Теория государства и права: предмет, структура, метод. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теория государства и права: предмет, структура, метод.

2019-08-03 190
Теория государства и права: предмет, структура, метод. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория государства и права: предмет, структура, метод.

Место ТГП в системе общественных и юридических наук

Теснее всего теория государства и права связана с такими общест­венными науками, как философия, политология, социология, эко­номическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают госу­дарство и право, но под своим углом зрения, т.е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета. Так, фи­лософия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Философия представляет собой науку о наиболее общих законо­мерностях развития природы, общества и человеческого мышле­ния. В теории государства и права активно используются такие фило­софские категории, как сущность, форма, содержание, целое и еди­ничное, система и структура и др.

Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рас­сматривает влияние различных социальных факторов на государ­ство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения.

Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридиче­ская наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. Теория же государства и права изучает государство как элемент по­литической системы, а право как способ регулирования политиче­ских процессов и явлений.

Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку развитие государственно-пра­вовых явлений во многом зависит от экономических факторов.

Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

 

Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:

1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права отечественная и зарубежная, история политических и правовых учений;

2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоян­но меняется.(Конст. право, Уг. право);

3) прикладные юридические науки, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.;

4) так называемые организационные науки, например судоуст­ройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

5) международные науки, к числу которых относятся междуна­родное публичное, международное частное право, морское, косми­ческое право и др.

Пробелы в праве и способы их восполнения. Институт аналогии и юридические границы применения

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Пробел в праве - это такое положение, когда определенные общест­венные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулиро­вания, оказываются неурегулированными конкретными правовыми нормами.(Лазарев, Липень)

Примеры пробелов:

· В современной системе российского законодательства данная группа пробелов является наиболее многочисленной. Например, законодатель оставил без внимания термин "коррупционное правонарушение" в Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

· в УК и норма, предусматривающая ответственность за рабство и торговлю людьми (работорговлю). В определенной степени подобного рода деяния охватываются ст. 152, устанавливающей ответственность за торговлю несовершеннолетними. Но ответственности за торговлю взрослыми людьми она не предусматривает. Статьи же 126 и 127, предусматривающие ответственность за похищение человека и незаконное лишение свободы, по своей сути могут и не охватывать случаи рабства.

· УК не оперирует понятием "неудавшееся соучастие", однако теория уголовного права и учебная литература его всегда выделяли

· ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает правовой статус и основы деятельности главного надзорного органа в стране - прокуратуры. Задача данной инстанции следить за соблюдением законов на территории РФ, реагировать на любые их нарушения, и проводить профилактику среди поднадзорных ей субъектов.

· Обоснованно принято считать, что прокуратура надзирает над всем и каждым. Однако, если внимательно изучить п. 2 ст. 1 данного ФЗ, устанавливающего круг поднадзорных прокуратуре субъектов, то мы не обнаружим среди них - Администрации президента РФ. Таким образом, прокуратура не имеет надзорных полномочий над деятельностью данного органа.

· Водный кодекс - специфичный нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с эксплуатацией и охраной водных ресурсов страны. Регулирование данных отношений достаточно новый институт в российском обществе, однако и здесь не обошлось без коррупционной составляющей. В п. 5 ст. 36 ВК РФ содержится следующая формулировка: "При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право" и перечислен перечень прав инспекторов. Вся проблема в том, что термин "право" в данном случае предполагает не строгую обязанность инспектора проводить предусмотренные действия для пресечения злоупотребления, а лишь определяет возможность выбора осуществлять надлежащий контроль или закрыть в нужных случаях глаза на нарушения

Способы толкования права

Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

§ филологический;

§ систематический;

§ логический;

§ исторический.

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

Виды толкования

В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

§ на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

§ профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

§ доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

11. Теории происхождения государства: история и современное состояние.

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2 ) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Систематизация НПА

Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование законодательства, приведение его в определённую структуру. (Лазарев,Липень)

В настоящее время используются следующие основные виды систематизации: учет и регистрация нормативно-правовых актов, инкорпорация, консолидация, кодификация.

1 .Учет и регистрация законодательства представляет собой первичную систематическую деятельность по сбору, сохранению и поддержанию в контрольном состоянии всего массива нормативно-правовых актов. Данный вид систематизации позволяет создать определенную поисковую систему законодательства.

Учёт бывает официальный и неофициальный.

Совокупность нормативно-правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором эти акты хранятся в определенном порядке.

Наиболее простой вид учета законодательства – это фиксация нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам.

Другой формой является картотечный учет (совокупность карточек, располагающихся по определенной системе). В карточках фиксируются основные реквизиты акта или полный его текст. Карточки могут объединяться в определенные разделы, отделы и другие подразделения.

Следующей формой учета законодательства является ведение контрольных текстов действующих нормативных актов (внесение в тексты официальных изданий нормативно-правовых актов отметок об их изменении, дополнении, отмене ). В последнее время все более активно используется автоматизированный учет законодательства.

2.Инкорпорация – представляет собой объединение нормативно-правовых актов в сборник без изменения их содержания. При этом каждый из нормативных актов сохраняет свое юридическое значение.

Классификации:

1. Хронологическая(темпоральная) - группирование НПА в той последовательности, в которой они принимались.

Систематическая – если в сборнике сведены акты, в которых содержаться нормы права, регулирующие определённую однородную сферу общественных отношений.

2. Генеральная инкорпорация - она может охватывать все законодательство по определенному предмету регулирования

Частичной инкорпорацией - она охватывает лишь часть законодательства

3. Официальная – уполномоченными органами. При этом на неё можно ссылаться в суде.(Пример: Собрание законодательства РФ)

Официозная - собрания, которые осуществляются по поручению компетентного органа.

Неофициальная - означает внешнюю обработку законодательства, которая осуществляется различными организациями без специальных на то полномочий правотворческих органов и частными лицами (в основном научными работниками учебных целях или ля удовлетворения потребностей).

4. По форме итогового акта: сборники и собрания законов

 

3.Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Проводиться с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими.

Результатом консолидации является одни нормативно-правовой акт однако сам материал не перерабатывается, возможна лишь редакторская поправка, исключение отдельных правовых норм для устранения противоречий.

Пример: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.10.1980 «О праздничных и памятных днях» заменил собой 48 нормативных актов. Каждый из этих актов в своё время вводил тот или иной праздничный или памятный день.

Консолидация выступает в основном как промежуточный этап перед кодификацией.

 

4.Кодификация – это форма систематизации, при которой происходит КОРЕННАЯ переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренние систематизированные НПА. Это внешняя и внутренняя обработка нормативного материала. В результате кодификации создается новый сводный акт путем внутренней переработки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений. Кодификация заменяет ранее действующие нормы и связана с изданием нового законодательного акта.Т.е по факту это особый вид правотворчества. При кодификации изменяется содержание нормативных актов: отменяются устаревшие, вводятся новые, устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т.д.

Виды:

· Общая(генеральная), отраслевая, специальная.

· По форме итогового акта: кодекс, устав, положение

  Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные государственные органы.

Они отличаются значительным объёмом, вследствие многочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимости большой степени детализации предписаний.

Эти акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений

Пример: Кодификация Сперанского

 

Общественное сознание

Одним из элементов надстройки выступает общественное сознание, т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни.

Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня. Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества, второй — теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями.

Кроме того, взгляды делятся на группы в зависимости от области решаемых вопросов. Эти группы идей принято называть формами общественного сознания. К таким формам относят: знания о мире в целом, о природе, об общественной жизни, правовые знания, мораль, религию, идеи о красоте и проч. Эти идеи на теоретическом уровне выступают в виде научных дисциплин: философии, политологии, юридических наук, этики, религиоведения, эстетики, физики, химии и др. Состояние и развитие общественного сознания определяются состоянием общественного бытия, т. е. уровнем развития производительных сил общества и характером его экономического базиса.

Социальная революция

Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции.

Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.

В рамках формационного подхода принято выделять 3 мегаформации(архаичная, экономическая, коммунистическая) и пять общественно-экономических формаций:

1. Первобытнообщинная формация (отсутствие государства)

2. Рабовладельческая формация (укрепление собственности рабовладельцев как орудие подавления)

3. Феодальная формация (основой экономического базиса является наличие феодалов и зависимых от них крестьян)

4. Капиталистическая формация (подавление буржуазией пролетариата, средства производства в руках господствующего класса)

5. Коммунистическая формация (власть трудящихся, совместная собственность на средства производства, также безгосударственная формация)

Каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип государства (за исключением первобытнообщинной формации), так в рамках формационного подхода принято выделять: рабовладельческий, феодальный, буржуазный(капиталистичекий) и исторически последний тип – социалистическое государство

 

Движущая сила последовательной смены исторических типов государства – классовая борьба, в сам этот процесс предопределен социально-экономическим развитием общества. Смена типа государства означает изменения в политической надстройке общества, которые вызваны развитием самого способа производства, производительных сил, требующих изменения и производственных отношений.

Процесс смены исторических типов государства характеризуется объективностью: в целом он не зависит от воли и сознания людей, различные субъективные факторы могут ускорить или замедлить этот процесс, но не прервать или повернуть его в другую сторону. Каждый последующий тип государства является исторически более прогрессивным, чем предыдущий, их смена осуществляется в результате революции.

Плюсы формационного: конкретность, большое уделение внимания экономической составляющей, минусы - слабое внимание прочим сферам (культура и прочее)

Цивилизационный подход.

Что касается цивилизационного подхода, согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и нашло в последующем свое развитие в трудах крупнейших представителей философско-социологической мысли, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер, Данилевский и др.
Цивилизация – социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающая его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности.

Классификация типов цивилизаций:
1. В соответствии с периодами исторического развития:
Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно- европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

2. По характеру организации государственно-политических институтов:
- первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.
- вторичные цивилизации. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения, например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.

Теорией циклического развития локальных цивилизаций занимались в XX в. социолог П. А. Сорокин, историк А. Тойнби и др.

Так, А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами.

К основным цивилизациям относятся:

§ западная;

§ православная христианская в России;

§ иранская и арабская (исламская);

§ индуистская;

§ дальневосточная.

Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Кроме того, существуют второстепенные цивилизации. В отличие от более ранних жизнь современных цивилизаций, по мнению Тойнби, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ.

Реализация права и формы

Под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны отражать объективную реальность.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами

Виды нормативных актов

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества

Разновидность текущих законов - кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права.

  Виды подзаконных актов:

§ указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

§ постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

§ приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

§ решения и постановления местных органов государственной власти;

§ решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

§ нормативные акты муниципальных органов;

§ локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

§ государственных органов;

§ иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

§ совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

§ принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

§ общефедеральные;

§ субъектов федерации;

§ органов местного самоуправления;

§ локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

§ неопределенно-длительного действия;

§ временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

 

40. Понятие «правомерное поведение». Объективная и субъективная сторона. Девиантное поведение.

Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.