Психология межгруппового взаимодействия. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Психология больших социальных групп и массовых явлений. Психология толпы. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психология межгруппового взаимодействия. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Психология больших социальных групп и массовых явлений. Психология толпы.

2019-06-06 174
Психология межгруппового взаимодействия. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Психология больших социальных групп и массовых явлений. Психология толпы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. В первом случае — это объективные социальные связи данной общности.

К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это — психологические общности. Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы.

По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации).

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой. К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание и др. Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием

Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида: 1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования; 2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Конфликты в организации — это неотъемлемая составляющая любой современной организации. Конфликт может нести в себе как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее им нужно эффективно управлять. Организационный конфликт — это интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.

Организационный конфликт – интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами.

 

Организационный конфликт может существовать: а) на внутригрупповом уровне (руководитель-подчиненный: руководитель-подразделение; между рядовыми членами группы; ролевые конфликты); б) на межгрупповом уровне (вертикальный — между подразделениями разного уровня организационной структуры; горизонтальный — между подразделениями одного уровня; ролевые — из-за неопределенности взаимопересекающихся сфер ответственности и контроля). Наиболее частыми причинами конфликтов на межгрупповом уровне являются: - взаимозависимость производственных задач и целей; - неопределенность или противоречивость норм и критериев оценки различных видов труда; - неодинаковые условия труда, оплаты, перспективы роста, предоставления социальных благ; - конкуренция за ресурсы и фонды; - различия в профессиональной подготовке, ценностях, образовании, стилях общения, социальном статусе членов разных групп; - несовершенство межгрупповых каналов коммуникации; - функционально-ролевая неопределенность. Существуют различные способы, или стили, поведения для регулирования межличностных конфликтов в организации. Р. Блейк и Дж. Мутон впервые предложили концептуальную схему для классификации типов, или стилей, управления конфликтами на межличностном уровне, состоящую из пяти типов (принуждение, уход, сглаживание, компромисс, разрешение проблем).

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

· публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

· контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

· совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

 

 

2. Конфликтология как наука

Предмет, задачи и методы конфликтологии. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии. Понятие и функции конфликта. Основные структурные элементы конфликта. Субъективные характеристики сторон конфликта.

 

В социальной жизни людей межличностные отношения играют важную роль.Психологический комфорт или дискомфорт в отношениях создают сами люди. Они либо загрязняют, разрушают атмосферу, либо позитивно изменяют ее так, чтобы установился благоприятный климат, способствующий личностному развитию и равноправному существованию сообществ людей в социуме.

Достаточно часто столкновение появляется вследствие несовпадения аттитьюдов (установок), взглядов, ценностей, целей и программ и моделей поведения, а также способов мышления.

Конфликтология- отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология - это наука, которая изучает характерные особенности конфликтов на всех этапах его развития. При этом охватываются конфликты на макроуровне - межгосударственные, межэтнические, классовые и пр.; на среднем уровне - региональные, институциональные, трудовые и пр.; на микроуровне - внутригрупповые, межличностные, внутриличностные.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Содействие в подборе финансовых услуг/организаций

-представить обзор основных теоретических научных направлений отечественной и зарубежной конфликтологии;

- содействовать формированию навыков анализа конфликтных ситуаций;

- способствовать развитию коммуникативной компетентности и конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

Под функцией конфликта надо понимать ту роль, которую выпол­няет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

Различают явные и латентные (скрытые) фун­кции конфликта:

1. Явные функции конфликта характери­зуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта.

2.Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозгла­шенных участниками конфликта.

С точки зрения функций, конфликт — доста­точно противоречивое явление. Вступая в про­тивоборство, люди могут добиться реализа­ции поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом по­следствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта.

Явные и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они могут иметь двойственный характер.

по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

1. конструктивные (положительные) функции конфликта;

2. деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Основные участники непосредственно осуществляют активные действия друг против друга во время конфликта.

Среди основных участников выделяют:

оппонента (участник конфликта, который считает свои проблемы нерешенными);

противника (оппонент, который пытается реализовать свои интересы за счет нейтрализации интересов другого);

агрессора (противник, который проявляет агрессивность);

врага (противник, интерес которого заключается в уничтожении противоположной стороны).

Иногда в конфликте можно выделить участника, который инициировал конфликтные действия. Это инициатор конфликта. Уровень возможностей оппонента реализовать свои цели в конфликте, «сила», что выражается в сложности и влиятельности его связей, его физические, социальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия называются рангом оппонента.

Группы поддержки представлены силами, которые стоят за оппонентами, и активными действиями или моральной поддержкой могут влиять на развитие конфликта. В группу поддержки могут входить друзья, коллеги и т. п.

К другим участникам конфликта относятся такие категории, которые влияют на ход событий: подстрекатели, организаторы, медиаторы конфликта. Подстрекатель подталкивает участников к началу конфликтных действий. Организатор планирует, организует конкретные действия и контролирует ход конфликта. Медиатор (посредник, судья) решает задачу прекращения конфликта.

Мотивы определяют, как принуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В большинстве случаев истинные мотивы поведения участников конфликта сложно определить, потому что декларируемые ими в ходе взаимодействия потребности зачастую серьезно отличаются от глубинного, тщательно спрятанной мотивации их поступков. Основными причинами повышения активности оппонентов в конфликте считаются их потребности, обусловленные чувством нужды в чем-нибудь (ресурсам, власти, духовных ценностях, безопасности и т.д.).

Позиции и интересы участников относятся к важным психологических обстоятельств конфликта. Несоответствие позиций является необходимым (но не достаточным) условием для возникновения конфликта. Причины поведения участников конфликта сводятся к желанию удовлетворить свои интересы.

Интересы представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают направленность на объект конфликта и способствуют реализации конфликтного поведения оппонента. В перечень интересов могут входить: постоянная работа, которая приносит удовольствие, уважение со стороны коллег; удобное рабочее место и др. На наш взгляд, при проведении структурного анализа конфликта особое внимание следует уделять изучению опасений - негативных мнений его участников (снижение в должности, возможность невыплаты заработной платы, неинтересная работа и т.п.).

К психологическим составляющим конфликта относят ценности, которые отстаивают оппоненты. Ценности делят на общечеловеческие (истинность суждения, справедливость решения и т.п.) и личностные (честь, чувство собственного достоинства и др.).

Поведение участников конфликта определяется их целями - представлением о конкретном конечном результате конфликтного взаимодействия. В конфликте выделяют стратегические (овладение объектом конфликта) и тактические (временные - компромиссные) цели. В некоторых случаях основная стратегическая цель может деформироваться или заменятся целью наподобие нанесения максимального ущерба противнику.

 

 

3. По выбранной теме определите предмет, объект, цель и задачи исследования. Предложите и обоснуйте выбор методов исследования, на основе анализа ФГОС (по выбору отвечающего) сделайте вывод о том, каким образом в выбранном стандарте (любого уровня образования) учитываются возможности для развития обучающегося.

Тема: Проблема мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Теоретическая база изучения темы.

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха занимались многие исследователи (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г.С. Овчинников).

Цель исследования: изучить и сравнить своеобразие развития словесно-логического мышления младших школьников с нарушением слуха с хорошо и плохо развитой устной речью.

Объект исследования: словесно-логическое мышление младших школьников с нарушением слуха с хорошо и плохо развитой устной речью.

Предмет исследования: своеобразие и особенности развития словесно-логического мышления младших школьников с нарушением слуха с хорошо и плохо развитой устной речью.

Гипотеза: Развитие логического мышления младшего школьника с нарушением слуха с хорошо развитой устной речью происходит быстрее и менее болезненно, чем у детей с нарушением слуха с плохо развитой устной речью. Развитие словесно-логического мышления у детей с плохо развитой устной речью будет происходить быстрее и менее болезненно, если:

- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие развитие словесно-логического мышления;

- выявлены особенности словесно-логического мышления у младшего школьника с нарушением слуха с плохо развитой устной речью;

- структура и содержание игр младших школьников с нарушением слуха с плохо развитой устной речью будут направлены на развитие у них словесно-логического мышления;

- определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника с нарушением слуха с плохо развитой устной речью.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику младшего школьника с нарушением и без нарушения слуха.

2. Рассмотреть особенности развития мышления младших школьников с нарушением и без нарушения слуха.

3. Определить условия развития словесно-логического мышления младших школьников с нарушением слуха.

4. Разработать и провести диагностику детей с нарушением слуха с хорошо и плохо развитой устной речью.

5. Составить развивающую программу для детей с нарушением слуха с хорошо и плохо развитой устной речью.

6. Провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности разработанной коррекционной программы.

Методы исследования:

Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические – проведение эксперимента, количественный и качественный анализ результатов.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.