Европа против США? (Вместо заключения) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Европа против США? (Вместо заключения)

2019-07-12 187
Европа против США? (Вместо заключения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я не собирался дописывать эта строки. Однако, когда книга, по существу, была закончена, пришло вот какое сообщение. Американцы во всеуслышание заявили, что отказываются от дальнейшей модернизации своих «шаттлов» и выходят из программы по дальнейшему развитию Международной космической станции (МКС).

А это значит, что, похоже, мы с вами станем свидетелями еще одного противостояния в космосе. Только теперь противоборствующими сторонами станут представители Европейского и Российского космических агентств – с одной стороны, НАСА – с другой и китайцы с японцами – с третьей.

«ШАТТЛЫ» – В ОТСТАВКУ? Решение США об окончательном выведении из эксплуатации космических транспортных кораблей многоразового использования было сделано вопреки гордому заявлению НАСА, обнародованному год назад: дескать, мы собираемся продлить срок эксплуатации трех оставшихся «челноков» вплоть до 2020 года.

Однако, судя по тому, что американцы никак не могут возобновить полеты в космос после катастрофы с «Колумбией», дела с «Шаттлами» обстоят вовсе не так блестяще, как хотелось бы. Надежность кораблей даже после многочисленных модернизаций все еще остается недостаточной. Плюс к тому нынешний президент США Джордж Буш, как уже говорилось, заявил о дальнейших планах США, касающихся возвращения на Луну и организации пилотируемой экспедиции на Марс. Все это потребует колоссальных расходов, поэтому НАСА и объявило о своем выходе из программы МКС.

Что и говорить, «шаттлы» действительно обошлись США в копеечку. Расходы на монтаж с их помощью станции МКС в 10 раз (!) превысили первоначально установленную сумму. Однако есть и другие причины для отказа. Сегодняшнее положение на станции, когда астронавт с космонавтом только и знают, что проводят наладку тех или иных узлов и устройств, а научные исследования, по существу, топчутся на месте, тоже не устраивает американцев.

«Поэтому президент Буш подобно тому, как это сделал Кеннеди в свое время, решил сплотить американцев вокруг идеи освоения дальних космических горизонтов, дабы продемонстрировать всему миру преимущества американской науки и техники перед остальными», – говорит Аллекс Ролланд, профессор Университета Дьюка и историк НАСА. «Согласно новым планам, к Луне полетит новый корабль с 14 астронавтами на борту. Причем, как сразу указали его создатели, на нем, скорее всего, не будет стыковочных устройств для причаливания к МКС».

Впрочем, далеко не все сотрудники американского космического агентства считают такую постановку вопроса разумной. «Нам стоит так сконструировать корабль, чтобы он был способен выполнять возможно больший круг задач», – полагает Карл Вайс, представитель штаб‑квартиры НАСА. «Однако, подчеркиваю, главной миссией нового корабля будет именно освоение Луны…»

КОСМИЧЕСКИЕ КАТАПУЛЬТЫ. Таким образом, после выхода США из проекта МКС остальным участникам этого проекта придется поднапрячься. Основная тяжесть доставки грузов на орбиты ляжет при этом на космонавтов и соответствующие службы Российского космического агентства, а также на европейцев.

Однако нынешние корабли «Союз» и «Прогресс», как показывает практика, могут обеспечить пребывание на МКС лишь малочисленного экипажа. Когда же будут введены в строй новые модули и количество людей на борту станции возрастет втрое – до 6 человек, – ситуация значительно осложнится. Есть ли выход из положения? Да, есть.

Российские специалисты, как уже говорилось, ведут ныне работы по созданию космического корабля нового поколения «Клипер». Он сможет брать с собой уже не 2–3 космонавтов, как ныне, а 4–6 человек.

Стартовать он сможет с помощью новой ракеты‑носителя «Ангара», в составе которой предусмотрены возвращаемые многоразовые системы. Так, например, первая ступень «Байкал» будет представлять собой своего рода корабль с выдвижным крылом, с помощью которого она и будет возвращаться к месту старта.

Причем Роскосмос недавно пригласил для участия в программе и Канадское космическое агентство, оставшееся после демарша американцев не у дел. Уже подписан меморандум, согласно которому, канадцы, возможно, будут разрабатывать для «Клипера» некоторые узлы и бортовые системы.

И это – не единственное решение проблемы.

Еще Жюль Верн в свое время описал, как путешественники добираются до естественного спутника Земли с помощью гигантской пушки. И вот уже более сотни лет эта идея не дает покоя инженерам. В самом деле, неужели нельзя придумать подобное устройство, которое смогло бы обеспечить вывод грузов на орбиту, а там и на Луну более дешевым способом, чем ныне?

Конструкторы Европейского космического агентства (ЕКА) и концерна ЕАДС начали разработку некой катапульты, которая сможет выбрасывать свои снаряды на космическую высоту. По мнению конструктора Йерда Берренса из отдела транспортных систем ЕКА, решить эту задачу вполне по силам уже при нынешнем уровне развития космической техники.

Вот уже два года европейские инженеры переделывают установку, которая прежде предназначалась лишь для военных целей, в космическую катапульту. Преимущество ее конструкторы видят прежде всего в том, что сама ускорительная система остается на Земле, в то время как ракеты вынуждены тащить топливные баки на себе, расходуя именно на это львиную долю своей мощи.

При этом, как показывают расчеты, для осуществления запуска требуется всего лишь 10 кВт энергии. Это же показали и эксперименты, проведенные во французском г. Сент‑Луис, где находится 6‑метровый рельсовый ускоритель. Все дело в том, что энергия в данном случае расходуется импульсно, в очень короткий срок. Но этого импульса достаточно, чтобы выбросить снаряд весом до 2 кг со сверхзвуковой скоростью.

Работает же система так. Представьте себе орудийный ствол, внутри которого расположено два медных рельса. Эго электрические шины, по которым и пропускается импульс тока высокого напряжения. Посылаемый снаряд, попадая в ствол, вызывает замыкание цепи между шинами. Возникает импульс, который, согласно закону индукции, и вызывает электродвижущую силу, способную выбросить снаряд из ствола с немалой скоростью.

Уже в 2005 году исследователи намерены провести эксперименты с 10‑метровой установкой, которая станет запускать в небо снаряды на высоту 10 км. Отработав на этой установке технологические тонкости запуска, конструкторы затем приступят к строительству 22‑метровой пушки, которая будет выбрасывать снаряды массой по 4 кг на высоту в 120 км.

Такая установка уже может быть использована в практических целях, например, для посылки за атмосферу капсул с измерительной аппаратурой для исследования ионосферы. В частности, неплохо было бы выяснить, как распределяется озон на этой высоте, почему так называемые озоновые дыры образуются лишь над полюсами Земли, но не в районе экватора.

Далее ученые‑артиллеристы, по словам Берренса, намерены построить установку, которая будет выбрасывать мини‑спутники на 400‑километровую орбиту. Для этого, как показали расчеты, понадобится установка с длиной ствола в 120 м.

ПРАЩА ВЗАМЕН БУКСИРА?! И это еще не конец путешествия. Как известно, и в космосе аппараты довольно часто приходится переводить с одной орбиты на другую, обычно на более высокую. Ныне для того, чтобы спутники могли осуществить такую операцию, их приходилось снабжать собственными двигателями. А орбиту той же МКС периодически поднимают с помощью пристыкованных к ней космических грузовиков «Прогресс».

Ученые придумали более экономный способ переброски спутников и других объектов с одной орбиты на другую. В скором будущем эту работу станут выполнять огромные «пращи» – устройства, устанавливаемые в открытом космосе. Они будут захватывать сателлиты в специальные ловушки, а затем катапультировать их выше, к месту назначения.

«Идея сама по себе тоже не новая. Впервые она была высказана еще четверть века тому назад, – рассказывает Роберт Хойт, президент американской компании „Петрас“, занимающейся данным проектом совместно с Университетом штата Теннесси и другими организациями. – Согласно этому проекту, для создания „космической пращи“ необходим сверхдлинный, в сотни километров длиною канат. На одном конце его прикреплен груз для поддержания необходимого натяжения; обычно для этой цели используют отработавшую свое верхнюю ступень ракеты‑носителя. А на другом конце располагается захватывающее устройство, немного напоминающее ловушку игрока в бейсбол или хоккейного вратаря. Только, конечно, несравненно больших размеров. При этом канат будет изготовлен не из волокна, а из переплетенных крест‑накрест металлических проволок, что придаст структуре не только прочность, но и особую пружинистость…»

Причем если поставить одну такую систему; скажем, на орбите Земли, а вторую на орбите Луны, то, в принципе, переброску грузов можно осуществлять не только с одной околоземной орбиты на другую, но и по трассе Земля‑Луна.

Таким образом, у нас получится своеобразная канатная дорога, которая сможет транспортировать значительное количество грузов с весьма небольшими затратами энергии. Во всяком случае, это обойдется значительно дешевле, чем переправка грузов на Луну и обратно с помощью космических кораблей. И даже дешевле, чем возведение «космического лифта», о котором мы тоже уже упоминали. Кстати, энергию для своей работы космические «пращи» смогут получать от солнечных батарей, так что их работа будет вестись, по существу, бесплатно.

Конечно, на пути осуществления этого замысла предвидится еще немало трудностей, но все они преодолимы. «Ныне мы рассматриваем разные варианты „механической руки“, способной выполнять такую работу, – говорит Роберт Хойт. – Например, просчитывается такой вариант. Электромагнитная катапульта с Земли выстреливает груз в сетку, в которой тот застревает. После этого приходит в движение сама „праща“ и, раскрутившись, отправляет груз далее по указанному адресу».

Впрочем, баллистики полагают, что им придется немало потрудиться, прежде чем они отработают алгоритмы, программы, сроки и т. д. перемещения грузов по маршруту Земля‑Луна и обратно. Ведь все части этой огромной транспортной системы перемещаются сами по себе. Земля крутится вокруг своей оси, спутники вращаются по своим орбитам, а Луна движется вокруг Земли по собственной траектории и т. д.

Тем не менее специалисты считают, что в космос первые экспериментальные образцы космических катапульт попадут уже лет через пять. Причем, по словам экспертов, в будущем с помощью подобной транспортной системы можно будет перебрасывать по межпланетным маршрутам не только различные грузы, но и людей.

«ЛУНАТИКИ» НА ЗЕМЛЕ. Пока американцы еще только размышляют над проектом своего лунного корабля, немецкие ученые уже начали возведение лунного поселения. Правда, пока на Земле. Специалисты из Мюнхенского технологического университета с помощью архитекторов из Дармштадта строят натурный, в масштабе 1:1, макет лунного поселения. На нем будут проверены все решения, как технические, так и эстетические, над которыми ныне работают специалисты. Ведь для длительного пребывания на Луне необходимо выдержать комфорт не только, так сказать физический, но и психологический.

«Мы исходили из того, что команда астронавтов проведет на Луне в общей сложности 500 суток, – поясняет суть проекта Иоганн Айзеле, профессор архитектуры университета в Дармштадте. – Учитывая столь длительный срок пребывания, необходимо спланировать станцию так, чтобы у шести астронавтов было достаточно места, чтобы они не надоедали друг другу, как обитатели коммуналки…»

Поначалу для строительства лунной колонии будут использованы части грузовых ракет, с помощью которых, вероятно, все же придется забросить на Луну первые партии необходимого оборудования (хотя бы для организации той самой «канатной дорога», о которой говорилось выше).

Из оболочек ракет и будет возведен купол, который будет держать форму за счет внутреннего давления воздуха в одну атмосферу. Он перекроет несколько сот квадратных метров лунной поверхности, где и будут жить астронавты. Чтобы обезопасить их от возможных ударов метеоритов, а также от жесткого космического излучения, купол этот целесообразно углубить в лунную почву или хотя бы присыпать ею постройку сверху.

Впрочем, на первых порах все жизненно важные отсеки станции – такие, например, как командный пункт, медсанчасть и т. д. – будут находиться непосредственно в самих ракетах, которые доставят астронавтов и груз на Луну. Затем по мере возведения купола все службы будут переводиться под его защиту. Здесь будут возведены даже индивидуальные мини‑квартиры для каждого астронавта в отдельности. А чтобы в свободное от работы время астронавты могли хоть чуть отдохнуть от созерцания лунного ландшафта, на купол дома с внутренней стороны время от времени будут проецироваться чисто земные пейзажи.

Натурный макет позволит проверить не только все технические и дизайнерские решения, но и правильность психологического обоснования той или иной концепции. Поэтому после окончания строительства в «лунном поселении» разместят добровольцев, которые и должны будут прожить здесь полтора года, испытывая на себе все трудности будущей миссии.

Впрочем, и само лунное поселение, полагают энтузиасты, послужит лишь одним из форпостов на пути освоения землянами других планет, в первую очередь Марса.

 

 

Литература

 

Академик С. Л. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей. М.: Наука, 1986.

Апександров С. «Третий пуп» «Волшебного корабля». Журнал «Техника – молодежи», № 4,2001.

Ануреев И. Ракеты многоразового использования. М.: Воениздат; 1975.

Арбатов А., Васильев А., Велихов Е. и др. Космическое оружие: дилемма безопасности. М.: Мир, 1986.

Арлазоров М. Циолковский. М.: Молодая гвардия, 1962.

Арсеньев К. «Такси» для орбиты. // «Техника‑молодежи», № 4,1988.

Арсеньев К. Стратоплан для космолета. Журнал «Техника – молодежи», № 1, 1991.

Арцутанов Ю. В космос – на электровозе. Газета «Комсомольская правда», 31 июля, 1960.

Асташенков П. Главный конструктор. М.: Воениздат, 1975.

Афанасьев И. «Лунная тема» после катастроф. «Авиация и космонавтика», № 2, 1993.

Афанасьев И. Неизвестные корабли. М.: Знание, 1991.

Афанасьев И. Пилотируемый полет на Марс… четверть века назад. // Журнал Вестник Воздушного флота, № 7–8,19 %.

Багров А., Смирнов М. XXI век: строим звездолет. «Гипотезы. Прогнозы (Наука и фантастика)». Международный ежегодник. М., Знание, 1991, вып. 24.

Баевский А. Космические автоматические аппараты США для изучения Луны и окололунного пространства (1958–1968 гг.). М.: Космонавтика (Итоги науки), 1971.

Балабуха А. Проект «Дедал».: Журнал «Уральский следопыт», № 4,1979.

Белецкий В., Левин Е. Тысяча и один вариант «космического лифта». Журнал «Техника – молодежи», № 10,1990.

Белов В. Главный космодром СССР. Журнал «Юный техник», № 8,1998.

Бирюков Ю. Для исследования стратосферы. Журнал «Техника – молодежи», № 4,1981.

Богданов А., Виноградов Р. Сверхзвуковые крылатые летательные аппараты. М.: Воениздат 1961.

Борисов О. «Буран» – полет в никуда? Журнал «Новости космонавтики», № 23/24,1998.

Брод У. Звездное воинство. В кн.: «Звездное воинство Америки»: Из амер. прозы и публицистики. М.: Прогресс, 1988.

Брусиловский А. О двух аварийных пусках Н‑1. Журнал «Новости космонавтики», № 8,2000.

Брянов И. НИИ на орбите. Журнал «Техника – молодежи», № 4,1989.

Бурдаков В., Данилов Ю. Ракеты будущего. М.: Атомиздат, 1980.

Верн Ж. Вокруг Луны. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. М.: Современный писатель, 1993.

Верн Ж. С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут. – Собр. соч. в 6 т., Т. I. – М.: Современный писатель, 1993.

Ветров Г. Первый спутник. Журнал «Новости космонавтики», № 16,1997.

Ветчинкин В… Глушко В., Королев С., Тихонравов М. Избранные труды. В кн.: Пионеры ракетной техники (1929–1945 гг.). М.: Наука, 1972.

Волк И. Как учили летать «Буран». «Вестник авиации и космонавтики», № 2, 2001.

Гагарин Ю. Доклад от 14 апреля 1961 г. на заседании Государственной комиссии после космического полета. Журнал «Авиация и космонавтика», № 4,1991.

Галлай Μ. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. Из записок летчика‑испытателя. М.: «Молодая гвардия», 1965.

Гансвиндт Г., Годдард Р., Эсно‑Пельтри Р, Оберт Г, Гоман В. Избранные труды. – Книга «Пионеры ракетной техники» (1891–1938). М.: Наука, 1977.

Гильзин К. Электрические межпланетные корабли. М.: Наука, 1970.

Гладкий В. Как мы компоновали «семерку». Журнал «Авиация и космонавтика», № 8,1998.

Голованов Я. Королев: факты и мифы. – М.: Наука, 1994.

Голованов Я. Правда о программе «APOLLO». М.: 000 «Изд‑во „Яуза“», ЗАО «Изд‑во „ЭКСМО‑Пресс“», 2000.

Головачев В. Звездный ЯРД России. Газета «Труд‑7» от 13 апреля 2000 г.

Гольдовский Д. Назаров Г. Первые полеты в космос (к 25‑летию полета Ю. А. Гагарина). М.: Знание, 1986.

Грек А. Собаконавты. Журнал «Популярная механика», № 9,2003.

Губанов Б. Триумф и трагедия «Энергии»: размышления главного конструктора. Том 3: «Энергия‑Буран». Нижний Новгород: Издательство НИЭР, 1998.

Губанов Б. Триумф и трагедия «Энергии»: размышления главного конструктора. Том 4: Полет в небытие. Нижний Новгород: Издательство НИЭР, 1999.

Дубровский А., Магамаева А. Ракеты будущего. Журнал «Наука и жизнь», № 4, 2004.

Железняков А. Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф. СПб. 1998.

Загадки звездных островов. Кн. 1 (сост. С. Алымов). М., Молодая гвардия, 1982.

Запольскис А. Реактивные самолеты люфтваффе. Минск. Харвест; 1999.

Засельский Б., Чернышева О. Про любимый лунный трактор. Журнал «Огонек», № 15,1997.

Зигуненко С. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней. – М.: Олимп; ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998.

Калашников М. Битва за небеса. М.: «Крымский мост‑9Д», «Форум», 2000.

Калашников М. Сломанный меч империи. М.: «Крымский мост‑9Д», «Палея», «Форум», 1998.

Каманин Н. Скрытый космос. Книга вторая. М.: Инфортекет‑ИФ, 1997.

Каманин Н. Скрытый космос: Книга первая. М.: Инфортекет‑ИФ, 1995.

Кантемиров Б. Цыган, Дезик и проект ВР‑190. Журнал «Новости космонавтики», № 9,2001.

Караш Ю. Вперед – на Марс! Газета «НГ: Наука», № 9 от 18 октября 2000.

Караш Ю. Российская орбитальная станция готова стартовать к Марсу. Газета «НГ: Наука», № 5 от 23 мая 2001 года.

Карпов К. ЧП при спуске не было. Газета «Красная звезда» от 12 апреля 2001.

Касьян И. Первые шаги в космос. М.: Знание, 1985.

Космонавтика. М.: Сов. энциклопедия, 1968.

Космонавтика: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

Катерин Ю., Волковский Н., Тарнавский В. Уникальная и парадоксальная военная техника. М.: ACT; СПб., ООО «Издательство „Полигон“», 2000.

Кибальчич Н., Циолковский К, Цандер Ф., Кондратюк К. Избранные груды. – Книга «Пионеры ракетной техники». М.: Наука, 1964.

Колтовой Б., Коновалов Б. Эстафета космических подвигов. М.: Известия, 1981.

Корзун М. Проблемы перехвата межконтинентальных самолетов‑снарядов. В кн.: Новое в военной технике. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, М., 1958.

Косминков К., Перов В. Последние БИ. – Журнал «Вестник воздушного флота», № 3–4,1996.

Крикунов В. Проблемы перехвата межконтинентальных баллистических управляемых реактивных снарядов. В кн.: «Новое в военной технике». М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1958.

Куландин А., Тимашев С., Иванов В. Энергетические системы космических аппаратов. М.: Машиностроение, 1979.

Лантратов К. «Космический отель» Mini Station 1. Журнал «Новости космонавтики», № 10,2001.

Лантратов К. В Китае скоро будут свой Гагарин, Леонов и «Мир». Журнал «Новости космонавтики», № 8, 2000.

Лантратов К. Новые «звездные войны». Потенциал для превосходства. Журнал «Новости космонавтики», № 10, 2000.

Лантратов К. Первый модуль 77‑й серии. Журнал «Новости космонавтики», № 11,2000.

Лантратов К. Убийцы спутников, фотографы спутников… Журнал «Новости космонавтики», № 10,2000.

Лей В. Ракеты и полеты в космос. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961.

Лисов И. Безответственные байки. Журнал «Новости космонавтики», № 6, 2001.

Лисов И. Полет Гагарина: нужна вся правда! Журнал «Новости космонавтики», № 6, 2001.

Лукашевич В. Космическая «Спираль». Журнал «Популярная механика», № 9, 2004.

Лукьянов Б… Мы верим, друзья, караваны ракет… М.: Молодая гвардия, 1965.

Максимов А. Космическая одиссея, или Краткая история развития ракетной техники и космонавтики. Новосибирск: Наука, Сиб. отд‑ние, 1991.

Максимов Г. «Энергия‑Буран»: новый шаг советской космонавтики. Журнал «Крылья Родины», № 1,1989.

Максимовский В. Опередившие время. Журнал «Вестник Воздушного флота», № 6,1996.

Маликов В. «Могильник» на орбите? Журнал «Техника – молодежи», № 7,1991.

Малышев Г. После «Мира» у нас осталась только «Надежда». Журнал «Техника – молодежи», № 4, 2001.

Малышев Г., Кульков В., Ламзин В. Цель – орбита. Журнал «Техника – молодежи», № 4, 2001.

Маринин И. А., Шамсутдинов C. Х. Советские программы пилотируемых полетов к Луне. Журнал «Земля и Вселенная», № 4–5,1993.

Марков А. «25 мая». К 40‑летию выступления президента Дж. Кеннеди, определившего срок высадки человека на Луну. Журнал «Новости космонавтики», № 7, 2001.

Марков А. «31 января». К годовщине первого американского спутника и юбилею полета в космос шимпанзе Хэма. Журнал «Новости космонавтики», № 3,2001.

Мейлер Н. Из пламени на Луну. Книга «Звездное воинство Америки» (из амер. прозы и публицистики). М.: Прогресс, 1988.

Мохов В. Модуль для «Бурана». Журнал «Новости космонавтики», № 23/24,1998.

Оберт Г. Пути осуществления космических полетов. М.; Оборонгиз, 1948.

Павлов Е. Штормовая посадка «Бурана». Журнал «Крылья Родины», № 4, 1989.

Первов М. Ракетные комплексы РВСН. «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», май‑июнь, 2001.

Первушин А. Битва за звезды. Космическое противостояние. М.: ACT, 2003.

Перминов В. Проект М‑71. Журнал «Новости космонавтики», № 1,2002.

Перминов В. Советский грунт с Марса. Журнал «Новости космонавтики», № 10–11, 2000.

Поляков Г. Космическое «ожерелье» Земли. Журнал «Техника – молодежи», № 4, 1977.

Попов Е., Харламов Н. «Сюрпризы» на орбите. М.: Знание, 1990.

Пречанин В. Развитие зенитных управляемых реактивных снарядов. – Книга «Новое в военной технике». М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1958.

Ракетно‑космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева: 1946–1996 М.: Менонсовполиграф, 1996.

Ребров М Космические катастрофы. Странички из секретного досье. М.: Экс‑Принт НВ, 19 %.

Романов А. Королев. М.: Молодая гвардия, 1990.

Рынин Н. Космические корабли (Межпланетные сообщения в фантазиях романистов). Л.: Изд‑во «П. П. Сойкин», 1928.

Рынин Н. Ракеты и двигатели прямой реакции (история, теория и техника)., Л.: Изд‑во «П. П. Союсин», 1929.

Салахутдинов Г. Приключения на орбитах. М.: Изд‑во МАИ, 1993.

Северин Г. Мы всегда работали вместе. Журнал «Вестник авиации и космонавтики», № 2,2001.

Соболев И. Отступать некуда, позади – Земля. Журнал «Техника – молодежи», № 1,2002.

Соловьев Ц. Из пушки на Луну. Журнал «Техника – молодежи», № 4,1973.

Тарасенко М. Военные аспекты советской космонавтики. – М.: Агентство Российской печати. ТОО «Николь», 1992.

Урусов О. «Космосы» для штурма Америки: к 30‑летию орбитальных ракет. Журнал «Новости космонавтики», № 7–8, 2000.

Ушаков Ю., Сопов К. Создание и испытание ВКС «Буран». «Вестник авиации и космонавтики», № 2, 2001.

Фролов К. и др. Анатолий Александрович Благонравов (1894–1975). М.: Наука, 1982.

Хехт Дж., Муллинс Дж. Экипаж сгорел. Журнал «Ломоносов», № 3,2003.

Хозин Г. Великое противостояние в космосе (СССР‑США). Свидетельство очевидца. М.: Вече, 2001.

Циолковский К. Собрание сочинений, т. 1, Аэродинамика. М.: Изд‑во Академии наук, 1951.

Циолковский К. Собрание сочинений, т. 11. Реактивные летательные аппараты. М.: Изд‑во Академии наук. 1954.

Черный И. Крах программ Х‑33 и Х‑34. Журнал «Новости космонавтики», № 5,2001.

Черток Б. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. М.: Машиностроение, 1999.

Черток Б. Ракеты и люди. Лунная гонка. М.: Машиностроение.

Черток Б. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1999.

Черток Б. Ракеты и люди. Фили‑Подлипки‑Тюратам. М.: Машиностроение, 1999.

Шамсутдинов С. «Алмазные» космонавты. Журнал «Новости космонавтики», № 12, 2000.

Шамсутдинов С. Перспективные транспортные космические проекты. Журнал «Авиасалоны мира». № 3, 2003.

Шевченко В. Лунная база. М.: Знание, 1991.

Шумейко И. Крылатые космические корабли. М.: Академия наук СССР, Институт научной информации, 1966.

Шумейко И. Пилотируемые полеты на Луну. Конструкция и характеристики SATURN V APOLLO. М.: Ракетостроение (Итоги науки и техники), т. 3, 1973.

Юницкий А. В космос… на колесе. Журнал «Техника – молодежи», № 6, 1982.

 


[1] По другим источникам, потери населения Англии от действий Фау‑1 и Фау‑2 были существенно больше и составили 42 380 человек. (См. Белли В. А. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. М.: Воениздат, 1967. С. 368.). – Прим. ред.

 

[2] Похожая ситуация сложилась и у Бориса Волынова. Однако тогда все обошлось благополучно. Подробнее об этом случае описано автором ниже. Примеч. ред.

 

[3] Кроме химических источников, значительную, а в ряде регионов мира и подавляющую долю составляет энергия рек, а также приливов. – Примеч. ред.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.