Шабаева Елена Александровна, учитель биологии МОУ средняя школа № 86 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Шабаева Елена Александровна, учитель биологии МОУ средняя школа № 86

2019-06-06 180
Шабаева Елена Александровна, учитель биологии МОУ средняя школа № 86 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Нестандартные подходы в проведении уроков, дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучению биологии и повысить эффективность обучения, они позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации.

Сущность представляемого опыта: создание нетрадиционных уроков с использованием элементов занимательности, ярких демонстраций для повышения мотивации учащихся и развития познавательной активности. Нестандартные подходы в преподавании биологии осуществляются через проведение так называемых нетрадиционных уроков: урок-интервью: «История развития знаний о строении и функциях организма человека» 8 класс; урок Пресс- конференция: «Использование и охрана ракообразных». 7 класс; Урок - экскурсия по залам астрономического музея. 5 класс; Урок - игра «Аквариум»7 класс.

Цель: создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках биологии,

Задачи: обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей по теме; формирование общеучебных умений и навыков; анализировать информацию, критически ее оценивать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать.

Развития: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений; развивать познавательный интерес учащихся, умения применять знания на практике, развивать коммуникативные умения.

Воспитания: воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям; добросовестного отношения к учебе.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из трех этапов: подготовительный, собственно урок, анализ. Подготовительный. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок (время проведения; время подготовки); Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от 2-х недель до месяца. Определение темы урока: «История развития знаний о строении и функциях организма человек». Определение типа урока: вводно – ознакомительный урок развивающего обучения. Выбор нетрадиционной формы урока: урок – интервью с использованием презентации. Выбор форм учебной работы: трансвековое интервью. Основная работа по созданию сценария ложится на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников во главе с учителем. Сценарий должен отражать следующие моменты: а) подробный план урока (с указанием целей урока); б) список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и в) реквизита: презентации и костюмов; На этом этапе учащиеся получают творческие задания, направленные на переработку изучаемого материала, Задания должны быть занимательными по форме, содержанию, сюжету, по способу решения, должны иметь практическую значимость, сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала, непосредственно связаны с изучаемой темой: Журналистам предлагается подобрать вопросы для интервью с учеными. Ведущим подготовить краткую справочную информацию об учёных и представить презентацию урока, содержащую весь необходимый наглядный и практический материал. Ученикам, выбравшим роль учёных прочитать биографию учёного и подготовить выступление от его имени, пользуясь текстом учебника, дополнительными источниками информации. Происходит максимальное вовлечение учащихся класса (от 10 - 15) в активную деятельность. В подготовке урока активное участие принимают учащиеся и учитель. Учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Собственно урок (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. Проблемная ситуация повышающей познавательный интерес у учащихся, создается через постановку проблемного вопроса «Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?» и определение познавательного задания урока, которое способствует восприятию учебного материала: Представьте себе, что машина времени перенесла нас в далекие времена. Вы сможете взять интервью у великих ученых и сравнить их представления об организме человека с нашим, оценить их вклад в развитие науки. Второй этап. Использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала, Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Основной формой организации учебной деятельности является проведение трансвекового интервью. На уроке разыгрывается театрализованное представление - учащиеся перевоплощаются в ученых, журналистов, ведущих и применяют на себя роль взрослых людей, через понимание мыслей, чувств и поступков. Остальные ученики внимательно слушают, могут задавать вопросы и в конце урока выполняют задание на усвоение изученного материала. Третий этап. Практико-ориентированная направленность изучаемого материала. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. А знания, полученные на уроке, становятся для учеников личностно значимыми, эмоционально-окрашенными, что помогает лучше усваивать учебный материал. Формируется личностная значимость изучаемого материала для школьника. «Как труден и опасен путь ученого, врача». «Здоровье ценилось всегда – его надо беречь».

Анализ. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

Принципы работы: учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; наглядности; выбора оптимальных методов (проблемно-поисковый, симулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся, репродуктивный), форм и средств обучения; комплексный подход к обучению; научности обучения и его доступности; коллективного взаимодействия; сознательности, активности, творчества; создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся, подготовка учащихся к участию в реализации замысла. подготовка дидактических материалов, наглядных пособий;

Результативность: активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету; формируется творческое мышление; развиваются коммуникативные способности; выполняются исследовательские работы и задания; применяются полученные знания в жизни; работают с дополнительной литературой;

var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol)? "https://ssl.": "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); var pageTracker = _gat._getTracker("UA-3873335-1"); pageTracker._initData(); pageTracker._trackPageview(); Получено с http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

 

19.Щуркова Н.Е., Шнырев В.Н.Новое в воспитательной работе. М.: 1991- 156 с.

 


Современный урок и требования к нему.

 

                                                                                                 Т.Н. Высоцкая,
                                                            директор СОШ СИ имени В.Д. Чурсина

 

Урок– главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

 

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую цель урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

 

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 

III. П ланирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.