Понятие, экономическая сущность цены и инфляции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие, экономическая сущность цены и инфляции

2019-07-13 119
Понятие, экономическая сущность цены и инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цена - это многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто ведёт за собой серьёзнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано всё общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственном уровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данное время сложились ещё и альтернативные службы статистики цен.

Статистика изучает закономерности ценообразования и изменения цен, опираясь на современную экономическую теорию. Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, и цены. Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяет сущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемой общественно необходимым рабочим временем. Теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк) трактует цену как продукт субъективных со стороны покупателя и продавца определений стоимости, где общая стоимость благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечного продукта. Известны также другие теории стоимости, сочетающие эти две противоположные точки зрения (например, неоклассическая теория А. Маршала, признающая равную роль издержек и полезности в формировании цены).

Большинство отечественных экономистов (Ш.Л. Турецкий, С.Г. Столяров, Г.А. Горина, Т.Г. Евдокимова, Д.Ф. Ковалевский и др.) ориентировались на марксистскую теорию цены. В начале XX века российские экономисты, как и их зарубежные коллеги, придерживались точки зрения на понятие цены, аналогичной взглядам современных маркетологов. Например, В.С. Войтинский утверждал, что цена - это сумма денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи. В основе мотивации как исходного пункта теории цены - соображения полезности. П.Б. Струве считал, что стоимость - не производственное общественное отношение, а отношение в обмене, когда рыночная цена - “производная множества сталкивающихся воль", а “типическая ценность вырастает из реальной цены” (“что не имеет цены - не имеет ценности”).

В зарубежной экономической науке широкое распространение получила точка зрения П. Самуэльсона, считающего, что конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограниченно - издержками производства, а также теория (Ф. Котлера), согласно которой цена есть денежная сумма, взимаемая за единицу товара, т.е. измеритель, эквивалент, по которому товар обменивается на деньги.

Таким образом, сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

1) индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.);

2) маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Отечественное ценообразование в своем развитии прошло несколько этапов, тесно связанных с экономическим развитием страны.

Основной вид цен дореволюционного периода - свободно калькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики на основную массу товаров назначались государственные прейскуранты цен.

Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемости товаров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием из розничной цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника) и торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).

Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости продукции и норматива прибыли предприятия. Буфером, соединяющим расчеты производства и торговли, служили налог с оборота, акциз или дотации государства.

Основные недостатки планового ценообразования - многоступенчатость системы согласования цен, затратный механизм ценообразования, отсутствие или запоздалая реакция на изменение спроса, невозможность охватить большое разнообразие товаров, предотвратить вымывание дешевых товаров под видом обновления ассортимента, искусственное сдерживание цен, усиливающее дефицит товаров и др., не позволяли цене в полной мере выполнять важную функцию регулятора производства и потребления.

В условиях плановой экономики кроме государственного планового ценообразования существовало и рыночное - на колхозном и неофициальном “черном" рынке. Уровень цен рыночной торговли устанавливался в соответствии с издержками производителей, соотношением спроса и предложения, уровнем цен монополиста (государства).

В розничном товарообороте в целом по стране доля колхозного рынка была незначительной (1-3%), но цены его в большинстве городов (за исключением наиболее крупных) сильно влияли на средний уровень розничных цен (например, на мясо) вследствие острого дефицита продуктов по твердым государственным ценам. В конце 80-х годов переплаты населения за товары, купленные на “черном" рынке, составляли несколько миллиардов рублей ежегодно и увеличивались за год в 2-3 раза.

В качестве пробного рыночного элемента в 80-х годах получили распространение договорные цены (на опытные партии и особо модные товары) и льготные цены (стимулирующие производство особо ценных сельскохозяйственных культур).

В процессе перехода к рыночной экономике в системе цен произошли значительные изменения. Реформа цен от 02.04.91 г. установила три типа цены:

предельно фиксированные прейскурантные цены (устанавливались верхние лимиты);

регулируемые цены (отпускная цена предприятия и торговая надбавка 20%);

свободные цены (договор между оптовой и розничной торговлей с учетом спроса, торговая наценка не более 20%).

Кроме цен, контролируемых государством, в переходный к рынку период появились и другие разновидности розничных цен - цены коммерческих магазинов, кооперативов, цены на товары, изготовленные частниками. С 01.01.92 г. практически все цены, за исключением цен на стратегические товары, отпущены правительством “на свободу". Либерализация цен означало право продавца и в первую очередь производителя назначать свою цену. Невозможность государственных магазинов самостоятельно назначать цену продажи при фиксированном размере торговой накидки (15-25% к цене, по которой магазин закупает товар у поставщика) привела к заинтересованности обеих сторон в росте цен.

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения.

Наряду с таким понятием как цена в плотной взаимосвязи находится и понятие инфляции.

Инфляция - это повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Инфляция - представляет собой переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост цен.

В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:

1. В зависимости от “глубины” государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной ( открытой) форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Явная инфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на других. Это объясняется тем, что механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиций, стимулируют расширение производства и предложения. Следовательно, борьба с явной (открытой) инфляцией.

Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей. Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным не равновесием рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при необходимости демонтировать ее механизмы, оно пытается подавить ее проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

Механизм подавленной инфляции связан с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными и более высокими рыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного товара переплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Образуется как бы “дыра", в которую проваливаются товары. Любые попытки закрыть ее с помощью правоохранительных органов, общественного контроля и т.п. в лучшем случае приводят к временному выправлению ситуации, но не могут сломать инфляционный механизм. Не удается это сделать и путем административного повышения цен, ибо если в этом случае спрос немного снижается, то противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и не равновесие восстанавливается. В результате хронический товарный дефицит в государственном секторе сопровождается процветанием теневой экономики, перепродающей товары по ценам, близким к ценам равновесия.

2. В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например, ЕС).

3. В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем, объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект “импорта” инфляции.

4. В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год - различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год - отмечают галопирующую или “латинскую". Свыше 200% - гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф. Кэгану - свыше 50% в месяц).

5. В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

6. В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором - реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.

7. В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

8. В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.

9. В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию “спроса" и инфляцию “издержек". Инфляция спроса и инфляция издержек - это системы или разновидности именно монетарной инфляции, так как развитие инфляционных процессов сопровождается и порождается обесцениванием денежной единицы, (приложение 1, рис.3).

Инфляция спроса - это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по определённым причинам не успевает производство.

Другой вид инфляции - инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработка (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)

Таким образом, инфляция - это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведения предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение - можно представить как произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью “печатного станка”, режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.

Уже в сегодняшнее время стали различать реальную и номинальную инфляцию. В отличие от номинальной реальная инфляция формируется под влиянием не денежных факторов, непосредственно связанных со сменой структуры производства, совершенствованием его технической и технологической систем. Очень часто понятие инфляции трактуется лишь как номинальное, она рассматривается как формальный процесс повышения общего уровня цен.

Современная экономическая теория и практика хозяйствования не оперирует понятиями номинальной инфляции, они ее обозначают как инфляцию в ее собственном, непосредственном значении. Если мы отмечаем, что инфляция возросла на протяжении года на столько - то процентов, то имеем в виду именно номинальную инфляцию, которая “ идет в ногу” с обесцениванием денежной единицы. Номинальная инфляция и обесценивание денег тождественны, они выступают как определенные и разные стороны одного и того же экономического процесса.

Основными факторами формирования реальной инфляции являются преобразование технологической и технической структуры экономики, совершенствование продукции (инвестиционные и потребительские товары высшего качества обладают большей ценностью, стоимостью, а также имеют более высокую рыночную цену).

Реальной ее обозначают потому, что она развивается под влиянием такого специфического экономического процесса, как рост ценности (стоимости) материальных благ и услуг в значительном рыночном периоде времени. Если условно допустить, что номинальная инфляция отсутствует, то рост совокупных цен, вызванный возрастанием стоимости (ценности) благ и услуг под влиянием их совершенствования и соотношения между ними (возрастание уровня совокупных цен и стоимости благ и услуг), будет или пропорциональным, или даже тождественным.

В условиях реальной инфляции как одной из составляющих фактической инфляции временные изменения уровней совокупных цен перестают быть пропорциональными и тождественными по часовым изменениям уровней обесценивания денег.

В странах с развитой рыночной экономикой реальная инфляция развивается параллельно с номинальной, поэтому фактический уровень инфляции имеет две составляющие - номинальную, развивающуюся под влиянием и как результат обесценивания денег, и реальную, являющуюся результатом совершенствования продукции или же благ и услуг.

Реальная инфляция может быть двух типов.

1-й тип способствует возрастанию ее общего уровня выше номинального. Развитие такой положительной инфляции свидетельствует о том, что в экономике есть определенное совершенствование технологии и продукции.

2-м типом является отрицательная реальная инфляция. Она существует, когда в экономической системе технология и продукция ухудшаются. Существует такое мнение, что отрицательная инфляция повышает общий ее уровень. Но большинство исследователей считает, что отрицательную реальную инфляцию необходимо учитывать или путем добавления к номинальному уровню, или вообще не принимать во внимание, так как она аккумулирует себя в факторах развития номинальной инфляции. В частности, при ухудшении качества и эффективности технологии и продукции увеличиваются затраты ресурсов на изготовление единицы изделия, приводящие к развитию инфляции затрат как одного из наиболее типичных видов номинальной инфляции.

Некоторые экономисты полагают, что отдельно учитывать и выделять нужно лишь положительную реальную инфляцию, поскольку она дополнительно способствует возрастанию совокупных цен независимо от уровня номинальной инфляции. Вместе с тем данная точка зрения не разделяется большинством ученых, так как считается (и в определенной степени обоснованно), что положительная реальная инфляция дополнительно себя не проявляет и ее влияние аккумулируется в развитии дефлятивных процессов (совершенствование технологий и продукции приводит к снижению удельных затрат ресурсов, а значит, способствует обратному движению уровня совокупных цен в направлении дефляции).

Такое мнение верно лишь в случае реальной инфляции, развивающейся под влиянием улучшения технологий. Но когда она вызвана совершенствованием продукции, то способствует определенному повышению уровня совокупных цен (товары высшего качества выше ценой, независимо от затрат на их изготовление).

Реальная инфляция в отличие от номинальной почти всегда положительно влияет на функционирование экономической системы, она является индикатором ее совершенствования и стимулирует техническое и технологическое развитие производства. Это обстоятельство должно учитываться государственным регулированием макроэкономических (инфляционных) процессов. Если номинальную инфляцию необходимо сдерживать, то реальную надо стимулировать и создавать условия для ее развития.

Она существует во многих экономически развитых странах, таких как Япония, Германия. Данную инфляцию очень трудно определить.

Реальная инфляция имеет положительное, отрицательное и нулевое значение.

Положительной она будет, когда уровень возрастания совокупных цен выше темпов обесценивания национальной валюты. Такая экономическая ситуация характерна для большинства развитых стран Запада. По ориентировочным оценкам, реальная инфляция в них составляет приблизительно 2 - 5% в год.

Отрицательная реальная инфляция означает ухудшение качества продукции и услуг. Существует и тогда, когда возрастание совокупных цен превышает темп обесценивания денег.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.