Творчество Н. С. Лескова 18701890х гг. (основные циклы) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Творчество Н. С. Лескова 18701890х гг. (основные циклы)

2019-07-12 388
Творчество Н. С. Лескова 18701890х гг. (основные циклы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Лесковский цикл о «праведниках» и народная культура. Интерес Н. Лескова к расколу, «народному» христианству. Тема старообрядчества, встречи двух культур в «Запечатленном ангеле». Житийные традиции в произведении (лесковский Памва и Серафим Саровский). Мотив чуда и особенности финала. Ориентация структуры повести на иконную композицию и жанр «сказания о чудесных иконах».

2. Поэтика сказовой повести Лескова («Левша»).

3. Жанр легенды в творчестве Лескова («Аскалонский злодей», «Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон»). «Пролог» как главный источник лесковских сюжетов.

4. «Святочные рассказы» Лескова. Объединение рассказов автором в сборник 1886г. Канонические требования к святочным рассказам, с точки зрения писателя («сюжет, смягчающий сердце», трактовка его «в духе Евангелия» и пр.). Состав цикла: «Дух госпожи Жанлис», «Привидение в Инженерном замке», «Жемчужное ожерелье», «Зверь» и др. Мотив чуда в святочных рассказах Лескова. Христианские мотивы в рассказах «Христос в гостях у мужика», «Под рождество обидели». Н. Лесков и традиция русского святочного рассказа.

5. Лесковские «рассказы кстати». Сопряженность точно фиксируемых явлений современности и возникающих ассоциаций как общая особенность композиции рассказов. Диалог Лескова с Достоевским и Толстым («По поводу «Крейцеровой сонаты»).

Литература

1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. 1997. № 3. С 136141.
3. Горелов А.А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Душечкина Е.В. «От святочного рассказа непременно требуется…» (Н. С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 94108.
5. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
6. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
7. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова. Воронеж, 1994.
8. Евдокимова О. Диалог Н.С.Лескова с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским. Рассказ Н.С.Лескова «По поводу «Крейцеровой сонаты» как образ памяти писателя // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 95110.
9. Евдокимова О.В. Живописание в структуре произведений Н.С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. Л., 1988. С. 184201.
10. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471478.
11. Попова Е.А. От первого лица. Сказ у Н.С.Лескова // Русская речь. 2002. № 5. С. 915.
12. Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // Литература в школе. 1992. № 56. С. 2327 («Христос в гостях у мужика»).
13. Столярова И.В. Н.С.Лесков и русское литературнообщественное 18801890х гг. СПб., 1992.
14. Троицкий В.Ю. Лесковхудожник. М., 1974.
15. Шатин Ю.В. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале «Левши») // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983. С. 1421.

Дополнительная литература

1. Бухштаб Б.Я. Об источниках «Левши» Н.С. Лескова // Бухштаб Б.Я. Библиографические разыскания по русской литературе XIX в. М., 1966.
2. Костршица В. О жанровом своеобразии прозы Н.С.Лескова // Филологические науки. 1974. № 2.
3. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С.272315.
4. Макарова Е.А. Старообрядческая «модель» человека в эстетике Н.С.Лескова // Проблемы метода и жанра. Томск, 1994. С 183192.
5. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Томск, 1993.
6. Полозкова С.А. О финале рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 301310.

Семинарское занятие № 2
ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ М.Е. САЛТЫКОВАЩЕДРИНА

1. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры.
2. «Теория призраков» как философскоэстетическая основа сатиры Щедрина. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой и «живой жизни») как определяющее начало поэтики писателя.
3. Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина.
4. «История одного города» как романгротеск.
5. Особенности сюжета и конфликта романа «Господа Головлевы».
6. Смысл эпилога «Господ Головлевых». Евангельские мотивы романа.
7. Особенности повествования в «Сказках» Щедрина.

Литература

1. Бухштаб Б.Я. Сказки М.Е. СалтыковаЩедрина. Л., 1962.
2. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 135144.
3. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. 1990. С.216227.
4. Мысляков В. Искусство сатирического повествования. Саратов, 1966.
5. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1997.
6. Николаев Д. Смех Щедрина. М., 1988.
7. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы ХIХ века. Кемерово,1977. С.6071.

ТЕМА 2 А (вариант). РОМАН М. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»

  1. Семейная хроника СалтыковаЩедрина в русской романистике 5070х годов. Судьба дворянских гнезд.
  2. Литературнополемическая направленность качественно нового социальнопсихологического романа. Значение формы семейного романа для выявления сущности Иудушки Головлева.
  3. Арина Петровна Головлева как социальнопсихологический тип (крепостническая философия и практика, положение в доме, связи с семьей).
  4. Смена трех поколений Головлевых как важнейшие сюжетнокомпозиционные вехи романа. Тема «умертвий» в романе. Судьбы Степана и Павла.
  5. Путь Порфирия Головлева в романе (детство, последовательность связей с окружающими).
  6. Сатирический психологизм СалтыковаЩедрина. Пустословие героя как средство исследования психологии социального лицемерия. Пустомыслие как тупик в развитии героя. Пробуждение в Иудушке одичалой совести и появление драматических черт в его облике к концу романа. Закономерность духовной и физической гибели Иудушки Головлева. Библейские реминисценции в образе главного героя.


Литература

· Покусаев Е. Революционная сатира СалтыковаЩедрина. М., 1963 (глава о романе).

· Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е.СалтыковаЩедрина. М., 1975.

· Бушмин А. СалтыковЩедрин и искусство сатиры. М., 1976.

· Прозоров В. СалтыковЩедрин. Книга для учителя. М., 1988.

· Макашин С. Головлевы: люди и призраки // Наследие революционных демократов и русская литература. М., 1981.

· Ауэр А., Борисов Ю. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. СалтыковаЩедрина. Саратов, 1988.

Семинарское занятие №3

ПОЭТИКА РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

1. Герой и позиция автора по отношению к герою.
2. Особенности сюжета. "Состояние колебания и составляет роман" (Достоевский). Фольклорномифологический сюжет смертивоскресения, разворачивающийся в романе не как последовательность, а как одновременность. «Условный» эпилог.
3. Функция "роковых" случайностей в сюжете.
4. "Сюжетная аура". "Событийность" истины у Достоевского (М. Бахтин). Ситуация «несоревнующегося» (А.П. Скафтымов), эмпатического общения. "Общее" и "проникновенное" слово в романе. Идея "почвы", аксиологическая функция и конкретнохудожественное выражение мотива «жизни» в романе.
5. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие "Преступления и наказания" от традиционных типов романа: авантюрнодетективного, философского, психологического и др. Своеобразие мотива тайны в романе "Преступление и наказание".
6. "Целестремительность" романов Достоевского: геройтайна как центр романа и его "другой" (К. Мочульский, Н. Бердяев). Сюжетнокомпозиционная роль диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича, Раскольникова и Сони Мармеладовой др.
7. Система двойников в романе. Функции двойничества у Достоевского.
8. Архетипическая основа мотивной структуры романа (мотивы Каина, Иова, договора с дьяволом и др.). Символика романа (камень, арифметика, угол, аршин пространства, паук и пр.). Символы онтологического порога.
9. Пасхальный архетип в романе. Эпизод чтения Евангелия как «романная формула» Достоевского (И. Есаулов). Мотив воскрешения Лазаря в произведении.
10. Мотив сакрального заступничества и чуда в романе. Архетипическая основа образа Сони Мармеладовой.
11. Пространственновременная организация романа.
12. "Слово" у Достоевского. Концепция М. Бахтина.
13. Раскольников как геройидеолог.
14. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание". М. Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. Другие типологические концепции романа писателя: романтрагедия (Вяч.Иванов), идеологический (Б.Энгельгардт), социальнофилософский (В.Этов) и пр.

Литература

1. Андерсон Р. О визуальной композиции "Преступления и наказания"// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.11. С. 8995.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Логика положений// Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т.14. С.117129.
4. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в
5. Карасёв Л. О символах Достоевского// Вопросы философии. 1994, № 10. С. 80122. Или: Карасёв Л. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
6. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С 6782.
7. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
8. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М. Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174184.
9. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX в.: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92136.
10. Печерская Т.И. Мотив смертивоскресения в поэтике сна Ф.М.Достоевского// От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140147.
11. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблематика этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово,1977.
12. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193258.
13. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167188.

Дополнительная литература

1. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имён. Саратов, 1975.
2. Арбан Д. "Порог" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С. 1929.
3. Белов С. В. Роман Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. Л., 1979.
4. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов // Достоевский и мировая культура. М., 1994. № 3. С. 65120.
5. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176208.
6. Клейман Р.Я. Лейтмотивная вариативность временипространства в поэтике Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С 7176.
7. Кожинов В. "Преступление и наказание" Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971.
8. Селезнев Ю. Избранное. М., 1987. С. 218229; 142148; 289291; 322328. Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре "Преступления и наказания" (К вопросу о типе романа у Достоевского) // Проблемы жанра в истории русской и зарубежной литературы. Кемерово, 1976.
9. Тамарченко Н.Д. Случай и необходимость в романе "Преступление и наказание» и «Войне и мире» // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. С. 1124.
10. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 251269.
11. Томпсон Д.О. Проблема совести в "Преступлении и наказании"// Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1999. С. 348362.
12. Фаликова Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С.199241.
13. Хоц А.Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 5180.
14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.

Семинарское занятие №4


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.