Правовые акты управления и их классификация. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правовые акты управления и их классификация.

2019-07-11 120
Правовые акты управления и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели, задачи и функции исполнительной власти практически ре­ализуются в правовых управленческих актах различного характера и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным кри­териям.

Основной критерий их классификации — юридические свойства актов.

В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные. Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся администра­тивно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления ассчитан­ных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкрет­ного, т.е. персонифицированного, адресата (например, нормы, содер­жащиеся в правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических правилах и т.п., распространяются на всех, кто так или иначе совер­шает определенные действия в названных областях).

Нормативные акты управления - это юриди­ческие акты подзаконного административного нормотворчества или правоустановительные акты. Их подзаконность — свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее роль управлен­ческих нормативных актов существенна, что находит свое выражение в их содержании. Такого рода правовыми актами:

а) конкретизируются нормы высшей юридической силы, т.е. со­держащиеся в законодательных актах. Например, на основании Зако­на о Правительстве Российской Федерации последним был утвержден регламент заседаний Правительства, конкретизирующий и детализи­рующий общие нормы, содержащиеся в названном Законе;

б) определяются типовые правила поведения в сфере государст­венного управления. Например, таможенные правила, правила прива­тизации государственных и муниципальных предприятий и т.п.;

в) проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы. Например, программы приватизации, демонополизации и т.п.;

г) определяется организационно-правовой статус звеньев испол­нительного аппарата, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству Российской Федерации (аналогичные акты при­нимаются на нижестоящих уровнях государственной организации России). Например, положения о министерствах, государственных ко­митетах и федеральных службах Российской Федерации;

д) обеспечивается механизм реализации конституционного стату­са граждан и общественных объединений (например, о свободе совести и вероисповеданий, об образовании и т.п.);

е) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возла­гаются специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления. Например, о чрезвычайном положении, о въезде и выезде из страны и т.п.;

ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений. Например, о взаимоотно­шениях исполнительных органов различных субъектов федерации и т.п.;

з) осуществляется охрана установленного в сфере государствен­ного управления порядка отношений. Например, о судебном обжало­вании неправомерных действий исполнительных органов (должностных лиц) и т.п.

Нормативные акты управления являются одним из источников российского административного права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения конкретных админист­ративно-правовых отношений, но сами их не создают. Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важ­ные, принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко выражено в Законе о Правительстве Российской Фе­дерации, в ст. 30 которого решениям, имеющим нормативный харак­тер или наиболее важное значение, отводится приоритетное значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопро­сам. Те нормативные правые акты могут иметь общефедеральное, республикан­ское, краевое, областное и т.п. значение, т.е. издаваться исполнитель­ными органами всех субъектов федерации и действовать в соответст­вующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отрас­левой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специ­ально предусмотренных административно-правовыми нормами случа­ях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством Российской Федерации установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компе­тенции вправе принимать постановления, обязательные для испол­нения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомст­венной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нор­мативные акты некоторых других исполнительных органов с межот­раслевой и отраслевой компетенцией. Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко вы­раженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это — распорядительные пра­вовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкрет­ные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъек­тов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью ре­шаются индивидуальные административные дела или вопросы, воз­никающие в сфере государственного управления; во-вторых, они пер­сонифицированы т.е. их адресатом является определенное лицо (ли­ца); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального адми­нистративно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о нало­жении на виновного в совершении административного правонару­шения административного взыскания.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике госу­дарственно-управленческой деятельности, так как они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важ­нейшим средством оперативного решения текущих вопросов управле­ния. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реали­зацию юрисдикционной (правоохранительной) функции админист­ративного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения адми­нистративно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпы­вается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, тру­дового и т.п.)

Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям). Об их масштабности, т.е. террито­риальной распространенности уже говорилось. Иногда в одном адми­нистративно-правовом акте могут сочетаться черты нормативности и индивидуальности, т.е. нормы «переплетаются» с предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение о пре­образовании действующего исполнительного органа или об образова­нии нового, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем. Такого рода акты называются смешанными, причем иногда их выделяют в самостоя­тельный вид правовых актов наряду с нормативными и индивидуаль­ными.

Помимо нормативных и индивидуальных иногда упоминаются общие акты, содержащие общие кратковременные предписания (на­пример, о переносе выходного дня) либо общие требования (на­пример, экономить ресурсы). Однако перенос выходного дня — типич­ный пример индивидуального управленческого решения, а призыв к экономии ресурсов — вообще не имеет юридического значения.

Прежде всего правовые акты по вопросам организации испол­нительной власти издает Президент Российской Федерации. Напри­мер, он назначает на должность и освобождает от должности замести­телей Председателя Правительства, федеральных министров, форми­рует Администрацию Президента, назначает и освобождает своих полномочных представителей, высшее командование Вооруженных Сил и т.п. (ст. 83 Конституции Российской Федерации). Эти его действия оформляются указами, а по некоторым вопросам — распоря­жениями (ст. 90 Конституции Российской Федерации). В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве последнее на основании и во исполнение Конститу­ции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции Российской Федерации; ст. 30 Закона), причем подчеркивается, что постановления носят нормативный характер, а распоряжения — индивидуальный.

Руководители федеральных органов исполнительной власти (министерств и т.д.) издают приказы, инструкции, постановления, распоряжения и дают указания

В зависимости от способа охраны правовых актов управления от нарушений (например, неисполнение, недобросовестное исполнение и т.п.) можно выделить акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. К числу первых относятся правовые акты, адресуемые нижестоящим исполнительным органам, а также подчиненным управленческим работникам, на которых распро­страняется дисциплинарная власть руководителя. Ко второй группе относятся правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, действие которых распространяется на лиц и организации, независимо от их служебной или ведомственной подчиненности, т.е. на третьих лиц. Это — пра­вовые акты управления с административной санкцией. Перечень вопросов, по которым могут устанавливаться такого рода правила, определяется в настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В их числе, например, правила:

по стандартизации и качеству продукции; учета и статистики; без­опасности движения и пользования транспортными средствами;

воинского учета; пограничного режима; паспортной  системы; ка­рантинные; таможенные и т.п.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.