Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-30 | 304 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция 1
Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий
Социология: объект и предметное поле, метод социологии.
Общество как системное образование.
Основные подсистемы общества.
Общество и культура.
Модель устойчивого развития белорусского социума.
Лекция 2
Социальная структура и стратификация:
Лекция 3
Социодинамика общества и культуры:
Развитие, прогресс, кризис
1. Социологические школы о развитии общества и культуры.
2. Социальное развитие. Противоречия в развитии общества.
3. Социальная политика в Республике Беларусь.
Социальные изменения, понятия и виды.
Чаще всего под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения. Такое понимание социального развития является центральным в теориях социальных изменений и связано с понятиями рост, мобильность, эволюция, революция, прогресс, трансформация, а также факторы, источники, виды, сферы, направления изменений. В социологической и политологической литературе подходы к классификации теорий социальных изменений до сих пор различны. К классическим теориям относят эволюционизм, историзм, циклизм, марксизм.
Эволюционизм связывал изменения с функциональной дифференциацией, с постепенным и все большим усложнением общественной жизни. Историзм делал акцент на внутреннем опыте как сходной точке реконструкции «взгляда на мир», на мир идей и ценностей. Циклизм доказывал ограниченность идей однолинейного прогресса и непрерывности истории. Марксизм подчеркивал значение классового характера конфликтов и политической борьбы. В современных теориях предлагается альтернативное видение создания истории (теории модернизации, адаптивного роста, конфликта, культурного равновесия).
|
И. Уоллерстайн подчеркивает необходимость альтернативного взгляда на социальные изменения, поскольку, по его мнению, основные версии теории развития – эволюционизм и исторический материализм – уже принадлежат истории социального мышления. Дело в том, уточняет он, что современный мир претерпевает не экзогенные, а эндогенные изменения. Здесь важны внешние источники и главную роль играют наднациональные, глобальные факторы. Толчок к изменениям дают контакты между различными социальными образованиями, конкуренция, столкновение, конфликты и другие события, а не необходимость реализации присущих обществу возможностей.
П. Штомка определяет социальное изменение как «социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий» (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциацию, экспансию, кристаллизацию, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющихся результатом его внутренних, имманентных свойств; и наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.
Одна из основных характеристик социальных изменений – неравномерность, которая проявляется как неуравновешенность между изменениями в различных областях жизни в рамках одного общества, между отдельными отраслями и секторами хозяйства, отдельными социальными группами и слоями; отдельными регионами, отдельными странами и народами.
Социальные изменения в обществе зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних, связанных с международным разделением труда, неравномерным распределением природных богатств и экономическим потенциалом страны. В XXI в. все большее значение приобретают процессы глобализации.
|
Трансформация постсоветского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения социальной структуры, она остро поставила перед традиционными обществами вопрос об осознании индивидуальной и групповой идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности и системе ценностей.
Лекция 4
Социальные функции семьи
Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – это деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, работа, которая производится неким органом или неким организмом.
Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов во имя семьи и для ее блага. Функции семьи глубоко историчны, социально, культурно и национально обусловлены, изменчивы во времени как по характеру, так и по их иерархии.
Американские социологи У. Огборн, К. Циммерман, Т. Парсонс и многие другие рассматривали функции семьи как показатели ее сущности, как индикаторы семейных перемен. В частности У. Огборн в начале ХХ в. заметил, что американская семья меняется и многое из того, что делалось в семье раньше, ушло из семьи и стало выполняться другими социальными институтами. Из шести выделенных им функций (аффективная, защитная, экономическая, образовательно-воспитательная, религиозная, досуговая) пять (кроме аффективной) перемещаются за пределы семьи.
В советской социологии функции семьи исследовались А.Г. Харчевым, М.С. Мацковским, И.В. Гребенниковым, Н.Г. Юркевичем, А.И. Антоновым, В.М. Медковым, Г. Навайтисом и др.
Согласно А.Г. Харчеву семья имеет имманентно присущие ей функции и навязанные извне. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся: деторождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), их воспитание (функция воспитания/социализации). По мнению социолога, эти функции остаются неизменными при всех социальных преобразованиях, хотя при этом исторический характер связи между семьей и обществом может изменяться. А неспецифические функции выполняются семьей по принуждению или же семья к ним приспосабливается в определенных исторических обстоятельствах.
|
Развивая мысль А.Г. Харчева, А.И. Антонов пишет, что неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, приобретением социального статуса, организацией производства и потребления и т. д. Другими словами, эта та деятельность, которая отражает характер исторической связи семьи с обществом. Функции семьи могут сужаться или расширяться, появляться или исчезать, передаваться другим социальным институтам. Например, воспитательно-образовательная функция во многих современных обществах выполняется не семьей, а социальными институтами образования и воспитания: детскими садами, школами, колледжами, университетами и т. д.
С социологической точки зрения наиболее удачна классификация функций, предложенная М.С. Мацковским в его работе «Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики» (1989). Она основана на сферах семейной жизнедеятельности и включает следующие функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную, сексуальную. Эту классификацию и ее модификации сегодня используют многие социологи.
Содержание функций может несколько изменяться в зависимости от того, рассматриваем ли мы их общественное или индивидуальное значение (см. таблицу 1).
Таблица 1. Функции семьи
Функция | Общественное значение | Индивидуальное значение |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Воспитательная | Воспитание, социализация молодого поколения | Удовлетворение потребности в родительстве |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Первичный социальный контроль | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства между родителями и детьми | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях |
Духовное общение | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи |
Социально- статусная | Предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье; удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
|
[Источник: Обществоведение: пособие для подготовки к централизованному тестированию / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М. И. Вишневского. – Минск: Аверсэв, 2011. – 383 с.]
Семья нацелена на удовлетворении как биологических (физиологических) потребностей своих членов, так и социальных (в образовании, в личностном развитии, в коммуникациях и т. д.). Способы удовлетворения этих потребностей меняются по мере развития общества. Семья подстраивается под новые социальные обстоятельства, видоизменяет свою деятельность. Кроме того, в разные периоды жизненного цикла семьи изменяется иерархия семейных функций. Так, для молодой семьи наиболее важной является репродуктивная функция, тогда как для пожилой пары важнее рекреационная. Доминирование тех или иных функций в семье определяется не только историческим временем, но и этапом жизни конкретной семьи.
Таблица 2. Типы семьи и брака
Типы семьи | Типы брака |
По количественному составу: – нуклеарная (родители – дети) – расширенная (несколько поколений) | 1. По количеству супругов: – моногамный –полигамный (полигиния, полиандрия, групповой) |
По наследованию фамилии, имущества, социального положения: – патрилинейные (по линии отца) – матрилинейные (по линии матери) | 2. По месту выбора супруга внутри или вне одной группы (рода): – эндогамный (поиск партнера внутри одной группы) – экзогамный (из другой группы) |
По типу поселения: – городская – сельская | 3. По месту проживания брачной пары: – патрилокальный – матрилокальный – неолокальный |
По наличию родителей: – полная – неполная (материнская, отцовская) | 4. По национальности супругов или их социальному статусу: – гомогенный – гетерогенный |
По наличию и количеству детей: – бездетная – малодетная (1–2 ребенок) – среднедетная (3–4) – многодетная (5 и более) | 5. По степени формализации: – юридический – фактический (сожительство) |
По этапам жизненного цикла: – молодая – зрелая – «опустевшее гнездо» | 6. По отношению к религиозной обрядности: – светский – церковный |
По принципам организации семейной жизни: –авторитарная (патриархальная/матриархальная) – демократическая (эгалитарная) – анархическая | 7. По половому признаку: – гетеросексуальный – гомосексуальный |
|
Лекция 5
Лекция 6
Возможности эмпирического
Лекция 1
Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий
Социология: объект и предметное поле, метод социологии.
Общество как системное образование.
Основные подсистемы общества.
Общество и культура.
Модель устойчивого развития белорусского социума.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!