Глава I. Понятие «неолитическая революция» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава I. Понятие «неолитическая революция»

2019-07-12 1410
Глава I. Понятие «неолитическая революция» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие «неолитическая революция»

Глава II. Предпосылки и причины неолитической революции

Глава III. Открытия и достижения неолитической революции. Изменения в образе жизни

Глава IV. Результаты и последствия неолитической революции

Заключение

Список использованных источников


Введение

Неолитическая революция – переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей (присваивающее хозяйство) к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве (производящее хозяйство).

Неолитическая революция изучается сразу несколькими взаимосвязанными дисциплинами. Данная тема представлена в исторической и философской научной литературе. Материал, изложенный в учебной литературе, носит достаточно общий характер, а в многочисленных монографиях по тематике «Неолитическая революция» рассматриваются более узкие вопросы данной проблемы.

В своем реферате я использовала различного рода литературу: А.Б. Венгеров – «Теория государства и права»; С.С. Аверинцев – «Морфология культуры»; «Советская энциклопедия» под редакцией Ф.В. Константинова и др., а также интернет источники: wikipedia.org и krugosvet.ru.

Основная причина столь пристального внимания к данной теме - огромное значение неолитической революции в истории человечества. Она привела к оседлости, значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного продукта и как результат – росту численности и плотности населения, общественному разделению труда, развитию социальной дифференциации общества, новых идей и взглядов. Всё это являлось предпосылками возникновения таких признаков цивилизации как города, государства, письменность.

Изменения в общественной жизни имели многочисленные последствия. Возросла роль мужского труда, который стал приоритетным по сравнению с женским домашним трудом. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже велось по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начала дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Так более 10 тысяч лет назад появилось земледелие, а охотники и собиратели, кочующие за стадами диких животных и питающиеся главным образом их мясом, превращались в оседлых земледельцев и в пастухов-скотоводов. Этот глубинный сдвиг в образе жизни человека именуют «неолитической революцией».

Глава I. Понятие «неолитическая революция»

Термин «неолитическая революция» был предложен в 1925 году молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892-1957) в книге «На заре европейской цивилизации», впоследствии одним из ведущих археологов XX века, профессором Эдинбургского университета, знатоком доисторических культур Европы и Переднего Востока. Археолог предложил термин по аналогии с марксистским понятием "промышленная революция". Он создал теорию доисторического развития под влиянием изменений окружающей среды и давления растущего народонаселения. Чайлд настаивал на материалистических предпосылках общественного прогресса. Несмотря на то, что многие его утверждения активно оспаривались, труды этого ученого внесли большой вклад в создание современной теории доисторического человечества. Революция, по его мнению, трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия, создав тем самым условия возникновения цивилизации, человека эпохи неолита.

Само же понятие «неолит» – то есть по-гречески «новый камень» – новый каменный век, ввел в научный оборот Джон Леббок (лорд Эвбюри, 1834-1913), в книге «Доисторические времена». Главной отличительной чертой неолита является сохранение значения каменных орудий труда при переходе от присваивающей к производящей форме хозяйства. Продолжая и развивая идеи Леббока, Чайлд объяснил, как произошел этот переход.

Учёные полагают, что первый человек - «человек умелый», или Homo habilis - произошёл от австралопитека. Человек умелый появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад, древнейшие останки были обнаружены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Он имел более крупный мозг и мог изготавливать простейшие каменные орудия труда.

С появлением этих орудий и связывают начало первобытной эпохи в истории человечества. Именно поэтому этот период называют каменным веком. По особенностям каменных изделий его делят на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век, и неолит - новый каменный век.

Кроме появления производящего хозяйства, революция включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Именно в ходе неолитической революции произошло становление экономических институтов производства, обмена и распределения.

Небольшие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, и, занимаясь земледелием - принципиально оседлым видом деятельности, когда в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей - радикально изменяли окружающую среду путем культивирования и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

В свою очередь, повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно.

Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала в течение 2–4 тысячелетий. Древнейший и мощнейший по своему влиянию центр происхождения земледелия и скотоводства сложился в Передней Азии, он дал человечеству пшеницу – главную пищевую культуру, а также всех основных домашних животных: коров, овец, коз, свиней и, в итоге,– древнейшие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья.

Постепенно новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы и перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода.

В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику. Но охота и собирательство постепенно исчерпывали свои возможности – им на смену должен был прийти новый тип хозяйства. Эти и другие связанные с ними обстоятельства, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства.

Около 10–12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые повлекли за собой огромные последствия. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

По мнению Чайлда, переход от добывающей к производящей экономике произошел на Переднем Востоке после окончания великого оледенения. Засухи, происходившие все чаще, заставляли людей и животных скапливаться в немногочисленных оазисах.  (2)

Жизнь в оазисах заставляла человека бережней относиться к природным ресурсам, заботиться об их воспроизведении. Нехватка мясной пищи побуждала жителя оазисов обратить больше внимания на собирание растительных продуктов, что, в конце концов, привело к одомашниванию растений – злаковых и бобовых.

Однако эта стройная теория не подтвердилась жизнью. Тщательные палеоклиматические и палеоботанические исследования 1940-1950-х годов показали, что на переднем Востоке в XII-VIII тысячелетиях до н.э. климат существенно не менялся и потому никаких особых оазисов, где бы протекала «неолитическая революция», просто не существовало. Кроме того, самостоятельные очаги неолитических культур археологи обнаружили далеко за пределами Переднего Востока – в долине Дуная, в Индокитае, в Японии, на островах Малайского архипелага, в Перу и Мезоамерике. Климатические условия в этих районах были различны, а признаки перехода от палеолита к неолиту во многом сходными.

Стремление человека к все более надежным источникам пищи постепенно привело его к одомашниванию растений и животных. Это в свою очередь способствовало появлению оседлых поселений, так как теперь не человек следовал за источниками пищи, а источники пищи были приближены людьми к местам своего обитания. А оседлая цивилизация, быстро развиваясь, породила разделение труда, город, государство, письменность.

Но опять же, в этой теории есть слабое место – постоянные укрепленные поселения «открытого типа» (то есть не в пещерах, а состоящие из специально построенных жилищ под открытым небом) предшествовали эпохе одомашнивания на 1-3 тысячи лет во многих местах Переднего Востока, на Дунае, в Японии.

«Имеется немало археологических памятников, указывающих на существование постоянных поселений без всяких признаков доместикации. Эти древние поселения как будто подтверждают мнение ряда ученых о том, что иногда постоянные поселения порождают необходимость в доместикации, а не наоборот» – отмечают современные американские исследователи.  (4)

Попытка создать «синтетическую теорию неолитической революции», предпринятая Кентом Флэннери в 1970-е годы, также не совсем удачна. По мнению этого археолога, рост населения заставлял отдельные группы людей все дальше уходить в суровые области, где одними собирательством и охотой тяжело было поддерживать существование племени. Именно там, по Флэннери, началась «неолитическая революция». (5)

Согласно теории "холмистых склонов", одомашнивание началось горах Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены.  (6)

Теория "фиесты" допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых прорастала или размножалась в неволе.  (7)

"Демографическая теория" была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.  (8)

Теория "целенаправленной эволюции" рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошел специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.  (9)

Еще один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.

Таким образом, ученые пока не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Но можно выделить основные причин, которые выделяются большинством авторов:

истощение запасов природных богатств;

повышение уровня знаний и появление новых орудий труда;

Приемы и техника земледелия были, конечно, очень примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай – зерна – растирались на каменной плите или в каменной ступке – зернотерке. Однако уже тогда были освоены практически все известные в настоящее время важнейшие сельскохозяйственные культуры – рожь, пшеница, овес, полба, чечевица и др. На этапе перехода к производящей экономике в разных районах были одомашнены многие растения и животные. В Северной Америке – индейка, обычная фасоль, подсолнечник; Южной Америке – лама, морская свинка, арахис, картофель; в Африке – кофе, просо, арбуз; в Европе – капуста, виноград, свекла; на Ближнем Востоке – крупный рогатый скот, осел, коза, свинья, овца, ячмень, финик, инжир, лен, овес, чечевица, лук, горох, груша, рожь, пшеница; в Азии – буйвол, огурец, баклажан, банан, хлебное дерево, кокосовый орех, сахарный тростник, чай; на Дальний Восток – лук, персик, соевые бобы, капуста.

Постепенно агротехника совершенствовалась: в IV тыс. до н. э. в земледелии появились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных и даже поливных земель. В ряде регионов – в Европе, Западной и Средней Азии – наметился переход от ручного земледелия к пашенному.

Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне неравномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

В конце неолита выделяются племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вел комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства. Значительно повысилась производительность труда.

На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые пастушьи и оседлые земледельческие племена обменивались своим товаром – живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности и престиж. Такая экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие – появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

С ростом населения и развитием хозяйства возрастало и количество орудий труда. Создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов. Главной породой камня оставался кремень. Наиболее простым способом добычи кремня был его сбор на поверхности, чаще всего в речных долинах. Более совершенным, но и более трудоемким способом была его разработка в шахтах. Так возникли зачатки горного дела. В неолите продолжают преобладать старые приемы обработки камня: техника двусторонней обивки, скола, ретушь. Вместе с тем появляется также шлифование, пиление и заточка камня. Широко использовались костяные орудия труда. В неолите продолжается совершенствование оружия, появляются крупные наконечники копий, костяные кинжалы, иногда снабженные кремневыми вкладышами. Такое оружие было способно поразить крупного зверя – лося или оленя. Но есть и маленькие кремневые наконечники – для охоты на пушных зверей, чтобы не повредить их шкурку. В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный. Появляются также каменные долота, стамески, тесла. Топор помогал строить жилища, загороди, загоны, а также изготавливать плоты, лодки, сани, лыжи.

В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда – металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил.

Одним из признаков неолита считается появление керамики т. к. в эпоху неолита было изобретено гончарство и технология производства глиняной посуды. Гончарное ремесло считается одним из древнейших. В основе его лежало изобретение гончарного горна – печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала – 1200°С, и гончарного круга – специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным являлось производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим древнейшим ремеслом было ткачество – изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки. Предпосылкой ткачества послужило плетение корзин и изобретение рыболовных сетей.

Наскальная живопись эпохи неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для многих районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Наряду со стилизованными изображениями людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры, изображения оружия и средства передвижения.

В эпоху неолита и в начале бронзового века на юге Англии из огромных каменных блоков было возведено грандиозное сооружение – Стоунхендж. Возможно, жители Британских островов той далекой эпохи использовали его как святилище или вели там астрономические наблюдения.

Таяние ледников в неолите, или в новом каменном веке, привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей – другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не больших холмах, т. е. в местах, защищенных от нападения.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. У живущих в суровом климате Севера, пустынной местности и джунглях племенах постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития, люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его решение внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью других народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.  (10)

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату. В период, когда основным источником пищи была охота, продолжительность жизни мужчин оказывалась, как правило, недолгой. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет. В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе. Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой. При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Важным достижением неолитической революции стало разделение труда. Ранее единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

В неолите сложились различные виды специфического хозяйства и межобщинного обмена:

•между племенами, которые преимущественно занимались охотой, рыболовством и собирательством, и племенами, которые в большей степени занимались земледелием и скотоводством и постепенно переходили к оседлому образу жизни;

•между различными земледельческо-скотоводческими оседавшими племенами;

•между земледельцами-скотоводами и рыболовами;

•между рыболовами и охотниками.

Последующие крупные общественные разделения труда состояли в отделении земледелия от скотоводства, а также самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. Ремесленное производство (обслуживание внешних заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов (производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребления). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализмом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну.

Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно. Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих общин было достаточно длительным и многоэтапным. На начальных этапах – появление работы на заказ; в дальнейшем – формирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное отделение ремесленного производства.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать его более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других – на ткачестве, в третьих – на изготовление посуды и т.д.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах. Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры; у арабских, части славянских племен – скот; у многих племен бассейна Тихого океана – редкие раковины у племен центральной Африки – слоновая кость; в Китае, Абиссинии – соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Отделение ремесла от земледелия также имело очень важные последствия для становления цивилизации. Прежде всего, отделение ремесла было тесно связано с другими общественными процессами и сопрягалось с отделением физического труда от умственного. Кроме того, оно было важнейшим условием становления города, отделения города от деревни. Древнейший город возник не просто как поселение ремесленников на перекрестке торговых путей, но как средоточие всех существовавших в ту эпоху форм активности людей, как место концентрации продвинутых форм деятельности и общения, требующих абстрактного и динамического сознания.

В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива – женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины – они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем – обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

Неолитическая революция имела и негативные последствия. Уже в конце верхнего палеолита значительно возросло антропогенное давление на природу. Облавная охота на крупных животных привела к истреблению многих видов животных (пещерный медведь, пещерный лев, мамонт, шерстистый носорог и т.п.) и значительному сокращению других (зубр, дикая лошадь и т.д.) и, в конце концов, к первому в истории экологическому и экономическому кризису. Экологический кризис был вызван тем, что резкое увеличение численности домашних животных, земледельческих угодий происходило за счет сжигания лесов, сокращения их площадей, а это в свою очередь вело к снижению уровня рек, грунтовых вод, опустыниванию обширных территорий. Человечество вышло из этого кризиса благодаря передвижению на север и освоению новых территорий, освободившихся после таяния ледников, а также развитию поливного земледелия в долинах рек.

До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства. Земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно обильнее, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

Производящая экономика объективно вела к организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов. Эта привело к дальнейшему разделению труда.

Таким образом, «неолитическая революция» приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

Заключение

Революция, как известно, это скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому. И, несмотря на то, что неолитическая революция растянулась на несколько тысячелетий, те изменения, которые произошли, были просто поразительны и кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присваивающих форм хозяйствования к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда. Переход к производящей экономике привёл к разделению общественного труда: отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли. Наступил черёд неизбежной при разделении труда специализации, повышения производительности труда. Это содействовало появлению экономической возможности для товарообмена и возникновению частной собственности.

Но любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. С развитием производительности труда и торговли, возрастают имущественные различия, появляется возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий.

Достижения «неолитической революции» приводит первобытное общество к социальному расслоению общества, появлению классов, вплотную подводит человечество к возникновению цивилизации, и становится логической предпосылкой возникновения государства. Таким образом, государства, как новая форма организации жизни общества, возникают объективно в силу определенных факторов: материальных, организационных, идеологических.

Неолитическая революция носила всеобъемлющий характер, т.к. затронула все без исключения стороны человеческого существования. О масштабах изменений в жизни людей свидетельствует факт, что за несколько сотен лет население земли увеличилось в пять раз.

Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.


Аверинцев С.С., Шпенглера О. Морфология культуры // Вопросы литературы. 1968.

Размещено на Allbest.ru

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие «неолитическая революция»


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.