Особенности развития творческой личности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности развития творческой личности

2018-01-30 356
Особенности развития творческой личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изобразительное искусство - мир прекрасного, мир творческого вдохновения и источник подъема всех духовных сил человека. В контексте тенденций современного образования, ориентированного на творческое развитие ребенка, художественное творчество занимает особенно важное место, что, в свою очередь, определяет актуальность развития творческого потенциала личности ребенка.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностьюи целью.

Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, являющийся условием успешного осуществления определенного рода творческой деятельности [70, 247]. Исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Н.А. Бердяев- русский философ считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Как пишет В.Т. Кудрявцев, «со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироватьсяи действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека»[17, 32].

Ситуация научно–технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы.Изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, помогают активному развитию личности.Исследование творчества является приоритетным направлением психологии и педагогики.Однако современная педагогика и психология имеет гораздо меньше трудов, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности в профессиональной деятельности.

Понятие творческие способности включает в себядостаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов. Творческие способности можно условно разделить на следующие виды: одаренность, талант и гениальность. К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность и скорость мысли.Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально. Каждый знает, конечно, что один из своих величайших шедевров Леонардо да Винчи создавал несколько лет, постоянно возвращаясь и добавляя маленькие штрихи, зато теперь уже целая череда поколений смотрит с восхищением на улыбку Моны Лизы, и никто повторить такое до сих пор не в силах[17,34].

По вопросам творчества опубликовано очень много работ. В работах отечественных и зарубежных исследователей феномен творчества, художественно-творческой деятельности нашел глубокое теоретическое осмысление с философских и психолого-педагогическихпозиций. Философ Л.Н. Столович понимает под творчеством не только деятельность (творческую, исполнительскую), но и процесс в котором обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности разум и воображение, эмоции и воля. Л.С.Выготский считал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.Л.С. Выготский также определяет творчество как ту деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»[12, 10]. Творчество всегда несет на себе печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время оно и его результаты общественно значимы.Однако особенности этой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно. Это находит отражение и в классификации творческих способностей. В своих мыслях, где-то в себе он открывает новый, более чудесный мир. А далее необходимо найти себя в обществе, себя в человеке, себя в мире» - так характеризует В.Леви ступени творчества[31, 154].

Подходы к художественному развитию творческой активности в процессе разных видов художественно-творческих занятий рассмотрены в трудах М.И. Фроловой, Л.В. Мальцевой, Н.В. Выдриной, Н.А. Зинченко. Этому вопросу уделяется большое внимание в программно-методическом обеспечении художественно-эстетического и культурологического направлений системы дополнительного образования.Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита, М.Н. Скаткина, В.Г. Злотникова, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, Р. Мюллера, Б. Джефферсон.

Определяя понятие творчества, все авторы опираются на следующее значение: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.В то же время каждый из ученых по-разному смотрит на источник возникновения творчества, его развитие и обучение. Так, по мнению сторонников биогенетизма (А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита), детское творчество имеет самопроизвольный, спонтанный характер в своем развитии.Сторонники детерминизма (М.Н. Скаткин, В.Г. Злотников) считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, в том числе искусство. Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением, другой отечественный психолог Б.М. Теплов отмечал: «…творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная…, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности»[24,63].

Л.С. Выготский также писал: «…творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве… игра ребенка… есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

Р. Мюллер, исследуя детское творчество на занятиях по рисованию, отмечает, что детям необходимо овладеть комплексом знаний, умений, способностей для создания нового продукта, в том числе знать технику и материалы, художественно-технические способы использования красок и уметь их применять.О методах обучения как важном средстве достижения успехов в развитии детского творчества пишет американский ученый Б. Джефферсон. Она выделяет такие методы, как мотивирование, наставничество, оценка, выставки. Автор считает эти методы прогрессивными.

В ходе анализа различных взглядов отечественных и зарубежных ученых можно выделить психологические особенности в развитии творчества:

1. Благоприятным периодом в развитии творчества является дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической и физической сферах ребенка.

2. В обучении творчеству необходимо опираться на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение.

3. В развитии творчества, безусловно, необходимо опираться на задатки ребенка, но все же большое значение приобретают способности, которые позволяет всесторонне развиваться личности.

4. На занятиях необходимо создавать развивающую среду, используя разнообразный стимульный материал, технику изображения, различные методы и приемы в работе педагога.

Одной из основных проблем современного школьного образования является отсутствие специальных занятий по развитию творческого начала, креативности. В школах обучение ведется по готовым правилам и схемам, преобладает вербально-символический язык, а не наиболее подходящий для большинства ребят образно-практический. Поэтому местом, где дети могут свободно заниматься творчеством, становятся школы дополнительного образования: художественные, музыкальные, театральные.Несмотря на то, что такие дополнительные уроки увеличивают общую занятость ребенка, они влияют на оценки в обычной школе в лучшую сторону. Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.

Творчество детей обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное - не является первостепенным. Конечно, для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъем, когда их работы отмечаются преподавателем, выставляются публично, оформленные в выставочные рамы как у профессиональных художников, отправляются на конкурсы и т.д.

Детское творчество - это такая деятельность, которая создает нечто новое. Оно тесно связано с игрой, и граница между творчеством и игрой лежит в целевой установке - в творчестве поиск и осознание нового обычно определены как цель, игра же цели не имеет.Развитие творческого потенциала детей является основным направлением деятельности Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова города Екатеринбурга. Любой ребенок по сути своей творец и задача педагогов школы развить это в нем и помочь профессиональному самоопределению талантливых детей и подростков.

Существует ряд факторов, которые могут повлиять на развитие творческих способностей у детей раннего возраста. Во-первых, для развития самовыражения необходима определенная свобода от ограничений. Ребенок должен иметь возможность творить, не подчиняясь устойчивым схемам. Во-вторых, крайне важен психологический комфорт и творческая обстановка. Точка зрения ребенка должна уважаться, над его творениями никто не должен смеяться и во время занятий среди учеников должна поддерживаться позитивная дружественная атмосфера.

Творчество - обязательный элемент гармоничной и счастливой жизни ребенка. В плане становления личности оно оказывает влияние сначала как средство саморазвития, а затем, возможно, станет инструментом самореализации. Развитие детских творческих способностей будет проходить правильно только в том случае, если оно организовано оптимально, без резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха. Творчество детей - существенный элемент развития их самосознания и самопонимания. Они как бы преобразовывают окружающий мир под себя, и это помогает понять его устройство лучше.Дети и творчество - понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе - созидатель творчество дети, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том, как ребёнок пытается рисовать. Да, именно так - детские рисунки это не только отличный материал для работы детского психолога творчество дети, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие творчества детей - одна из обязанностей взрослых.Обладая тонким эстетическим чутьём, дети останавливают свой выбор на том, что им больше всего мило творчество ребёнка, и родители должны ориентироваться именно на этот выбор. Развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, и понять, что ему нужно, ребёнок поможет сам. Достаточно приглядеться к тому, как ребёнок любит больше всего проявлять себя.

Психологию интересует внутренний мир личности, а указывающий на особенности этого внутреннего мира результат деятельности, характеризуемый как «объективно новый» или «субъективно новый» это уже внешняя характеристика, имеющая лишь опосредованное отношение к психике.Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах[14, 21].С точки зрения психологии особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.Активность личности в обучении напрямую связано с мотивацией. С помощью таких элементов обучения как, формы и методы осуществляется общее развитие личности. Л. С. Выгодский, К. Роджерс утверждали, что творческий потенциал присущ всей человеческой популяции на земле. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что развитие творчески активной личности способствует последующему развитию общества в целом, что и является нашей главной задачей [9, 21].

Для успешного руководства творческой деятельности учащихся не занятиях изобразительного искусства педагогу необходимо знать особенности психологии детей разных возрастов, чтобы помогать формированию творческих способностей учащихся. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки отполутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни.Этот период – время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время самых широчайших возможностей к развитию. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Тогда этот процесс может достичь наибольшего результата: ребенок может стать способным, талантливым и даже гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент созревания», не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). По мнению Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

У подростков же уже появляются: внутренний план действий, сложившиеся способы понимания окружающего мира. Психологи считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми разных профессий. В подростковом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться такие качества внимания как концентрация, распределение, устойчивость внимания. Ответственность за свои поступки, учение, интерес к учебным занятиям, осознанность своих решений- все это способствует активному развитию произвольного внимания. Поэтому в этом возрасте ученики наиболее хорошо поддаются творческому художественному воспитанию[32,54]. Учащийся старшего школьного возраста с огромным удовольствием осваивает новые художественные материалы, инструменты и техники. Основная задача обучения рисованию в этом возрасте- помочь детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного, т.е. сформировать творческие способности детей в создании выразительных образов природы доступными для данного возраста изобразительными средствами.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.