Флот тамплиеров и маршруты его бегства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Флот тамплиеров и маршруты его бегства

2019-07-11 203
Флот тамплиеров и маршруты его бегства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Любой массовый исход рыцарей, и особенно если они захватили с собой богатства ордена, не мог обойтись без флота тамплиеров – того самого флота, который загадочным образом исчез и о котором почти ничего не известно. И действительно, только флот может дать ответы на вопросы, касающиеся последних дней ордена. Кроме того, именно флот способен объяснить присутствие тамплиеров в Аргайлле. Все, что касается флота ордена, – это поистине неизведанная земля.

К середине тринадцатого века флот тамплиеров из необходимости превратился в их главное богатство. Для храмовников, а также их дочернего ордена рыцарей св. Иоанна было гораздо дешевле перевозить людей, лошадей и имущество на собственных кораблях, чем арендовать суда у местных купцов. Более того, флот мог использоваться для перевозки посторонних людей и товаров, а также пилигримов – в этом случае он становился солидным источником дохода. Флот тамплиеров ежегодно перевозил в Палестину 6000 пилигримов из своих портов в Испании, Франции и Италии. Суда ордена обладали преимуществом перед другими, поскольку обычно путешествовали в сопровождении военных галер. Кроме того, можно было быть уверенным, что орден «не продаст своих пассажиров в рабство в одном из мусульманских портов, как это делали некоторые купцы». Не занятые обычной работой суда тамплиеров в больших количествах перевозили такие товары, как ткани, специи, красители, фарфор и стекло. Как уже отмечалось выше, тамплиеры получили право на экспорт шерсти.

Орден вел такую активную коммерческую деятельность, что купцы и торговцы Марселя еще в 1234 году стремились вытеснить тамплиеров и госпитальеров из своего порта. С этого времени в порту разрешалось находиться по одному судну каждого ордена, которые могли совершать лишь по Два рейса в год; им разрешалось брать на борт столько груза, сколько они могут увезти, но не более 1500 пассажиров. Тем не менее подобные меры не могли сдержать морские операции обоих орденов. Они просто стали использовать другие порты.

В целом флот тамплиеров был нацелен на деятельность в бассейне Средиземного моря – обеспечивать приток людей и товаров на Святую Землю, а также доставлять товары с Ближнего Востока в Европу. В то же самое время их флот действовал и в Атлантике. Тамплиеры вели активную торговлю с Британскими островами и, вполне вероятно, с балтийскими городами Ганзейского союза. Поэтому прецептории ордена Храма в Европе, и особенно в Англии и Ирландии, располагались на морском побережье или на берегах судоходных рек. Главным атлантическим портом тамплиеров была Ла‑Рошель, которая также имела хорошее сухопутное сообщение со средиземноморскими портами. Так, например, ткани из Британии доставлялись судами тамплиеров в Ла‑Рошель, затем по суше перевозились в средиземноморский порт, например, Кольюр, вновь погружались на корабли ордена и доставлялись на Святую Землю. Таким образом удавалось миновать опасный Гибралтарский пролив, который обычно контролировали сарацины.

Те обитатели парижского Храма, которым удалось ускользнуть от Филиппа, вряд ли бежали из столицы по суше, потому что окрестности Парижа патрулировались верными королю людьми. (Два тамплиера, которые пытались скрыться на севере, были схвачены в Шомоне на верхней Марне, как раз в тот момент, когда они собирались покинуть территорию Франции.) Добраться по суше до Ла‑Рошели было бы неимоверно трудно – практически невозможно. Однако несмотря на то, что главным портом тамплиеров считалась Ла‑Рошель, орден держал флотилию из малых судов на Сене. По берегам реки на всем пути от Парижа до побережья располагались прецептории ордена, числом не менее двенадцати, в том числе одна в Руане и одна неподалеку от современного Гавра. Более того, орден Храма был освобожден от транзитных пошлин, и их суда не осматривались. Таким образом, за несколько месяцев до первых арестов и люди, и сокровища могли без особого труда быть доставлены на крупные суда, отплывающие из Ла‑Рошели или любого другого морского порта. Даже после начала арестов и преследований основные пути бегства тамплиеров, скорее всего, проходили по реке и морю, а не по суше.

Но куда могли направится тамплиеры из морских портов на побережье Франции? Не следует забывать, что на этот счет не сохранилось никаких документальных свидетельств – и этот факт показателен сам по себе. Если бы Филипп захватил и конфисковал суда тамплиеров, об этом обязательно имелись бы записи. Даже если официальные документы подвергались цензуре или сознательно утаивались, до нас дошли бы слухи. Такое событие просто невозможно было держать в секрете.

Аналогичным образом высадка тамплиеров в Испании или Португалии не могла остаться незамеченной. Совершенно очевидно, что французские храмовники были бы с радостью приняты своими испанскими и португальскими братьями. Они могли рассчитывать на радушный прием на Мальорке, где ордену принадлежал город и порт Полленса и другие обширные владения, а король Хуан II был дружественно настроен к ним. Однако морские порты Испании и Португалии в то время представляли собой крупные города и торговые центры с активной деловой жизнью и многочисленным населением. Учитывая тот шум, который вызвали первые аресты тамплиеров, представляется маловероятным, чтобы суда ордена причалили в таком порту, как Пальма, и об этом не осталось никаких исторических свидетельств. Кроме того, сами тамплиеры не могли позволить, чтобы к ним было привлечено всеобщее внимание.

Таким образом, остается три наиболее вероятных маршрута для флота тамплиеров. Об одном из них иногда упоминают историки – конечная точка этого пути лежит где‑то в исламском мире, либо в районе Средиземного моря, либо на атлантическом побережье северной Африки. Однако обстоятельства свидетельствуют против этой версии. Во‑первых, в 1307 году тамплиеры все еще надеялись оправдаться и опровергнуть все выдвинутые против них обвинения. Искать убежище среди неверных – это равносильно признанию в ереси и предательстве. Более того, неправдоподобность такого сценария подтверждается тем обстоятельством, что упоминаний о том, что тамплиеры нашли убежище среди мусульман, нет ни у одного исламского историка. А ведь это был бы прекрасный пропагандистский ход. И действительно, когда небольшие анклавы тамплиеров в Испании и Египте в поисках спасения принимали ислам – хотя бы номинально, – мусульманские писатели нажили на этих эпизодах неплохой капитал. Вряд ли они стали бы молчать, если бы флот тамплиеров вместе с сокровищами ордена перешел на их сторону.

Иногда высказываются предположения, что флот тамплиеров мог найти убежище в Скандинавии. Два допрошенных в Шотландии члена ордена утверждали, что их собратья скрылись за морем, и это дало некоторым историкам основание предположить, что они направились в Данию, Швецию или, что более вероятно, в Норвегию. Такую возможность нельзя полностью отбрасывать, но она маловероятна. Население Скандинавии в те времена было малочисленным, и поэтому беглецам было бы трудно остаться незамеченными в пустынной местности. У тамплиеров здесь не было ни прецепторий, ни баз для операций, ни политических или торговых связей и с монархами, и с населением. После официального роспуска ордена в 1ЗЮ году в Скандинавии они могли подвергнуться аресту точно так же, как и в других странах. Кроме того, о появлении тамплиеров должны были остаться какие‑то записи.

Тем не менее суровость скандинавской природы – в конце концов, там было не хуже, чем в регионах, колонизированных Тевтонским орденом, – сама по себе могла служить определенной защитой. Она могла выглядеть даже привлекательной, если бы ей не было альтернативы. Но альтернатива была. Это Шотландия – страна, с которой тамплиеры уже поддерживали теплые отношения, страна, признанный король которой был отлучен от церкви и, что более важно, страна, которая отчаянно нуждалась в союзниках, и особенно в опытных воинах. Неизвестно, искали ли тамплиеры для себя идеального убежища, но вряд ли они могли найти более удачное место, чем Шотландия.

Флот Эдуарда, базировавшийся на восточном побережье Англии, надежно блокировал известные торговые пути из Фландрии в шотландские порты Абердин и Инвернесс. Суда тамплиеров, двигаясь на север от Ла‑Рошели или устья Сены, не могли рисковать, заходя в Ла‑Манш и Северное море. Они также не имели возможности пересечь Ирландское море, которое надежно блокировалось английским флотом, базировавшимся в Эре и в Каррикфергусе в заливе Белфаст‑Лох. Тем не менее, один важный путь был свободен – от северного побережья Ирландии, включая устье реки Фойл в Лондондерри, до владений Брюса в Аргайлле, Кинтайра и пролива Джура. Близкий друг и союзник Брюса Ангус Ог Макдональд владел островами Айлей, Джура и Колонсей, которые охраняли прямой путь между северо‑востоком Ольстера и юго‑западом Шотландии. Именно этим маршрутом Брюсу доставляли оружие и амуницию.

Если большое количество тамплиеров из континентальной Европы и флот ордена (или его часть) действительно нашли убежище в Шотландии, попасть в страну они могли только по этому маршруту – из Донегола через реку Фойл, северо‑восточное побережье Ольстера и залив Джура. Но как флоту тамплиеров удалось попасть сюда, не заходя в Ирландское море и избежав встречи с судами англичан?

В настоящее время мы склонны считать Ирландию одним из Британских островов с центром в Дублине и главными портами на восточном побережье (за исключением Двух на юге), на берегу Ирландского моря и поближе к Британии. Это справедливо также и для семнадцатого столетия, но только не для Средневековья и предшествовавших ему исторических эпох. Во времена Брюса основные торговые пути из Ирландии вели не в Англию, а на континент. Следовательно, Дублин и другие города на востоке не могли сравниться по своей значимости с бухтами на южном побережье Страны в графствах Уэксфорд, Уотерфорд и Корк. Однако еще более важным был запад Ирландии – в настоящее время его считают малонаселенным и заброшенным захолустьем – с двумя крупным портами, Лимериком и Голуэем. В средние века Лимерик и Голуэй были процветающими городами, которые активно торговали не только с Францией, но и с Испанией и северной Африкой. На некоторых старых картах Ирландия располагалась ближе к Испании, чем к Англии. Торговые пути, которые шли из Голуэя в Испанию и в такие портовые города Франции, как Бордо и Ла‑Рошель, были оживленными и хорошо известными. Из Голуэя торговый путь продолжался на север, вдоль побережья Доненегойла, мимо устья реки Фойл и современного Лондондерри на западное побережье Шотландии. Именно таким маршрутом могли передвигаться суда беглых тамплиеров. Это безопасный, удобный и знакомый путь, и у английского флота не было возможности перерезать его.

Как отмечалось выше, историки считают, что современные географические названия на Британских островах, имеющие приставку «темпл», указывают на места, где раньше располагались владения тамплиеров. Кроме того, мы уже упоминали о том, что активная морская и торговая деятельность тамплиеров вынуждала их строить свои главные сооружения на морском побережье или на берегах судоходных рек. Так, например, Maryculter в Шотландии располагался на реке Ди, a Balantrodoch и храм в Листоне – на берегу залива Ферт‑оф‑Форт. В Англии храм в Торнтоне был построен на реке Тайн, Уэстердейл на реке Эск, Факсфлит на реке Хамбер; портовые сооружения имелись в Лондоне, Дувре и Бристоле. Ирландские документы, в основном, отличаются большей краткостью, а многие из них были утеряны или уничтожены во время бурных событий последующих веков. На западе Ирландии, где до двенадцатого века большинство населения говорило на гэльском языке, таких документов могло вовсе не существовать. Относящиеся к Ирландии свидетельства, дошедшие до нашего времени, мало чем отличаются от того, что было найдено в других частях Британских островов: прецептории и владения тамплиеров располагались на морском побережье или на судоходных реках. Однако эти документы указывают на концентрации собственности ордена на восточном побережье, от Ольстера до их главной базы Клонтарф в Дублине и далее через Килклогган и Темплбрайан к Корку. Единственным известным исключением был Лимерик, где орден также имел обширные владения.

А что же на западе? Об этом ничего никогда не говорилось, поскольку никто, похоже, ничего не знал. Тем не менее мы обнаружили не менее семи мест на северо‑западном побережье Ирландии, которые не упоминаются ни в одном документе, но, судя по всему, принадлежали тамплиерам. На территории современного Донегола мы нашли Темплкрон неподалеку от острова Аран и Темплхаус на полуострове Малин. В окрестностях Гринкастла на реке Фойл расположен Темплкаван. На некотором расстоянии от залива Донеган находятся Темплхаус, Темплрашин и Темплкарн. Еще дальше от побережья расположен Темплдуглас. Возможно, собственность ордена была и в Лиффорде, в современном графстве Тайрон, к северу от Страбана. Ни одно из этих мест, похоже, не имело никакого религиозного значения ни в дохристианскую, ни в христианскую эпоху, и именно этим можно объяснить приставку «темпл». В большинстве этих мест можно найти развалины средневековой часовни. Все в этих развалинах указывает на их былую принадлежность тамплиерам. Они не фигурируют в документах из‑за своей изолированности от основных центров того (а в некоторых случаях и нашего) времени. Церковные и мирские правители той эпохи – папа в Авиньоне, Филипп в Париже и Эдуард в Лондоне – могли даже не знать об их существовании. Тем не менее, это были характерные для тамплиеров сооружения, которые служили портом захода судов и охраняли торговые пути.

Из всего этого можно сделать вывод, что флот тамплиеров, ускользнув от короля Филиппа, скорее всего направился на запад и обогнул северное побережье Ирландии. Вполне вероятно, что по пути он сделал несколько остановок, беря на борт оружие, амуницию и, возможно, других беглецов. Добравшись до реки Фойл, беглецы могли чувствовать себя в безопасности – эта территория контролировалась союзниками Брюса. От устья реки Фойл и западного побережья Ольстера существовал надежный и проверенный путь, по которому под покровительством и защитой Ангуса Ог Макдональда в Аргайлл доставлялось оружие. Таким образом, суда, оружие и амуниция, а также воины и, возможно, казна тамплиеров вполне могли попасть в Шотландию, существенно усилив позиции Брюса.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.