Конечно, началом всего является создание славянской письменности               Св. Кириллом и Мефодием, чему посвящена первая статья.         — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Конечно, началом всего является создание славянской письменности               Св. Кириллом и Мефодием, чему посвящена первая статья.        

2019-06-06 162
Конечно, началом всего является создание славянской письменности               Св. Кириллом и Мефодием, чему посвящена первая статья.         0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конечно, началом всего является создание славянской письменности               Св. Кириллом и Мефодием, чему посвящена первая статья.        

           

1. «Духовное начало славянской письменности». Статья посвящена духовным истокам нашей культуры и письменности, сакральному смыслу нашего языка, а также отражению слова как Дара Божьего в русской литературе. (Статья написана при участии студенток Технологического колледжа № 21 Гориной Татьяны и Зуевой Анастасии).

2.

                                                          

     2. Творчество Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816) – яркий пример духовного начала русской литературы и отражение русского мышления.

(На основе всемирно известной поэмы «Бог» и других произведений).   Творчество Гавриила Романовича Державина, очевидно, можно считать связующим звеном между древнерусской литературой и более поздней – светской литературой, связующим звеном между двумя типами культуры: средневековой и возрожденческой, по слова П.А.Флоренского, между двумя типами мышления. Статья написана после проведения открытого занятия «Духовное начало творчества Гавриила Романовича Державина». (На примере мирового шедевра – оды «Бог»).

                        

 

                     

Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»

Творчество поэтов Серебряного века – это прежде всего продолжение духовных традиций. В данной статье эта преемственность отражена на примере мыслей о Вечном мироздании и Вечной России в творчестве двух великих поэтов, родившихся с разницей в 50 лет, - Ф.И.Тютчев и В.С. Соловьёва.

                              

Великий день Кирилловой кончины-

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду Среди соблазнов и сомнений.  

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем, и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы

Тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

 Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

 Великого служения славянам»...

                             


 

        Предание говорит о том, что мать Кирилла и Мефодия была славянкой, а отец греком, что кажется неким символом. И в церковнославянской азбуке есть буквы, заимствованные из греческого алфавита. Это и Фита, и Омега, и Кси, и Пси.

Но главное в том, что ко всем буквам люди относились как к живым, а потому, им давали имена, украшали их на письме – а в орнаменте были и звери, и птицы, и, конечно, люди. (Например, буква Ферт изображалась в виде подбоченившего человека, а Юс Малый, скорее всего, как мужчина с бородой и усами.).

–ферт

         Пословицы:

Подпершимся Фертом.

Означало «Бог».

«Рцы, Слово, Твердо» – ответственность за данное слово, нарушить которое нельзя, и т.д.


Звучат лишь письмена.

Умейте же беречь

Наш дар бессмертный – речь.


Кажется, Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Слово», написанном уже в начале 20 – го века выразил душу наших благочестивых предков.

Большинство букв было ещё и числами, например: Азъ – 1, Добро – 4, Иже – 8, Фита – 9, Люди – 30, Рцы – 100 и т.д. У некоторых букв числа даже отразились в названии: И десятеричное, И восьмеричное – второе название буквы Иже. И написание числительных с 11 по 19 происходит от их записи в кириллице. (А числа назывались «Цыфирь»).

О том, что значила для наших предков азбука, говорят и гимназические песни                («Кто не знает буквы ять…»),и многие пословицы и поговорки: «Сделать на ять» – т.е. на отлично; «Прописать Ижицу» – т.е. наказать, причём, изначально физически; «Фита, ижица – к ленивому розга движется» и др. Нельзя не увидеть, что за лень при изучении азбуки секли, чтобы поболезновала плоть, да не растлился дух, потому что лень – грех, а значит, служение лукавому.

                                                   

Конечно, азбука претерпевала на протяжении истории изменения (например, появление буквы ё в 19 –ом веке.) Да и в русской литературе мы читаем о разных курьёзах, происходивших с Фертом и Фитой из-за их одинакового произношения.

-фита

Словом разрушали города.

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Умное число передает.

Покоривший и добро и зло,

Но забыли мы, что осиянно

И в Евангелии от Иоанна

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

Дурно пахнут мертвые слова.



 Но если «патриарх седой» обратиться к слову не решался, но новые «творцы» слово разрушали, создавая уродливые сокращения и неологизмы, которые до сих пор на слуху, имена, лишающие Ангела – Хранителя, старались стереть из памяти народа исторические названия, запрещали и сжигали книги. Бесам невыносим Крест и всё, что с Ним связано.

«Новые творцы жизни, откуда вы?! С лёгкостью неимоверной расточили собранное народом русским. Рвёте самую память Руси, стираете Имена-Лики…», - этот крик души И.С.Шмелёва из книги «Солнце мёртвых» относится, конечно, и к осквернённому русскому языку. Невозможно без содрогания читать и стихотворение А.В.Жигулина «Быль»:


Ее повторить я готов,-

Как древние книги сжигали

В начале тридцатых годов.

Далеко, на Севере где-то,

Стоял монастырь у воды.

Стоял на окраине света,

Не видел татарской орды.

Тевтонцы туда не пробились,

Ни ляхи,

Ни Наполеон.

Там древние книги хранились

Еще с византийских времен.

…Костры полыхали багрово,

И отблеск плясал на стене.

Сгорел в том ужасном огне.

Сгорели и акты, и святцы,

Сказанья родимой земли…

Да что ж вы наделали, братцы!

Да как же вы это смогли?!


 

Но всё возвращается «на круги своя». И вот на постсоветском пространстве сооружён памятник Святым Братьям, накануне Дня Памяти Святых Кирилла и Мефодия 24 мая совершается крестный ход, создан Центр Славянской Культуры и Письменности.

 Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин писал, что сохранить язык народа – значит сохранить сам народ. Сохранить даже в самых тяжких испытаниях, как писала А.А.Ахматова в страшные годы войны в стихотворении «Мужество»:


И что совершается ныне.

И мужество нас не покинет.

Великое русское слово.

Навеки.


 Снова возвращаясь в финале к создателям нашей письменности, надо вспомнить, что Кирилл ещё в детстве, в вещем сне, обручился с прекрасной девушкой по имени София. Это имя означает «Премудрость Божия», которая сошла на землю, чтобы человек соединился с Божеством. И Святой Кирилл со своим братом посвятили жизнь этому служению. Соединение мира земного и мира духовного происходит через Слово в его высшем проявлении, через музыку, живопись, которые расцвели на Руси после принятия ею Святого Крещения, потому что русская идея неотделима от Крещения, от Образа Святой Троицы, как писал философ Владимир Сергеевич Соловьёв.

       Один из известных исследователей русского языка Фазиль Израбеков (В Крещении Василий) сравнивал язык дохристианской Руси с бутоном, а язык Руси после Крещения с расцветшей розой, а Крещение с благодатным дождём.

А осквернение языка – это оскорбление Бога и Триединсва Матери, о котором говорил В.М.Васнецов: Матери Божией, Матери – Земли и Матери, давшей жизнь. Блудная брань не сходила с уст революционных солдат и матросов, казнивших невинных людей. На Святой Руси за блудную брань секли на площади! Но самое страшное наказание – это осквернение своей души, потому и наказаны были многие сквернословы немотой в конце жизни.

Слово – великая тайна. Когда Святой Кирилл путешествовал по Крыму, он нашёл Псалтирь и Евангелие, написанное русскими буквами ещё до создания азбуки! Эту великую тайну людям постичь не дано, но мы должны помнить, что Слово – дар, что обращаться со словом «надо честно», как писал Н.В.Гоголь. А словоблудие – грех!

                                       

Конечно, пытаясь завершить беседу на эту неисчерпаемую тему, следует обратиться к великому А.С.Пушкину. В стихотворении «Арион» спасён только «таинственный певец», слагавший гимны; в стихотворении «Памятник» поэт говорит, что слово должно пробуждать высокие, добрые чувства. А главное произведение - «Пророк», созданное на основе библейского текста и говорящее о Божественном, преображающем душу даре слова. Оно обращено к каждому, для кого слово не превратилось в пустое сотрясание воздуха:


Духовной жаждою томим,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.



«Вера есть путь к познанию вечного…так говорил… «Таинственный Певец»…да услышат его люди, оглушённые шумом земли…и спасение придёт» - эти слова философа Н.Н Ильиной, сказанные в 1928 в эмиграции о творчестве А.С.Пушкина, должны и для нас, русских людей, живущих в 21-ом веке, стать напоминанием о великом предназначении Слова и об ответственности за Слово каждого из нас!

                        

             

                     

                               Литература.

1. «Буквица славянская» Н.П.Саблиной. (Из книги взяты отрывки об истории некоторых букв).

2.  Лекции протоиерея Александра Салтыкова – сотрудника Музея древнерусского искусства им Андрея Рублёва.

3. Сборник духовной поэзии «Слово и дух».

4. Н.В.Гоголь «Духовная проза».

5 Журнал «Православная беседа».

6. Журнал «Русская речь» - этюд Н.Н.Ильиной о творчестве А.С.Пушкина.

7.  И.А.Ильин – статьи о России разных лет.

8. Журнал «Русский дом».

9. Программа канала «Культура» о творчестве В.М.Васнецова «Образ Богородицы» из цикла «Библейский сюжет».

10.  Книга издательства Московской Патриархии «Грех сквернословия».

11. Фазиль Израбеков «Заметки нерусского человека о русском языке».

12. В.С.Соловьёв «Русская идея».

                            

                         Статья вторая:

Творчество Гавриила Романовича Державина         (1743 – 1816) – яркий пример духовного начала русской литературы и отражение русского мышления.

(На основе всемирно известной поэмы «Бог» и других произведений).

Творчество Гавриила Романовича Державина долгое время воспринималось как литературный памятник, как что-то застывшее, трудно воспринимаемое современным языком и мышлением. Вряд ли могло быть иначе в атмосфере всеобщего безбожия, когда с детства внушалась мысль о том, что первична материя, а не дух.

Но вот, наконец, освобождаясь от духовной слепоты, мы имеем возможность внимательно прочитать, проанализировать с духовной точки зрения то великое произведение, которое сам писатель считал главным, - поэму «Бог», по вполне понятным причинам, не изучавшуюся в советской школе.

Читатель постепенно погружается в это кажущееся неприступным произведение – и вместе с автором как будто возвращается к началу Дней Творения, пытаясь прикоснуться к Тайне Святой Троицы; задуматься о безначальности и бесконечности Вездесущего Творца.

 

«О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Хотя и мог бы ум высокий, -

Тебе числа и меры нет!»

 

Благотворное влияние церковнославянского языка, многократно звучащее в поэме, возвышает душу, пробуждает, как писал уже в 20 веке русский философ Евгений Николаевич Трубецкой, «…горение к небесам»; невольно заставляет задуматься о вечности. Именно поэтому возникает чувство благоговения, ощущение причастности к вечному мирозданию:

 

«Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

В твоем величьи исчезает,

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый всe единым словом,

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь» -

к этой мысли поэт возвращается неоднократно и в самой поэме, и в других произведениях, тем более, что в творчестве поэта множество стихотворных переложений псалмов.

Теперь, как было сказано ранее, обратимся к творчеству других, более поздних писателей, и специально начнём с поэзии Серебряного века, чтобы подчеркнуть «сверхвременное» в русской литературе, несмотря даже на трагические потрясения 20–го века.

Перед нами мучительные рассуждения лирического героя К.Д.Бальмонта, обычно не проявлявшего такой силы религиозного чувства, как его великий предшественник. В стихотворении «Зачем?» звучит почти что ропот, которого, очевидно, не могло быть у самого Г.Р.Державина:

«Зачем Ты даровал мне душу неземную

И приковал меня к земле?»

Или

«Велик Ты, Господи, но мир твой неприветен,

Как всё великое, он нем…».

Но в финальном стихотворении цикла «Снежные цветы» мысли напрямую перекликаются с одой Г.Р.Державина:

«Мне открылось, что времени нет,

Что недвижны узоры планет,

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас распятого Христа».

А вот пример иного направления Серебряного века.

«Большая вселенная в люльке

Забываем мы часто о том,

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

И в каждом шелесте листа

Другое слышится мне пенье,

Видна иная красота.

Я в них иному гласу внемлю

И, мыслью сметною дыша,

Гляжу с любовию на землю,

Но выше просится душа».

К такому выводулирический герой приходит, вдоволь налюбовавшись земными красотами и насладившись земными радостями. И у Г.Р.Державина «иная красота» и в «пылинках инея», и в «сыплющихся искрах», и в «горящих эфирах».

Позже - на рубеже 19 – 20 веков поэт и религиозный философ В.С. Соловьёв и вовсе не показывает красоту земного пейзажа, несмотря на название стихотворения «В Альпах»; но эта красота пробуждает «Мыслей без речи и чувств без названия радостно – мощный прибой». В произведении создан образ парящей над землёй души, окрылённой красотой земного пейзажа. Лирический герой хочет донести до читателя свои духовные переживания:

«Синие горы кругом надвигаются,

Синее море вдали;

Крылья души над землёй поднимаются –

Но не покинуть земли!»

И вот «…зыбкая насыпь надежд и желания», которую «смыло волной голубой», в финале превращается в «…берег надежды и берег желания…», который волна уже смыть не может. И вообще земная красота – это, по словам того же В.С. Соловьёва в статье «Красота в природе», «преображение материи чрез воплощение в ней другого – сверхматериального начала», т.е. Творца! Естественно, что образ парящей, преображённой, летящей к Творцу души присутствует и у Г.Р.Державина, о чём будет сказано несколько позже.

«Словесность и музыка суть две сестры родные,» - сказал один из поэтов 18 века. Бесспорно, тем более, что стих и музыка когда – то были неделимы. Да и приведённые выше слова Е.Н. Трубецкого прежде всего относятся к музыке, а потом и к другим видам искусства. Конечно, привычная нашему сознанию музыкальность стиха С.А.Есенина или Н.М.Рубцова не присуща величественному слогу Г.Р.Державина, но в произведении звучит, как говорили ещё древние греки, «музыка небесных сфер», которую не дано слышать человеку:

«Светил возженных миллионы

 В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Или горящие эфиры,

Лицом ко тверди я лежал,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь».

Всё здесь, как и в каждой строке оды, в ином измерении, в иной – духовной реальности:

«Я ль нёсся к бездне полуночной,

Иль сонмы звёзд ко мне неслись…

Над этой бездной я завис».

Оттого и трепет, и смятение, но не безысходность и страх, а благоговение перед величием «Творца Всяческих», по словам русского философа А.И.Ильина:

 

«И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

Всё невозвратнее тону».

Этот «космический ряд» можно продолжать до бесконечности, но завершим рассуждения о музыке небесных сфер сопоставлением с прекрасным, известным каждому произведением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

     «…Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

И звезда с звездою говорит.

     В небесах торжественно и чудно…» -

в созданном поэтом ночном пейзаже тоже звучит тихая, прекрасная мелодия, доступная, как позже скажет И.А.Бунин, «…не земному слуху, а только внемлющему уху…». Её слышит тот, кто находится наедине с Творцом, кто не утратил способность внимать, размышлять и благоговеть.

Сам же Г.Р.Державин, продолжая размышлять о Величии Творца, подводит читателя к одному из главных вопросов не только оды, но и всего земного бытия – место человека в этом огромном и величественном мироздании:

 

«Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

И что перед тобою я?»

 

А далее звучит исчерпывающий ответ:

«В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

А я перед тобой - ничто».

Но это вовсе не обречённость, не уничижение человека, потому что именно Христианство, как никакая другая религия, возвышает человека. «Самая личностная из всех религий – Христианство», - напишет уже во второй половине 20 века философ Э.С.Менделевич. К такому выводу и приводят долгие размышления лирического героя Г.Р.Державина:

«Ничто! - Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь - конечно, есть и ты!»

О том, что мир создан Единой Рукой Любящего Творца говорят и природа, и разум, и сердце лирического героя, а по сути, любого мыслящего человека! И сам Г.Р.Державин искренне не мог понять, откуда берутся люди, называющие себя атеистами, если:

              «Ты есть! - природы чин вещает,

             Гласит мое мне сердце то,

            Меня мой разум уверяет,

            Ты есть - и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Средине естества я той,

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества…»

 

Лирический герой Г.Р.Державина путём рассуждений приходит к той мысли, которая отразилась в самых, наверное, главных и известных всем строках поэмы:

«Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!»

И вот, наконец, звучит вопрос, который рано или поздно задаёт себе всякий мыслящий человек, и очевидный на него ответ:

«Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? - безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать твоей…».

Как уже говорилось, это не тоска, не обречённость, а вечный поиск, жажда познания.

В книге «Простыми словами о тайне Троицы», убиенный в 2009 году священник Даниил Сысоев написал: «Если мы заглянем в своё сердце, то увидим, что в нём горит некий тайный огонь, который понуждает нас искать Того, Кто одновременно и достижим, и недостижим».

Это - вечный полёт души и сознания! Потому и лирический герой Г.Р.Державина «Несытым никаким» летает «всегда пареньем высоты», постоянно устремляясь к Творцу.

«Я подхожу к сияющему трону

Тебя ничем иным почтить,

И благодарны слезы лить».

Благодарные, сладостные слёзы обретённого спасения льёт и лирический герой И.А.Бунина – поэта Серебряного века, по складу ума и мироощущению сильно отличающегося от Г.Р.Державина:

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив та в жизни земной?»

И в бабочке взяв новый вид,

В лазурну воздуха равнину

На крыльях блещущих летит,

Не будешь ли бессмертна ты?

О нет! бессмертие прямое —

В едином Боге вечно жить,

Покой и счастие святое

Сияй, надежда, луч лия,

Да на краю воскликну бездны:

Жив Бог — жива душа моя!» -

рассуждение и вывод, неоднократно звучавшие в приведённых выше произведениях, завершают и оду «Бессмертие души».

 

Живший ещё на рубеже 4- 5 веков Святой Василий Великий говорил, что псалмы – это «…тишина души, раздаяние мира…,прибежище от демонов и вступление под защиту ангелов»; что псалмопение дарит любовь в высшем смысле. Потому и лирический герой од Г.Р.Державина как будто восклицает вслед за Царём Давидом: «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

С обращения к Псалтири князя в тяжёлой для Руси ситуации начинается и знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха: «…взял Псалтирь, в печали разогнул её, и вот что мне вынулось: «О чём печалишься, душа моя? Что смущаешь меня?» и прочее». Это - основа мышления древнерусской литературы. Это - нравственная основа поступков и благочестивого князя Древней Руси, и благочестивого дворянина Г.Р.Державина, жившего на рубеже 18-19 веков.

Конечно, Г.Р.Державин обращался и к античной мифологии, изображая придворных Екатерины Второй; конечно, его стихи подписаны автором, в отличие от произведений древнерусской литературы. Однако главная тема большинства произведений, исключительное благочестие самого писателя позволяют говорить о его творчестве именно как о связующем звене. И очень важно для нас понять это –понять уже тогда, когда формируется личность человека.

 

Возвращаясь в финале к главному произведению, к созерцанию Величия Творца, хочется вспомнить, как уже в 20 веке в эмиграции тоже с детства воспитанный в крепкой вере И.С.Шмелёв в своих произведениях создавал образы взятых из реальной жизни людей, которые созерцали Величие Божие. В главной повести «Лето Господне» купец специально телескоп купил, чтобы на московские святыни с Воробьёвых гор смотреть! А в прощальной повести с говорящим названием «Пути Небесные» учёный – рационалист, посмотрев на звёздное небо, впервые задумался о мироздании и смысле человеческого бытия - и в финале произведения пришёл к настоящей, искренней вере. А для многих героев той же повести: юной Дариньки, простого урядника - то, что называют духовной реальностью, просто само собою разумеется. И исполняемый в финале знаменитый романс на слова поэмы А.К.Толстого «Иоанн Дамаскин», где Творца хвалит «…и каждая былинка в поле, и в небе каждая звезда», воспринимается как глубоко личное переживание. Недаром говорил дед писателя, что надо воспитывать народ – «с детства воспитывать» - и благочестивая русская литература играет в этом очень важную роль.

В сборнике «Я вглядываюсь в жизнь» того же И.А.Ильина говорится, что произведения искусства создаются эстетическими средствами, эстетическим образом; но главное, во имя чего всё совершается, - эстетический предмет. Это и есть духовная реальность, которая определяет смысл любого произведения, а, в конечном счёте, смысл жизни. Понятно, что поэма «Бог», Г.Р.Державина, как и более поздние упоминаемые здесь произведения, яркий тому пример!

Потому и не может, не имеет права изучение литературы быть формальным - и исходить оно должно не от созданных идеологией методик, а от замысла писателя, от духовного начала высокого искусства, к коему относится и литература. Надо помнить, что тот, кто не научится созерцать, размышлять, благоговеть, несчастен; потому что, как писал уже упоминаемый здесь философ Э.С.Менделевич, восторг делает человека «…причастным истине…». Конечно, эта мысль более чем где- нибудь, отразилась в одах великого Г.Р.Державина; и жизненный путь его - тоже один из лучших тому примеров!

«Конец – и Богу Слава» - этой мыслью завершали свои труды многие наши великие соотечественники. Поэтому и нам должно последовать их примеру – и завершить разговор на эту, конечно, неисчерпаемую тему финальными словами «Утреннего размышления о Божием Величестве», созданного великим М.В.Ломоносовым и созвучного финалу бессмертной оды Г.Р.Державина:

«Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел;

Литература.

 

 

Туманная и тихая лазурь

Та кроткая улыбка увяданья,

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что свозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

Исходил благословляя.

       А у В.С.Соловьёва в одном из самых известных стихотворений «В Альпах» вовсе отсутствует описание одного из самых красивых мест земли, потому что пейзаж в данном случае – ступень духовного подъёма; потому и «мысли без речи», и «чувства без названия» как в начале, так и в конце стихотворения:

Радостно-мощный прибой,

Смыло волной голубой.

Синее море вдали.

Но не покинуть земли.

Плещет жемчужной волной.

Радостно-мощный прибой.   

Нельзя «наитие вещательного духа» (Н.С.Лесков) назвать «на ежедневном языке».                  (А.К.Толстой.)

            Если язычники обожествляли саму природу в проявлении стихий, то для христиан природа – нерукотворный храм Творца – и эта мысль, естественно, лежит в основе многих великих произведений искусства. И В.С.Соловьёв в своей основной ипостаси - религиозного философа писал:                                «Мы должны определить красоту как преображение материи чрез воплощения в ней другого, сверхматериального начала». Эти замечательные слова из небольшой статьи «Красота в природе» следует чаще вспоминать, чтобы в жизни не происходило роковой подмены понятий. Ведь даже ещё языческие философы: Сократ, Платон, жившие в 4-ом веке до Рождества Христова, - говорили об ином мире, где нет зла; о том, что красота на грани двух миров; о том, что есть музыка небесных сфер, недоступная человеческому слуху. Правда, пути в тот прекрасный мир не было, потому что Спаситель ещё не пришёл во плоти и не искупил крестной смертью грехи людей – а потому мир людей «гроб для праведника», а тело - «гроб души». Эти мысли великих, праведных язычников, по сути, предшественников христианского мышления, не могли не отразиться и в русской литературе, особенно в раннем творчестве многих поэтов.

Одним из ярких примеров такого отражения, наверное, можно считать ранние стихотворение Ф.И.Тютчева «Молчание», в котором «Мысль изречённая есть ложь», а потому и обречённый вывод: «Лишь жить в себе самом умей». И в другом его тоже раннем стихотворении «Фонтан» нельзя подняться выше «высоты заветной», а потому фонтан, а по сути человек «ниспасть на землю осуждён»:

     О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

  Тебя стремит, тебя мятёт…

Но длань незримо – роковая,

Твой луч упорный преломляя,

А когда без тебя

Суждено умереть –

Буду яркой звездой

Над тобою гореть –

Так написал он в стихотворении «Нет вопросов давно…»

Для его лирического героя (и не только здесь) важно только то, что «…сердце сердцу говорит в немом привете». (Стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…»). Эти стихи о том, что мир дольний есть лишь отражение мира горнего, который, как написал профессор М.М.Дунаев, «мы видим как сквозь мутное стекло». (Изначально это - тоже слова из Священного Писания). Но любовь, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестанет», которая больше, чем вера и надежда, поднимает человека над обыденностью, делает причастным вечности, приближает к тому, чтобы видеть, как сказано у того же апостола, «лицом к лицу». (Оба эти произведения, воспевающие вечную любовь, даже были положены на музыку одним из современных православных композиторов.)

       И вот снова у В.С. Соловьёва обычный лесной пейзаж в стихотворении «Там, где семьёй столпились ивы…» пробуждает у лирического героя мысли о предназначении человека, и поэтому в финале он поднимается «…и над любовию земною, и над земною суетой»:

                 Там, где семьёй столпились ивы

                 И пробивается ручей,

                 По дну оврага торопливо,

                Запел последний соловей.

               Что это…Радость обновленья,

                Иль безнадёжное прости…

                А вдалеке неслось движенье

                И гул железного пути.

                И небо высилось ночное

                С невозмутимостью святой

                 И над любовию земною,

                И над земною суетой…

                             

«Есть вечная любовь, которая, побеждающая смерть,» – говорят нам оба поэта своими стихами! И в философской статье «Смысл любви» В.С. Соловьёв писал о том, что только соединение в Боге ведёт к бессмертию, потому что «… перерождает жизнь вечною, нетленною силой благодати».

       И снова одно из поздних стихотворений Ф.И.Тютчева, где выстрадавший свой духовный опыт поэт говорит, что благодать доступна лишь тем, кто «…умел…любя, страдать», а потому «чужие врачевать недуги своим страданием умел…», а иначе невозможно:

                    Но этой веры для немногих

                    Лишь тем доступна благодать

                    Кто в искушеньях жизни строгих,

                    Как вы, умел. Любя, страдать,

                    Чужие врачевать недуги

                    Своим страданием умел,

                     Кто душу положил за други

                     И до конца всё претерпел.

         И, конечно, в творчестве В.С. Соловьёва одним из самых значимых является образ Богородицы, потому что Она высшее проявление любви к грешным людям, их последняя надежда на прощение, заступница мира. Она путь духовного восхождения:

Литература.

В.С.Соловьёв «Смысл любви».

Во имя грядущего,

Но помилуй прошедшее».

(Стихотворение «Молитва» из книги «Жемчуга»).

Без «прошедшего», без памяти нет будущ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.