Глава 1. НАТО в период 1949-1990 годы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. НАТО в период 1949-1990 годы

2019-07-13 553
Глава 1. НАТО в период 1949-1990 годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В начале апреля нынешнего, 2008 года, произошло сразу три важнейших события: саммит НАТО в столице Румынии – Бухаресте, заседание Совета Россия-НАТО и российско-американская встреча на высшем уровне в Сочи.

Эти мероприятия привлекли внимание как у россиян, так и во всём мире. Мировое сообщество ещё раз увидело позицию нашей страны, её курс на соблюдение международных договоров, на уважение других стран, что неизбежно прибавило России авторитета на международной арене. Чёткий, последовательный и спокойный курс Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина вызвал доверие не только у российских граждан, но и получил положительный отклик на международной арене.

Поэтому при выборе темы реферата у меня возник интерес именно к теме: «Россия и НАТО: проблемы взаимодействия». Захотелось узнать больше об этой международной организации, её действиях, взаимоотношениях с нашей страной. Тем более, что в апреле будущего года крупнейшему в мире военно-политическому союзу исполнится шестьдесят лет.

Берясь за написание реферата по данной теме, я поставил перед собой следующие задачи:

а) выяснить, цели и задачи НАТО;

б) понять, почему с распадом Организации Варшавского Договора и завершением конфронтации двух общественно-политических систем НАТО не только не прекратила своё существование, а продолжает активную деятельность;

в) узнать о взаимоотношениях Североатлантического альянса с Россией и об инициативах, которые предпринимает Российская Федерация.


Глава 1. НАТО в период 1949-1990 годы

 

Для более глубокого понимания сути имеющихся противоречий В отношениях НАТО и России следует совершить небольшой экскурс в историю, чтобы разобраться в том, что же собой представляет Североатлантический союз, каковы цели его начавшейся трансформации и последствия её для национальных интересов нашего государства.

 

Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия

 

Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.

В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права». [9]*

Первоначально к альянсу присоединились 12 государств: США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Португалия, Норвегия, Дания и Исландия. В 1952 году членами НАТО стали Греция и Турция, в 1955-м — ФРГ, а в 1982-м – Испания.

Сразу после подписания договора началось формирование структуры блока и его руководящих органов, которыми в настоящее время являются Совет НАТО, Комитет военного планирования и Военный комитет.

На коалиционные органы возложены следующие задачи:

а) выработка в рамках НАТО единого внешнеполитического курса и военной стратегии блока;

б) разработка стратегических и оперативных планов применения объединённых вооруженных сил (ОВС), планов оперативной и боевой подготовки; координация разведывательной деятельности, научных исследований, разработки и производства вооружения и военной техники;

в) подготовка мобилизационных ресурсов; совершенствование оперативного оборудования и другие.

Формально Североатлантический союз имеет оборонительный характер. «Ключевой статьей Вашингтонского договора, как известно, является пятая статья, в соответствии с которой «договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на всех них. Они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдёт, то каждая из сторон в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51 Устава ООН, будет оказывать помощь стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путём немедленного проведения индивидуально и по соглашению с другими сторонами таких действий, которые ей представляются необходимыми, включая применение вооруженной силы». [9]

Договором также определено, что географическая зона ответственности НАТО охватывает территорию всех государств – участников блока, а также район Атлантического океана к северу от тропика Рака, включая острова, находящиеся под юрисдикцией любой договаривающейся стороны в этом районе.

Однако после учреждения НАТО даже в открытых официальных документах речь уже велась не только о вооруженном нападении, но и об угрозе жизненно важным интересам членов блока.

Более широко стала трактоваться и зона ответственности. Так, в Брюссельском заявлении Совета НАТО 1967 года о будущих задачах союза, отмечалось, что «зона действия Североатлантического договора не может рассматриваться отдельно от прочего мира. Кризисы и конфликты, возникающие за пределами территорий стран – членов НАТО, могут нанести ущерб их безопасности или непосредственно, или в результате изменения глобального соотношения сил».

Важнейшим фактором, определяющим направленность военного строительства и характер военных приготовлений Североатлантического альянса, является его военная доктрина (по западной терминологии – военная стратегия, или стратегическая концепция).

Коалиционная военная стратегия НАТО отражает систему согласованных и официально принятых политическим и военным руководством блока взглядов на сущность, цели и характер возможной войны. В ней определены единые требования к вооруженным силам стран – участниц военной организации, принципы формирования ОВС, их оперативного (боевого) и тылового обеспечения, стратегического развертывания и применения.

Выработка коалиционной военной стратегии НАТО осуществляется по принципу взаимозависимости, то есть все страны альянса обязаны подчинять собственные интересы интересам блока, вносить максимально возможный вклад в совместные военные приготовления и в случае необходимости оказывать помощь союзникам. Доминирующую роль в выработке военной доктрины НАТО играют США, и изменение принципиальных положений их военной стратегии неминуемо отражается на стратегической концепции блока.

В своем развитии коалиционная стратегия Североатлантического союза прошла ряд этапов. На первом (1949–1954 годы) она базировалась на концепции «обороны Европы» и формировалась с учётом итогов Второй мировой войны и наличия у США ядерного оружия.

Второй этап (1954–1967 годы) связан со значительным увеличением количества ядерных боеприпасов и их массовым поступлением на вооружение. Исходя из этого военно-политическое руководство США (а затем и НАТО) сочло необходимым радикально изменить свои взгляды на характер войны и строительство вооружённых сил. Это нашло отражение в американской стратегии «массированного возмездия» («массированного ответного удара»), трансформированной в коалиционную стратегию НАТО «щита и меча». Здесь роль «меча» отводилась американским стратегическим и ядерным силам, развернутым в Европе, а роль «щита» – обычным ОВС НАТО в Европе и Атлантике.

После быстрой ликвидации Советским Союзом этого «неоспоримого превосходства» военно-политическое руководство США пересмотрело основные положения своей доктрины, и в 1961 году появилась стратегия «гибкого реагирования», которая предусматривала подготовку и ведение как всеобщей ядерной, так и ограниченной войны.

Стратегия «гибкого реагирования» с элементами концепции «передовой обороны» в качестве военной стратегии блока была принята в 1967 году. Она предусматривала ведение всеобщей ядерной и ограниченной войн, вместе с тем последняя рассматривалась не как самостоятельный вид войны, а как ступень эскалации любых военных действий во всеобщую ядерную войну.

Развитие военной стратегии НАТО в последующие годы проходило под влиянием стратегий «реалистического устрашения» и «прямого противоборства», принятых в США в начале 70-х и 80-х годов соответственно. При этом в первой рассматривалась ограниченная война с применением ядерного и обычного оружия, во второй – ведение всеобщей обычной войны.

 

Глава 2. НАТО и Россия

 

Состоявшееся в 1990 году официальное завершение конфронтации двух общественно-политических систем и, соответственно, обоих обслуживающих их военных блоков, самых мощных в истории человечества, должно было по логике вещей привести к роспуску не только Варшавского договора, но и НАТО. Не стало «очага опасности» послужившего в своё время поводом для создания Североатлантического альянса.

Однако этого не случилось.

«Противоречившее здравому смыслу сохранение НАТО объяснялось, главным образом, нежеланием США лишаться надёжного средства держать под своим контролем Европу, вес которой в мировых делах отныне мог только возрастать, поскольку континент получил шанс объединиться.

С другой стороны, у каждого члена альянса были свои эгоистические мотивы, по которым он не противился американской инициативе. Действовала также инерция выживания военно-бюрократической системы, в которую превратилась НАТО за полвека своего безбедного существования.

В итоге была упущена возможность осуществить простейший вариант строительства единой континентальной системы предотвращения внутренних конфликтов и нейтрализации угроз извне». [7]

 

Совет Россия-НАТО

 

В мае 2002 г. на встрече в верхах под Римом альянс и Москва достигли договорённости о совместной работе в формате «двадцатки». Совет Россия-НАТО проводится не только на уровне глав государств или правительств, министров иностранных дел и обороны, но и на уровне послов. В его системе действуют свыше 20 рабочих органов: комитеты, специальные рабочие группы, экспертные группы.

Совместный Постоянный Совет Россия-НАТО (СРН), созданный «для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих всеобщую озабоченность» должен стать «основной структурой консультаций между Россией и НАТО в периоды кризисов или каких-либо других ситуаций, оказывающих влияние на мир и стабильность». [8] североатлантический союз россия политика

Несмотря на трудности и проблемы активизируется совместная работа России и НАТО в различных областях. Расширяется сотрудничество в части реализации программ реабилитации российских военнослужащих. Большой вклад в работу по переподготовке уволенных в запас российских военнослужащих вносит Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас и Вооруженных сил Российской Федерации «Россия-НАТО», и в котором прошли переподготовку несколько тысяч слушателей. Так, 26 мая 2005 г. в Ногинске состоялся круглый стол «Трудоустройство военнослужащих запаса и членов их семей, создание дополнительных рабочих мест через развитие малого предпринимательства», организованный Центром Россия-НАТО социальной адаптации военнослужащих по инициативе Департамента НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности.

В 2004 г. было проведено более 30 совместных учений. План военного сотрудничества между Россией и НАТО на 2005 год включал более 200 различных мероприятий, в том числе от 45 до 50 различных учений. В 2006 г. Россия и НATO планируют провести 40-45 мероприятий в рамках программы повышения уровня оперативной совместимости.

Главное внимание уделяется вопросам налаживания взаимодействия в борьбе с террористическими угрозами. Исследуются возможности обеспечения совместимости систем нестратегической противоракетной обороны в рамках специальной рабочей группы по ПРО (противоракетной обороны). Уже принята экспериментальная концепция сотрудничества России и НАТО в этой области и проведены командно-штабные учения.

Важной задачей остаётся налаживание партнёрства в формате СНР по нейтрализации наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана.

Готовятся совместные практические проекты в сфере поиска и спасения аварийных подводных лодок. Такое сотрудничество помогло спасти российский батискаф, затонувший в 2005 году близ Камчатки. В феврале 2006 года российские Военно-морские силы присоединились к антитеррористической операции НАТО «Активная попытка», проводящейся в Средиземном море.

По случаю празднования 5-летия Совета Россия-НАТО министр иностранных дел С. В. Лавров сказал: «Отношения России и НАТО занимают особое место в европейской безопасности. Многие хорошо помнят те времена, когда Советский Союз и НАТО смотрели друг на друга не иначе как через орудийные прицелы и окуляры полевых биноклей. В 2007 г. исполнилось 10 лет с момента подписания в Париже Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5 лет, как в соответствии с Римской декларацией заработал новый механизм взаимодействия – Совет Россия-НАТО. По историческим меркам срок небольшой. Но это был период, насыщенный крупными переменами, связанными с окончанием «холодной войны». От противоборства и конфронтации мы постепенно переходили к диалогу и сотрудничеству – в интересах предсказуемости и стабильности в Европе.

Спектр сотрудничества России с НАТО сегодня включает в себя интенсивный политический диалог по ключевым проблемам безопасности, реализацию важных практических проектов и программ, отвечающих интересам всех стран – членов Совета Россия-НАТО. Вместе с тем убеждены, что потенциал Совета Россия-НАТО задействован не полностью. Нашему сотрудничеству порой не хватает должного уровня доверия, а качество и глубина взаимодействия не во всём соответствуют масштабам сегодняшних угроз.

Мы настроены на то, чтобы последовательно повышать и расширять диапазон совместных действий, искать развязки существующих проблем в интересах единого и безопасного евроатлантического пространства без разделительных линий». [7]

В связи со сказанным отнюдь не беспочвенным выглядит заявление газеты «Крисчен сайенс монитор», о том, что «из всех наций, которые Соединенные Штаты хотели бы видеть в составе своей глобальной коалиции против терроризма, ни одна, возможно, не является более важной в стратегическом отношении для успеха в войне, чем Россия». [6]

Хотя поведение Североатлантического союза после 1991 г. совершенно не учитывало интересы российской безопасности, России всё же удалось достичь в отношении с ним состояния мирного сосуществования.

 

Заключение

 

В итоге мы видим, что главным в политике НАТО является формирование нового мирового порядка и европейской системы безопасности в целях потенциального сдерживания России, недопущения восстановления Россией статуса сильной державы.

Несмотря на улучшение отношений между США и Россией, американское военно-политическое руководство по-прежнему рассматривает Россию в качестве основного потенциального противника.

И это вопреки тому, что на сегодня по ряду вопросов Россия и США выступают как союзники. Здесь права поговорка: «У США нет постоянных друзей, как нет и постоянных врагов, а есть лишь постоянные интересы...».

Можно сделать вывод, что отношения между Россией и НАТО на данном этапе имеют ряд особенностей.

Одной из них является их маятникообразный характер. Начиная от периода «холодной войны» и до последнего времени они характеризуются сменой «похолоданий» и «потеплений».

Второй особенностью является то, что в последние годы эти отношения строятся в «догоняющем» ключе. НАТО активизируется по самым разным направлениям, Россия же вынуждена отвечать на эти вызовы и преимущественно занимать оборонительную позицию.

Третьей особенностью этих отношений является непоследовательность политического курса России, которая обусловлена трудностями перехода от социализма к рыночной экономике, борьбой различных политических групп за власть и влияние, в том числе в международной сфере.

Четвертой особенностью является то, что если НАТО территориально активно разрастается, занимая многие ниши, в том числе большинство из тех, которые ранее занимала Россия, то зона воздействия Российской Федерации по многим позициям сужается. И поскольку эта тенденция сохраняется, то следует ожидать дальнейшего наращивания потенциала НАТО и пропорционального ослабления России.


Список использованной литературы

 

1. Андреев, Е. Россия и НАТО: развитие стратегического партнёрства / Е. Андреев // Обозреватель. – 2004. – № 12. – С. 90–95.

2. Богомолов, В. Россия – НАТО / В. Богомолов // Парламентская газета. – 2008. – 10 апр. (№ 24/25). – С. 40.

3. ГАНСЕР, Д. НАТО. Секретные армии в Европе / Д. Гансер; перевод с англ. – М.: «Европа», 2006. – 112 с. – (Войны).

4. Гацко, М. Внешние угрозы военной безопасности России / М. Гацко // обозреватель. – 2006. – № 10. – С. 12-25.

5. ДЖАФАРОВ, С. Современная антикризисная стратегия НАТО и её влияние на взаимоотношения с Россией / С. Джафаров // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 4. – С. 17–33.

6. Кириллов, В. Россия и НАТО: геостратегические реалии / В. Кириллов // Военная мысль. – 2007. – № 9. – С. 2–12.

7. Максимычев, И. НАТО и Россия в начале третьего тысячелетия / И. Максимычев // Обозреватель. – 2006. – № 9. – С. 12–25.

8. СОВЕТ Россия – НАТО. – М., 2007. – 115 с.: ил.

9. ХОТЧЕНКОВ, А. НАТО – 50 лет / А. Хотченков // Военная мысль. – 1999. – № 2. – C. 70–76.

Размещено на Allbest.ru

Введение

 

В начале апреля нынешнего, 2008 года, произошло сразу три важнейших события: саммит НАТО в столице Румынии – Бухаресте, заседание Совета Россия-НАТО и российско-американская встреча на высшем уровне в Сочи.

Эти мероприятия привлекли внимание как у россиян, так и во всём мире. Мировое сообщество ещё раз увидело позицию нашей страны, её курс на соблюдение международных договоров, на уважение других стран, что неизбежно прибавило России авторитета на международной арене. Чёткий, последовательный и спокойный курс Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина вызвал доверие не только у российских граждан, но и получил положительный отклик на международной арене.

Поэтому при выборе темы реферата у меня возник интерес именно к теме: «Россия и НАТО: проблемы взаимодействия». Захотелось узнать больше об этой международной организации, её действиях, взаимоотношениях с нашей страной. Тем более, что в апреле будущего года крупнейшему в мире военно-политическому союзу исполнится шестьдесят лет.

Берясь за написание реферата по данной теме, я поставил перед собой следующие задачи:

а) выяснить, цели и задачи НАТО;

б) понять, почему с распадом Организации Варшавского Договора и завершением конфронтации двух общественно-политических систем НАТО не только не прекратила своё существование, а продолжает активную деятельность;

в) узнать о взаимоотношениях Североатлантического альянса с Россией и об инициативах, которые предпринимает Российская Федерация.


Глава 1. НАТО в период 1949-1990 годы

 

Для более глубокого понимания сути имеющихся противоречий В отношениях НАТО и России следует совершить небольшой экскурс в историю, чтобы разобраться в том, что же собой представляет Североатлантический союз, каковы цели его начавшейся трансформации и последствия её для национальных интересов нашего государства.

 

Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия

 

Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.

В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права». [9]*

Первоначально к альянсу присоединились 12 государств: США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Португалия, Норвегия, Дания и Исландия. В 1952 году членами НАТО стали Греция и Турция, в 1955-м — ФРГ, а в 1982-м – Испания.

Сразу после подписания договора началось формирование структуры блока и его руководящих органов, которыми в настоящее время являются Совет НАТО, Комитет военного планирования и Военный комитет.

На коалиционные органы возложены следующие задачи:

а) выработка в рамках НАТО единого внешнеполитического курса и военной стратегии блока;

б) разработка стратегических и оперативных планов применения объединённых вооруженных сил (ОВС), планов оперативной и боевой подготовки; координация разведывательной деятельности, научных исследований, разработки и производства вооружения и военной техники;

в) подготовка мобилизационных ресурсов; совершенствование оперативного оборудования и другие.

Формально Североатлантический союз имеет оборонительный характер. «Ключевой статьей Вашингтонского договора, как известно, является пятая статья, в соответствии с которой «договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на всех них. Они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдёт, то каждая из сторон в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51 Устава ООН, будет оказывать помощь стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путём немедленного проведения индивидуально и по соглашению с другими сторонами таких действий, которые ей представляются необходимыми, включая применение вооруженной силы». [9]

Договором также определено, что географическая зона ответственности НАТО охватывает территорию всех государств – участников блока, а также район Атлантического океана к северу от тропика Рака, включая острова, находящиеся под юрисдикцией любой договаривающейся стороны в этом районе.

Однако после учреждения НАТО даже в открытых официальных документах речь уже велась не только о вооруженном нападении, но и об угрозе жизненно важным интересам членов блока.

Более широко стала трактоваться и зона ответственности. Так, в Брюссельском заявлении Совета НАТО 1967 года о будущих задачах союза, отмечалось, что «зона действия Североатлантического договора не может рассматриваться отдельно от прочего мира. Кризисы и конфликты, возникающие за пределами территорий стран – членов НАТО, могут нанести ущерб их безопасности или непосредственно, или в результате изменения глобального соотношения сил».

Важнейшим фактором, определяющим направленность военного строительства и характер военных приготовлений Североатлантического альянса, является его военная доктрина (по западной терминологии – военная стратегия, или стратегическая концепция).

Коалиционная военная стратегия НАТО отражает систему согласованных и официально принятых политическим и военным руководством блока взглядов на сущность, цели и характер возможной войны. В ней определены единые требования к вооруженным силам стран – участниц военной организации, принципы формирования ОВС, их оперативного (боевого) и тылового обеспечения, стратегического развертывания и применения.

Выработка коалиционной военной стратегии НАТО осуществляется по принципу взаимозависимости, то есть все страны альянса обязаны подчинять собственные интересы интересам блока, вносить максимально возможный вклад в совместные военные приготовления и в случае необходимости оказывать помощь союзникам. Доминирующую роль в выработке военной доктрины НАТО играют США, и изменение принципиальных положений их военной стратегии неминуемо отражается на стратегической концепции блока.

В своем развитии коалиционная стратегия Североатлантического союза прошла ряд этапов. На первом (1949–1954 годы) она базировалась на концепции «обороны Европы» и формировалась с учётом итогов Второй мировой войны и наличия у США ядерного оружия.

Второй этап (1954–1967 годы) связан со значительным увеличением количества ядерных боеприпасов и их массовым поступлением на вооружение. Исходя из этого военно-политическое руководство США (а затем и НАТО) сочло необходимым радикально изменить свои взгляды на характер войны и строительство вооружённых сил. Это нашло отражение в американской стратегии «массированного возмездия» («массированного ответного удара»), трансформированной в коалиционную стратегию НАТО «щита и меча». Здесь роль «меча» отводилась американским стратегическим и ядерным силам, развернутым в Европе, а роль «щита» – обычным ОВС НАТО в Европе и Атлантике.

После быстрой ликвидации Советским Союзом этого «неоспоримого превосходства» военно-политическое руководство США пересмотрело основные положения своей доктрины, и в 1961 году появилась стратегия «гибкого реагирования», которая предусматривала подготовку и ведение как всеобщей ядерной, так и ограниченной войны.

Стратегия «гибкого реагирования» с элементами концепции «передовой обороны» в качестве военной стратегии блока была принята в 1967 году. Она предусматривала ведение всеобщей ядерной и ограниченной войн, вместе с тем последняя рассматривалась не как самостоятельный вид войны, а как ступень эскалации любых военных действий во всеобщую ядерную войну.

Развитие военной стратегии НАТО в последующие годы проходило под влиянием стратегий «реалистического устрашения» и «прямого противоборства», принятых в США в начале 70-х и 80-х годов соответственно. При этом в первой рассматривалась ограниченная война с применением ядерного и обычного оружия, во второй – ведение всеобщей обычной войны.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.