Меры безопасности в развитых и развивающихся странах. Отличие мер безопасности от наказания. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Меры безопасности в развитых и развивающихся странах. Отличие мер безопасности от наказания.

2019-07-12 221
Меры безопасности в развитых и развивающихся странах. Отличие мер безопасности от наказания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уголовному праву современных зарубежных стран наряду с понятием наказания известно также понятие меры безопасности. В отличие от наказания, мера безопасности не преследует целей воз­даяния или устрашения, а направлена на устранение "опасного со­стояния" лица, совершившего либо не совершившего, но могущего совершить общественно опасное деяние.

Преследуемая мерой безопасности цель превенции достигает­ся либо посредством нейтрализации, либо посредством ресоциализации индивида. При применении той или иной меры безопасности какая-либо из этих тенденций преобладает. Применение меры безо­пасности не ограничивается точно определенным сроком, как при­менение наказания. Это позволяет изменять срок применения меры безопасности в сторону его уменьшения или увеличения с учетом установленного максимума в соответствии с развитием "опасного состояния" индивида.

В 1908 г. в Англии был принят Закон о предупреждении преступлений. Он ввел в английское право понятие "привычный преступник", а также регламентировал применение к таким лицам мер безопасности. Вердиктом присяжных или собственным признанием "привычным преступником" определялось лицо стар­ше 16 лет, которое до совершения последнего преступления было, по крайней мере, три раза осуждено за подобное преступление и вело "бесчестную или преступную жизнь".

Суд был вправе, осудив лицо за последнее преступление, приговорить его после этого к отбыванию превентивного заключе­ния на срок от 5 до 10 лет, которое подлежало исполнению в тюрьме.

Законодательство Англии "о привычных преступниках" под­вергалось неоднократным изменениям.

Закон 1967 г. об уголовной юстиции ввел "продленное" тюрем­ное заключение для "привычных преступников". При назначении продленного срока лишения свободы суд учитывает следующие обстоятельства: 1) с момента последнего осуждения не прошло 3 лет; 2) наличие у лица не менее трех судимостей по достижении им 21 года; 3) общий срок по предыдущему приговору составляет не менее 5 лет. Продолжительность наказания за данное преступ­ление зависит от наказания за последнее преступление: если мак­симум (в случае вынесения неопределенного приговора) наказания был равен 5 годам или более, срок продленного приговора должен быть не менее 10 лет, если же наказание за преступление было менее пяти лет, продленный приговор мог достигать пяти лет тю­ремного заключения.

Одним из видов мер безопасности, применяемым к алкого­ликам, является содержание в специальном заведении для алкого­ликов. Суд вправе направить лицо на срок до трех лет в специаль­ное заведение для алкоголиков, если а) лицо осуждено за преступ­ление, преследуемое по обвинительному акту; б) суд признает, что преступление было совершено под влиянием опьянения и сам пре­ступник или присяжные считают, что он "привычный пьяница". По режиму такое учреждение мало чем отличается от тюремного за­ключения. Именно поэтому тюремное заключение может заменять­ся содержанием в заведении для алкоголиков.

В отношении душевнобольных применяется интернирова­ние в специальное заведение. Применяется только в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния и признанных невме­няемыми. Решение о направлении в такое учреждение может быть вынесено: а) до открытия главного производства решением при­сяжных заседателей о неспособности лица участвовать в процессе и б) в результате главного производства вердиктом "виновен, но невменяем".

Особое место занимает институт поручительства. Состоит в принятии на себя лицом обязательства хорошего поведения, с поручителями или без них. В случае невыполнения взятого обязательства лицо или его поручители обязаны внести в казну сумму, под которую они поручились.

Ручательство может отбираться: а) от лица, уже совершивше­го преступление, в качестве дополнения к другому виду наказания;

б) от лица, еще не совершившего преступление. Второе может быть двух видов: 1) обязательство блюсти мир (to keep the peace) и 2) обязательство вести себя должным образом (to be good behav­iour).

Обязательство о соблюдении мира может быть отобрано судом у любого лица в случае сделанного кем-либо под присягой заявле­ния, что данное лицо может причинить ему или членам его семьи "физический вред". Ручательство вести себя должным образом мо­жет также отбираться у любого лица.

Продолжительность срока, в течение которого лицо обязано "блюсти мир" или "вести себя должным образом", устанавливается по усмотрению суда, но не может превышать одного года. Наруше­ние ручательства допускает применение меры наказания в виде тюремного заключения на срок до шести месяцев.

В США меры безопасности, которые по своей сущности весьма близки к мерам уголовного наказания, получили широкое развитие.

К таким мерам относятся:

а). Меры, направленные на изоляцию от общества определен­ных категорий лиц. Основанием для такой изоляции служит "опас­ное состояние" лица:

— продленное (или превентивное) тюремное заключение для некоторых категорий лиц, привлекаемых к уголовной ответствен­ности: для привычных, упорных, многократных, профессиональных преступников. Федеральное законодательство называет их "особо опасными преступниками". Основаниями для продленного заклю­чения служат наличие судимости в прошлом (для пожизненного заключения достаточно 2—3 судимостей за фелонии); значитель­ные доходы, извлекаемые из преступной деятельности; необходи­мость защиты публичных интересов, определяемая усмотрением суда;

— превентивная изоляция от общества "дефектных правона­рушителей", к которым относятся: лица с психическими и умствен­ными дефектами, имеющие "склонность к совершению преступле­ний" — в специальном учреждении на неопределенный срок ("до излечения дефектов");

— принудительная изоляция и лечение преступников-нарко­манов или алкоголиков (Закон от 8 октября 1966 г. о социальном восстановлении наркоманов).

б) поручительство (институт аналогичен существующему в Англии).

 Французскому уголовному праву также известно понятие меры безопасности. Проект УК Франции 1934 г. предлагал тща­тельно разработанную систему мер безопасности, которая приме­нялась бы параллельно с системой наказаний. Это не было воспри­нято французским уголовным правом и на момент принятия нового УК 1992 г. какой-либо системы мер безопасности не существовало. Можно лишь говорить о некоторых видах таких мер:

— меры безопасности, официально признанные и применяе­мые в качестве таковых (меры воспитательного характера, приме­няемые к малолетним, совершившим общественно опасные деяния;

меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным невменяемыми в силу психического заболевания, к "опасным" ал­коголикам, наркоманам и токсикоманам);

— меры безопасности; функционирующие под видом наказа­ний (некоторые дополнительные наказания, например, запрещение проживать в определенных местах, а также наказания, замещаю­щие исправительное тюремное заключение и др.);

— меры безопасности, функционирующие в административ­ном правовом режиме (помещение в психиатрическую больницу опасных психически больных, принудительное помещение на лече­ние больных венерическими заболеваниями, административное за­крытие заведения, открытого публике или используемого ею, где были совершены нарушения законодательства об использовании наркотических средств, и т. д.);

— меры безопасности, функционирующие в рамках отсрочки исполнения или назначения наказания с помещением в режим ис­пытания или с предписанием, либо в рамках условного освобож­дения.

Несмотря на официальный отказ от категории "мера безо­пасности", фактически она сохранена и в действующем УК Фран­ции. Ярким примером этому является подтверждение применения к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные дея­ния, "мер защиты, помощи, надзора и воспитания", которые по сво­ей сути являются мерами безопасности в их традиционном понима­нии. Эти меры представлены, в основном, в трех видах:

— меры воспитательного характера, применяемые в условиях полной свободы: передача на воспитание семье, либо лицу, заслу­живающему доверия, либо службе социальной помощи детству;

— меры надзора, включающие наблюдение за условиями жиз­ни несовершеннолетнего, его поведением, окружением и т. п.;

— помещение несовершеннолетнего в интернат: государствен­ный или частный, медицинский или медико-психологический, со строгим наблюдением или корректирующим воспитанием — в за­висимости от личности несовершеннолетнего.

 Мерами безопасности являются также мероприятия, пре­дусмотренные действующим УК Франции в качестве обязательных при предоставлении отсрочки исполнения или назначения наказа­ния с помещением осужденного в режим испытания, отсрочки ис­полнения наказания с возложением на осужденного обязанности выполнять труд в общественных интересах.

Статья 132-43 УК, закрепляющая институт отсрочки исполне­ния наказания с помещением осужденного в режим испытания, гла­сит: "В течение испытательного срока осужденный должен удовле­творять мерам контроля, предусмотренным ст. 132-44, и выполнять определенные, специально на него возложенные обязанности, пре­дусмотренные ст. 132-45. Помимо этого осужденный пользуется мерами помощи, предназначенными для содействия его ресоциали-зации".

Приведенная статья прямо говорит о "мерах контроля", "ме­рах помощи", целью которых является ресоциализация осужден­ного лица. К мерам контроля, которым должен подчиняться осуж­денный, действующий УК Франции относит: обязанность осужден­ного отвечать на вызовы судьи по применению наказаний или упол­номоченного по пробации, предоставлять сведения и документы, необходимые для осуществления контроля за источниками доходов осужденного, а также выполнением им своих обязанностей, преду­преждать уполномоченного об изменении места жительства или места работы и т. п. Кроме этого, на осужденного могут быть специ­ально возложены и другие обязанности: обязанность продолжить образование или профессиональную деятельность, проживать в определенном месте, пройти курс лечения, возместить полностью или частично ущерб даже при отсутствии гражданского иска, не посещать места продажи спиртных напитков, не иметь оружия, не посещать других осужденных, в частности, соисполнителей или соучастников и т. п.

Осужденный, которому предоставлена отсрочка исполнения наказания, вправе воспользоваться мерами помощи, целью кото­рых является "содействие усилиям осужденного по своей ресоциализации" (ст. 132-46 УК Франции). Эти меры выражаются в форме помощи общественного характера и, если это необходимо, в форме материальной помощи и осуществляются службой по пробации с привлечением любых общественных или частных организаций.

. Меры исправления и безопасности являются специфиче­ским институтомуголовного права ФРГ. Их особенность состоит в том, что они являются особым правовым последствием и применя­ются не только тогда, когда виновность лица установлена судом и имеется приговор суда, но и в случае отсутствия виновности лица, например, при помещении в психиатрическую больницу.

Меры исправления и безопасности в качестве превентивных мер были введены в систему правовых последствий УК так назы­ваемым Законом о привычных преступниках от 24 ноября 1933 г.

В целом же, при применении мер исправления и безопасности, по мнению германских правоведов, наиболее полно нашли свое от­ражение цели ресоциализации и превентивные функции.

Среди правоведов ФРГ и российских правоведов, изучающих германское уголовное право, наблюдается неоднозначное отноше­ние к мерам исправления и безопасности. Так, например, один из крупнейших комментаторов германского УК проф. К.Лакнер счита­ет, что "в основе УК лежит двухколейная (дуалистическая) реак­ционная система. В ней меры (безопасности — авт.) наряду с нака­занием образуют второй основной тип правовых последствий. В то время как наказание ограничено принципом вины и преследует превентивные цели только в ограниченном объеме, меры служат защите общества от опасного преступника...'4. Профессор К. Лакнер подчеркивает, "что в настоящее время проводится широкая дис­куссия о преобразовании, ограничении или, вообще, об устранении системы мер в полном объеме". Профессор Н.Ф.Кузнецова отмеча­ет также, что "ряд правоведов ФРГ говорит о кризисе "системы двухколейности" по ряду оснований. Во-первых, меры безопасно­сти не основаны на виновности. Крайне спорен и не определен прин­цип констатации опасности лица вне его вины. Во-вторых, неясна правовая природа многих мер безопасности и поэтому их далеко не всегда можно отграничить от наказаний. В-третьих, многие из них более репрессивны, чем наказания"2.

С этими утверждениями в целом можно согласиться. Однако следует подчеркнуть, что законодатель ФРГ не относит меры ис­правления и безопасности к наказанию и отличает их от дополни­тельных наказаний и дополнительных последствий. Хотя нормы о мерах исправления и безопасности расположены в разделе треть­ем Общей части УК ФРГ "Правовые последствия деяния", они не смешиваются ни с одним из видов правовых последствий, о кото­рых говорилось, а представляют собой самостоятельную группу норм, объединенных в главе шестой "Меры исправления и безопасности", в которых содержатся правовые предписания, определяющие не только систему этих мер, но и специфику данного института право­вых последствий деяния, например, последовательность их испол­нения, замену одной меры другой в процессе исполнения, условную отсрочку мер исправления и безопасности и ряд других моментов. Это подчеркивает их специфику, так как для остальных наказаний указанные правовые предписания содержатся в иных главах рассматриваемого раздела, например, в главе второй "Назначение на­казания", главе четвертой "Условная отсрочка наказания". Таким образом, германский законодатель даже терминологически прово­дит различие между наказанием и мерами исправления и безопас­ности, хотя, конечно, отличие в правовой природе наказаний и не­которых мер исправления и безопасности иногда бывает сложно рассмотреть. Некоторая непоследовательность германского законо­дателя проявляется, на наш взгляд, в том, что если рассматривать Общую часть УК ФРГ с системной точки зрения, то нормы о мерах исправления и безопасности, как уже отмечалось, он помещает в раздел "Правовые последствия деяния", хотя в ряде случаев лицо еще не было осуждено, а существует лишь вероятность вынесения обвинительного приговора в случае ожидаемого деяния (§62), в чем проявляется профилактическая функция применения таких мер.

Перечень мер исправления и безопасности определен в §61 УК ФРГ и является исчерпывающим. Ими являются: 1) помещение в психиатрическую больницу; 2) помещение в лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов; 3) превентивное заключение; 4) ус­тановление надзора; 5) лишение водительских прав; 6) запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью.

В основе назначения всех указанных мер исправления и безо­пасности лежит принцип соответствия, установленный § 62 УК ФРГ, который заключается в соответствии назначаемой меры исправле­ния и безопасности "совершенному лицом или ожидаемому от него деянию, также, как и степени исходящей от него опасности".

Меры исправления и безопасности подразделяются на две груп­пы: 1) меры, связанные с лишением свободы (к которым относятся три первые из указанных выше мер исправления и безопасности), и 2) иные, то есть меры, не связанные с лишением свободы (к кото­рым относятся три последние из указанных выше мер исправления и безопасности).

Если рассматривать меры, связанные с лишением свободы, томожно выделить следующие элементы этой подгруппы системы мер исправления и безопасности.

1. Помещение в психиатрическую больницу (§ 63) возможно при наличии ряда условий: а) совершение противоправного деяния (преступления или проступка) в состоянии невменяемости (§ 20) или уменьшенной вменяемости (§ 21); б) если из общей оценки лица и его деяния следует, что от него, вследствие его состояния, можно ожидать серьезных противоправных деяний и поэтому оно опасно для общества. Таким образом, должна существовать вероятность совершения лицом противоправных деяний в будущем. Следует отметить, что при помещении в психиатрическую больницу невме­няемого лица (§ 20) данная мера назначается без учета виновности лица, так как оно действует без вины, хотя и выполняет состав закона, предусмотренного в УК, что характерно для германской уголовно-правовой концепции. Если лицо действует в состоянии уменьшенной вменяемости (§ 21), то наказание ему может быть смягчено и наряду с наказанием лицу назначается рассматривае­мая мера.

2. Дляпомещения в лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов (§ 64) необходимо наличие следующих условий: а) на­личие склонности к чрезмерному употреблению спиртных напит­ков или других одурманивающих средств; б) осуждение за проти­воправное деяние (преступление или проступок), совершенное им в таком состоянии или в результате этой склонности, либо отсутст­вие осуждения только потому, что лицо было в состоянии невме­няемости, которая доказана или не исключена; в) имеется опас­ность, что вследствие такой склонности лицо способно совершить в будущем серьезные противоправные деяния.

Следует выделить ряд признаков, характерных для общей характеристики указанных мер.

Во-первых, если рассматривать последовательность исполне­ния меры (помещение в психиатрическую больницу, помещение в лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов) и наказания, то можно отметить, что она исполняется, как правило, до наказа­ния, если суд устанавливает, что она достигается таким образом легче (§ 67).

Во-вторых, в процессе отбытия таких мер, как помещение в психиатрическую больницу, лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов, возможна замена одной меры другой, если ресоциализация этого лица может быть таким образом достигнута луч­ше (абз. 1 § 67 а).

В-третьих, в большинстве случаев при назначении таких мер, как помещение в психиатрическую больницу, лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов, суд принимает решение об услов­ной отсрочке этих мер, если "особые обстоятельства дают основа­ния полагать, что цель этой меры может быть достигнута и та­ким образом". В таких случаях над лицом устанавливается надзор (абз. 1, 2 § 67b).

В-четвертых, если наказание в виде лишения свободы испол­няется перед указанными выше мерами или одновременно с ними, то суд перед окончанием отбытия наказания в виде лишения свобо­ды устанавливает, требуется ли применение этой меры для дости­жения ее целей. Если этого не требуется, то суд назначает ус­ловную отсрочку этой меры, а над лицом устанавливается надзор (абз. 1 § 67с).

3. Превентивное заключение (§ 66) может быть назначено в двух случаях. В первом случае необходимо наличие следующих предпосылок: а) лицо должно быть осуждено за умышленное пре­ступное деяние на срок не менее двух лет; б) до этого лицо уже дважды осуждалось за умышленные преступные деяния каждый раз к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее одного года; в) за одно или несколько этих деяний до совершения нового деяния отбыло наказание в виде лишения свободы на срок не менее двух лет или к нему применялась мера исправления или безопас­ности.

Абзац 2 § 66 УК ФРГ предусмотрел еще один случай, когда возможно назначение превентивного заключения, если лицо при отсутствии у него в прошлом осуждений или применения к нему мер изоляции совершило три умышленных преступных деяния, за которые было лишено свободы каждый раз на срок не менее одного года и осуждено за одно или несколько такого рода деяний к нака­занию в виде лишения свободы на срок не менее трех лет. Причем в данном случае прошлое деяние не учитывается, если в проме­жутке между ним и следующим совершенным деянием прошло бо­лее пяти лет. Указанные выше отличия позволяют выделить два вида превентивного заключения, предусмотренного УК ФРГ.

Общим признаком, характерным для обоих случаев превен­тивного заключения, является то, что требуется, чтобы "общая оцен­ка лица и совершенного им деяния показывала, что вследствие его склонности к серьезным преступным деяниям, в частности, к та­ким, которые причинили их жертвам душевную травму или тяж­кий физический вред или тяжкий хозяйственный ущерб, оно опас­но для общества".

Для применения мер рассматриваемой группы, то есть связан­ных с лишением свободы, характерно следующее. Во-первых, про­должительность применения этих мер в приговоре не указывается. В § 67d УК ФРГ указывается только, что эта продолжительность при помещении в лечебное заведение для алкоголиков и наркома­нов не должна превышать двух лет, а при превентивном заключе­нии — десяти лет. Во-вторых, указанные сроки начинают течь с момента помещения в эти учреждения. В-третьих, если максималь­ный срок истек, то лицо, помещенное в эти заведения, освобожда­ется. Мера тем самым считается исчерпанной. В-четвертых, в про­цессе применения к лицу меры суд может в любое время назначить условную отсрочку исполнения данной меры. Конкретные сроки для проведения проверки с такой целью и условия их применения ука­заны в § 67е.

Ко второй группе мер исправления и безопасности, то есть мер, не связанных с лишением свободы, относятся:

1. Установление надзора (§ 68—68 g), которое состоит в пере­даче осужденного под надзор соответствующего органа, который обычно находится в компетенции управлений юстиции федераль­ных земель.

Предпосылками установления надзора являются: 1) соверше­ние преступного деяния, за которое закон специально предусмат­ривает установление такого надзора (например, § 181Ь, 256, 262 и др.); 2) за это деяние назначается наказание в виде лишения свобо­ды на срок не менее шести месяцев; 3) существует опасность совер­шения лицом новых преступных деяний. В таких случаях надзор как мера исправления и безопасности устанавливается наряду с наказанием. Надзор может быть также установлен: 1) в слу­чаях отбытия наказания в виде лишения свободы на срок не менее двух лет за совершение умышленного преступления, если наказа­ние отбыто полностью, и 2) при назначении меры исправления и безопасности, связанной с лишением свободы (например, § 67Ь, 67с, 67d).

В период надзора осужденный подчиняется органу надзора, на период надзора суд назначает осужденному помощника. Соот­ветствующий орган и помощник на период испытательного срока выполняют не только надзорные функции по отношению к осуж­денному, но и обязаны наблюдать за ним, оказывая в необходимых случаях помощь по ресоциализации лица, в отношении которого установлен надзор, и заботясь о нем. В период надзора суд может давать осужденному указания, перечень которых четко определен в § 68Ь. В данных указаниях четко определяется запрещаемое и требуемое от лица поведение, например, не покидать места жи­тельства или места пребывания, или конкретный район без разре­шения органа надзора, или являться в определенное время в орган надзора или другое определенное учреждение и т. п. Эти указания могут даваться на весь период надзора или на определенный, более короткий срок.

Надзор длится минимум — два и максимум — пять лет. Суд может также снизить максимальный предел срока надзора. Надзор может быть досрочно отменен, если можно ожидать, что в будущем лицо не будет совершать преступных деяний.

2. Лишение водительских прав (§ 69) как мера исправления и безопасности применяется в случаях, если: 1) лицом совершено преступное деяние при или в связи с управлением автотранспорт­ным средством либо при нарушении обязанностей водителя авто­транспортного средства; 2) за это деяние лицо должно быть осуж­дено или не осуждено только потому, что доказана или не исключа­ется его невменяемость; 3) из обстоятельств совершения деяния следует, что лицо неспособно управлять автотранспортным средст­вом. Эта неспособность, по мнению германского законодателя (абз. 2 § 69), всегда имеет место при совершении таких преступных дея­ний, как нарушение правил безопасности дорожного движения (§ 315с), управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (§ 316), при определенных условиях в случае незаконного оставления места дорожно-транспортного происшест­вия (§ 142), если все эти деяния были совершены в состоянии пол­ного опьянения (§ 323 а). В остальных случаях неспособность управ­ления автотранспортным средством устанавливается при изучении конкретных обстоятельств дела и личности совершившего преступ­ное деяние. Водительские права теряют силу с момента вступления приговора в законную силу. По приговору суда одновременно с ли­шением лица водительских прав отбирается выданное германски­ми властями свидетельство на управление автотранспортным сред­ством. Наряду с этим или независимо от этого суд может назначить запрещение на выдачу новых водительских прав на срок от шести месяцев до пяти лет или бессрочно, "если можно ожидать, что ус­тановленный законом максимальный срок недостаточен для устра­нения исходящей от лица опасности" (§ 69 а). Нужно отметить так­же, что существуют два исключения из этого правила: при опреде­ленных условиях из запрещения могут быть исключены отдельные виды автотранспортных средств, и минимальный срок запрещения может составлять один год, если в течение последних трех лет до деяния лицо уже однажды наказывалось. Запрещение начинается с момента вступления приговора в законную силу. В силу обстоя­тельств, указанных в абз. 7 § 69 а, суд может досрочно отменить указанное запрещение.

3. Запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью (§ 70 — 70b) как мера исправления и безопасности назначается в случаях, если 1) совершено противоправное деяние, за которое лицо было осуждено или не было осуждено только пото­му, что его невменяемость доказана или не исключается; 2) деяние совершено лицом при злоупотреблении своей профессией (напри­мер, врача или педагога) или ремеслом или при грубом нарушении связанных с ними обязанностей; 3) общая оценка лица и его деяния позволяет установить опасность того, что при дальнейшем занятии данной профессией или ремеслом лицо совершит значительные преступные деяния указанного характера. Суд запрещает занимать­ся определенной профессиональной деятельностью, ремеслом или их видами. Продолжительность данного запрещения может состав­лять один год — пять лет и определяется в приговоре в каждом конкретном случае. Запрещение заниматься определенной профес­сиональной деятельностью может быть бессрочным, если "можно ожидать, что максимальный установленный законом срок для пре­дотвращения исходящей от лица опасности является недостаточ­ным" (абз. 1 § 70). Запрещение заниматься определенной профес­сиональной деятельностью начинает действовать с момента вступ­ления приговора в законную силу. Особенностью данной меры яв­ляется также и то, что в период запрещения лицо не может заниматься этой деятельностью за другого или осуществлять ее через представителя.

Если лицо, нарушая запрет, все же занимается указанной дея­тельностью, то оно может быть привлечено к уголовной ответствен­ности по § 145с и осуждено к лишению свободы на срок до одного года или к денежному штрафу.

Спецификой таких мер, как помещение лица в психиатриче­скую больницу или лечебное заведение для алкоголиков или нар­команов, лишение водительских и прав и запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью, является также и то, что они могут быть назначены по особому распоряжению суда, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судеб­ный процесс не может быть проведен (§ 71).

Специфичным для германского уголовного права является так­же то, что помимо мер исправления и безопасности, указанных в УК ФРГ, существуют и меры, установленные в дополнительном уголовном праве (Nebenstrafrecht). Например, Закон о защите жи­вотных от 24 июля 1972 г. (§ 20) содержит такую меру, как запрет содержания животных любого или определенного вида. Специфи­ческие меры, применяемые к несовершеннолетним правонаруши­телям, установлены в молодежном уголовном праве (Jugendstraf-recht). К ним можно отнести, например, воспитательные и исправи­тельные меры, предусмотренные Законом об отправлении правосу­дия по делам молодежи в редакции опубликования 11 декабря 1974 г.

Система таких уголовно-правовых мер представляет собой определенные правовые последствия виновно совершенного дея­ния, которые не относятся ни к основным, ни к дополнительным наказаниям, ни к дополнительным последствиям. Согласно п. 8 § 11 к таким мерам относятся помимо названных "любые меры исправ­ления и безопасности, конфискация имущества, изъятие предме­тов преступления, уничтожение орудий преступления и запрещен­ных к обороту вещей".

В развивающихся странах также применяются меры безопасности или “превентивные меры”, заменяя уголовное наказание или в дополнение к нему.

Во многих развивающихся странах действуют нормативные акты о превентивном заключении политических противников гос. режима. Такое заключение в интересах безопасности страны применяется без предъявления обвинения (по решению главы государства или министра внутренних дел) сроком на 1 год (Того), два (Габон). пять лет (Кения) и т.д. Помимо тюремного заключения к политическим противникам в развивающихся странах применяются и иные превентивные меры: запрещение выезда из страны, ограничение передвижения внутри государства, конфискация имущества и т.д.

Совершенно иной характер носят меры безопасности для социальной защиты детей. Например, в Гане такие меры применяют суды для несовершеннолетних, которые не только рассматривают уголовные дела, но и выносят решение об определении судьбы несовершеннолетнего в возрасте до 17 лет. Это происходит в случаях, когда несовершеннолетний является сиротой, его бросили родители и т.д. При установлении таких обстоятельств суд может передать несовершеннолетних под опеку другим лицам, направит их в ремесленную школу и т.д.

Уголовное законодательство ряда развивающихся стран предусматривает различные меры безопасности, которые могут быть применены судом в случае, когда какое - либо лицо совершило уголовнопротивоправное деяние. Например, второй раздел первой книги УК Алжира (“Меры безопасности”) предусматривает две категории мер безопасности: личные (помещение в психиатрическую больницу душевнобольных, направление алкоголиков и наркоманов в лечебницы, запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью, полное или частичное лишение прав) и реальные (специальная конфискация имущества, временное или окончательное закрытие учреждения).

Наиболее суровая из мер безопасности, применяемая на основе УК вместо наказания, - тюремное заключение на длительный срок рецидивистов. Так, согласно УК Ганы, Высший суд может вынести неопределенный приговор (на срок не менее 10 лет) в отношении лица, достигшего 20-летнего возраста, совершившего любое преступление, если ранее он был осужден 2 раза и более за преступления, относящиеся к категории фелонии и мисдиминораи если” по причине преступных привычек и склонностей преступника или из-за его общения с другими лицами дурного поведения в интересах защиты общества его надо содержать в заключениив течение длительного срока”.

Интересной разновидностью мер безопасности, применяемых в дополнение к наказанию, служит запрещение употребления спиртных напитков лицу, совершившему преступление в состоянии опьянения. Так, по УК Ливана, суд может запретить такому лицу на срок от 1 года до 3 лет посещать заведения, где продаются спиртные напитки. Нарушение запрета влечет тюремное заключение на срок до 3-х месяцев. (Куняева Людмила 303)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.