Техника проведения психотерапии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Техника проведения психотерапии

2019-07-12 96
Техника проведения психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

8.2.1. Предварительные условия

 

Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

-67-

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует:

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4)  психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу 118, с. 242].

 

Сидя или лежа?

 

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать "на растерзание" психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

 

Как объяснить ребенку действия психотерапевта?

 

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную "игру полета фантазии с закрытыми глазами". Обычно ребенок отвечает: "Нет". Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

 

Пример

 

Терапевт: Давай проведем с тобой интересный тест. Когда я тебе скажу, ты закроешь глаза, так минут на десять.

Пациент: Угу.

Т. И я тебе тогда скажу, что тебе нужно будет представить, а ты мне тогда скажешь, как это выглядит. Хорошо?

П. Да.

Т. Давай попробуем? Я только хотел бы записать это на магнитофон, чтобы мы могли это потом послушать, хорошо?

П. Да.

Т. Ты согласен?

П. Ладно. Он уже включен?

Т. Уже включен. Я тебе скажу, когда начать. П. Я должен что-то представить? Я уже вижу сардельку.

Т. Да, если хочешь, пожалуйста. Но сначала я хотел бы тебе сказать, что тебе нужно представить, а ты будешь оставаться с закрытыми глазами, пока я тебе не скажу, что ты снова можешь их открыть, примерно минут через десять. - Усаживайся теперь поудобнее. Ноги можно просто протянуть, руки положи

-69-

поудобнее. - Закрой глаза. Представь, что ты совершенно расслабился. Приятная усталость во всем теле. - Все, что происходит вокруг, перестает тебя интересовать, и ты слышишь только то, что говорю тебе я, и ты сам полностью расслабился. Во всем теле приятная усталость. - Твое дыхание совершенно спокойное и ровное, руки и ноги становятся приятно тяжелыми и теплыми. - Ты становишься все спокойнее — и представляешь теперь себе, что ты на лугу. - И если ты что-то представишь, опиши мне, как это выглядит.

П. Тут, всё такое, тут такой ручеек, и рядом люди, они тут отдыхают и где-то тут поставили палатки. Мы знаем этих людей, они как раз готовят еду, а теперь они нас приглашают.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.