Тема: Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя

2019-06-06 975
Тема: Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя

Задание1: Проанализируйте педагогическую ситуацию. Можно ли, используя данный метод, сформировать навыки речевой культуры (грамотное владение этикетными нормами общения) у ребенка начальной школы? Как бы Вы поступили на месте этого учителя, чтобы сформировать у школьников навыки вежливого общения при встрече со взрослым человеком?

«..я училась в первом классе начальной малокомплектной школы в сельской местности... Как то я шла в школу зимой по заснеженной тропинке и повстречала мою учительницу, Веру Павловну, которая тоже шла в школу на уроки... Учительница со мной заговорила, я что-то ей ответила (теперь уже не могу вспомнить, о чем был разговор), затем она поспешила в школу и я пошла в школу уже одна...После уроков Вера Павловна попросила остаться весь наш класс (в классе нас было 8 человек)... Затем она вызвала меня к доске и начала всем рассказывать о моем проступке... Оказалось, что при встрече на тропинке, я забыла с ней поздороваться и в этом была моя страшная вина... Как только учительница меня не стыдила, она припомнила все мои провинности, совершенные ранее, и сказала, что из меня никогда не вырастет порядочного человека... Я плакала, мне было очень обидно... Я не могла понять, в чем я так сильно провинилась... С тех пор я даже неосознанно вздрагиваю, когда кто-то со мной здоровается... То унижение, которое я пережила в детстве, запомнилось на всю жизнь...»

Задание 2:

1.Дайте определение понятиям «культура речи», «правильность речи», «речевое мастерство».

2.Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?

3.Охарактеризуйте такие понятия, как «тональность общения», «интонационный стиль речи».

4.Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?

5.Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?

6.Какие виды работы по формированию у школьников речевой культуры общения в школьной среде есть в арсенале учителя?

Задание 3:

Письменно выполните следующие задания:

а) расставьте ударения в следующих словах: августовский (педсовет),

понял (поняла), начался (урок), средства, повторим (параграф), каталог,

сформировать, документ, обеспечение;

б) как правильно сказать:

- сколько времени осталось до конца урока // сколько время осталось

до конца урока,

- по окончании // по окончанию работы сдайте тетради,

- герой был убит насмерть // герой погиб // герой убит.

Тема. Нормы профессиональной этики.

Этика отношений в системе «педагог – обучающийся».

Задание 1

1. Субъект- объектные и субъект- субъектные отношения в общении педагога и учащихся

2.Гуманизм и демократичность - основные принципы общения в системе «педагог-учащийся».

3 Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися.

4.Любовь и уважение к учащемуся - норма и форма проявления.

5. «Открытые» проблемы в системе отношений «педагог – учащийся».

Этика отношений в системе «педагог – педагог»

1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.

2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

3 Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

4. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения.

5. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений педагогическом коллективе.

6. Профессиональные «ловушки» и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога.

7. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения «по вертикали» - административные отношения управления и подчинения.

8. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

Задание 2

Проанализируйте обобщенный портрет руководителя учебного заведения, составленный из высказываний преподавателей. Определите, каков стиль его руководства, каким Вы представляете себе руководителя, насколько легко (сложно) работать с таким руководителем и почему?

1. «Предельно организованна, в полном смысле человек дела. Решая любой вопрос, мгновенно оценивает обстановку и отношение к данной проблеме в коллективе. Ее внутренняя ориентация - справедливость. Необыкновенно умеет создавать рабочую атмосферу, терпеливо выслушивает предложения по улучшению учебного процесса. Требовательна, когда дело не требует отлагательств».

2. «Суха, строга, почти сухарь. Не терпит медлительности, иронизирует над переливанием из пустого в порожнее, посмеивается над любителями пофилософствовать. Человек дела».

3. «Резкостью, определенностью суждений сбивает с толку непосвященных в дело. За внешней сухостью прячет доброту. Первое видят все, второе - не каждый. К людям относится предельно объективно. И ко всем - с большой верой, с большой заботой и расположением, чем обезоруживает».

Задание 2.

Сформулируйте свой «кодекс» этических взаимоотношений руководителя и подчиненного (посильную помощь при выполнении задания вам окажет учебник: Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997. Гл.: Стиль руководства. Социально-психологические проблемы руководства. С. 150-180).

Тема Этикет в профессиональной культуре педагога.

1. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности.

2. Основные принципы и нормы этикета.

3. Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы.

4. Культура речи и речевой этикет.

5. Простейшие правила поведения в общественных местах.

6. Создайте ряд педагогических этюдов (ситуаций общения учителя с ребенком), где бы наглядно Вы могли продемонстрировать реализацию данных функций этического общения: «открытие» ребенка на общение, «соучастие» ученику в процессе общения.

Клятва Сократа

«Как учитель и воспитатель я обязуюсь, уважать и защищать своеобразие каждого отдельного ребенка; выступать за его телесную и душевную невредимость; уважать его порывы, внимать ему, принимать его всерьез; искать его согласие всему, что я причиняю его личности, как я это делал бы с взрослыми; истолковывать закон его развития, насколько он распознаваем, к добру и давать ребенку возможность принять этот закон; пробуждать его дарования и способствовать им; оберегать его там, где он слаб, содействовать ему в преодолении страха и вины, злости и лжи, сомнения и недоверия, плаксивости и эгоизма, когда ему это нужно; не ломать его волю - даже тогда, когда она кажется нелепой, но помогать ему поставить свою волю под контроль здравого смысла; обучать его таким образом совершенному использованию разума и искусству объяснять и понимать; готовить его к принятию ответственности в сообществе и за него; дать ему познать мир, каков он есть, не подвергая опасностям мира, каковы они есть; дать ему узнать, что такое и какова подразумеваемая хорошая жизнь; дать ему видение лучшего мира и твердую надежду, что он достижим; учить его тому, что верно, а не тому, что истинно, ибо «истина есть лишь у Бога». Сам обязуюсь я также, насколько это в моих силах, делать мою жизнь примером, как можно справиться с трудностями и искушениями нашего мира при его шансах, при собственных, всегда ограниченных возможностях, с собственной, всегда данной виной; по мере своих сил заботиться о том, чтобы приходящее поколение нашло мир, в котором стоит жить и в котором унаследованный груз и трудности не подавляют его идеи и возможности; публично обосновывать свои убеждения и дела, не избегать критики - особенно со стороны затронутых и специалистов, добросовестно проверять свои суждения; но противиться всем лицам и обстоятельствам - давлению общественного мнения, кулуарным интересам, должностным предписаниям, если они будут препятствовать моим здесь засвидетельствованным намерениям. Я подтверждаю это обстоятельство готовностью позволить в любое время измерять меня по содержащимся в нем масштабам» (пер. с нем. С.В. Ельникова, НТФ ИРРО).

 

Задание 1.

Подготовка примеров конкретных ситуаций для иллюстрации и изучения проблем профессиональной этики с последующим их обсуждением и поиском решения.

Инструкция: Составить описание проблемной и неоднозначной с точки зрения профессиональной этики ситуации взаимодействия участников образовательного пространства (инцидент, участники, их действия). Описать реальную проблему, не имеющую единственного и очевидного решения. Оформить описание в письменном виде.

Примерные темы:

1.Взаимодействие с учащимися

2.Взаимодействие с родителями учащихся

3.Взаимодействие с коллегами равного статуса

4.Взаимодействие «начальник-подчинённый»

5.Конфликтные ситуации между учащимися

6.Межкультурные или межнациональные конфликты в образовательном учреждении

7.Неоднозначность оценки поведения или внешнего вида человека в общественном месте

8.Противоречие оценки поступка «по закону» и «по совести»

9.Противоречие личных и профессиональных отношений

Задание 2.

1.Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравственность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия? Составьте схему этих понятий.

2.Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики»: предмет, задачи, функции, основные методы исследования.

3.Восстановите в памяти общую историческую картину развития этикопедагогической мысли с античности до наших дней.

4.Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «профессиональный педагогический долг», «совесть». Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины педагогической этики с терминами теории воспитания.

5.Каковы функции профессиональной морали? В чем сущность профессиональной этики?

Задание 3

1.Дайте определение сущности нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности?

2.Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания педагога.

3.Раскройте суть таких понятий, как «любовь к детям», «уважение к личности ученика», «профессиональная ответственность за жизнь и здоровье ребенка».

4.Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?

5.Какого человека можно назвать «человеком чести»?

6.В чем состоит искусство «жить достойно»?

7.Что разделяет чувство личного достоинства и высокомерие?

8.Подготовьте сообщение по теме: «Педагоги-гуманисты об уважительном отношении к личности ребенка»

9.Подготовьте сообщение на тему: «Формирование культуры чувств и школьной среде»

10.Подготовьте сообщение на тему: «Дидактогения: причины и ее возможные последствия для ребенка».

11.Представьте, что вы являетесь членом законодательного органа, созданного волей педагогического сообщества (учителей, учеников, родителей). Создайте свою версию нормативного акта: «Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма учителя».

 

Тема: Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя

Задание1: Проанализируйте педагогическую ситуацию. Можно ли, используя данный метод, сформировать навыки речевой культуры (грамотное владение этикетными нормами общения) у ребенка начальной школы? Как бы Вы поступили на месте этого учителя, чтобы сформировать у школьников навыки вежливого общения при встрече со взрослым человеком?

«..я училась в первом классе начальной малокомплектной школы в сельской местности... Как то я шла в школу зимой по заснеженной тропинке и повстречала мою учительницу, Веру Павловну, которая тоже шла в школу на уроки... Учительница со мной заговорила, я что-то ей ответила (теперь уже не могу вспомнить, о чем был разговор), затем она поспешила в школу и я пошла в школу уже одна...После уроков Вера Павловна попросила остаться весь наш класс (в классе нас было 8 человек)... Затем она вызвала меня к доске и начала всем рассказывать о моем проступке... Оказалось, что при встрече на тропинке, я забыла с ней поздороваться и в этом была моя страшная вина... Как только учительница меня не стыдила, она припомнила все мои провинности, совершенные ранее, и сказала, что из меня никогда не вырастет порядочного человека... Я плакала, мне было очень обидно... Я не могла понять, в чем я так сильно провинилась... С тех пор я даже неосознанно вздрагиваю, когда кто-то со мной здоровается... То унижение, которое я пережила в детстве, запомнилось на всю жизнь...»

Задание 2:

1.Дайте определение понятиям «культура речи», «правильность речи», «речевое мастерство».

2.Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?

3.Охарактеризуйте такие понятия, как «тональность общения», «интонационный стиль речи».

4.Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?

5.Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?

6.Какие виды работы по формированию у школьников речевой культуры общения в школьной среде есть в арсенале учителя?

Задание 3:

Письменно выполните следующие задания:

а) расставьте ударения в следующих словах: августовский (педсовет),

понял (поняла), начался (урок), средства, повторим (параграф), каталог,

сформировать, документ, обеспечение;

б) как правильно сказать:

- сколько времени осталось до конца урока // сколько время осталось

до конца урока,

- по окончании // по окончанию работы сдайте тетради,

- герой был убит насмерть // герой погиб // герой убит.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.