Перекрестный тренинг и социальная ответственность — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Перекрестный тренинг и социальная ответственность

2019-07-12 203
Перекрестный тренинг и социальная ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экологи – обычно универсалы, потому что экология – это область, построенная на том исходном предположении, что события взаимосвязаны. В своей статье, опубликованной в журнале «New York Times Magazine», Мишель Поллан цитирует фермера и писателя из Кентукки Уэнделла Беи, заметившего, что корень всех бед промышленной цивилизации – это специализация, названная им «болезнью современного человека». Поллан пишет:

 

Общество отводит нам немного ролей – на работе мы производители (чего-то одного), в остальное время – мы потребители огромного количества всего остального. Практически обо всех своих потребностях и желаниях мы предоставляем право заботиться тем или иным специалистам. Заботу о пропитании мы доверяем представителям аграрной отрасли и сельского хозяйства, здоровье – медицинским работникам, образование – воспитателям и учителям, развлечения – масс-медиа и шоу-бизнесу, охрану окружающей среды – экологам, политику – «народным избранникам» и так далее. Как заявил Адам Смит: разделение труда принесло нам многие блага цивилизации.

Таким образом, специализация – это то, что позволяет мне сидеть за компьютером, размышляя о климатических изменениях, не замечая при этом электростанции, работа которой, опосредованно, конечно, освещает и мой монитор, и гору в Кентукки, под которой добывают уголь для работы этой самой электростанции, как, впрочем, и изменения прозрачности и цвета рек, куда сливаются сточные воды.

 

 

Интеллект как катализатор

 

Многогранная натура системных мыслителей требует выбора, творчества, изобретений, новых метафор и даже опасных парадоксов, потому что использование этих явлений задействует больше интеллектуальных возможностей мозга, чем прямолинейное описание или подход. Люди, обладающие живым умом, хотят знать все о техниках творческого мышления, не только потому, что их методология сложна для понимания, но и потому, что они обладают столь привлекательным каталитическим эффектом. Интеллект, работающий, как катализатор – это то, к чему мы стремимся. Как прирожденные следопыты и собиратели, универсалы хотят понять, кем был Макиавелли и почему его фигура вызывает интерес сегодня, а его учение – акуально. Мы хотим понять роль витамина D для здоровья человека. Мы хотим понять, как сценарное творчество отражает человеческую природу. Но нам недостаточно оставаться на базовом уровне понимания. Нам непременно необходимо перенести понимание на следующий уровень – провести связывающие линии между Макиавелли, витамином D и написанием сценариев. Для этого могут потребоваться метафора, что не самоочевидно, и мозговой штурм, способные породить трудноразрешимые парадоксы. Но такая работа интеллекта – это единственное, что может позволить нам поймать воздушный поток, в котором мы обретаем способность обнаруживать скрытые взаимосвязи между разрозненными явлениями. В этом наше своеобразие.

Чтобы помочь вам развить способность к системному мышлению, предлагаю на рассмотрение несколько идей.

 

Другой правильный ответ.  Когда мы размышляем, мы часто застреваем в рамках одного способа понимания, подавляя тем самым нашу врожденную способность творить. По мнению Роджера фон Оеха, представленному на его сайте «Creative Think», некоторые убеждения, которые мы пытаемся сохранить во что бы то ни стало, часто создают препятствия для нашего творческого мышления. Вот некоторые из этих устаревших убеждений, за которые мы привычно цепляемся:

 

• есть только один правильный ответ;

• ни шага в сторону;

• не делай глупостей;

• избегай двойственности;

• это не мое дело.

 

Спросите себя, согласны ли вы подсознательно хоть с одним из этих «врагов» системного мышления. Потом испробуйте заклинание фон Оеха: «Ищи второй правильный ответ».

«Поступая так, – говорит он, – мы освобождаем свой разум, чтобы идти дальше того, что сделано в прошлом, чтобы попасть в непривычный контекст, который в результате может открыть новые возможности в будущем».

Мозговой штурм.  Мозговой штурм сегодня стал такой знакомой и укоренившейся техникой, что мы склонны принимать его как должное и недооценивать его удивительную силу. Посмотрите на него свежим взглядом! Если вы подозреваете, что в чем-то ваше мышление стало узким или банальным, перечислите (наедине с собой или в группе) неожиданные мысли, сумасшедшие побуждения или нелепые решения, которые приходят вам в голову, когда вам нужно решить проблему или получить творческий результат. Идея в том, чтобы полностью освободиться от цензуры. Вы поймете, что достигли успеха, когда в вашем списке будут мысли, охватывающие самый широкий диапазон: от тривиального – до абсурдного. При составлении списка не допускается никаких критических суждений. Вы займетесь этим позже.

Анализ атрибутов.  Когда вам требуется катализатор, чтобы отойти от привычных моделей мышления, попробуйте старый трюк сценаристов. Сценаристы знают, что стоит изменить только одну переменную, определяющую ситуацию, и этого может оказаться достаточно, чтобы получился совершенно новый сценарий. Например, сценарий телешоу состоит из определенных атрибутов (каждый человек определит эти атрибуты по-разному, и это нормально). Атрибутами могут быть: персонажи, ситуации, конфликты, замысел, тема, музыка, диалоги, развязка и так далее. Идея в том, чтобы рассмотреть их все по отдельности. Зачем? Чтобы почувствовать их взаимодействие и связь друг с другом. После того как вы оценили и рассмотрели каждый атрибут, выберите только один из них и немного измените. Такое, с виду незначительное, изменение способно развернуть в другом направлении все шоу, что и требуется, когда вам нужно выпускать каждую неделю свежую телепередачу. Сценарии для выпусков радио– и телешоу «Одинокий рейнджер» стряпали в течение двух десятилетий, изменяя их атрибуты, в список которых входили персонажи, цели, препятствия и развязки. Та же техника способна помочь и вам по-новому взглянуть на вашу личную ситуацию. Слегка измените настройку только одного, присутствующего в вашей жизни атрибута, и понаблюдайте, как уровень вашей энергии подскачет вверх.

 

Чтобы что-то понять, вы должны понять противоположность этого.

Генри Мур (1898–1986), скульптор

 

Наводящие вопросы.  Ознакомьтесь с довольно известным списком «73 вопроса для развития идей», составленным писателем, пионером в исследовании творческих способностей, Алексом Осборном (1888–1966), основателем творческих организаций и автором выражения «мозговой штурм». Его список идей помогает по-новому комбинировать, повторно использовать и реорганизовать уже имеющийся материал. Когда вы раздумываете над вопросом о том, как создать нечто новое из существующего, спросите себя: «А может ли оно послужить новой цели?», и тогда вам легче будет понять, что именно следует изменить, увеличить, уменьшить, перестроить, скомбинировать и так далее, и тому подобное. В качестве примера подумайте, как вы могли бы усилить ваши перекрестные тренировки. Возможно, нижеприведенный список вопросов облегчит задачу.

 

• Найти другое применение? Найти новые способы того же применения? Найти другие способы применения, если это  изменить?

• Изменить? Развернуть по-новому? Поменять смысл? Поменять цвет? Поменять движение? Поменять звук? Поменять форму? Другие изменения?

• Увеличить? Что добавить? Преувеличить? Придать дополнительное значение? Продублировать? Размножить?

• Уменьшить? Что вычесть? Сократить? Минимизировать? Облегчить? Разделить? Занизить значение?

• Реорганизовать? Поменять местами компоненты? Изменить последовательность? Изменить режим?

• Комбинировать? А что, если объединить? Рассортировать? Совместить части? Совместить цели?

 

Одна из моих клиенток, пройдя через этот процесс, пришла к выводу, что метод перекрестных тренировок можно применить в ее работе при составлении учебных программ. Другая практиковала кайдзен, посвящая по восемь часов подряд тому, чтобы научиться вязать свитера и покрывала со сложным узором. Еще один мой клиент решил проводить перекрестные тренировки в тишине как своего рода молчаливую медитацию.

Выполняя эти мысленные действия – даже если вы никогда не примените ни одну из ваших новых идей, – вы разовьете способность к системному мышлению, просто потому, что вы занимались творчеством, создавая новые связи между уже существующими идеями.

 

Ценность непрактичности

 

Представьте, как чувствует себя мылящий системно человек в любой организации, когда становится объектом насмешек потому, что мечтает о кренделях небесных и вообще непрактичен. Он мечтатель! Он витает в облаках! Он не может или не хочет иметь дело с повседневными проблемами, с областью, где большинство служащих тратят львиную долю энергии, не говоря уже о карьере. Если и вы склонны мыслить системно и в вашей организации не приветствуется системное мышление, вас, скорее всего, ожидает тяжкая битва за признание и продвижение по карьерной лестнице вверх. Важно помнить, что вы всегда стоите перед выбором. Возможности для вас подпадают под три категории: уволиться и найти другого работодателя, который оценит ваш стиль мышления; остаться и применять системный подход, где бы вы ни были; или остаться и убедить руководство в вашей состоятельности, а может быть, попросить перевести вас на должность, где ваш вклад был бы оценен по достоинству. Например, директор по исследованию и развитию – это желанная позиция для тех, кто развил умение к системному мышлению. Чаще всего именно там вы встретите тех, кто умеет свободно мыслить и выдавать новые идеи.

Так что гештальт – это то, что системное мышление в результате представляет: единое целое, которое в конечном итоге больше, чем просто сумма его частей. Я думаю, именно это имел в виду писатель и монах-цистерианец Томас Мертон, когда назвал одну из своих поэм «Мир в моей крови». Великий Льюис Кэррол тоже пришел к тому же в своей знаменитой «Алисе в стране Чудес»:

 

И молвил Морж: «Пришла пора

Подумать о делах —

О башмаках и сургуче,

Капусте, королях…»

 

Упражнения

Системное мышление – это одна из самых доступных привычек здорового ума. Вы можете обрести чутье, необходимое для системного мышления, связав его с кайдзен: уделите десять-двадцать минут в неделю тому, чтобы осознанно применить его в ваших перекрестных тренировках.

 

1. Механизм метафоры

Не следует быть пассивными и просто ждать, когда метафоры или другие виды аналогий сами себя проявят. Чтобы «вдохнуть в них жизнь», такой тип системного мышления можно развить сознательно, намеренно задавая себе вопросы:

Что еще похоже на это?

Что уже сделали другие?

Где мне найти идею?

Какие идеи я могу изменить, чтобы решить мою проблему?

Как мне сделать этот продукт лучше?

Заметьте, что вы можете задавать себе вопросы о чем угодно: о проблемах на работе, о личной жизни, о ваших перекрестных тренировках.

 

2. Поэзия рассудит

Напишите стихотворение, объединяющее мысли, события, истории или поступки людей, которые обычно не соприкасаются друг с другом. Изучите его, посмотрите, где проходят противоречия и где можно провести связи или аналогии, чтобы они пришли к согласию. Поэзия – единственная область, где приветствуется и поощряется такой тип перекрестного синтеза. Это упражнение поможет вам совместить порой несовместимые противоположности, что может породить новый способ видения взаимосвязей между вещами, которые вы до того никогда не связывали.

 

3. Если в лесу падает дерево… [74]

Как вы можете жить счастливо и продуктивно, осознавая следующий парадокс: мы должны в каждый свой день привносить частицу будущего, ибо так мы достигаем цели – притом, что мы должны также целиком и полностью жить в настоящем, ибо, как учит дзен, проживать свою жизнь нам следует, не сожалея ни о прошлом, не беспокоясь о будущем.

Способны ли вы примириться с таким парадоксом? А стоит ли пытаться? Если нет, почему? В вашей профессиональной и личной жизни разрешается конфликт между тем, чтобы жить в настоящем, учиться у прошлого и планировать будущее? Если вы измените одну переменную в этом уравнении, как это может изменить целое?

 

4. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным

Вспомните, когда вы в последний раз сталкивались с законом непреднамеренных последствий? Было ли непреднамеренное последствие благоприятным? Или оно оказалось плачевным? Или, может быть, результат был противоположным тому, на который вы надеялись? Могло бы более сложное системное мышление помочь вам избежать отрицательных результатов или достичь более полезных, положительных результатов?

 

Глава 13

Omnibus Omnivore

 

Развивайте интерес к той жизни, которую вы наблюдаете: к людям, предметам, литературе, музыке. Мир так богат, что просто сотрясается от обилия сокровищ, прекрасных душ и интересных людей. Забудьте о себе.

Генри Миллер (1891–1980), писатель

 

Эта книга стала любовным посланием к свободным искусствам и песней о любви к силе кайдзен. Каждой из этих идей созвучна идея бесконечного выбора, что стоит перед нами, часто затрагивая наше свободное время.

Выбирая (пусть даже подсознательно), мы надеемся обрести счастье.

Исходной предпосылкой книги «Живой ум» является призыв развивать разнообразные физические и умственные способности, которыми мы все уже обладаем, наилучшим образом использовать свой мозг, повышать коэффициент самореализации, предоставляя своему мозгу всеобъемлющий диапазон интеллектуальных возможностей, создавая когнитивное крещендо, чтобы удостоить себя воображаемой высшей степени доктора свободных искусств. Но зачем на этом останавливаться? Присвойте себе сразу самозваную докторскую степень в междисциплинарных исследованиях!

Многие годы я называла этот поиск «Искусством становления человека нового Возрождения». А для этого требуется делать выбор. Чтобы овладеть этим изящным искусством, нужны те же стратегии, что и для физических тренировок. Принцип здоровой тренировки – выбирать больше – как интеллектуально, так и физически. Вы не сможете развить полноценный живой ум в неразвитом теле. Физическая активность крайне важна для жизни разума. Помимо того что упражнения укрепляют здоровье, они еще способствуют нейрогенезису – буквально перестраивают мозг.

Физические упражнения создают защитный эффект даже в большей степени, чем умственная гимнастика (например, решение кроссвордов), особенно те типы физического напряжения, которые требуют работы ума. Это надежный способ заставить мозг дать команду на выработку допамина (вещество, стимулирующее центр удовольствий в мозге) в сочетании с кортизолом (вещество, подавляющее стресс). И хотя точный механизм их действия неизвестен, значение очевидно: физические упражнения защищают мозг от стресса. Чувствуете себя подавленно? Делайте упражнения. Испытываете стресс? Делайте упражнения. У вас все распрекрасно? Тоже делайте упражнения. Никак не чувствуете себя? Делайте упражнения!

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.