Общая характеристика дознания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общая характеристика дознания

2019-06-06 560
Общая характеристика дознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды дознания:

1) производство неотложных следственных действий, осуществляемых органами дознания в определенных случаях при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК);

2) обычное дознание, или дознание в общем порядке (ст.ст. 223–226 УПК);

3) сокращенное, или так называемое «упрощенное» дознание (ст. ст. 226.1–226.9 УПК).

Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следователь в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, болезни, выполнения срочной работы по другому уголовному делу. При отсутствии этих причин возложение на орган дознания проведения неотложных следственных действий было бы необоснованно. Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.

Второй вид представляет собой обычное дознание, которое производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела с возможностью продления в необходимых и исключительных случаях до 12 месяцев.

Третий вид — это упрощенное расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32.1 УПК РФ по уголовным делам, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Общая характеристика предварительного следствия

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этому виду производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК). Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем, как правило, имеющим большой опыт расследования уголовных дел, а также обладающий более высоким процессуальным статусом, чем дознаватель.

Предварительное следствие по УПК РФ ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочия следователей (ст. 39 УПК). Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Вместе с тем, в предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения согласия руководителя следственного органа (ст. 39 УПК) либо по судебному решению (ст. 29 УПК) на совершение определенных действий (ст. 107– 108, 165, 182, 185–186 УПК).

 

Соотношение (сходство и различие) предварительного следствия и дознания

К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:

— единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК;

— равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК);

 — соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст.ст. 164, 166 УПК);

 — равное доказательственное значение установленных по делу фактов;

— как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст.ст. 38, 41 УПК);

 — как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное, качественное, своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

— правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание.

Различие дознания и следствия производится по основаниям:

1. По органам и должностным лицам. Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т. е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания, осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями.

На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенные правом вести дознание. «Разовые» дознаватели — это сотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности. Например, в органах внутренних дел, это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска, отдела по экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК), работник ГИБДД и другие должностные лица органа дознания с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК.

Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания.

Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания соответственно обладают, например: начальник органа внутренних дел, руководители органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники учреждений, начальник органов противопожарной службы, иных органов исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД), например руководители Федеральной таможенной службы и др. В соответствии со ст. 40 и ч. 3 ст. 150 УПК, именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме обычного или сокращенного дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта или обвинительного постановления соответственно, утверждаемого начальником органа дознания. В органах внутренних дел РФ полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, а, следовательно, полномочиями начальника органа дознания наделены, кроме указанных выше, руководители иных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. Иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК по соображениям «больше некому», также обладают статусом начальника органа дознания. Это, например: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

2. По методам работы. Следователь при расследовании преступлений использует лишь предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства, тогда как органы дознания применяют в своей деятельности не только процессуальные, но и в ряде случаев проводят оперативно-розыскные мероприятия. Между тем УПК РФ при этом установил правило о том, что не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК). Необходимо четко разделить расследование преступлений от оперативно-розыскной деятельности. А потому производство дознания возлагается, как правило, на «штатных», т. е. специально выделенных должностных лиц, в связи с чем, законодатель не случайно ввел законом № 90-ФЗ в УПК РФ новую ст. 40¹ о полномочиях и правах начальника специализированного подразделения дознания.

3. По срокам. Для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок. Для производства дознания в зависимости от вида — 10 суток (срок производства неотложных следственных действий), 30 суток (срок обычного дознания), 15 суток (срок сокращенного дознания). Указанные новеллы снимают необходимость передачи уголовных дел в органы предварительного следствия, в случае если истекли сроки дознания.

4. По степени процессуальной самостоятельности и независимости следователя и дознавателя. Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальный статус, чем дознаватель. Дознаватель осуществляет дознание под непосредственным контролем и руководством начальника органа дознания (ст. 40.2 УПК), а инспектора по дознанию (т. е. так называемые «штатные» дознаватели) — начальника специализированного подразделения дознания (ст. 40.1 УПК). Они вправе поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.

Согласования требуют только некоторые решения дознавателя, предусмотренные законом, в частности: его ходатайства, возбуждаемые перед судом (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК); прекращение уголовного дела (преследования) по ст. 25, 28, 427 УПК; возбуждение уголовного дела в ситуации, предусмотренной ч. 4 ст. 20 УПК, а также решения, предусмотренные ч. 2 ст. 91, ч. 2 ст. 95, ч. 3 ст. 110 УПК. Кроме того, дознаватель уполномочен обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 УПК, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

5. По итоговому документу. Следствие заканчивается вынесением обвинительного заключения. Дознание в обычной форме завершается вынесением обвинительного акта. Дознание в сокращенной форме завершается вынесением обвинительного постановления.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.