Над вечным покоем - над вечным покоем.   — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Над вечным покоем - над вечным покоем.  

2019-06-06 170
Над вечным покоем - над вечным покоем.   0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

          

Не может быть розни, вражды, ненависти, если есть небо и храм! И поэт как будто через десятилетия вторит и Н.С.Лескову, и неизвестным авторам – создателям упоминаемых здесь легенд!

                                                  

Вторит этой мысли и другой поэт 20-века, еврей, принявший Крещение, - Б.Л.Пастернак. Его «Рождественская звезда» - считается вершиной религиозной поэзии. А в другом очень известном произведении «оживает» фреска – и Святой Воин Георгий незримо сражается вместе с русскими воинами против «супостата», как в русских былинах.

А, если возвратиться во времени, то следует вспомнить, что известный всему миру Ф. Мендельсон, как и И.И.Левитан, не будучи крещёным, создавал глубоко христианские по своей сути произведения – ораторию «Пророк Илия» и удивительные по красоте и мощи органные концерты, восхваляющие Творца. И неслучайно именно русской философской мысли принадлежат такие понятия, как: «сверхнациональное» и «сверхвременное», конечно, тесно связанные друг с другом.    

 А Н.С.Лесков по своей сути философ в высшем смысле этого слова, как все его положительные герои, независимо от происхождения, - это видят все, кто хоть немного знаком с его творчеством. Так неужели великий русский писатель, вкладывая в уста Савелия Туберозова горькие размышления о «жидах», противоречит сам себе? Думается, что нет. И слово «жид», а не «еврей» вовсе не случайно. Ответ, очевидно, может подсказать другой великий русский писатель, мыслитель, высоко ценивший «Соборян», несмотря на очень непростое отношение к самому автору хроники. Это - Ф.М.Достоевский и его «Дневник писателя», в котором очень чётко разделяются понятия: «еврейство» как национальность, данность, подобно цвету волос и глаз; и «жидовство», противопоставляющее себя русской соборности.  

Вот теперь всё, кажется, встаёт на свои места! Кто-то из русских мыслителей сказал, что «еврейский вопрос» начался у Креста и Крестом должен завершиться. Крестом, а не кровавой бойней! И эта мысль отражена и в русском народном творчестве, и в картинах «русского еврея» И.И.Левитана, о чём уже говорилось ранее. А в «Соборянах» крест, пусть и со старообрядческой часовни, срывают – и совесть при этом молчит!!! Срывают, если говорить словами Ф.М.Достоевского, именно «жиды», а не «евреи». О том и говорит с горечью, с отчаяньем, с неутихающей болью русским людям Н.С.Лесков и его Савелий Туберозов. Понятно, что вандализм, святотатство, творящиеся по приказу властей, ничего другого, кроме ненависти и разделения, породить не могут. А городничий снова ничего понимать не желает?! В таком случае он утратил и совесть, и здравый смысл и презирает, ненавидит вообще всех людей, независимо от национальности и вероисповедания! 

А ещё становится совершенно очевидным, что такие, как эти пожарные, вообще не имеют национальности в том духовно-нравственном смысле, о котом говорит наша русская философская мысль. «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», - скажет перед высоким собранием в Париже В.С.Соловьёв в 1888г. Думаю, спорить с этим сложно. А значит, то, что происходит в «Соборянах», может быть только по научению дьявола! Дьявол руководит и «жидами», и упоминаемым уже градоначальником, считающим себя православным человеком. Страшно!

                                           6. «Неоконченной вечности мгла».

Но ещё более страшным становится при мысли об ещё одном сбывшемся предсказании, как уже говорилось выше. Особенно после 1917года. И говорить жутко – и умолчать нельзя! Ярославский, Троцкий, Свердлов, цареубийца Войков (Всем хорошо известно, что эти фамилии не настоящие) такие же лишённые духовных корней нации, как те, о ком писал Ф.М.Достоевский, и как безликие, бессовестные, бездушные пожарные, ставшие, по сути, палачами, в произведении Н.С.Лескова. Таким жизненно необходимо уничтожить русскую соборность, им, как вампирам, нужна кровь православных людей – их руки по локоть в крови. (Из открывшихся недавно источников стало известно, что Царскую Семью не расстреляли, а закололи кинжалами, совершив ритуальное жертвоприношение…хасиды. Конечно, не дай Бог обвинять в этой крови всю нацию, да и хасиды по сути – секта. А потом лучшие польские адвокаты по своему убеждению станут защищать Бориса Каверду, свершившего суд над цареубийцей Войковым и сразу сдавшегося в руки полиции, не желая никакого снисхождения)

На их руках тех, кто «обрубил» свои национальные и духовные корни, кровь не только русских, православных людей, но и своих по крови, принявших Крещение и русскую культуру. Достаточно вспомнить «крестный путь» О.Э.Мандельштама, через духовные испытания пришедшего к Православию и отказавшегося покинуть Россию после Октябрьского переворота. Его стихи о поиске Бога, веры, об освобождении от земного пространства и времени, о небесах, образ которых встречается довольно часто, и, наконец о «счастливом небохранилище», которое – «раздвижной и пожизненный дом», тоже, по своей суть во многом пророческие, даже апокалипсические. (Более подробно на этом можно было бы остановиться при исследовании творчества самого поэта, но сейчас речь о другом). А сейчас непременно надо вспомнить пророческие слова поэта, сказанные в страшные 20-е годы о том, что уничтожение человечества будет делом рук самих же людей - не убийством, а самоубийством. И вот в прекрасном и трагическом стихотворении без названия «Небо Вечери в стену влюбилось…» возникает образ тарана, ударяющего по фреске Тайной Вечери; очевидно, это - символ разрушения вековых духовных устоев – а это и есть самоуничтожение, о котором предупреждал поэт.

                                                       

  Именно поэтому наступает в финале «неоконченной вечности мгла». В неё погружаются безбожники и настоятельно тянут за собой всех остальных. Не знаю, согласятся ли все с этим сравнением, но мне кажется, что между непристойным зрелищем разорения часовни с погашением лампады в «Соборянах» и «тараном» в этом во многом символическом, философском стихотворении, созданным почти через 60 лет, много общего. Только во времена Н.С.Лескова разоряют старообрядческую часовню, а во времена О.Э.Мандельштама все часовни и храмы подряд. И у обоих писателей христианская душа скорбит, независимо от национальности и происхождения.

В трудах известного русского мыслителя И.А.Ильина есть очень точное и страшное понятие – «безнациональность» - т.е. отсутствие духовно нравственного начала, корней, определяющих суть любой нации, о чём говорил упоминаемый уже В.С.Соловьёв. И относится оно и к «жидам», и к тем, кто отрёкся от Бога, и при этом смеет кощунственно называть себя русским. Всех их «объединяет» не «храм над обрывом», а кровь, ненависть и обесценивание человеческой жизни. Ведь для таких, которых и людьми назвать язык не поворачивается, все люди на Земле не творения Божии, а как изрёк Ярославский - Губельман, «одинаково устроенные похотливые машины!!!» А кроме того,брак – «инструмент» для наиболее безопасного удовлетворения своих потребностей. Как же может быть иначе, если небеса «пустые»?!

(Все эти дикие высказывания принадлежат ему же).

Такие нелюди «выросли» из тех, кто вершит судьбы в «Соборянах» Н.С.Лескова и пытается переустраивать мир в его антинигилистических романах, о чём разговор тоже впереди.

    

                                           7. «Слово живое мёртвой буквой заменили».

  Ф.М.Достоевский изрёк устами героев своего тоже антинигилистического романа «Бесы», что отрекшийся от Бога перестаёт быть русским; а И.А.Ильин, продолжая мысли своего великого предшественника, сказал, что чувство национальное неразрывно связано с чувством религиозным. Понятно, что «безнациональны» как худшие литературные герои, так и уже упоминаемые реальные злодеи, палачи и кощунники. Все они, и вымышленные, и реальные, - «мёртвые души», и при этом гораздо страшнее тех, что предстают пред нами в знаменитой поэме. Страшнее, если можно так сказать, «нарастающим» безбожием. Сам же Н.В.Гоголь много позже создания поэмы, в конце жизни писал, обращаясь к друзьям, да и ко всем русским людям: «Будьте живые, а не мёртвые души. Нет иной двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролазай иначе, есть тать и разбойник».  Понятие же «святотатство» означает «украденная святость». Вот и «крадут» её в «Соборянах», «умертвляя» душу народа, не желая думать, не представляя, к каким страшным, разрушительным, безумным последствиям, к какой трагедии приведёт Россию выхолощенная душа народа, как «воровство» святости станет государственной политикой. Но душа лишённая святости умирает, а потому человек страдает – и страдает «люто», как говорилось в древне русской литературе! Страдает, если даже внешне веселится! И не может не приносить страдания другим!  (Мне кажется, этого нельзя не увидеть, не почувствовать, например, в «Бесах» Ф.М.Достоевского или в стихотворении «Наш век» Ф.И.Тютчева).

   А теперь снова обратим взоры к Н.С.Лескову и его горе-градоначальнику. Не может и не хочет и сам он, и ему подобные могут что-либо понять, раз для них слова: «вера» и «душа» превратились в пустой звук! Они ещё по традиции, по «форме» ходят в храм, хотя почему-то присвоили себе право разорять часовню старообрядцев. А уж «последователи» приложат все усилия, чтобы Бога вообще из жизни «изгнать», и станут рушить, как уже говорилось, все храмы подряд - было у кого «поучиться»! Только, как известно, Бог поругаем не бывает, а «поругаемы» станут души людей, что в комментариях также не нуждается.

          Уже в страшные послереволюционные годы не раз уже упоминаемый И.А.Ильин напишет, что первая и главная причина любой революции – кризис духовный, религиозный. Но разве не об этом предупреждал своих соотечественников оставивший этот мир ещё в конце 19-го века Н.С.Лесков в своём любимом произведении устами праведника?! Великие писатели не только предвидят сами события, а прозревают их духовную суть. Сделал это и Н.С.Лесков - только не захотели его услышать… А пророчества себя ещё не исчерпали – об этом далее. 

  А пока хотелось бы мысленно задать вопрос: связаны ли все трагические события хроники, а потом и реальной многострадальной истории нашего Отечества с отсутствием Первоиерарха Церкви? Судя по всему, да. (Я не решалась высказать одну очень страшную мысль о разорении монастырей в годы безбожной власти, пока не услышала подтверждение её в одной из передач цикла «Вера, Надежда, Любовь». Большевики своими страшными деяниями по сути продолжили начатое Петром Первым! Говорить о том далее, думаю, незачем.)

И, вспомнив предназначение Синода, о чём говорилось в самом начале, нельзя не сделать горький вывод - не мог Синод не способствовать формальному отношению к тому, что должно жить в душе человека, - к святости. А значит, души станет выхолащиваться и постепенно умирать - ведь «слово живое мёртвой буквой заменили». Именно так с горечью воскликнул незадолго до смерти Савелий Туберозов. «Заменили» именно тогда, в 18 веке, - а события «Соборян» - последствие.

И вот в другом произведении Н.С.Лескова два обывателя сокрушаются, что их общий знакомый «Библии начитался», всю прочитал и «до Самого Христа дошёл». «Ну, значит. Шабаш!» - делает неутешительный вывод один из них. Конечно, как же теперь истинный христианин будет жить в мире «мёртвых душ», и «мёртвой буквы»?! Как жить среди людей, которые, как говорил ещё А.С.Пушкин, в Церковь ходят три раза – креститься, венчаться и «вперёд ногами», а в остальное время о Боге забывают?! И, если уж вспомнились слова великого поэта, то следует, наверное, сказать, что относились они к духовному состоянию персонажей «Пира во время чумы» и, к сожалению, к большинству людей высшего света, которых знал поэт, во многом потому и обратился к данному сюжету. В обоих, очень разных произведениях, показано «умирание» забывшей Бога души, только у А.С. Пушкина на примере сбившихся с пути и не слушающих священника людей; а у Н.С.Лескова, кажется, «сбивается» с пути Христа сама Церковь (Конечно, не все её члены Церкви), а вслед за ней, конечно, и люди. И Н.С.Лесков, как уже говорилось, всеми силами старается вразумить заблудших. А потому, наверное, при всём ужасе, столь ярко показанном в «Пире во время чумы», трагедия «Соборян» глубже. И в то же самое время есть там в финале маленький, едва заметный лучик надежды, но об этом несколько позже.

        А пока хотелось бы снова обратиться к затрагиваемой ранее «немецкой теме». В том же 18 веке (имеется в виду эпоха Петра Первого) великий немецкий композитор И.С.Бах говорил, что юридическое отношение к вере выхолащивает душу, не способствует любви к Богу. Оттого и вступал великий композитор и органист в конфликт с администрацией школы, в которой преподавал, да и с властями города. Создатель бессмертных ораторий: «Страстей по Матфею», «Страстей по Иоанну» - и многих других шедевров с горечью констатировал, что в Германии музыке стала ближе всего юриспруденция. И гениальные его творения, которые ныне знают культурные люди всего христианского мира (А, может быть, и не только христианского), не были поняты. Они не соответствовали «форме». Для живой души композитора, любящего и прославляющего Творца, это было непереносимо. Вся жизнь гения была преисполнена лишений и страданий. Но, оставляя этот грешный мир, смотрел он, почти слепой, как вспоминали очевидцы, куда-то в даль – даль неземную.

«По суду любящих имя твоё просвети невежд и прости слепому и развращённому роду его жестокосердие – произносит перед тем, как оставить этот мир, праведник Савелий Туберозов -  Захария с улыбкой духовного блаженства взглянул на небо и осенил лицо Савелия крестом».

Всё-таки во многом схожи мысли немецкого служителя божественной музыки и русского служителя Церкви, созданного Н.С.Лесковым и вобравшего всё лучшее, что было в русском духовенстве. Проповеди Отца Савелия «форме» тоже не соответствовали. Похожи во многом и жизнь, и кончина – ведь великий немец тоже всю жизнь служил своей музыкой Создателю, а не форме и хотел, чтобы люди были искренне верующими. 

                                                             

     Не смог мириться с «юридической музыкой» и современник И.С.Баха - Г.Ф.Гендель, принявший в уже немолодом возрасте английское гражданство, считая, что там больше творческой свободы. Только и в желанной Англии он с грустью наблюдал, что уже сами люди забыли Бога и стали хуже язычников – хуже, потому что язычники Истинного Бога не знали, а образованные англичане позволили себе забыть. И тогда, чтобы вернуть заблудших к их Создателю, свои оратории композитор стал исполнять в концертных залах, а не в храме. Во всех этих ораториях, созданных, естественно на сюжет Библии: «Мессия», «Царь Саул», «Соломон» и др. – композитора прежде всего интересует народ в своём поиске Бога! Комментарии по этому поводу абсолютно не нужны. А главное его творение - оратория «Мессия» «свершила» чудо в жизни самого Г.Ф.Генделя – работа над ней исцелила композитора от паралича и подарила семнадцать лет жизни! Он и исцелился, и потом ушёл в Жизнь Вечную в Великую Субботу! Какая горячая, сильная, искренняя вера!

Великий И.В.Гёте, которого так любили переводить русские поэты, говорил, что именно православное богослужение в наибольшей степени осуществляет живую связь человека с Богом. 

Так отчего же власть имущие в «Соборянах» и, к сожалению, не только они, берут самое худшее, то, что, как мы хорошо видим, претило самим великим немцам?! Понять это истинному христианину, чья душа не очерствела, не умерла, невозможно!

И ещё хотелось бы обратить внимание на приводимые уже в статье слова создателя «Мессии» и других гениальных ораторий о том, что забывшие Бога хуже язычников.

В статье уже говорилось о предназначении Синода и царя, о том, что у светской власти нет морального права вмешиваться в дела Церкви, а уж тем более, упразднять Патриаршество. Создание Патриаршества на Руси было, естественно, в духовном плане шагом вперёд – признанием духовного самостояния Руси – и, значит, отказ от него означает уход вспять. (И через два века в многострадальной России после Октябрьского переворота на десятилетия настанет «неоязычество» - тоже духовный поворот вспять - рискну произнести, что «зародыш» его появился именно после отмены Патриаршества, о чём в какой-то мере говорилось ранее). Так что ничего хорошего в духовной жизни ожидать не приходится. И кризис духовный рано или поздно затронет все стороны человеческого бытия, как и произошло.

                                 8.Бесы против святых книг

Трагические же пророчества, однако, и тем ещё не исчерпались. Мы знаем из истории и видим в литературе, как в определённых кругах «созревает» революционная мысль! Есть они и в провинциальном городе – и в «Бесах» Ф.М.Достоевского, есть, конечно, и там, где живут «Соборяне». Никому, думаю, не надо ныне объяснять, что революционеры никогда на самом деле не заботились о благе народа, а стремились к власти, что показала наша многострадальная история. (Желающий добра будет стараться научить добру, созиданию, а не ненависти и убийству. Да и самого слова «революция» в русском языке не было – а пришла эта мерзость от французских просветителей). И Н.С.Лесков, и вслед за ним русские мыслители двадцатого века: И.С.Шмелёв и И.А.Ильин, показали, что для свершения революции надо – страшно сказать-убить душу народа! Ведь любая революция, как напишет потом не раз упоминаемый И.А.Ильин, начинается с атеистического бунта, о чём, по сути, уже говорилось.

И не надо быть слишком внимательным, чтобы увидеть страшную гордыню революционеров, презрение к простому русскому народу. Простых обывателей они называют «глупыми красными петухами». (Кстати, следует вспомнить похожие сравнения людей с вошью, с тараканами в известных произведениях Ф.М.Достоевского. Конечно, отречении от Творца разрушает человека, созданного по Его Образу и Подобию, обессмысливает бытие-а потому приводит к ненависти и людей с их слабостями и пороками, да и самого себя заодно – а потом к желанию уничтожать, разрушать. Такие не могут не разрушать – ведь обесценивается и чужая, и своя собственная жизнь. Этой мысли посвятил один из номеров своего знаменитого Дневника Писателя Ф.М.Достоевский).

     И вот разрушающая ненависть предстаёт ещё одной из своих граней, о которой нельзя не сказать. Один из персонажей «Соборян» говорит: «Вы вон школы заводите, что же? по-настоящему, как принято у глупых красных петухов, вас за это, пожалуй, надо хвалить, а как Термосесов практик, то он не станет этого делать. Термосесов говорит: бросьте школы, они вредны; народ, обучаясь грамоте, станет святые книги читать. Вы думаете, грамотность к разрушающим элементам относится? Нет-с. Она идёт к созидающим, а нам надо прежде все разрушить». Что-то ещё нужно комментировать?! (Кстати, фамилия Термосесов очень неблагозвучная)

«Велика ведь бывает польза от учения книжного книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина ими мы в печали утешаемся они узда воздержания» - так сказано в одном из величайших произведений древнерусской литературы «Похвала учению книжному», обобщившем вековой духовный опыт, отразившем образ мышления народа, не мыслящего себя вне христианского миропонимания. И эта благодать, эта мудрость «вредна»?! Понятно, что только для безбожников - разрушителей!

«Мне страшную быль рассказали -

Её повторить я готов,

Как древние книги сжигали

В начале тридцатых годов».

 

Эти «кровоточащее» стихотворение «Быль» было написано А.Жигулиным, конечно, уже после самого страшного разгула всеобщего безумия. Стало быть, свершили «бесы» своё чёрное дело! И слово это можно было написать без кавычек. Ведь именно «бесовство» - духовная суть русской (а по сути, любой) революции, как писал п рофессор М.М.Дунаев. Отразил эту суть Ф.М.Достоевский в «Бесах» – отразил, конечно, и Н.С.Лесков. В творчестве Н.С.Лескова антинигилистическим назван роман 

«На ножах», конечно, антинигилистическая суть и в романе «Некуда», и хроника «Соборяне» тоже открывает глаза на тех, кто жаждет переустроить сотворённый Богом миропорядок. (В одном из комментариев это произведение прямо названо антинигилистическим) Думаю, ни у кого эти люди не вызывают ни симпатии, ни сочувствия. И хроника, как уже не раз говорилось, преисполнена страшных пророчеств, которые не были услышаны.

                                                         9.Сбывшиеся пророчества.

  Однако, для полноты представления, полноты ощущения бездны духовного падения многих русских людей обратимся к пророчествам не только отражённым великими писателями, к которым, конечно, по словам А.С.Пушкина «взывает Бога глас». Обратимся и к тем откровениям, что были даны великим святым Руси и простым, не отрекшимся от Бога крестьянам в жизни реальной. Писатель, наводящий ужас на большевиков, - С.А.Нилус запечатлел в двух своих книгах рассказ реального человека - благочестивого крестьянина в начале двадцатого века. Крестьянин тот в жаркий день, подойдя к реке, увидел на раките полчище бесов, сидящих, как вороны, на ветвях и распевающих: «Наше время – наша воля»! (А в одной из книг ещё говорится, что играли они на немыслимых музыкальных инструментах). Об этом страшно даже читать; а слова «песни» говорят сама за себя. (Заметьте: не возгордившемуся профессору, «веровавшему в одну науку», как написал об одном из чеховских персонажей профессор М.М. Дунаев, а мужику, возможно, читавшему по слогам, но имеющему глубокую веру и чистое сердце).                

      Примерно в то же время, ещё до официального своего прославления, явился в вещем сне Святой Серафим Саровский Иоанну Кронштадтскому, тоже впоследствии причисленному к Лику, и показал Царя Николая Второго в терновом венце, пятиконечную звезду и легионы бесов, поющих: «Вставай, проклятьем заклеймённый…»! Суть пророчества та же. Думаю, что эти слова когда-то хорошо известного всем «Интернационала» как в связи с «Соборянами» и другими литературными произведениями, так и в связи с событиями реальной русской жизни следовало бы понять лучше. Наверное, большинство людей никогда и не задумывалось, к кому слова эти обращены. Человека Бог наказал за ослушание, но не проклял - проклят же был искусивший человека дьявол, явившийся в образе змея. Значит… Вывод очевиден! Потому и звучит страшный призыв, причём, ко всем людям земли «разрушить мир насилья до основанья…» Совершенно ясно, что снова, как и тогда в Райском саду, как во все века, взывает дьявол к человеческой гордыне, «предлагает» стать «как боги». Потому «миром насилья» названо подчинение своей воли Воле Творца, Страх Божий в людях, который мешает дьяволу забирать их души и творить свою волю. Потому и хотят персонажи «Бесов» Ф.М.Достоевского «победить Страх Божий» и стать «выше Бога», очень ужжелают они творить «свою» волю! Потому-то вместо лиц у них, как писал П.А. Флоренский, «омертвелые маски» - отрекшийся от Образа и Подобия Божьего обречён на смерть. (Уже в конце 20-го века один из потерявших стыд американских политиков изречёт, что нравственные понятия мешают человеку развиваться! Только, может быть, развращаться и разлагаться?!) Естественно, для дьявола исполнение людьми Заповедей Божьих непереносимо – ему же надо, чтобы они построили «новый» мир» – мир «без Бога и Святых Его», как говорил в страшные годы Гражданской войны святой Патриарх Тихон. Для людей же это будет означать только одно: отказаться от Царства Божьего и пойти к нему – к дьяволу во служение! (Да и ещё с бодрыми песнями, и маршируя). При этом, наивные по причине своей духовной безграмотности, ослеплённые, станут они искренне полагать, что творят свою собственную волю. (Достаточно вспомнить, как будет радоваться булгаковский Воланд, когда встретит атеистов, добровольно отказавшихся от «сказок» о Боге; или стихи, которые напишет Демьян Бедный, радующийся разрушению Храма Христа Спасителя и при этом имеющий наглость утверждать, что говорит от лица народа). Потому и не может нахватавшийся революционных идей персонаж романа Н.С.Лескова «Некуда» выносить присутствие иконы – она обличает больную совесть, свет непереносим для тех, кто выбрал тьму.

«Слава Тебе, Показавшему нам Свет» - звучит в храме из уст священника благодарность Создателю. «Слава Тебе, Показавшему нам Свет» - так заканчивает одну из глав своей книги с говорящим названием «Свет Истины» П.А.Флоренский.            И вот «тьма на Свет сбирает рать». Эти слова, написанные уже в конце 20-го века Николаем Мельниковым в довольно известной ныне поэме «Русский Крест» вне времени – и, конечно, отражают суть самых отвратительных персонажей всей классической русской литературы, в том числе, и желающих отнять у народа школы и святые книги в «Соборянах». (Очевидно, что трагедия опустившегося Ивана и других мужиков из вымирающих сёл в поэме «Русский Крест», превратившихся из Ростовых в «пьяненьких ростков» - расплата за разорённые храмы, за превращения крестьян в колхозников, за утрату вековых духовных устоев, когда «жили верой и трудом» и «Божий Крест несли со всеми». А «поспособствовали» разорению человеческих душ задолго до рождения Ивана, и его односельчан такие, как персонажи, желающие, чтобы народ в Церковь не ходил и святые книги не читал. Только вот Иван, дойдя до края, покается и начнёт восстанавливать разрушенный сельский храм, а потом присоединятся и остальные – и тем спасутся. А сколько тех, кто не покаялся?!)  

Вот хотят революционеры в «Соборянах», чтобы люди перестали в храм ходить. И одним из примеров того - учитель Препотенский (Фамилия тоже весьма неблагозвучная) - он просто страдает оттого, что мать ходит в храм. Того, что он сам отрёкся от Бога, ему недостаточно. (В связи с этим хочется провести некую параллель неблагозвучия фамилий и одного из приёмов иконографии. Отрекшихся от Бога пишут несуразными, уродливыми с явным нарушением пропорций. И это естественно, если человек не хочет быть Образом и Подобьем Божием, а желает отражаться в кривом зеркале дьявола. Думаю, и писатель, чьё орудие слово, также отражает эту идею, давая столь неблагозвучные фамилии).

    Персонаж этот занимается опытами, как знаменитый Евгений Базаров, только он хуже, агрессивнее – и это вполне понятно – ведь идея нигилизма показана, если можно так сказать, «в развитии». И, если финал «Отцов и детей», по словам самого И.С.Тургенева христианский, и звучат в нём слова, обращённые в вечность, то Препотенский и ему подобные выбирают небытие! И не только для себя. Тоже всё понятно и очень страшно!

Думаю, что суть таких, как Препотенский, Тармосесов, и им подобных до глубины раскрывают строки стихотворения «Воскресная школа», созданного В.Г.Бенедиктовым - писателем, творившим примерно в то же время, что и Н.С.Лесков.

 Кто не хочет, чтоб доступен  

 Свет тот был для всех людей,-


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.