В сб.: Речевое общение: Специализированный вестник. – Вып. 2 (10) – Красноярск, 2000. – С. 43-48. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В сб.: Речевое общение: Специализированный вестник. – Вып. 2 (10) – Красноярск, 2000. – С. 43-48.

2019-07-13 73
В сб.: Речевое общение: Специализированный вестник. – Вып. 2 (10) – Красноярск, 2000. – С. 43-48. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анисимова Т.В.

О соотношении понятий "речевое событие" и "риторический жанр"

Рассмотрим, в чем состоит разница между РС и РЖ. Жанры – явления однородные. Это касается не только монологических РЖ, но и диалогических. Так, беседа – это РЖ до тех пор, пока представляет собой однородное чередование реплик, обмен репликами. Напротив, с овещание – это РС, поскольку в его композиции предполагаются разные как монологические так и диалогические РЖ: доклад, мнение, предложение; дискуссия, обсуждение, ответы на вопросы и т.п.

Разумеется, возможны РС, состоящие из одного жанра, но и тогда между этими явлениями можно проследить разницу. Так, в академической риторике возможны РС лекция и семинар. При этом семинар как РС обычно включает как монологические (сообщение, объяснение, резюме и др.), так и диалогические (дискуссия, обсуждение и др.) жанры. В то же время РС лекция чаще всего состоит из одного РЖ - лекция. В этом специфика этого РС. Однако если преподаватель в рамках этого события решит устроить письменный опрос, анкетирование или заслушать сообщение студента, то композиция РС окажется состоящей из нескольких РЖ, однако это все равно будет РС " лекция ". Таким образом, композиция РЖ состоит из микротем, а композиция РС состоит из отдельных РЖ. Именно поэтому совещание, заседание кафедры, планерка и др. не могут быть квалифицированы как жанры деловой речи, а лишь как РС. Хотя, с другой стороны, состав жанров и композиция в таких РС могут быть весьма строго определены. Вместе с тем, РС могут включать не только речевые, но и неречевые акты. Так, презентация как РС кроме выступлений может включать вручение подарков, фуршет, концерт артистов и т. п.

Речевые события, как и РЖ, могут быть охарактеризованы в зависимости от генеральной задачи мероприятия: здесь возможны информационные, эпидейктические, убеждающие, призывающее к действию РС. Однако РС являются коллективными формами общения. Поэтому кроме задач, присущих монологу (проинформировать, убедить и т. д.), здесь возможна еще одна, сугубо специфическая задача коллективной выработки решения. В этом случае организатор мероприятия не имеет в начале четкого ответа на предлагаемый к обсуждению вопрос и нуждается в коллективном разуме сотрудников. Таковы дискуссии, проблемные совещания, " круглые столы " и т. д. Участники такого мероприятия в своих речах ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте, однако, поскольку в начале обсуждения их тезисы находятся в очевидном противоречии друг другу, смысл мероприятия состоит в сближении позиций, выработке общих решений, удовлетворяющих все стороны. Следовательно, по цели РС могут быть описаны как информационные, эпидейктические, убеждающие, призывающие к действию и предполагающие выработку решения. Среди РС имеются такие, которым та или иная задача присуща постоянно, но многие из них могут иметь разные задачи в зависимости от ситуации и целей организаторов. Так, пресс-конференция – это всегда информационное РС (его задача - проинформировать общественность об объективно произошедших событиях или о своем отношении к событию, агитационной здесь может быть только сверхзадача); презентация – всегда эпидейктическое РС (его задача – вызвать положительное отношение общественности к новому товару, предмету, человеку и т. п.); отчетное собрание – всегда убеждающее РС (ставит целью убедить аудиторию в том, что должностное лицо или орган хорошо работали в отчетный период на благо коллектива). Вместе с тем многие РС могут варьировать свою задачу в очень широких пределах, например, митинг может быть исключительно эпидейктическим РС ("Позор правительству!"), а может ставить целью призвать аудиторию к определенному действию (митинг в поддержку КПРФ перед выборами в Думу ставит целью побудить проголосовать именно за эту партию); совещание бывает исключительно информационным (информационные совещания), иногда убеждающим (руководитель ставит задачей в результате совещания склонить сотрудников к согласию с его решением); а может быть нацелено на выработку решения (проблемные совещания) и т.д.

Другая сложность оценки РС состоит в том, что в рамках одного мероприятия могут произноситься (и регулярно произносятся) речи, разные по цели, однако общий характер РС от этого не меняется. Например, если на митинге прозвучит информационное выступление, оно будет воспринято как рациональный аргумент в пользу совершения определенного действия. Равным образом, в рамках торжественного собрания или совещания может быть произнесена призывающая к действию речь (например, посетить выставку или написать план по предлагаемой схеме), однако они не могут изменить общей задачи мероприятия. Иногда речи, не совпадающие по цели с генеральной интенцией самого РС, являются обязательными, заложены в модель РС, иногда они имеют факультативный характер, и их наличие зависит от ситуации и желания выступающего. Каждая речь в рамках мероприятия выполняет примерно ту же роль, что и микротема в рамках речи. По аналогии с выделяемыми Н.И. Формановской (1998) двумя типами интенции: текстообразующей (интенция стратегического типа, свойственная тексту в целом, общая задача речи) и репликообразующей (интенция тактического типа, свойственная фрагменту текста в рамках избранной стратегии), для РС можно определить генеральную (стратегическую, общую для всего мероприятия) задачу и тактические (свойственные отдельным речам, "репликам") задачи.

Типичная структура мероприятия требует присутствия определенных РЖ. Причем одни жанры совершенно обязательны для конкретного РС, наличие других имеет факультативный характер. Один и тот же жанр может быть типичным элементом многих РС. Например, поздравительная речь может быть произнесена самостоятельно, однако поздравительные речи необходимы в рамках юбилейного собрания (здесь это обязательный элемент). Поздравительная речь кроме того факультативно может появляться в рамках совещания, презентации и т. д. Особенно универсальный характер имеют макрожанры, которые, как правило, являются обязательными элементами большого числа РС.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.