Общественная природа сознания. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общественная природа сознания.

2019-07-11 194
Общественная природа сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже знаем, что движущие, определяющие факторы возникновения и развития форм отражения следует искать в специфических типах взаимоотношения, взаимодействия материальных систем с окружающей действительностью. Каков тип бытия в мире этих систем, таковы и формы отражения, выступающие в качестве необходимого средства и условия вписывания этих систем в мир.

Информационное отражение возникает у живых организмов, способных к самосохранению и самовоспроизводству, психическое отражение - у животных, которые способны осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире и активно решать возникающие в связи с этим задачи. Этот принципиальный философско-методологический подход к анализу форм отражения распространяется и на человеческое сознание, несмотря на его несомненное качественное отличие от генетически предшествующих ему форм отражения.

Применительно к сознанию это подход означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

Таким         способом            является            практика, практически-преобразовательное отношение к действительности

- окружающей природе, социальной среде, к самому человеку, формам его жизнедеятельности.

Осуществляя                     практически-преобразовательную деятельность, человек создает свое неорганическое тело, вторую природу, орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру.

Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.

Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, постольку закрепляющие их формы отражения также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные коллективные представления.

Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или иначе входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию коллективных представлений сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности.

Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности.

Такая включенность в совместную деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.

Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, ее целостности являются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов совместной деятельности. Без их закрепления в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение общественно развитого человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе, оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому.

Сознание выступает, таким образом, как условие программирования специфически человеческой коллективной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, матрицы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Таким образом, сознательное программирование человеческой жизнедеятельности предполагает, что к проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и практики.

Человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя как субъекта такого отношения, осознавать себя в качестве, такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Субъект сознания не просто вписывается в ситуацию благодаря давлению на него факторов, определяющих эту ситуацию, он способен отнестись к ситуации извне, включить ее в более широкий контекст рассмотрения, различая рамки ситуации, собственную позицию и возможности для своего действия в данной ситуации.

Эта возможность подойти к ситуации извне и включить ее в более широкий контекст рассмотрения является основой сознания как формы отражения действительности. Она коренится в специфике реального практически-преобразовательного взаимодействия человека с миром. На основе и в процессе этого взаимодействия человек преодолевает биологическую непосредственность отношения к природе, биологическую слитность с экологической нишей и опосредствует отношение к заданной действительности созданным им миром культуры.

Взгляд сознания на мир - это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания - практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. - своеобразное удвоение отражения - фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Программируя целенаправленное активное отношение человека к миру, мобилизуя на преобразующее реальное действие, сознание охватывает всю полноту и богатство сущностных сил человека, оно пронизывает, стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику.

Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память). Однако работа с этими нормами сознания и в этих нормах соответствующим образом формирует психику, развивает высшие психические функции, специфичные именно для человека, мышление, память, волю, эмоции. Так, скажем, как показывают специально-научные исследования по психологии, по истории культуры, формирование воли как индивидуальной психической способности к самоуправлению по своему происхождению связано с воспитанием способности руководствоваться общественно выработанными нормами сознательного поведения.

Вписывая свое поведение в систему общения и совместной деятельности с другими людьми, руководствуясь существующими здесь коллективными нормами, человек развивает в себе способность управлять и регулировать свое поведение уже сам, независимо от какой-либо непосредственной внешней детерминации.

Рациональное мышление как форма психической деятельности также появляется как способность смотреть на мир глазами общества, через призму выработанных им абстракций и понятий.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость, стыд и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов общественного сознания в процессе развития культуры человечества.

Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

Особенности сознания.

Рассмотрим важнейшие особенности сознания, исходя из теории отражения, которая традиционно развивалась в отечественной философии в рамках диалектического материализма.

а) Прежде всего это целенаправленное отражение. Производительно-трудовая деятельность человека формирует у него целенаправленный процесс познания. У человека появляется осознанная цель его деятельности в виде проекта ее результата. Этот результат отражается в сознании человека в виде целевого образа деятельности до ее начала. Поэтому целенаправленное отражение человеком мира носит опережающий характер, приобретенный в ходе общественного развития: он не запрограммирован генетически, как это имеет место у животных.

В соответствии с потребностями человека, содержательно содержательно усложняющимися в ходе самой практики, изменяются сами цели, сам характер отражения и познания действительности, то есть сознание обладает общественно-историческим, конкретно-историческим характером, его содержание зависит от уровня развития самой общественно-трудовой практики, ее потребностей.

Способность человека целенаправленно отражать мир приводит к тому, что мысль предвосхищает естественный ход событий. Действие человеческого опережающего отражения таково, что оно превращается в идею, которую человек претворяет в действительность в ходе практической деятельности. Поэтому сознание человека носит творческий характер.

В идеализме эта творческая активность сознания абсолютизировалась, и сознание превращалось в первичное творческое начало. Действительная творческая активность человеческого сознания заключается в создании им идей, замыслов, целей, которые в высшей своей форме проявляются в формировании оригинального замысла, мнения, гипотезы, проекта, теории. Эта творческая активность сознания проявляется в духовном управлении человеческой производительно-трудовой деятельностью. Творческая активность сознания связана с опредмечиванием, материализацией идеального, спревращением идеального в материальное. Это значит, что сознание направляет практическую деятельность, ориентированную на созидание и преобразование мира. Целеполагающая творчески-активная природа сознания является, следовательно, следствием его общественно-исторической сущности: сознание возникает вследствии нужд преобразования мира и для нужд практического преобразования мира.

Рассмотрим далее особенности сознания.

б) Сознание - активный прцесс, возникающий в ходе взаимодействия субъекта и объекта в процессе деятельности. Оно представляет собой субъективный образ, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Содержание активного взаимодействия с окружающим миром определяет и содержание сознания: знание, цели, представления, оценки и т.д.

Субъективный образ предмета - это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. При виде дерева в человеческом мозгу не проявляется его физического отпечатка. Переживаемый образ дерева есть нечто идеальное; он не сводим ни к самому дереву, находящемуся вне наблюдающего его человека, ни к тем физическим процессам, которые совершаются в мозгу и лежат в основе этого образа. Важнейшим условием идеального образа материального мира являются физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозге и теле человека. Это значит, что материальной основой психики человека является нейрофизиологическая деятельность мозга, включенная в физиологические процессы всего организма. Но как общественное, сознание субъекта объективируется и выражается в разнообразных формах предметной материализации, которыми обладают многочисленные виды духовной деятельности людей (книги, картины, музыкальные произведения, технические изобретения и т.д.).

Одной из многочисленных тайн природы, над разгадкой которых работает наука, является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую известную нам форму организации материи в известной нам части Вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательных способностей. Мозг обезьяны весит всего 400 г., мозг человека в среднем - 1400 г. Наукой установлено, что мозг человека дифферинцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. [+ "функциональная ассиметрия мозга"] Психические функции оказываются в прямой зависимости от деятельности определенных участков мозга, однако действует мозг как дифференцированное целое.

Материальной основой той или иной психической функции является работа не одной клетки, а многих, не одного участка мозга, а многих. Соответственно и психика является результатом активного функционирования многих отделов головного мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом и с телом человека.

Еще раз подчеркнем, что сознание, являясь результатом деятельности высокоорганизованной материи, центральной харатеристикой своей сущности имеет не материальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Образ камня лишен его цвета, формы, твердости. Идеальное принципиально отличается от материального и противоположно ему. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности, как конструирование образов и т.д.

Сознание и язык

Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения - языке. Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения - языка.

Сознание и язык представляют собой единство, но это - диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как и мышления без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Это видно уже из того простого факта, что законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики.

У высших животных есть элементарное образное мышление и способность издавать звуки, но обе эти способности в основном разъединены. Человек - деятельное производящее предметный мир и через него самого себя существо. В отличие от животного, жизнедеятельность которого в основном генетически запрограммирована, человек пользуется социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная социальная деятельность; опыт человека существует только как общественный опыт, он не передается генетическим путем, а только коммуникативным. Для такого способа бытия необходим язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самопознания.

Для фиксации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь. Непосредственное отношение животного к действительности на основе действия 1-ой сигнальной системы сменяется опосредованным: материальной формой такого опосредованного отражения выступает слово. Как на основе орудийной деяельности человека удваивается мир, так на основе языковых знаков удваивается отражение. Это значит, что непосредственно с 1-ой сигнальной системой вступает в действие в действие 2-ая сигнальная система. Слово выступает наряду с непосредственным сигналом опосредованным сигналом отражения, так как человек реагирует не на звучание слова, а на его значение.

Слово имеет сложную структуру. Оно служит заменителем предмета: слово предмет обозначает. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Слово, отражающее предмет, имеет материальную знаковую форму и идеальное содержание - смысл, значение.

Знак является материальным заменителем предмета; он служит для получения, хранения и передачи информации. Знак есть чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Между знаком и предметом никакого сходства нет (такое сходство было в пиктографическом письме). Есть небольшое количество звукоподражательных слов, например кукушка, где знак и предмет образуют некоторое единство.

Значение (смысл) слова есть идеальный образ предмета, получающий затем материальное выражение в знаке. Между знаком и значением существует отношение выразительности. Знак выражает значение, а значение выражается в знаке.

Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Если бы разумное существо с другой планеты посетило Землю и описало бы все языки, то оно не могло бы не приметить их удивительное сходство по логической структуре, определяемого строем единого земного мышления (субъект, предикат суждения, понятие, суждение, умозаключение). Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.

Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно "лепит" формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет языка, там нет и отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит,; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове, как Минерва из головы Юпитера в доспехах.

Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком. Говорить - это еще не значит мыслить. Однако мыслить - это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами. (Выражение: знаю, но сказать не могу, лишено оснований). Внутренняя (молчаливая) речь отличается от внешней по структуре и может быть молниеносной. Предназначенная для себя, она опускает все, что является само собою разумеющимся.

Возможно ли мышление вне речи? Единство языка и мышления - это правило. Однако мысль может иметь и не словесное выражение - выражаются языком танца музыки, цвета и т.д. По признанию А.Эйнштейна, в механике его мыслительной деятельности обычные слова, как они произносятся и пишутся, не играли существенной роли. Здесь действовали крылья интуиции в отличие от веревочной лестницы логики. Однако правило остается правилом. Нарушение мышления всегда сказывается в нарушении речи, в ее так называемом расстройстве.

* * *

Итак, суммируя наиболее существенные особенности сознания, рассмотренные нами, можно дать ряд определений сознания в каждом из которых отраженa та или иная особенность сознания.

1) Продукт общественно-трудовой           деятельности;

многоструктурность деятельности - многоструктурность

сознания.

2) Целенаправленное отражение.

3) Опережающее отражение.

4) Творчески активный характер сознания.

5) Субъективный образ объективного мира.

6) Идеальный образ материального мира.

7) Продукт         развития           материи; свойство

высокоорганизованной материи; функция мозга, действующего на

основе потребностей человека.

8) Сознание материализовано в языке.

Таким образом, рассмотрев альтернативные взгляды на природу сознания, мы подробно остановились на распространенной в современной отечественной философии концепции сознания как атрибута деятельного человека. Есть основания предполагать, что в условиях мировоззренческого плюрализма на основе дальнейшего развития науки произойдет обогащение наших представлений о сущности сознания.

Литература

1. Андреев Д. Роза мира: Метафилософия истории. - М.: Прометей, 1991.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М.: Наука, 1987.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. _ М.: Изд-во АПН, 1956.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -

М.: Политиздат, 1975.

5. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, 1990. N 8.

6. Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования.

1991. N 10.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.

8. Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6.

9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.

10. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука,

1987.

11. Философия: Учебное пособие... - Томск: Редакционно-издательский отдел ТПУ - 1992. - 270 с.

* * *

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.