История становления отношений строительного подряда — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История становления отношений строительного подряда

2019-06-06 485
История становления отношений строительного подряда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение истории развития права позволяет осмыслить имеющийся опыт формирования и применения правовых норм. Особенно в этом возникает потребность, когда речь идет о совершенствовании действующего законодательства. Вносимые поправки в законодательные акты, а также увеличение судебных споров указывают на то, что правовые нормы не соответствуют складывающимся экономическим отношениям и не могут выступать их адекватной юридической формой. Наглядно это можно наблюдать на примере развития законодательства о строительстве. Несмотря на существенное реформирование норм права в этой области, эффективность правового регулирования отношений оставляет желать лучшего. В связи с этим изучение истории права, с одной стороны, полезно тем, что позволяет избежать ошибок в законотворческой деятельности, с другой - существует возможность разработки таких правовых норм, которые будут соответствовать отношениям и обеспечат надлежащее правоприменение. При этом важно не просто в историческом контексте найти описание той или иной правовой конструкции, а выявить предпосылки появления нормы права и объяснить причины ее неэффективности. Очевидно, что такой подход может быть реализован тогда, когда предметом исследования является не только законодательство, но и особенности складывающихся отношений. В рамках настоящей работы попытаемся провести исследование становления договора строительного подряда - одного из основных договоров, которые применяются при осуществлении строительной деятельности.[1]

Формирование договора строительного подряда как самостоятельного субинститута в системе гражданского права имеет длительный и сложный путь исторического развития. Потребовался значительный период времени становления договорных отношений в области строительства, прежде чем они получили надлежащую правовую основу. В отличие от ряда стран Европы, которые при формировании своего гражданского законодательства восприняли отдельные положения римской правовой доктрины, в России нормы о договоре строительного подряда были разработаны значительно позже. Это было обусловлено отставанием в экономическом развитии и как следствие - применением хозяйственного способа строительства. Первые письменные свидетельства о строительном подряде относятся к 1547 г. и касаются частных подрядов, когда отношения оформлялись в виде подрядных грамот или записей.[2] Нормативное закрепление отношений строительного подряда было сделано в 1595 г. царским Наказом «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости».[3]

В 1719 г. Петр I утверждает регламент Камер-коллегии, которой вменялось в обязанность заключать договоры подряда для государственных нужд. В последующем подрядчиками по договорам строительного подряда с казной выступали купцы, поручителями дворяне, а за исполнением договоров следили полицейские учреждения. Органы регулярной полиции выдавали разрешение на возведение, переоборудование и ликвидацию строений; регистрировали эти строения, в первую очередь жилые дома, выполняя при этом архитектурно-планировочные функции.[4]

Заключение договоров подряда для государственных нужд производилось посредством торгов, а сам договор подряда имел письменную форму. Однако в это время еще сохранялся традиционно сложившийся подход, согласно которому процесс строительства без участия государства осуществлялся через систему договоров личного найма хозяйственным способом. Развитию подрядных отношений препятствовал феодальный путь развития, предполагающий классовое неравенство. В.П. Бугорский справедливо отмечает, что ко второй половине XIX в. постепенно ликвидируется неравенство сословий в правах на занятие предпринимательской деятельностью.[5] Очевидно, что этот фактор привел к значительному росту промышленности и торговли, повышению роли купеческого сословия, в связи с чем были предопределены тенденции дальнейшего развития законодательства о договорах строительного подряда. Именно качественно иной уровень экономических отношений, складывающихся в условиях капиталистического производства, потребовал соответствующей разработки юридических норм, способных эффективно обеспечивать процесс правового регулирования. Особое значение здесь имеет издание в 1835 г. Свода законов гражданских.[6]

Зарождение и развитие российского законодательства о строительном подряде как об одном из институтов гражданского права не получили всестороннего отражения в отечественной юридической литературе. Выделяют работу Г.Ф. Шершеневича «Учебник Русского гражданского права», в котором помимо анализа действовавших в начале 20 века положений ст. 1737, а также Свода законов гражданских о подряде, практически не затрагивался вопрос о правовом регулировании строительства в предшествовавших источниках права[7].

М.И. Брагинский отмечает, что в дореволюционной России подрядные отношения в области строительства не получили широкого развития.[8]

Этим можно объяснить отсутствие специальных исследований в данной области права. С.П. Юшкевич делает вывод, что именно на основе обычного права сложилась практика письменного заключения подрядов. Первые письменные свидетельства о частных подрядных строительных сделках, оформляемых в виде подрядных грамот или записей, относят к 1547 году.[9]

На широкое распространение и использование в 17 веке подрядных грамот для оформления отношений по выполнению работ указывает широкая и частая практика использования казенных подрядов при царе Алексее Михайловиче (1649-1676 г.г.), что получило косвенное отражение в законодательстве[10].

Так, в Соборном Уложении 1649 г. упомянуты подрядные отношения для государственных нужд по поводу необходимости взыскания государственных пошлин по факту составления грамоты писарем.

В 1719 г. в эпоху грандиозного строительства Петром I утвержден регламент Камер-коллегии, которой вменялось в обязанность заключать договоры подряда и поставки материалов на объекты строительства для государственных нужд посредством торгов.

В 1776 г. Екатериной Великой утверждены предписания «О контрактах по подряду, поставки и откупу».

Однако лишь с принятием Свода законов гражданских в законодательстве было дано определение договора подряда созвучное с определением, которое выработало римское право. Договор подряда имел ярко выраженный административный характер регулирования содержащихся в нем норм и правил и традиционно для России не обособлялся от договора поставки.

Принимая во внимание трудность хода постройки, его многостороннюю взаимосвязь с другими секторами экономики, различными институтами современного общества и иными видами соглашений, общероссийский законодатель долгое время не имел возможности найти тот методологический механизм к систематизации и кодификации взаимоотношений согласно договору строительного подряда, который был необходим. В этом отношении, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «договор подряда возбуждает большие сомнения при уяснении его природы, потому что в понимании его обнаруживается разногласие как в теории, так и в законодательствах».[11]

Первым исторически значимым юридическим документом для Российской правовой истории и всего становления института договора строительного подряда, стало издание Свода законов гражданских в 1835 году. Указанный свод являлся первой частью тома 10 Общего свода законов Российской империи. С введением Общего свода были отменены все прочие законы, которые действовали со времен Соборного уложения 1649 года. Впервые в российском законодательстве в нем было дано определение договора подряда.

Так, договором подряда признавался договор, по которому одна из сторон «принимала на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие, а другая, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж». При этом законодатель не решился отделить договор поставки от договора подряда и, юридически они рассматривались как нечто единое, целое.

Предложенное определение созвучно с тем определением, которое дало договору подряда римское право. Уже в то время его отличительным признаком ставилось «достижение экономического результата путем затрат со стороны подрядчика».

Риск производства подрядных работ, как следует из обоих определений, всегда ложился на подрядчика. Свод законов гражданских впервые нормативно определил, что предметом подряда для государственных нужд могут быть именно работы. В качестве предмета договора подряда в ст. 1738 назывались такие работы, как «постройка, починка, переделка и ломка зданий и вообще производство всяких работ». Объектами работ могли быть казенные здания, дороги, мосты и т.п. Впервые касательно подряда были установлены и существенные условия, которые стороны должны были непременно соблюсти.

    Сборник законов характеризовал договор так, что тот должен содержать: а) условия по виду работ и предмету подрядного договора;  б) указывалось, что необходимо определить инструмент, перечень строительных материалов, их качество, сторону, которая будет их поставлять (заказчика или подрядчика);  в) период работ, вид оплаты и порядок расчета по договору;     г) способ и вид контроля за ходом выполнения работ; д) порядок контроля и оценки выполненных работ и их приемки государственными структурами.

Сводом было установлено, что общий срок строительства не должен превышать четырех лет.

Примечателен факт, что состав регулируемых Сводом положений почти полностью идентичен составу положений, регулируемых действующим ГК РФ. Это свидетельствует с одной стороны о законодательной преемственности, а с другой стороны – о высоком юридическом потенциале и о работе, проведенной отечественной нормотворческой мыслью 19 века.

В Своде законов гражданских законодатель разделял договор по субъектному составу: между частными лицами и для казенных нужд, где в роли заказчика выступало государство. Казенным подрядам и поставкам была посвящена отдельная статья, имелся ряд статей, касавшихся частных строительных подрядов. Такая подробная регламентация казенных подрядов была вызвана необходимостью особой охраны государственных интересов.

На подбор претендентов для выполнения казенных подрядов были установлены конкурсные процедуры[12].

Дальнейшему юридическому совершенствованию строительного направления в гражданском праве помешал ход исторического развития Российского государства. Война 1905 года и Первая мировая война, революционные события 1917 года и последующая за ними гражданская война в России полностью остановили процесс нормотворчества по подряду вообще и по строительному подряду в частности.

К вопросам подрядных отношений и строительным проблемам законодатель вернулся только по окончании этих событий. У нового Российского государства возникла острая необходимость восстановления разрушенных зданий, коммуникаций, воссоздания промышленного потенциала. С этой целью в 1927 г, было разработано положение «О государственных подрядах и поставках»[13].

В 1922 году на 4 сессии ВЦИК был принят Гражданский кодекс РСФСР. Нормы, регулирующие строительную деятельность, излагались в рамках отношений договора подряда. При этом продолжало параллельно действовать положение «О государственных подрядах и поставках», в которое, учитывая переход России от новой экономической политики к экономике командно-распределительной, вносилось много дополнений и изменений. Постепенно из него были исключены все элементы, связанные с рыночной экономикой. В том числе из субъектного состава сторон по договору подряда были исключены физические лиц[14]. Такие отношения были прекращены на многие десятилетия, как не имеющие ни юридической, ни экономической основы.

Позже из числа субъектов строительных подрядных отношений были выведены общественные организации, а также государственные учреждения и предприятия. В результате государство осталось в одном лице и заказчиком, и подрядчиком работ по строительному подряду.

Для выполнения крупномасштабных строительных задач советское государство было вынуждено пойти по пути создания крупных специализированных строительных трестов, эксплуатационных управлений, отделов капитального строительства и прочих тому подобных организации[15].

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года законодатель разделил договор подряда на просто «Подряд» (гл. 30) и «Подряд на капитальное строительство» (гл. 31). Таким образом, строительный подряд был выведен даже из рамок подрядных отношений. Целью подряда ставилось «выполнение определенных работ по заданию заказчика» (ст. 350 ГК РСФСР 1964 г.). Такая постановка вопроса сосредотачивала подрядчика на процессе строительства ради самого процесса и не подвигала на достижение цели работ.

Впервые за всю историю России договор строительного подряда получил обособленное описание и был представлен как отдельный, самостоятельный вид. При этом необходимо отметить, что, учитывая специфику советского периода развития юридической мысли России, законодатель допускал исполнение подрядных работ частным лицом, но только им лично.

Развитие и углубление рыночных процессов заставило законодателя основательно пересмотреть многие нормы социалистической эпохи. 21 октября 1994 года Государственной Думой принята первая часть Гражданского кодекса РФ, 26 января 1996 года – вторая часть, а 26 ноября 2001 года – третья часть.

ГК РФ вернул строительный подряд в рамки подряда вообще, сохранив при этом его как самостоятельный вид договора. Из ГК РФ исчезает понятие «капитального строительства», что подводит под общую законодательную базу такие виды строительных работ, как монтаж, ремонт и многие другие. ГК РФ достаточно подробно освещает многие вопросы, связанные с договором строительного подряда.

Подробно вопросы гражданско-правового регулирования договора строительного подряда рассмотрены нами ниже.

Таким образом, изучение истории становления и развития законодательства о строительном подряде и практики его применения позволяет сделать некоторые выводы.

Строительные дела считаются одними из наистарейших, поэтому договор строительного подряда быстро отыскал свое пространство в системе штатского права, дорога его формирования как автономного облика договорных отношений была длинной и сложной.

Отношения, связанные со строительством, на территории России стали оформляться письменно со второй половины 16 века в виде подрядных грамот или записей, наказов царя. До первой половины 19 века положения договора подряда, в том числе на строительные работы формировались на основе обычаев делового оборота.

К началу 20 века в России на базе принятых в начале 19 века правовых норм о подряде возникли и развивались две основные формы строительной деятельности: хозяйственный способ – на основе договора личного найма, как преобладающий способ строительства; и подрядный – с участием предпринимателя, которым дополнялись отношения личного найма.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.