Электронная (цифровая) форма предоставляет возможность хранить, передавать, изменять, воспроизводить и совершать иные действия с объектом при помощи компьютерных программ и устройств. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Электронная (цифровая) форма предоставляет возможность хранить, передавать, изменять, воспроизводить и совершать иные действия с объектом при помощи компьютерных программ и устройств.

2019-07-11 183
Электронная (цифровая) форма предоставляет возможность хранить, передавать, изменять, воспроизводить и совершать иные действия с объектом при помощи компьютерных программ и устройств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На наш взгляд, для того чтобы созданный объект мог быть признан мультимедийным продуктом, необходимо его выражение в электронной (цифровой) форме.

Важно отметить, что от объективной формы следует отличать материальный носитель. Мультимедийный продукт выражается только в рассмотренной нами форме и в то же время может быть закреплен на различных материальных носителях (жестких дисках, USB-флэш-накопителях, CD, DVD и др.).

Таким образом, мультимедийный продукт соответствует критериям объекта авторских прав, признанным в настоящее время в российской цивилистической доктрине, и, следовательно, является произведением, охраняемым наравне с другими результатами интеллектуальной деятельности, указанными в п. 1 ст. 1259 ГК РФ.

Ввиду того что перечень объектов авторских прав не является закрытым (ст. 1259 ГК РФ), проанализируем возможность рассмотрения мультимедийного продукта как произведения искусства.

В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как "одна из форм человеческого сознания, специфический род практически духовного освоения мира" <1>. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку "они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности" <2>. С одной стороны, ученые отмечают, что искусство состоит в какой-то одной его способности: либо в познании реального мира, либо в созидании мира вымышленного, идеального, либо в выражении внутреннего мира художника; с другой стороны, утверждается, что данной категории свойственна многомерность, разносторонность <3>.

--------------------------------

<1> Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 222.

<2> Там же. С. 26.

<3> См.: Там же.

 

В мультимедийном продукте (например, в компьютерных играх) может выражаться внутренний мир автора, а также представляется возможным созидание вымышленного мира. Как правило, рассматриваемые объекты имитируют объективную реальность: виртуальные библиотеки, музеи и т.п.

Вместе с тем отмечается, что главным отличительным признаком художественного творчества является "не создание красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т.е. в выработке специфического духовного содержания" <1>.

--------------------------------

<1> Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. Ценители объектов мультимедиа объединяются в профессиональные сообщества, награждают лучших художников, программистов, сценаристов, композиторов и иных лиц, принимающих участие в создании таких продуктов. Например, в России проводится ежегодная конференция разработчиков компьютерных игр, на ней также отмечаются лица, достигшие наибольшего признания на рынке игровой продукции, проводятся семинары и т.п. См.: сайт Конференции разработчиков компьютерных игр в разделе "Новости". URL: http://www.kriconf.ru/2012 (дата обращения: 17.09.2012).

 

О.В. Шлыкова определяет мультимедиа как новую форму, "которая выступает не столько продуктом "технологической революции", сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий" <1>. В настоящее время компьютеры "уже давно перестали функционировать в качестве счетных машинок" <2> и их можно использовать не только для "программистско-информационных целей" <3>. Автор в своем исследовании рассматривает социокультурные аспекты развития объектов мультимедиа и отмечает, что они "порождают новые формы художественного творчества" <4>. Появляется новое искусство, "которое не находило своих перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д." <5>. В литературе такое направление получило название сетевого искусства <6>.

--------------------------------

<1> Шлыкова О.В. Указ. соч.

<2> Там же.

<3> Компьютер "осознается как средство моделирования и демонстрации... нового произведения искусства". См.: Там же.

<4> Там же. В настоящее время развивается так называемое компьютерное искусство. О видах компьютерного искусства см. подробнее: Браун Р.Д. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. М., 1998. 447 с.; Иванов В.Н., Батраков А.С. Трехмерная компьютерная графика. М., 1995. 223 с.; Кирсанов Д. Веб-дизайн. СПб., 1999. 358 с.; Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в РС. СПб., 1998. 240 с.

<5> Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 26.

<6> Сетевое искусство (NetArt) - "искусство, которое использует Интернет для реализации индивидуального творческого потенциала и продуктивного коллективного сотворчества как первичную среду. К его видам относятся артистические web-сайты, создание виртуальных персонажей в сети и др.". Там же. С. 41.

 

О.В. Шлыкова обращает внимание на одну из главных особенностей современного искусства - "провозглашение направленности на коммуникацию" <1>. По мнению автора, в этом случае "целью художника становится не навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог" <2>. Так, например, некоторые художники создают собственные "Арт-галереи" <3> и тем самым привлекают широкую аудиторию для демонстрации своих работ, обсуждения их с посетителями <4>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 29.

<2> Там же.

<3> Арт-галерея - это интернет-сайт, представляющий оцифрованные изображения произведений, которые созданы либо традиционным способом (не виртуальным), либо являются виртуальными экспозициями. Такие галереи могут быть посвящены творчеству одного автора или представлять произведения разных художников. См.: Югай И.И. Указ. соч. С. 207 - 208.

<4> См., напр.: Виртуальный музей Константина Васильева. URL: http://www.vasilyev-museum.ru (дата обращения: 17.09.2012).

 

В настоящее время в сфере искусства получило большое распространение новое явление - создание виртуальных музеев. Так, например, у Государственного Русского музея есть свой "виртуальный филиал" (интернет-сайт), который был создан для приобщения населения к ценностям отечественной художественной культуры, расширения и углубления знаний об истории русского искусства <1>. На сайте музея для посетителей представлены научно-информационная зона (в ней собраны печатные издания музея, видеофильмы об истории русского искусства), образовательная зона (здесь транслируются лекции ведущих научных сотрудников для разных категорий посетителей), а также так называемый мультимедийный кинотеатр (в данном разделе представлены виртуальные экскурсии по музею, электронные презентации экспозиций, как представленных в реальном музее, так и созданных виртуально). На базе таких музеев проводятся выставки и фестивали электронного искусства, и некоторые авторы отмечают, что в настоящее время появился "феномен сетевого художника и сетевой художественной жизни" <2>.

--------------------------------

<1> Реализация проекта "Русский музей: виртуальный филиал" начиналась совместно с комплексной программой сотрудничества музея с музеями российских городов. В настоящее время этот проект имеет 87 виртуальных филиалов, которые работают в музеях, университетах и учреждениях дополнительного образования и культуры в России и за рубежом. См. подробнее об этом: сайт Государственного Русского музея. URL: http://www.rusmuseum.ru/museum (дата обращения: 17.09.2012).

<2> Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 31. Следует отметить, что в настоящее время практически все фундаментальные библиотеки в нашей стране имеют виртуальные читальные залы. См., напр.: сайт Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина в разделе "Виртуальные выставки и экскурсии". URL: http://www.prlib.ru/Pages/virtuale.aspx (дата обращения: 17.09.2012).

 

С помощью компьютерной графики и использования объектов мультимедиа появляются возможности воссоздавать произведения живописи, кино и фотографии, применять новейшие технологии в художественном образовании, предоставлять свободный доступ к разнообразным ресурсам русского или зарубежного изобразительного искусства, музейного дела и культуры. Таким образом, формируется единое культурно-информационное пространство.

В литературе некоторые авторы выделяют в качестве нового вида искусства виртуальную художественную культуру <1>. Отмечается, что ее появление явилось следствием глобализации компьютерных технологий, которые с 1990-х годов стали чаще использоваться в области художественного творчества <2>. По мнению И.И. Югай, ярким примером такой культуры является компьютерная игра, благодаря которой "в сферу творческого замысла автора включаются фундаментальные характеристики создаваемой реальности, ее пространственно-временные отношения, явления и процессы, невозможные в реальности вследствие своих физических характеристик" <3>. В настоящее время существует большое количество таких игр, которые классифицируются по целям, жанрам (приключения, квесты и т.п.) и др. Авторы создают игры с красочными "виртуальными мирами", у которых есть своя история, персонажи, цели и задачи <4>. Тем самым при их создании используются способы, которые применяются и в других видах искусства.

--------------------------------

<1> Виртуальная художественная культура определяется как совокупность жанров и комплекс технологических и художественных средств, обеспечивающих погружение зрителя с помощью интерактивности и моделирующих механизмов в концептуально новое пространство произведения, созданного и существующего на основе компьютерной виртуальной реальности. См.: Там же. С. 166.

<2> Югай И.И. Указ. соч. С. 4, 22.

<3> Там же. С. 59 - 60. Например, пространство активно используется в играх для создания особых игровых ситуаций, формирования необычных впечатлений. Так, в игре может быть предложено путешествие по затонувшему дворцу, затерянному миру или по историческим местам (игры "Warside", "Tomb Raider", "Prince of Persia" и другие).

<4> См., напр.: сайт игры "World of Warcraft". URL: http://eu.battle.net.wow.ru.game (дата обращения: 17.09.2012).

 

На основании изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время не существует препятствий для рассмотрения мультимедийного продукта как произведения искусства.

Поэтому, проанализировав правовую природу мультимедийного продукта как произведения искусства, попытаемся выявить его признаки и предложить определение понятия.

 

§ 2. Понятие и признаки мультимедийного продукта

 

В настоящее время термин "мультимедиа" является популярным и широко используемым, как мы могли убедиться на примере предыдущего изложения. Однако чем больше он употребляется применительно к той или иной области, тем "более загадочным, многообещающим, но несколько расплывчатым становится его содержание" <1>. Так, например, в Интернете распространено использование этого термина в отношении видеороликов, новостных материалов, мультфильмов, музыки и т.п. Метафорично описал многозначность понимания мультимедиа Р. Лерберг в 1994 г. на примере притчи о нескольких слепых мужчинах и слоне <2>. Неопределенность термина "мультимедиа" приводит к неоднозначности в понимании исследуемых нами мультимедийных продуктов.

--------------------------------

<1> Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 8.

<2> Слепым мужчинам предложили дотронуться до животного и рассказать, каким им представляется слон. Так, первый из них, дотронувшись до хобота, сказал, что слон похож на канат; второй коснулся ноги и утверждал, что он как ствол дерева; третий, прикоснувшись к уху, посчитал, что слон похож на пальмовый лист; четвертый, дотронувшись до бока слона, полагал, что он как стена, и, наконец, последний коснулся хвоста и сказал, что слон похож на змею. Они верно описали свои чувства, но были не правы по существу. Автор подчеркивает, что в настоящее время сущность мультимедиа понимается так же, как и в примере со слоном: каждый рассматривает это понятие применительно к своей ситуации. См.: Stamatoudi I.A. Op. cit. P. 1.

 

Отсутствие легального определения понятия "мультимедийный продукт" при упоминании этой категории в части четвертой ГК РФ вызвало много споров в науке относительно корректности данного термина. По мнению некоторых авторов, он является неточным, поскольку "термин "продукт" обычно используется в отношении вещей, в то время как "мультимедийный продукт", скорее, означает некий результат интеллектуальной деятельности независимо от его материального носителя" <1>. В связи с этим предлагается заменить термин, используемый законодателем, на "мультимедийное произведение" <2>.

--------------------------------

<1> Бабарыкин П.В. Совершенствование правового регулирования сложных объектов в сети Интернет. С. 83 - 84. URL: http://www.nlr.ru/news (дата обращения: 17.09.2012).

<2> Бабарыкин П.В. Указ. соч. С. 84.

 

Действительно, в соответствии со ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (далее - Бернская конвенция) в качестве объектов авторских прав охраняются именно произведения <1>. Это положение нашло отражение и в части четвертой ГК РФ, где указывается, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим при характеристике исследуемого объекта часто употребляется словосочетание "мультимедийное произведение" <2>.

--------------------------------

<1> Это положение нашло отражение и в других зарубежных законах. См.: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (вместе с Дополнительным разделом) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 9 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> См., напр.: Толстой В.С. Гражданское информационное право. М., 2009 // СПС "КонсультантПлюс"; Каминская Е.И. Охрана авторским правом части произведения // Журнал российского права. 2009. N 2. С. 47, 48, 54.

 

На наш взгляд, использование законодателем термина "продукт", по-видимому, обусловлено наличием в составе рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности "специфического объекта авторского права" <1> - программы для ЭВМ (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). В литературе подчеркивается, что данный объект "не является произведением" <2>, а лишь охраняется как литературное произведение (абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК РФ) <3>. Выделение этого объекта в отдельную статью, с точки зрения некоторых авторов, обусловлено следующими причинами:

--------------------------------

<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.Л. Маковского (далее - Комментарий под ред. А.Л. Маковского). М., 2008. С. 396 (автор комментария - Е.А. Павлова).

<2> В связи с этим П.В. Степанов отмечает, что все объекты авторского права "можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия. Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК)". См.: Комментарий под ред. Л.А. Трахтенгерц. С. 153 (автор комментария - П.В. Степанов).

<3> По словам Е.А. Павловой, "программы для ЭВМ - это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие существенной спецификой. Подобное уточнение не противоречит ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые также содержат лишь указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции". Комментарий под ред. А.Л. Маковского. С. 396.

 

1) "с экономической точки зрения он очень важен" <1>;

--------------------------------

<1> Э.П. Гаврилов пишет, что с экономической точки зрения среди объектов авторского права выделяются три "гиганта" - аудиовизуальные произведения, песни и программы для ЭВМ. Несмотря на то что программы для ЭВМ охраняются так же, как произведения литературы, фактически имеются большие отличия в охране: факультативная государственная регистрация (ст. 1262 ГК РФ); отсутствие права на отзыв (ст. 1269) и права на прокат (п. 4 ст. 1270); особенности использования в личных целях (ст. 1273) и свободного воспроизведения (ст. 1280); особая форма лицензионного договора (ст. 1286); особое урегулирование, касающееся некоторых договоров (ст. 1296, 1297 ГК РФ). См.: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Комментарий под ред. Э.П. Гаврилова, В.И. Еременко). М., 2009. С. 197.

 

2) "программы для ЭВМ как объект авторского права очень сложны и требуют детального правового регулирования" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Еще профессор В.А. Дозорцев предлагал использовать для дефиниции всех результатов интеллектуальной деятельности обобщающий термин "интеллектуальный продукт " с дифференциацией их на "художественный продукт", "интеллектуально-промышленный продукт", "авторский продукт" и иные <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 55.

 

И. Стаматуди пишет, что термин "продукт" имеет экономическую нагрузку. Подчеркивая особую значимость процесса коммерциализации прав на рассматриваемый объект, его серьезный потенциал в современной экономике, автор приходит к выводу, что именно термин "мультимедийный продукт" является наиболее удачным для его обозначения <1>.

--------------------------------

<1> В своей монографии автор использует термин "мультимедийный продукт". См. подробнее об этом: Stamatoudi I.A. Op. cit. P. 6 - 9.

 

Более того, как нами уже отмечалось, изучаемый объект представляет собой произведение искусства и употребление законодателем термина "продукт" само по себе не означает, что весь сложный комплексный результат интеллектуальной деятельности лишен творческой природы и не должен охраняться как произведение.

В культурологической литературе исследуемый результат интеллектуальной деятельности обозначается с помощью словосочетания "объект мультимедиа" <1>, которое, на наш взгляд, может использоваться для характеристики его художественных свойств. Однако употребление в правовой литературе таких терминов, как "мультимедиапродукт" <2>, "мультимедийный проект " <3>, не является юридически корректным.

--------------------------------

<1> Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 5, 12, 55 и далее.

<2> Добрякова Н.И. О некоторых вопросах договорного регулирования создания учебных произведений, предусмотренных частью четвертой Гражданского кодекса РФ // Правовые вопросы связи. 2008. N 1. С. 18 - 19.

<3> Авалян Р.М., Подольный А.В. Договоры об интеллектуальной собственности (с учетом всех изменений 2008 года). М., 2008 // СПС "КонсультантПлюс".

 

На наш взгляд, термины "мультимедийное произведение" и "мультимедийный продукт" обозначают одно и то же явление и могут использоваться в качестве синонимов в юридической науке при характеристике исследуемого объекта <1>. Дискуссия в данном случае сводится к спору об удачности использования того или иного словосочетания. Однако наиболее актуальной задачей науки является определение содержания данного понятия, а не выявление термина.

--------------------------------

<1> Подобной точки зрения придерживается И. Стаматуди, указывая на то, что термины "произведение" и "продукт" в данном случае являются взаимозаменяемыми. См.: Stamatoudi I.A. Op. cit. P. 6.

 

Вместе с тем некоторые авторы считают нужным "отказаться от поиска исчерпывающего и единственно верного определения мультимедийности или сравнения трактовок мультимедиа как программы, компьютерного оснащения и нового вида художественного творчества" <1>. С точки зрения представителей такого подхода, необходимо рассматривать мультимедийные продукты не с "описательной, а с функциональной стороны, т.е. как объекты, требующие не столько описания, сколько нахождения законных способов создания, использования и охраны" <2>. Однако авторы сами опровергают указанный тезис, предлагая в конце работы "в первом приближении" определение понятия исследуемого объекта <3>.

--------------------------------

<1> Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 20.

<2> Там же.

<3> Там же. С. 33.

 

Для того чтобы создавать, использовать и охранять результаты интеллектуальной деятельности, нужно четко понимать, о чем идет речь. Без определения понятия исследуемого объекта научный поиск в целом лишается смысла, поскольку будет являться отвлеченным рассуждением о свойствах, некоторых признаках и проявлениях некой непонятной для исследователя сущности, подобной слону из притчи.

Согласно новому словарю иностранных слов, мультимедиа (от лат. multum ("много") + medium ("центр", "средоточие")) представляет собой единую совокупность: 1) программных и аппаратных средств, обеспечивающих воспроизведение на дисплее видео- и аудиоинформации, полученных разными способами из разных источников информации по каналам связи и используемых при обучении, в компьютерных играх, для создания базы данных справочного характера и др.; 2) нескольких видов средств массовой информации (например, радио, кино, телевидения и др.), используемых в информационных и выразительных целях <1>. Термином "мультимедиа" также обозначаются разнообразные средства передачи информации - текст, звук, изображение, анимация <2>; информационная технология, основанная на совместном использовании различных видов информации - графической, текстовой, акустической, видео с диалоговым управлением <3>.

--------------------------------

<1> См.: Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. 2008. С. 549.

<2> См.: Адамчик В.В. Словарь иностранных слов. Минск, 2008. С. 603.

<3> См.: Бабенко В.С. Виртуальная реальность: Толковый словарь терминов. СПб., 2006. С. 56.

 

По мнению И. Вернер, первые упоминания о мультимедиа появились в 1970 г. и применялись к книгам, журналам, рекламным телепередачам, средствам массовой информации <1>. Этот термин обозначал "совокупность средств для обработки и представления видео-, аудио- и печатной информации" <2>. Далее автор отмечает, что по прошествии времени понятие мультимедиа стали рассматривать в широком смысле и подразумевать под ним, помимо названных, и компьютерные средства обработки информации <3>.

--------------------------------

<1> См.: Вернер И. Все о мультимедиа. Киев, 1996. С. 5.

<2> Там же. С. 7.

<3> См.: Там же.

 

В настоящее время наиболее распространено понимание мультимедиа с технической точки зрения. При этом данная категория определяется как "особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п." <1>. Мультимедиа также определяют как цифровое воплощение идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности <2>.

--------------------------------

<1> Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 9 - 10. Об определении понятия мультимедиа см. подробнее: Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. Астрахань, 2007. С. 3; Хлызова Н.Ю. Мультимедиа и его возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т.А. Стефановская. Иркутск, 2008. С. 275 - 286.

<2> См.: Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 26.

 

О.В. Шлыкова определяет мультимедийные продукты как "документы, несущие в себе информацию разных типов и предполагающие использование специальных технических устройств для их создания и воспроизведения" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 138.

 

Мультимедиа рассматривается также как "программа интерактивного типа для ЭВМ" и понимается как "программа для всех видов персональных ЭВМ (в т.ч. для телевизионных игровых компьютерных приставок), основанная на диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя с ЭВМ" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)" от 17.05.1996 N 614 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Н.А. Савченко обращает внимание на широкое применение термина "мультимедиа" и приводит несколько его пониманий: 1) технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; 2) информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; 3) компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; 4) компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Савченко Н.А. Использование мультимедиатехнологий в общем среднем образовании. Сайт проекта "Информатизация системы образования" в разделе "Основы мультимедиа". URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult1.html (дата обращения: 17.09.2012).

 

Таким образом, авторы, характеризуя феномен мультимедиа, понимают под ним средства обработки информации или компьютерную технологию.

Такое понимание мультимедиа соответственно отражается в различных определениях понятия исследуемого нами мультимедийного продукта, которые предлагаются в юридической литературе.

Л. Подшибихин, К. Леонтьев рассматривают мультимедийные продукты как "объекты, создаваемые для использования с помощью технических средств (в т.ч. интерактивных устройств, воспроизводящих звуки или изображения), представляющие собой объединения различных способов представления информации (в т.ч. в интерактивном виде), делающие одновременно доступными для восприятия в разных сочетаниях устные или письменные тексты, графику, мультипликацию, музыку, фотографические изображения, видеоинформацию, иные звуки или изображения" <1>. Авторы выделяют два признака рассматриваемого объекта: 1) объединение разных видов информации, выраженных в цифровой форме; 2) необходимость применения специальных технических устройств для его использования <2>.

--------------------------------

<1> Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 33.

<2> См.: Там же.

 

Другие авторы определяют мультимедийный продукт как "многофункциональную компьютерную систему, включающую произведения различного рода: текстовые, графические, музыкальные, аудиовизуальные и др." <1>.

--------------------------------

<1> Басманова Е.С. Интернет-сайт как объект имущественных прав: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 98.

 

Ф. Годра пишет, что рассматриваемый объект представляет собой "обычное классическое произведение (аудиовизуальное, литературное, музыкальное или графическое), преобразованное в цифровую форму при помощи средств обработки данных, включающее программное обеспечение, а также в подавляющем большинстве случаев базу данных" <1>.

--------------------------------

<1> Годра Ф. Указ. соч. С. 64.

 

И. Стаматуди определяет его как продукт или объект, который на едином носителе в цифровой форме объединяет как минимум два из следующих элементов: текст, звук, неподвижные или движущиеся изображения, компьютерную программу и другие данные. При этом пользователь может воздействовать на содержание этого объекта <1>. Автор отмечает, что изначально существовали объекты мультимедиа "первого поколения" (например, электронные энциклопедии, электронные базы данных), которые могут охраняться как традиционные объекты по действующему законодательству. Однако в настоящее время в связи с развитием техники появились объекты "второго поколения" (компьютерные игры, интернет-сайты и др.) и именно такие объекты требуют детального изучения и предоставления особой правовой охраны <2>.

--------------------------------

<1> См.: Stamatoudi I.A. Op. cit. P. 20, 211.

<2> См.: Ibid. P. 21.

 

Проблемы определения понятия исследуемого объекта обсуждались не только на национальном, но и на международном уровне. В п. 43 Зеленой книги Европейской комиссии от 19.07.1995 "Авторское право и смежные права в информационном обществе" (Green Paper on Copyright and Related Rights in the Information Society) отмечалось, что мультимедийные продукты - это комбинации данных и объектов различных видов, таких, как изображения (неподвижные или в движении), текст, музыка и программное обеспечение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Green Paper Copyright and Related Rights in the Information Society COM (95) 382 final, Brussels, July 1995. URL: http://europa.eu/documentation/official-docs/green-papers/index_en.htm (дата обращения: 17.09.2012). Впоследствии подобные позиции были отражены в юридической литературе. См., напр.: Hugenholtz P. Bernt. Copyright and Multimedia. Licensing in the digital era. Congreso Europeo Derecho Audiovisual Seville, October 1996.

 

Работа по исследованию новых продуктов мультимедиа также проводилась в США. В 1995 г. специальная рабочая группа подготовила обширный доклад, посвященный направлениям развития законодательства об интеллектуальной собственности (Белую книгу по интеллектуальной собственности) <1>. В этом документе указывается на необходимость внесения изменений в действовавшее на тот момент законодательство США с тем, чтобы обеспечить наиболее адекватное правовое регулирование отношений, возникающих по поводу новых объектов в цифровой сфере. Согласно докладу рабочей группы, мультимедийными продуктами являются сочетания нескольких различных элементов или видов работ в единой среде (например, на CD-ROM). К таким элементам относятся текст (литературное произведение), звук (музыкальное произведение), неподвижные изображения (произведения живописи) и движущиеся изображения (аудиовизуальное произведение) <2>.

--------------------------------

<1> См.: Lehman B., Brown R. Intellectual Property and the National Information Infrastructure: The Report of the Working Group on Intellectual Property Rights United States. U.S. Patent and Trademark Office, Washington D.C., September 1995. Сайт: Бюро регистрации авторских прав в США в разделе "Документы". URL: http://www.uspto.gov/web/offices/com/doc (дата обращения: 17.09.2012).

<2> См.: Lehman B., Brown R. Op. cit. P. 42.

 

Как следует из приведенных дефиниций, большинство авторов определяют мультимедийный продукт как сложное произведение, состоящее из различных результатов интеллектуальной деятельности, и указывают на то, что он выражается в электронной (цифровой) форме. При этом некоторые авторы с учетом позиции ряда судебных органов (см. § 1 настоящей главы) отмечают, что квалифицирующим признаком рассматриваемого объекта является наличие особой роли пользователя в его функционировании.

Представляется, что для наиболее юридически корректной дефиниции рассматриваемого понятия должно использоваться так называемое реальное определение. Таковым признается определение, раскрывающее существенные признаки предмета <1>.

--------------------------------

<1> В отличие от реального номинальным (от лат. nomen - "имя") является определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. См.: Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В.И. Кириллова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М., 2008. С. 48.

 

На наш взгляд, под мультимедийным продуктом следует понимать выраженный в электронной (цифровой) форме объект авторских прав, который включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких, как программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем.

Родовым признаком мультимедийного продукта является наличие в его структуре нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которое позволяет относить его к категории сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ).

Категория "сложный объект" является новеллой части четвертой ГК РФ, однако идеи о понятии такого объекта выдвигались задолго до ее принятия. Большинство авторов рассматривали феномен "сложности" результатов интеллектуальной деятельности применительно к кинофильмам. Так, М.В. Гордон указывал на "сложную структуру" кинематографического произведения, которое состоит из различных результатов интеллектуальной деятельности <1>. М.И. Никитина отмечала, что фильм представляет собой комплексное произведение, которое объединяет ряд самостоятельных произведений литературы и искусства <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гордон М.В. Указ. соч. С. 194 - 195. Также автор называл "сложным" произведение, которое состоит из самостоятельных частей. См.: Там же. С. 45 - 46.

<2> См.: Никитина М.И. Указ. соч. С. 58.

 

И.В. Савельева писала, что в связи с развитием коллективного творчества появились разного рода составные, "сложные и комплексные произведения" <1>. В качестве примеров приводились аудиовизуальное произведение и театральная постановка. Такие категории рассматриваются автором как произведения "синтетического искусства" ("пространственно-временные" произведения), представляющие собой "органическое соединение разных искусств или видов искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов" <2>.

--------------------------------

<1> Савельева И.В. Указ. соч. С. 49.

<2> Там же. С. 31, 39.

 

Во многом нормы действующей части четвертой ГК РФ основываются на теоретических положениях, разработанных известным российским цивилистом В.А. Дозорцевым.

Как отмечает в своих исследованиях этот автор, "с развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для создания комплексного объекта в целом" <1>.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 146 - 147.

 

В.А. Дозорцев писал, что правовой режим единого, но в то же время "сложного, комплексного и многослойного результата" <1>, который включает разнородные объекты, обладает существенными особенностями. Каждый из участников процесса его создания "творит свое произведение... и все вместе они образуют новый объект" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 147.

<2> Там же.

 

Во многом эти идеи были восприняты и разрабатываются в современных исследованиях. Например, Э.П. Гаврилов дополнительно к признаку множественности результатов интеллектуальной деятельности в составе такого объекта предлагает еще два: 1) необходимость наличия организатора создания такого сложного объекта; 2) нормы ст. 1240 ГК РФ применяются исключительно к тем объектам, которые сформулированы исчерпывающим образом в п. 1 указанной статьи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий под ред. Э.П. Гаврилова, В.И. Еременко. С. 113.

 

Е.С. Басманова в качестве признаков сложного объекта выделяет следующие: 1) множественность охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, входящих в его состав; 2) многослойность, или усложненность структуры такого объекта <1>.

--------------------------------

<1> См.: Басманова Е.С. Указ. соч. С. 81, 84.

 

Е.В. Гр


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.