Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-07-12 | 388 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Лесковский цикл о «праведниках» и народная культура. Интерес Н. Лескова к расколу, «народному» христианству. Тема старообрядчества, встречи двух культур в «Запечатленном ангеле». Житийные традиции в произведении (лесковский Памва и Серафим Саровский). Мотив чуда и особенности финала. Ориентация структуры повести на иконную композицию и жанр «сказания о чудесных иконах».
2. Поэтика сказовой повести Лескова («Левша»).
3. Жанр легенды в творчестве Лескова («Аскалонский злодей», «Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон»). «Пролог» как главный источник лесковских сюжетов.
4. «Святочные рассказы» Лескова. Объединение рассказов автором в сборник 1886г. Канонические требования к святочным рассказам, с точки зрения писателя («сюжет, смягчающий сердце», трактовка его «в духе Евангелия» и пр.). Состав цикла: «Дух госпожи Жанлис», «Привидение в Инженерном замке», «Жемчужное ожерелье», «Зверь» и др. Мотив чуда в святочных рассказах Лескова. Христианские мотивы в рассказах «Христос в гостях у мужика», «Под рождество обидели». Н. Лесков и традиция русского святочного рассказа.
5. Лесковские «рассказы кстати». Сопряженность точно фиксируемых явлений современности и возникающих ассоциаций как общая особенность композиции рассказов. Диалог Лескова с Достоевским и Толстым («По поводу «Крейцеровой сонаты»).
Литература
1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. 1997. № 3. С 136141.
3. Горелов А.А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Душечкина Е.В. «От святочного рассказа непременно требуется…» (Н. С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 94108.
5. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
6. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
7. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова. Воронеж, 1994.
8. Евдокимова О. Диалог Н.С.Лескова с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским. Рассказ Н.С.Лескова «По поводу «Крейцеровой сонаты» как образ памяти писателя // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 95110.
9. Евдокимова О.В. Живописание в структуре произведений Н.С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. Л., 1988. С. 184201.
10. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471478.
11. Попова Е.А. От первого лица. Сказ у Н.С.Лескова // Русская речь. 2002. № 5. С. 915.
12. Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // Литература в школе. 1992. № 56. С. 2327 («Христос в гостях у мужика»).
13. Столярова И.В. Н.С.Лесков и русское литературнообщественное 18801890х гг. СПб., 1992.
14. Троицкий В.Ю. Лесковхудожник. М., 1974.
15. Шатин Ю.В. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале «Левши») // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983. С. 1421.
|
Дополнительная литература
1. Бухштаб Б.Я. Об источниках «Левши» Н.С. Лескова // Бухштаб Б.Я. Библиографические разыскания по русской литературе XIX в. М., 1966.
2. Костршица В. О жанровом своеобразии прозы Н.С.Лескова // Филологические науки. 1974. № 2.
3. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С.272315.
4. Макарова Е.А. Старообрядческая «модель» человека в эстетике Н.С.Лескова // Проблемы метода и жанра. Томск, 1994. С 183192.
5. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Томск, 1993.
6. Полозкова С.А. О финале рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 301310.
|
Семинарское занятие № 2
ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ М.Е. САЛТЫКОВАЩЕДРИНА
1. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры.
2. «Теория призраков» как философскоэстетическая основа сатиры Щедрина. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой и «живой жизни») как определяющее начало поэтики писателя.
3. Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина.
4. «История одного города» как романгротеск.
5. Особенности сюжета и конфликта романа «Господа Головлевы».
6. Смысл эпилога «Господ Головлевых». Евангельские мотивы романа.
7. Особенности повествования в «Сказках» Щедрина.
Литература
1. Бухштаб Б.Я. Сказки М.Е. СалтыковаЩедрина. Л., 1962.
2. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 135144.
3. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. 1990. С.216227.
4. Мысляков В. Искусство сатирического повествования. Саратов, 1966.
5. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1997.
6. Николаев Д. Смех Щедрина. М., 1988.
7. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы ХIХ века. Кемерово,1977. С.6071.
ТЕМА 2 А (вариант). РОМАН М. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»
Литература
|
· Покусаев Е. Революционная сатира СалтыковаЩедрина. М., 1963 (глава о романе).
· Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е.СалтыковаЩедрина. М., 1975.
· Бушмин А. СалтыковЩедрин и искусство сатиры. М., 1976.
· Прозоров В. СалтыковЩедрин. Книга для учителя. М., 1988.
· Макашин С. Головлевы: люди и призраки // Наследие революционных демократов и русская литература. М., 1981.
· Ауэр А., Борисов Ю. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. СалтыковаЩедрина. Саратов, 1988.
Семинарское занятие №3
ПОЭТИКА РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
1. Герой и позиция автора по отношению к герою.
2. Особенности сюжета. "Состояние колебания и составляет роман" (Достоевский). Фольклорномифологический сюжет смертивоскресения, разворачивающийся в романе не как последовательность, а как одновременность. «Условный» эпилог.
3. Функция "роковых" случайностей в сюжете.
4. "Сюжетная аура". "Событийность" истины у Достоевского (М. Бахтин). Ситуация «несоревнующегося» (А.П. Скафтымов), эмпатического общения. "Общее" и "проникновенное" слово в романе. Идея "почвы", аксиологическая функция и конкретнохудожественное выражение мотива «жизни» в романе.
5. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие "Преступления и наказания" от традиционных типов романа: авантюрнодетективного, философского, психологического и др. Своеобразие мотива тайны в романе "Преступление и наказание".
6. "Целестремительность" романов Достоевского: геройтайна как центр романа и его "другой" (К. Мочульский, Н. Бердяев). Сюжетнокомпозиционная роль диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича, Раскольникова и Сони Мармеладовой др.
7. Система двойников в романе. Функции двойничества у Достоевского.
8. Архетипическая основа мотивной структуры романа (мотивы Каина, Иова, договора с дьяволом и др.). Символика романа (камень, арифметика, угол, аршин пространства, паук и пр.). Символы онтологического порога.
9. Пасхальный архетип в романе. Эпизод чтения Евангелия как «романная формула» Достоевского (И. Есаулов). Мотив воскрешения Лазаря в произведении.
10. Мотив сакрального заступничества и чуда в романе. Архетипическая основа образа Сони Мармеладовой.
11. Пространственновременная организация романа.
12. "Слово" у Достоевского. Концепция М. Бахтина.
13. Раскольников как геройидеолог.
14. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание". М. Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. Другие типологические концепции романа писателя: романтрагедия (Вяч.Иванов), идеологический (Б.Энгельгардт), социальнофилософский (В.Этов) и пр.
|
Литература
1. Андерсон Р. О визуальной композиции "Преступления и наказания"// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.11. С. 8995.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Логика положений// Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т.14. С.117129.
4. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в
5. Карасёв Л. О символах Достоевского// Вопросы философии. 1994, № 10. С. 80122. Или: Карасёв Л. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
6. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С 6782.
7. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
8. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М. Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174184.
9. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX в.: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92136.
10. Печерская Т.И. Мотив смертивоскресения в поэтике сна Ф.М.Достоевского// От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140147.
11. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблематика этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово,1977.
12. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193258.
13. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167188.
Дополнительная литература
1. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имён. Саратов, 1975.
2. Арбан Д. "Порог" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С. 1929.
3. Белов С. В. Роман Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. Л., 1979.
4. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов // Достоевский и мировая культура. М., 1994. № 3. С. 65120.
5. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176208.
6. Клейман Р.Я. Лейтмотивная вариативность временипространства в поэтике Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С 7176.
7. Кожинов В. "Преступление и наказание" Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971.
8. Селезнев Ю. Избранное. М., 1987. С. 218229; 142148; 289291; 322328. Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре "Преступления и наказания" (К вопросу о типе романа у Достоевского) // Проблемы жанра в истории русской и зарубежной литературы. Кемерово, 1976.
9. Тамарченко Н.Д. Случай и необходимость в романе "Преступление и наказание» и «Войне и мире» // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. С. 1124.
10. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 251269.
11. Томпсон Д.О. Проблема совести в "Преступлении и наказании"// Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1999. С. 348362.
12. Фаликова Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С.199241.
13. Хоц А.Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 5180.
14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.
|
Семинарское занятие №4
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!