Раздел 2. Экономическое поведение и институты — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раздел 2. Экономическое поведение и институты

2019-07-12 159
Раздел 2. Экономическое поведение и институты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция. Привычки. Рутины и их взаимосвязь с институтами. Правила и нормы как базовые элементы институтов. Правила и их виды. Институты как единица анализа в новой институциональной теории. Институты координации, кооперации и распределения. Функции институтов. Формальные и неформальные, жесткие и мягкие институты. Механизмы обеспечения соблюдения правил. Классификация санкций. Соотношение формальных и неформальных институтов. Институциональная структура и институциональная среда.

Практическая работа № 2. Экономическое поведение и институты.

Раздел 3. Экономический анализ права собственности

Лекция. Сущность собственности. Экономическое обоснование прав собственности. Элементы права. Проблема спецификации прав собственности. Размывание прав собственности. Внешние эффекты. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза и ее формулировка и значение. Способы защиты прав собственности. Альтернативные режимы собственности. Частная, коллективная. Общая собственность. Государственная собственность. Теории возникновения прав собственности: наивная теория, теория групп интересов, теория поиска ренты.

Практическая работа № 3. Экономический анализ права собственности.

Раздел 4. Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

Лекция. Типы институциональных соглашений: рынок, гибрид, фирма. Эволюция рыночной торговли. Сети как гибридные формы институциональных соглашений. Фирма как форма экономической организации. Типы и организационно-правовые формы фирм.

Практическая работа № 4. Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений.

 

Раздел 5. Теория организации

Лекция. Теория организации в системе наук. Понятие и сущность организации.

 

Раздел 6. Теория фирмы

Лекция. Понятие фирмы и её отражение в теории. Виды и формы фирм.

 

4.2. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в п. 3.

 

 

Формируемые

Компетенции

1 2 3 4   1. З.1.1. х х       2. З.1.2.     х     3. З.3.1.     х     4. З.3.3.   х       5. З.5.1.           6. У.1.1.           7. У.1.2.   х       8. У.3.1.     х     9. У.5.1.           10. В.1.1.       х   11. В.1.2.           12. В.3.2.   х      

 

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

 

Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК ПР СРС
Дискуссия х х  
IT -методы х   х
Командная работа   х х
Разбор кейсов   х  
Опережающая СРС   х х
Индивидуальное обучение   х х
Проблемное обучение   х х
Обучение на основе опыта х х х

 

Дискуссия осуществляется на каждой лекции и практическом занятии.

IT-методы: использование электронных образовательных ресурсов и электронных справочных систем («КонсультантПлюс: Высшая школа», «Гарант») при подготовке к лекциям, практическим занятиям.

Командная работа: совместная работа студентов в группе при выполнении практических работ, выполнении групповых заданий.

Опережающая самостоятельная работа студентов: постоянная подготовка к занятиям.

Индивидуальная, парная и групповая работа, работа с нормативными документами и различными источниками информации используются на каждой практической работе.

Проблемное обучение: реализуется на семинарах и во время самостоятельной работы студентов.

Обучение на основе опыта: на практических занятиях разделов 2, 3 и 4 дисциплины.

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet -ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

закрепление теоретического материала при проведении практических работ, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

 

6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

6.1. Текущая и опрежающая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие его практических умений.

Она заключается

- в работе в проработке лекционного материала,

- составлении конспекта лекций по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;

- подготовке к практическим занятиям;

- подготовке к рубежному контролю;

- выполнении контрольной работы.

 

6. 2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР), ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов.

Она включает поиск, анализ, структурирование и презентацию информации; исследовательскую работу и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.

 

Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований

- проблемы трансформации централизованной системы хозяйства в рыночную;

- неформальная институционализация как следствие рассогласованности формальных и неформальных правил;

- последствия неформальной институционализации в РФ;

- импорт (трансплантация) институтов в РФ;

- цели, функции, средства институциональной политики государства;

результаты российской приватизации, приватизация и конкуренция.

 

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

 

Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:

 

Контролирующие мероприятия Результаты обучения по дисциплине
Проведение семинаров РД1, РД2, РД3, РД4, РД5
Проведение устных опросов РД1, РД2, РД3, РД4, РД5
Рубежный контроль 1 РД1, РД2
Рубежный контроль 2 РД3, РД4, РД5
Проверка самостоятельной работы студентов РД1
Проверка ведения конспекта лекций РД1, РД2, РД3, РД4, РД5
Экзамен РД1, РД2, РД3, РД4, РД5

 

Перечень вопросов к зачёту

1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики. 2. «Старый» и «новый» институционализм.

3. Основные течения современного неоинституционализма.

4. Модель экономического человека.

5. Рациональное поведение.

6. Институт хозяйственной этики и экономическое поведение.

7. Понятие и виды трансакций.

8. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности.

9. Внешние эффекты. Теорема Коуза.

10. Трансакционные издержки и контрактные отношения.

11. Организация в экономической теории.

12. Контроль и власть в хозяйственной организации.

13. Организация и группы.

14. Большие и малые группы.

15. Группы специальных интересов и распределительные коалиции.

16. Контрактная теория фирмы.

17. Типологизация хозяйственных организаций.

18. Понятие институциональной структуры. Иерархия правил и институтов.

19. Особенности современной корпорации.

20. Государство как организация.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  Основная литература:

1. Лебедева Н.Н. Институциональная экономика. Учебник для бакалавров / Н.Н. Лебедева, И.П. Николаева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 208 с.

2. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие для вузов / А.Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.               

3. Дукарт С.А., Полицинская Е.В. Экономическая теория. Макроэкономика: учеб. пособие / С.А. Дукарт, Е.В. Полицинская; Томский политехнический университет – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 126 с.                         

4. Экономическая теория (Политическая экономия) / Под. ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербакова. – перераб. – М.: «Дашков и К», 2009. – 731 с.

Вспомогательная литература:

5. Вазим А.А., Дукарт С.А. Экономическая теория. Ч. 1. Микроэкономика: учебное пособие/ А.А. Вазим, С.А. Дукарт – Юрга: Изд-во Юргинского технологического института (филиала), 2007. – 131 с.     Курс экономической теории: Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 2-е изд, перераб. и доп. – Киров: АСА, 2010. – 875 с.

6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 4-е изд. – СПБ.: Питер, 2009. – 556 с.              Грибов, А.Ю. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг / А.Ю. Грибов. – М.: РИОР, 2008. – 199 с.    

7. Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник для вузов / Под. ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербакова. – 2-е изд. перераб. – М.: «Дашков и К», 2009. – 731 с.

8. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 680 с.

9. Экономическая теория: Учебник / Под. ред. Н.Г. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.-Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», Изд. Центр «Март», 2007. – 527 с.                                                                                     

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ie.boom.ru – Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. – Ростов-н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000.

2. http://www.ie.boom.ru – Латов Ю.В. Экономика вне закона (очерки по теории и истории теневой экономики). – М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

3. http://www.cemi.rssi.ru – Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. – 1999. – № 2.

4. http://www.iep.ru – сайт Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара.

5. http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ «Официальная Россия».

http://iam.duma.gov.ru – сайт «Информационно-аналитические материалы Государственной Думы РФ».

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Для преподавания дисциплины кафедра ЭиАСУ имеет лекционные аудитории, оборудованные мультимедийным проектором, ноутбуком для показа презентаций, а также компьютерный класс на 16 рабочих мест, оборудованный ЭВМ Intel Celeron 3000, мониторами LCD, сетевым оборудованием, выходом в Internet.

 

№ п/п Наименование (компьютерные классы, учебные лаборатории, оборудование) Корпус, ауд., количество установок
1 Лекционные аудитории, оборудованные мультимедийным проектором, ноутбуком для показа презентаций Гл.11, Гл.20
2 Компьютерный класс на 16 рабочих мест, оборудованный ЭВМ Intel Celeron 3000, мониторами LCD, сетевым оборудованием, выходом в Internet Гл.15

 

Программа составлена  на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС» по направлению 38.03.01 «Экономика и профилю подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

 

Программа одобрена на заседании кафедры ЭиАСУ

(протокол №1 от «»         2016 г.).

 

Автор ___________ к.и.н., доцент И.С. Соловенко

 

Рецензент ________ к.г.н., доцент М.Н. Бубин


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.