т. к. при ней смена движения меняется на каждый счет.

Это упражнение вырабатывает у ребенка чувство ритма, внима­ния, координацию сложных движений в сопровождении самостоятель­но озвученного ритма, т. е. своим счетом он сам задает ритм. При этом упражнении начинают активно и синхронно работать правое и левое полушарие. Эти упражнения очень полезны для детей с невро­тическим заиканием, а также и с неврозоподобным.

Это упражнение выполняется в постоянном движении не менее 2— 4 минут. Доводить выполнение до автоматизма, до легкости и синх­ронности, четкости и ритмичности.

Работа по зрительной опоре. Сюжетные, серийные картинки, пред­меты (детская посуда, мебель и т. д.), ролевые игры (куклы).



 



 

В задании по отраженной речи постоянно выполняются речевые правила, которые на своем примере вы демонстрируете ребенку и про­сите выполнить его это самостоятельно.

На занятии используются все виды логоритмических упражнений.

На занятии можно изменять формы различных частей речи:

 

Здесь одновременно закрепляются грамматические навыки в со­гласовании в роде, числе, падеже.

Учим небольшие стишки и считалочки.





 


 


Материал занятий по отраженной речи можно повторять по не­скольку раз, чтобы ребенок легко выполнил требования на этом этапе. На этих занятиях можно использовать и собственный материал. Далее переходим к более сложной вопросно-ответной речи (диалогической).

В чем же заключается наша задача на этом этапе? Учим ребенка отвечать на вопросы одним словом или развернутой фразой. Учим его самого самостоятельно задавать вопросы. Эта работа проводит­ся как со зрительной опорой (зрительный анализатор), так и со слу­ховой (слуховой анализатор). Учим умению самостоятельно плани­ровать свои действия, выражая собственные мысли вслух. Дыхатель­ные, голосовые, артикуляторные, ритмические, логоритмические, рас­слабляющие упражнения выборочно проводятся на занятиях на воп­росно-ответном этапе. По-прежнему отрабатываются навыки рече­вых физиологических правил — речь начинать только после корот­кого вдоха, в важном слове выделять ударный гласный и все слова в предложении произносить слитно, т. е. голос, а это смычка связок, звучит постоянно, не прерываясь (голосоведение).

На этом этапе мы постоянно об этом напоминаем ребенку во вре­мя выполнения задания, он в любую минуту должен чувствовать вашу поддержку.

Задание № 4 (7-8). Вопросно-ответная речь

(более усложненный вариант — переход к самостоятельной

постановке вопросов)

Задаем вопросы ребенку во время его трудовой деятельности: ри­сования, лепки, конструирования, раскрашивания, в работе с мозаи­кой и т. д.

Цель: учим ребенка в отвлеченной манере отвечать на вопросы во время его деятельности, снижая уровень контроля.

Пособия: альбомы, пластилин, мозаика, конструкторы лего, кис­точки, клей, ножницы и т. п.

В вопросах используются глаголы будущего, настоящего и про­шедшего времени, прилагательные, наречия, числительные, существи­тельные, предлоги.

 

Таким образом, можно проводить замену действий, используя толь­ко формы различных частей речи.

Задание № 5 (9 - 10). Самостоятельная вопросно-ответная речь

Цель: научить ребенка самостоятельно задавать вопросы, соблю­дая речевые правила.

Пособия: игрушки, предметы, яркие предметные картинки, сюжет­ные картинки, сказки, рассказы, диафильмы, видеофильмы.

Прежде всего учим задавать вопрос к одушевленным предметам «Кто это?» и неодушевленным: «Что это?». Перед этим нужно обяза­тельно объяснить разницу в постановке вопроса. Все, кто дышит, кри­чит, бегает, прыгает, летает, плавает: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые — требуют вопрос: «Кто это?» Например, зайка бегает, прыгает, пищит, дышит, поэтому мы зададим вот такой вопрос: «Кто это?». Ответ: «Это зайка». Зайка живой.

Все, что не дышит, не кричит, не бегает, не прыгает требует воп­рос: «Что это?». Ответ: «Это дом». Дом неживой.

«Кто это?» — Это Маша, Петя, собака, петух, воробей, муравей, жаба». Они живые.

«Что это?» — «Это дом, дерево, стол, река, лодка, кубик, кукла, яблоко». Они неживые.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.