Основные факторы терапевтических изменений, общие для всех подходов — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные факторы терапевтических изменений, общие для всех подходов

2019-07-13 268
Основные факторы терапевтических изменений, общие для всех подходов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

  1. Психологическая интервенция: характеристика и методы

Интервенция – систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития человека. Направленная интервенция рассматривается как система плановых/неплановых воздействий, с целью произвести определенные изменения в проблемных компонентах системы – личности, среде либо во взаимодействии личности и среды.

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Перре и Бауманн: все виды интервенций, используемых в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические (хирургия), физические (физиотерапия) и психологические (психотерапия).

Психологические интервенции, в свою очередь, делятся на педагого-психологические (педагогическая психология); трудовые и организационно-психологические (психология труда и организационная психология) и клинико-психологические (клиническая психология).

 

Метод «дискуссионного тренинга», который был разработан и оценен в контексте психологии труда и организационной психологии, или так называемый «партиципативный производственный менеджмент» — концепция управления, основанная на строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки.

В контексте педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы, например научение, направленное на достижение цели, которое вырабатывает принципы действия, необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения; или программы развития мышления у детей.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты, и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Однако психологические средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психических процессов и состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.

  1. Коммуникативная компетентность консультанта или психотерапевта. Определение и содержание понятия.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. [

Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность.

- коммуникативность

- эмоциональнальная стабильсть, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов.

- эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного.

 - сенситивиость к отвержению, способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным.
 

Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача.
- Тревога. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его.

 - Депрессивность. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного. Наблюдай, как лечащий врач на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку реагирует чувством вины, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить. Погруженный в собственные переживания врач может не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления и, напротив, «заражает» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.
- Глубокая интровертированность врача. Интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера»,препятствующего эффективному общению. Интровертированность, выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

  1. Ключевые моменты психотерапии, общие для всех теоретических подходов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

  1. Цели клинико-психологической интервенции
  1. Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность
  1. Отличительные особенности эффективных терапевтических отношений

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

  1. Функции клинико-психологической интервенции
  1. Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность

 

  1. Процессы исследования своего «Я», катарсис

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

  1. Выбор средств для клинико-психологической интервенции
  1. Формирование коммуникативной компетентности
  1. Паттерны влияния в психотерапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

  1. Теоретическое обоснование клинико-психологической интервенции
  1. Параметры невербального поведения, используемые в психодиагностике
  1. Мультидисциплинарное и многомерное мышление психотерапевта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

  1. Эффективность клинико-психологической интервенции
  1. Этапы диагностического процесса
  1. Поиски стереотипов в процессе диагностики и терапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

  1. Консультирование, как форма клинико-психологической интервенции
  1. Содержание контактной фазы общения в психодиагностическом процесс
  1. Групповая динамика. Цели и задачи группы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

  1. Плоскости клинико-психологической интервенции и соотнесение их с функциями

Интервенции

2. Содержание фазы ориентации в психодиагностическом процессе

3. Клинические выводы и их практическое применение

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

  1. Классификация психотерапевтических методов лечения по формальным признакам
  1. Содержание фазы аргументации в психодиагностическом процессе
  1. Формирование диагностического впечатления

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

  1. Классификация методов психотерапии по терапевтическим целям
  1. Содержание фазы корректировки в психодиагностическом процессе
  1. Эвристическое и метафорическое мышление в психотерапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

  1. Классификация форм терапии по теоретическим подходам
  1. Проекции и контрпроекции во взаимоотношениях консультант-пациент
  1. Значение интуиции для психотерапевта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

  1. Ключевые моменты психотерапии, общие для всех теоретических подходов
  1. Болезнь как самостоятельная психотравма
  1. Творческий подход и гибкость как характеристики эффективного терапевта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

Внутренняя картина болезни

Семейный диагноз

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

Общие цели психотерапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

Фазы психотерапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

  1. Психологическая интервенция: характеристика и методы

Интервенция – систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития человека. Направленная интервенция рассматривается как система плановых/неплановых воздействий, с целью произвести определенные изменения в проблемных компонентах системы – личности, среде либо во взаимодействии личности и среды.

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Перре и Бауманн: все виды интервенций, используемых в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические (хирургия), физические (физиотерапия) и психологические (психотерапия).

Психологические интервенции, в свою очередь, делятся на педагого-психологические (педагогическая психология); трудовые и организационно-психологические (психология труда и организационная психология) и клинико-психологические (клиническая психология).

 

Метод «дискуссионного тренинга», который был разработан и оценен в контексте психологии труда и организационной психологии, или так называемый «партиципативный производственный менеджмент» — концепция управления, основанная на строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки.

В контексте педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы, например научение, направленное на достижение цели, которое вырабатывает принципы действия, необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения; или программы развития мышления у детей.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты, и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Однако психологические средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психических процессов и состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.

  1. Коммуникативная компетентность консультанта или психотерапевта. Определение и содержание понятия.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. [

Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность.

- коммуникативность

- эмоциональнальная стабильсть, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов.

- эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного.

 - сенситивиость к отвержению, способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным.
 

Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача.
- Тревога. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его.

 - Депрессивность. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного. Наблюдай, как лечащий врач на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку реагирует чувством вины, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить. Погруженный в собственные переживания врач может не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления и, напротив, «заражает» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.
- Глубокая интровертированность врача. Интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера»,препятствующего эффективному общению. Интровертированность, выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

  1. Ключевые моменты психотерапии, общие для всех теоретических подходов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

  1. Цели клинико-психологической интервенции
  1. Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность
  1. Отличительные особенности эффективных терапевтических отношений

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

  1. Функции клинико-психологической интервенции
  1. Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность

 

  1. Процессы исследования своего «Я», катарсис

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

  1. Выбор средств для клинико-психологической интервенции
  1. Формирование коммуникативной компетентности
  1. Паттерны влияния в психотерапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

  1. Теоретическое обоснование клинико-психологической интервенции
  1. Параметры невербального поведения, используемые в психодиагностике
  1. Мультидисциплинарное и многомерное мышление психотерапевта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

  1. Эффективность клинико-психологической интервенции
  1. Этапы диагностического процесса
  1. Поиски стереотипов в процессе диагностики и терапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

  1. Консультирование, как форма клинико-психологической интервенции
  1. Содержание контактной фазы общения в психодиагностическом процесс
  1. Групповая динамика. Цели и задачи группы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

  1. Плоскости клинико-психологической интервенции и соотнесение их с функциями

Интервенции

2. Содержание фазы ориентации в психодиагностическом процессе

3. Клинические выводы и их практическое применение

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

  1. Классификация психотерапевтических методов лечения по формальным признакам
  1. Содержание фазы аргументации в психодиагностическом процессе
  1. Формирование диагностического впечатления

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

  1. Классификация методов психотерапии по терапевтическим целям
  1. Содержание фазы корректировки в психодиагностическом процессе
  1. Эвристическое и метафорическое мышление в психотерапии

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

  1. Классификация форм терапии по теоретическим подходам
  1. Проекции и контрпроекции во взаимоотношениях консультант-пациент
  1. Значение интуиции для психотерапевта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

  1. Ключевые моменты психотерапии, общие для всех теоретических подходов
  1. Болезнь как самостоятельная психотравма
  1. Творческий подход и гибкость как характеристики эффективного терапевта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

Основные факторы терапевтических изменений, общие для всех подходов


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.