Уровни правовых систем в современных государствах — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Уровни правовых систем в современных государствах

2019-07-12 161
Уровни правовых систем в современных государствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общенациональная правовая система далеко не всегда характеризует многообразие правовых явлений, институтов и процессов в государственно-организованном обществе. И потому можно говорить о различной численности правовых систем в конкретных государствах и о разнообразии их взаимосвязей в отношениях между собой*(59). Количественные характеристики определяют предлагаемое деление национальных правовых систем на:

- одноуровневые правовые системы унитарного государств, понимая под ними совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого централизованного государства, В таком государственно-организованном обществе вся территория делится на административные единицы (области, графства, воеводства, департаменты), чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы стран Балтии, Польши или Белоруссии);

- двухуровневые правовые системы сложного унитарного государства, которые возникают и оформляются в странах, допускающих создание и функционирование самоуправляющихся территориальных или национально-территориальных единиц, пользующихся определенной самостоятельностью в рамках централизованного государства. В них учитываются, в частности, юридические особенности одного или нескольких автономных образований (Дания с автономными Фарерскими островами и Гренландией, Украина с Автономной Республикой Крым) при отсутствии подобной самостоятельности всех остальных частей государства;

- двухуровневые правовые системы региональных государств (полуфедераций), которые рассматривают как переходные, последовательно превращающиеся в федеративные государства. В качестве примеров могут быть приведены: Великобритания, предоставившая широкую самостоятельность Уэльсу, Шотландии и Северной Ирландии; Южно-Африканская Республика, определяемая Конституцией страны как унитарное государство с элементами федерализма, в котором его составляющие 9 провинций, наделены автономными полномочиями, в том числе законодательными; Испания, где статус самостоятельных государственных образований приобрели не только сложившиеся исторические регионы проживания национальных меньшинств (Страна Басков, Каталония, Галисия), но и каждая из муниципий и провинций;

- двухуровневые правовые системы федеративных государств, имеющих как федеральную правовую систему, которая определяется "компетенцией компетенций", т.е. правом федерации путем конституционных новаций устанавливать и регулировать свои полномочия, и верховенством федерального права, его приоритетов над законами субъектов федерации, так и региональные правовые системы. Ими могут обладать такие субъекты федерации, как штаты (Мексиканские Соединенные Штаты), провинции (Аргентинская республика), территории (Федеративная демократическая республика Эфиопия), земли (Федеративная Республика Германия) или кантоны (Швейцарская Конфедерация);

- трехуровневые правовые системы федеративных государств, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональной (в стране 83 субъекта Федерации) правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев (Алтайский) и областей (Тюменская), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Усть-Ордынский, Бурятский и др.);

- параллельные (дуалистические) правовые системы государств, представленные значительным числом стран, расположенных в различных частях света. В этих государствах в силу исторических, идеологических, региональных и иных факторов помимо официально оформленных и функционирующих правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях и образе жизни народа. Такие системы (в странах Ближнего Востока, Тропической Африки, Тихоокеанского бассейна и ряде других регионов) как бы дополняют национальное право, регулируя главным образом частноправовой статус коренного населения;

- конкурирующие правовые системы государств, в которых исторически сложившиеся обычные или религиозные обязывающие правила поведения вступают в противоречие с требованиями государственной правовой системы. Примером могут послужить светские государства Востока, где религиозные догмы, действующие сотни лет, нередко препятствуют осуществлению официально закрепленных правовых предписаний (Индия, Турция).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.