Взаимоотношения учителя и ученика — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Взаимоотношения учителя и ученика

2019-07-13 161
Взаимоотношения учителя и ученика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я хотел бы остановиться на этом вопросе, потому что есть такие "учителя", которые не учат. В Толкающих руках они все время толкают учеников, а в спарринге задают им хорошую трепку, чтобы еще раз показать свое несомненное превосходство. Это, конечно, производит впечатление на ученика, но что полезного для себя ученик из этого выносит?

Ученикам необходимо узнавать, на что похож успешный толчок или удар. Когда я был учеником‑инструктором в школе Вильяма Чена, он не хотел, чтобы я слишком часто выполнял уклонения, поскольку при этом ученики не могли практиковаться в ударах. Он также не хотел, чтобы я сильно бил учеников и не расстраивал их. Предполагалось, что сам я должен был позволять бить себя без ограничений и учиться внутренне нейтрализовать удары. Пришлось изрядно поломать голову, прежде чем я научился делать это.

Начинающих учителей часто задевает, когда ученик сможет ударить их в спарринге. А ведь им следовало бы, наоборот, гордиться тем, что они воспитали такого хорошего ученика.

Большая ошибка – стараться "самоутвердиться" перед своими учениками. Вы будете создавать в классе эмоционально натянутую атмосферу. Просто делайте все как можно лучше и учите как можно лучше. Помните, что некоторые ученики могут обогнать вас и потребовать нового учителя. Что тут плохого? Если вы будете честными с самими собой по поводу ваших способностей, то получите приятный и радостный опыт учительства в Тайцзи.

Я слышал об одном учителе, который никогда фактически не учил учеников, как выполнять Толкающие руки или как драться. Но он делал это вместе с учениками. Естественно, он был гораздо лучше их, поскольку они толком не знали, что делать, и преклонялись перед ним за его великие способности. Мне кажется, это нечестно.

Итак, на стадии продолжающего ученика на первый план выходят отношения между учеником и учителем. Ученик может начать сравнивать себя с учителем и прийти к выводу, что он уже превосходит учителя. Это особенно часто бывает при спарринге между пожилым учителем и молодым учеником, ведь у ученика гораздо больше выносливости. Кроме того, учителю иногда приходится тратить много времени на то, чтобы заработать себе на жизнь, и когда он приходит в класс, он уже сильно утомлен. У у молодого ученика может быть меньше обязанностей, и он меньше устает от них.

Такие ученики должны спросить себя: "Есть ли еще что‑ нибудь, чему я могу научиться у этого учителя? Всему ли я уже выучился из того, чему он может научить?"

И если ученик так многому научился у своего учителя, не свидетельствует ли это о способности учителя к преподаванию? И конечно, всегда есть чему еще научиться у вашего учителя.

Изредка учитель может и поиграть с учеником, серьезно толкая его, чтобы показать, "кто в доме хозяин". Это делается не ради эго, а просто чтобы продемонстрировать потенциальные возможности Толкающих рук или рукопашного боя и напомнить ученику, что учеба никогда не кончается.

 

Дополнительные упражнения

 

Я обнаружил, что на этой стадии развития ученика может появиться скука. Ученик уже прозанимался долгое время и его прогресс идет медленнее, чем в начале.

В это время я начинаю вводить в обучение вспомогательные упражнения, позаимствованные из других систем:

1. Пение  

При выполнении этого упражнения ученики стараются позволить своему вниманию вибрировать вместе с комбинированной вибрацией барабанов, погремушек и голосов. Внимание нескольких учеников сливается, и в этой точке все отдельные звуки синхронизируются в гармонии. Ученики узнают, что внимание – это объединяющая сила. Получаемая гармония изображает гармонию клеток и органов тела.

Гармония на межличностном уровне воздействует на клетки и способствует оздоровлению и релаксации.

Наше пение – не мелодичное и не красивое. Это просто высвобождение тех звуков, которые просятся наружу. Сначала все участники стремятся "хорошо звучать", по это создает ментально‑управляемый тип пения. Через некоторое время участники расслабляются и решаются просто выпускать то, что у них внутри. Получающаяся гармония является "настоящей" и оказывает глубокий эффект.

Для некоторых людей такое пение оказывается первым опытом освобождения внимания и следования за вниманием за пределы их образа самих себя.

2. Бросание яблок

Осенью много яблок падает с яблонь на территории школы. Ночью ученики сидят на корточках под деревьями и ждут, когда их ненормальный учитель Тайцзи начнет бросать в них яблоками.

Я не целюсь в самих учеников, но бросаю яблоки рядом с ними. Если ученик слышит или видит яблоко рядом с собой, он подпрыгивает, поворачивается в направлении, откуда был совершен бросок, и остается в этом положении, пока другое яблоко не упадет рядом с ним.

Это учит сосредоточенности и терпению, укрепляет ноги и обостряет чувства.

3. Церемония лесного вина

Эту церемонию я собрал по отдельным упоминаниям в сообщениях о даосских ритуалах древнего Китая. Это красивый ритуал и одна из наиболее сильных по трансформирующему воздействию церемоний, которые я использую в своей школе. Вместо вина можно использовать сок. Некоторые мои ученики бросили употреблять алкоголь, и вообще, употребление вина в паше время не выглядит таким невинным актом, как в прошлом. Так что если вы предпочитаете не пить вина, сок вполне подойдет.

Церемония лесного вина – это одна из тех очаровательных древних традиций, которые можно иногда почерпнуть из туманной старины.

Представьте себе ночь в глухом лесу в древнем Китае и небольшой костер у холодного горного источника. Несколько последователей даосизма сидят вокруг огня и смеются, вспоминая, как они когда‑то обманывали своих учителей, стараясь уклониться от уборки дома. Все они бедны, их практика трудна, и повседневные житейские проблемы им известны так же, как и всем людям.

Они достают очень дешевое, сладкое вино и большую, тяжелую керамическую чашу. Ученики‑даосы наперебой начинают вспоминать о тех вещах, за которые они могут быть благодарны. За каждое выражение благодарности ученику разрешается пригубить священной жидкости.

Например, первый из товарищей берет чашу и говорит: "Я благодарен нашему учителю за то, что он слишком стар, чтобы сильно бить" нас". Он отпивает, ставит чашу на землю, ставит ладони по обе стороны от чаши, и вся компания совершает поклон.

Затем чаша ставится перед следующей участницей. Она поднимает ее и говорит: "Я благодарна за то, что провожу время в этом прекрасном лесу с такими хорошими друзьями". Она отпивает, ставит чашу на землю, ставит ладони на землю по обе стороны, и снова все кланяются. Так это и идет по кругу. (В другом варианте каждый ученик держит свою собственную чашку и все отпивают вместе.)

Есть несколько правил, которых придерживаются участники этой простой церемонии. Понятно, что каждый старается придумать как можно больше поводов для благодарности, чтобы вино могло продолжать ходить по кругу.

И понятно, что самая большая трудность – это оставаться способным говорить связно после нескольких наполнении чаши.

Можно благодарить за животных в лесу, за ваше здоровье, за ваших учителей, за вино, за витамины, гравитацию или освежители дыхания. Серьезна ваша благодарность или иронична – вы отпиваете глоток. Собственно говоря, если вы заставите других рассмеяться, вы можете сделать дополнительный глоток без особого разрешения.

Комментарии, особенно со стороны ведущего, допускаются и даже являются важной частью церемонии.

Когда чаша ставится на землю, то перед поклоном надо поставить ладони на землю – по двум важным причинам. Во‑первых, каждая ваша благодарность – это фактически благодарность земле, Матери Всего. Во‑вторых, после первых нескольких кругов ваша координация может ослабеть. Без хорошего упора на руки вы, наклоняясь вперед, можете "клюнуть" носом землю.

После того как все высказали свою благодарность за все хорошее в жизни, может еще оставаться вино. В этом случае будет вполне уместно поблагодарить и за неудачи в жизни. Они ведь тоже являются частью человеческого опыта и заслуживают глотка в признание.

Каждый из участников отпивает в одиночестве, пока остальные смотрят. В конце концов, мы должны полностью полагаться на самих себя и на нашу связь с землей, чтобы иметь дело с жизненным опытом. Но ваши друзья могут быть рядом, чтобы помогать, подбадривать и учить нас, поэтому весь круг кланяется, поддерживая очередного говорящего.

Если у каждого участника своя чашка, то все отпивают вместе. При этом выпивка идет быстрее. Я уверен, что есть резонные причины для того, чтобы этот метод также считался священным. (Если у вас есть какие‑нибудь соображения, буду рад их узнать.)

После каждого глотка чаша ставится на землю. Мы не должны сразу же тянуться к награде, к цели, к следующему рубежу. Необходимо время для медитации, для отдыха и расслабления. Даже мозгу нужен периодический отдых; постоянное думание, как и постоянная выпивка, истощает нас и вредит нам.

Костер – это больше чем просто источник тепла для согрева тел. Огонь представляет свет, постижение, добытое размышлением над нашими жизнями. Очень легко впасть в жалобливое настроение. Есть так много того, что мы еще хотели бы иметь, чем мы хотели бы быть. Но все же есть и так много того, за что мы должны быть благодарны.

Мы живые; мы живем на прекрасной планете, в интереснейший, критический период ее истории. Знание, как "внутреннее", так и "внешнее", окружает нас, и его можно добыть в библиотеке, в университете, в школе Тайцзи и, конечно же, в наших собственных сердцах. Нам меньше приходится бояться болезней, вторжений и голода по сравнению со многими периодами истории. И что же вы делаете со своей жизнью? Огонь символизирует видение вашей жизни и вашего места в судьбе этой живой планеты.

Эта церемония обычно четко проявляет дух каждого человека. Посредством слов, интонаций, серьезности, смеха, даже икания, растапливаются барьеры между участниками круга. Тепло огня смешивается с теплом эмоций.

Понятно, что огонь должен быть разведен в яме, внутри самой земли. Но церемонию можно проводить и в помещении, со свечой вместо костра. В лесу костер производит эффект оазиса света среди необъятной черноты лесной ночи. При этом кажется, что в маленький освещенный круг собрались смеющиеся лесные духи, воплощенные в человеческую плоть. Как согревает осознавание себя частью этого!

Сколько миллионов лет разные существа сидели вокруг костров, смеясь и наслаждаясь обществом друг друга? Неожиданно приходит осознание, что вы связаны со всеми этими своими предками в духе. Каждый из них благодарил землю по‑своему. Как, если не благодарностью, мы можем выразить наши чувства к нашей Матери Земле, источнику жизни?

В кругу друзей, в кругу нашего зыбкого света в глубине леса, мы объявляем свою благодарность всем созданиям, великим и малым, которые могут слушать нас.

4. Работа со сновидениями

Я использую сновидения как способ разрушения барьера между бодрствующим состоянием и сном. Это дает ученику полный доступ к его подсознанию.

Состояние бодрствования характеризуется строгой организацией сырых восприятий в логические формы. В состоянии сна или сновидения восприятие организуется биологически. Уместность входящей информации оценивается по отношению к биологическому функционированию тела.

Конечно, логика в какой‑то мере сохраняет свою власть над нами даже в сновидении, а биология сохраняет некоторую власть в бодрствовании. Но наша культура разделила эти способы организации входных данных почти так далеко, как только можно их разделить.

"Точка пересечения" этих двух состояний – это место, обладающее великой силой. Это то "место", где происходит трансформация.

Мы начинаем работу со сновидениями, раз в день выполняя Форму в уме, сидя неподвижно. Представляя себе, как мы делаем Форму, мы дышим соответственно движениям Формы. Ученики находят, что это так же трудно, как и первоначальное изучение Формы.

Надо осознавать движения всех частей тела, импульсы силы, распределение веса и т. п., как будто вы физически выполняете Форму.

Ученик делает это также в постели, непосредственно перед засыпанием, формируя намерение практиковать Форму в сновидении.

По пробуждении ученик встает (все еще полусонный), переходит в удобное место и выполняет Форму, стараясь поддерживать это полусонное состояние.

Затем он расслабляется и старается вспомнить, выполнял ли он Форму в своем сновидении. Может оказаться, что, хотя он и помнил, что нужно это делать, но в сновидении были и другие люди и ему было неловко заниматься в их присутствии, и поэтому оп вскоре забыл о Форме. Или он мог начать выполнять Форму, но отвлекся и сновидение изменилось.

Очевидно, что для того, чтобы заниматься Формой в сновидении, надо осознавать, что вы сновидите, и помнить, что вам надлежит делать. Это требует привнесения бодрствующего состояния в состояние сновидения (dreaming).

С другой стороны, ученик привносит состояние сна (sleeping) в состояние бодрствования, и происходит это следующим образом. Физически выполняя Форму, он позволяет себе дрейфовать в сновидческое сознание. Образы сновидений текут мимо его ума, хотя его глаза открыты. Он осознает, что действия в его образах сновидений сцеплены с его физическими движениями в Форме таким же образом, как движения одной из частей тела сцеплены с движениями всех других частей.

 

Двойное осознание

 

Когда ученик хорошо научится практиковать Форму во сне, он расщепляет свое осознание на две части. Сновидя, он осознает, с одной стороны, сновидение, а с другой стороны – свое тело, лежащее в постели.

Практику такого двойного осознания можно усилить следующим образом. Ученик держит что‑то (у меня, например, была щетка для волос) в руке всю ночь. Щетка для волос, которую использовал лично я, покалывает руку своими зубцами, и ее легко можно ощущать во сне. Вообще‑то, когда спишь, трудно удерживать предмет в руке постоянно, поэтому можно закрепить его бинтом или резинкой.

Теперь ваше внимание будет легко переходить при сновидении на щетку, и вы сможете переключаться со сцены сновидения на щетку и обратно. Вы продолжаете эту практику, пока ваше осознание того и другого не станет устойчивым. Иначе говоря, вы должны на самом деле чувствовать, что вы находитесь в сцене сновидения со всей плотностью вашего тела. Вы также должны чувствовать реальность, плотность щетки в вашей руке и вашего тела, лежащего в постели.

Это двойное осознание может быть вашим первым проблеском голографического внимания, то есть внимания децентрализованного, но сбалансированного и управляемого телесным умом. Это позволяет вам начать воспринимать себя полностью, включая всю обширную область за пределами логических структур.

 

Сновидческий проводник

 

Некоторые люди используют технику нахождения себя в сновидении проводника. Вы ставите какую‑нибудь фигурку у постели. Это будет бодрствующая форма вашего проводника. Главное – найти такого проводника, с которым вам будет хорошо. Лично у меня был Пепито плюшевый мышонок с большими ушами и в маленькой шляпе.

Старайтесь найти своего проводника, оказавшись в сновидении, но помните, что он может принимать разные обличья. Найдя его, вы можете задать ему вопросы, а проснувшись – попытаться вспомнить его ответы. Все, что случается после того, как вы задали вопрос, – это и есть ответ. Фокус в том, чтобы знать, какой вопрос задать, и с этим вам придется поэкспериментировать.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.