Приемы, способы и методы криминалистической видеозаписи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Приемы, способы и методы криминалистической видеозаписи

2019-05-27 410
Приемы, способы и методы криминалистической видеозаписи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из важных приемов видеозаписи является композиционное построение кадра, т.е. определенное взаимное расположение объектов съемки с учетом содержания фиксируемых действий, изменений характера их развития и существующей между ними взаимосвязи. Поскольку судебная видеозапись лишь в отдельных случаях допускает построение внутрикадровой композиции путем специальной расстановки объектов и действующих лиц, кадр строится главным образом за счет точки съемки. Эта точка может быть фронтальной, когда направление съемки перпендикулярно лицевой плоскости снимаемого объекта, или боковой, при которой угол, образуемый главной оптической осью объектива видеокамеры и лицевой плоскостью объекта, отличается от прямого. Кадры, зафиксированные с фронтальной точки, не содержат никаких перспективных искажений объектов, но и не создают впечатления объемности, которое достигается обычно боковой съемкой. Разумеется, при перемещении объектов следует менять и точку съемки, чтобы запечатлеваемые в данный момент объекты не заслоняли друг друга и не выходили за пределы поля зрения объектива видеокамеры.

Вторым не менее важным приемом видеозаписи является выбор плана. План съемки - масштабное построение кадра - может быть общим, средним, крупным и детальным.

При съемке общим планом получаются кадры с мелкомасштабным изображением обстановки места проведения следственного действия, которое территориально, пространственно ориентирует запечатлеваемые объекты, показывают их связь с окружающей местностью.

Средний план конкретизирует показанную общим планом информацию, акцентируя внимание на характере действий основного объекта съемки на фоне непосредственно прилегающих к нему предметов обстановки места производства следственного действия. Этот план имеет обзорный характер.

Снимая крупным планом, фиксируют отдельные узлы, части главного объекта съемки и имеющие к нему непосредственное отношение предметы, а также наиболее важные следы и вещественные доказательства, обнаруженные в ходе следственного действия.

Детальный план позволяет запечатлеть динамические и статические признаки снимаемого объекта, хорошо видимые только с близкого расстояния. По сути это сверхкрупный план, заостряющий внимание на отдельном, особо значимом признаке объекта съемки.

Съемку общим, средним, крупным и детальным планом можно назвать соответственно ориентирующим, обзорным, узловым и детальным видами съемки. От вида съемки следует отличать приемы, с помощью которых осуществляется конкретный вид съемки. Например, общий план можно снять и неподвижной камерой, и перемещающейся относительно объекта фиксации.

Приемы в свою очередь подразделяются на: операторские и специальные. К специальным относятся: статичный кадр, панорамирование, макро- и микросъемка, съемка в невидимых лучах.

Статичный кадр получается при съемке видеокамерой, неподвижно закрепленной на штативе. Данный прием целесообразен в тех случаях, когда действие в кадре происходит на небольшой площади, охватываемый рамками визирного устройства видеокамеры без изменения ее положения.

Наезд - это прием, выделяющий объект съемки из окружающей обстановки посредством перехода от общего плана к среднему и крупному.

Отъезд - прием, обратный наезду, чаще всего используется для ориентации в обстановке производства следственного действия после показа основного объекта съемки.

Наезд и отъезд могут производиться с фиксированной точки съемки, если видеокамера оснащена панкреатическим объективом (объектив с изменяющимся фокусным расстоянием - с трансфокатором). С его помощью возможно плавное изменение масштаба снимаемого объекта. Выбрав подходящую точку съемки, можно изменением фокусного расстояния объектива запечатлеть только необходимое, плавно ввести в кадр или вывести из него предметы, окружающее пространство и т.д. Изменять фокусное расстояние объектива следует постепенно, иначе наезды и отъезды будут скачкообразными и не естественными.

Панорамирование - это съемка видеокамерой находящейся в движении. Характер ее движения определяет способ панорамирования - статический и динамический. Статическое панорамирование осуществляется с одной точки съемки поворотом видеокамеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую горизонтальную панораму, во втором - вертикальную. Поворачивать камеру нужно медленно, плавно, без рывков, иначе при просмотре фильма на экране монитора объекты съемки будут сменяться очень быстро, и рассмотреть их детально будет невозможно. Следует помнить, что в начале и конце панорамной съемки желательно обеспечить неподвижное положение камеры в течение 5-10 секунд, это необходимо для того, чтобы можно было детально рассмотреть в последствии объекты, попавшие в кадр в самом начале и конце панорамы.

Динамическое панорамирование осуществляется при поступательном движении камеры, например, когда съемка ведется из окна движущегося автомобиля. Динамическое панорамирование рационально применять в случаях необходимости запечатления больших пространств или объектов значительной протяженности, не помещающихся в поле изображения объектива при неподвижной камере. Разновидностями динамической видеозаписи является линейная панорама (видеокамера перемещается параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы осматривая его) и панорама следования (камера движется вслед за объектом, фиксируя все его действия).

Для создания наиболее выразительной световой композиции при видеозаписи, производимой в помещении, целесообразно использовать следующие виды освещения:

- рисующий свет, который является основным и за счет светотеневого эффекта позволяет запечатлеть объем и форму фиксируемых объектов;

- моделирующий свет предназначен для дополнительной подсветки теневых участков отдельных объектов съемки, выявления пластических объемных форм в целях более рельефной их обрисовки в пространстве;

- контровой свет, падающий на объекты со стороны, противоположной видеокамере, обрисовывающий конторы объектов, подчеркивающий их линейные формы и отграничивающий световым контуром от других предметов и фона;

- заполняющий свет это общий рассеянный свет, создающий на объектах съемки достаточную для получения изображения освещенность и смягчающий образующиеся за счет рисующегося света тени. Его разновидностью является верхний свет;

- фоновый свет препятствует слиянию изображения объектов съемки и фона путем освещения последнего [7, с. 347-349].

Для полной документальности видеофильма запись звука, сопровождающего действия, должна осуществляется одновременно с фиксацией на видеоленту изображения. Последующее озвучивание видеофильма снижает его документальную достоверность и может использоваться в следственной практике лишь в отдельных случаях.

На качество звукового сопровождения влияют акустика помещения, где производится видеозапись, наличие звуковых помех и характеристика направленности микрофона. В обычных не оборудованных помещениях предметы обстановки, стены, пол, потолок хорошо отражают звуковые волны, которые фиксируются микрофоном в месте с полезной звуковой информацией. Эти помехи могут быть столь значительными, что воспринять звуковое сопровождение судебного документального фильма станет трудно.

Уменьшить интенсивность отражения звуковых волн в помещении можно покрытием пола звукопоглощающим материалом, удалением лишней мебели, закрытием штор на окнах и другими доступными мерами.

Если же следственное действие должно проводится под открытым небом, целесообразно делать это в безветренную погоду, так как качество записи звука под влиянием ветра существенно ухудшается. Даже умеренное движение воздуха при воспроизведении видеограммы воспринимается как интенсивный шумовой фон. Уменьшить создаваемые ветром помехи можно, обернув микрофон тканью, например носовым платком. Ткань ослабляет потоки воздуха, которые создают характерный воющий звук, проходя через отверстия сетки, ограждающий мембрану микрофона. Можно также предложить лицу, чьи показания записываются, повернутся к ветру спиной.

Для синхронной записи звукового сопровождения судебного фильма, исходя из характера и условий проводимого следственного действия, используется микрофон, встроенный в видеокамеру либо выносной, если невозможно получить качественную запись звука со встроенным микрофоном. При выборе места установки выносного микрофона нужно учитывать лучшее восприятие звуков, идущих в направлении, перпендикулярном лицевой панели микрофона, поэтому держать его надо обращенным в сторону наиболее слабого источника звуковой информации.

Перед началом видеосъемки необходимо убедиться в пригодности помещения для записи, сделав пробу. Видеокамеру с микрофоном включают на режим "запись" и при максимальном усилении оставляют включенным на несколько минут. Воспроизведение покажет, есть ли необходимость в снижении уровня шума, выборе другого микрофона и т.п.

Для получения в ходе расследования судебно-документальных видеофильмов, способных служить источниками доказательств по уголовному делу, следователи должны хорошо знать тактико-технические приемы осуществления видеозаписи на предварительном следствии. Применение технических средств создает максимальный поток доказательной информации, запечатленной в зрительных и звуковых образах, что существенно облегчает оценку результатов следственных действий в виде полученных доказательственных данных, проверку соблюдения процессуальных требований, регламентирующих производство следственных действий.

Очевидно, что потребность в фиксации следственных действий с помощью видеозаписи возникает лишь в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо существенное для установления истины по делу действие, динамику развития события или явления и т.п., что путем описания в протоколе сделать весьма сложно, а порой и не возможно. К числу таких следственных действий в первую очередь относятся осмотр места происшествия, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и предъявление для опознания, проведении допросов и очных ставок.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.