Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин

2019-05-27 118
Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Но существуют еще другие моменты, затрудняющие заключение брака или делающие его невозможным. Значительному числу мужчин государство препятствует вступать в брак. Возмущаются безбрачием, возложенным на католическое духовенство, но не выражают порицания по поводу осуждения на безбрачие гораздо большего числа солдат. Офицеры не только должны просить у своего начальства позволения вступать в брак, они ограничены даже в свободном выборе жены, которая должна иметь известный капитал. Так, например, в 1889 году австрийский офицерский корпус был общественно «улучшен». С тех пор офицер как жених повысился в цене. Капитан в возрасте старше 30 лет повысился на целые 8 тысяч гульденов, между тем как за капитана моложе 30 лет с трудом можно выйти замуж, так как необходимо иметь приданое по крайней мере в 30 тысяч гульденов. Прежде если офицер, перешедший тридцатилетний возраст, хотел жениться, то он был обязан представить общий капитал в 12 тысяч гульденов или иметь добавочный доход в 600 гульденов и даже при этом небольшом добавочном доходе иногда смотрели сквозь пальцы, если офицер не мог представить достаточных доказательств о состоятельности, и делали облегчения. Новые предписания для вступления в брак более строги. Капитан в возрасте до 30 лет должен теперь представить залог в 30 тысяч гульденов, свыше 30 лет — 20 тысяч гульденов, штабс-офицер до полковника — 16 тысяч гульденов, к тому же только четвертая часть полковых офицеров может быть женатой; от невесты требуется безупречная добрачная жизнь и положение, соответствующее званию жениха. Это касается строевых офицеров и военных врачей. Для других военных чиновников в офицерском звании новые правила вступления в брак несколько смягчены, но для офицеров генерального штаба они еще суровее. Офицеру генерального штаба впоследствии совсем нельзя будет жениться: капитан генерального штаба моложе 30 лет должен будет иметь залог в 36 тысяч, а позже — в 24 тысячи гульденов. В Германии с 1902 года вошли в силу следующие постановления: просить позволения вступить в брак офицеры или военные врачи, получающие жалованье ниже капитанского по первому классу, могут только в том случае, если будет раньше удостоверено, что у данного офицера или военного врача имеется внеслужебный доход,  который должен составлять у капитана (ротмистра), находящегося на жалованье второго класса, и у окружного офицера сельской жандармерии с жалованьем 4500 марок ежегодно по крайней мере 1500 марок, у жандармского офицера с жалованьем 3300 марок — 2100 марок, у обер-лейтенанта и лейтенанта включительно до обер-егеря и фельдъегеря конного фельдъегерского корпуса — ежегодно 2500 марок. Что касается постановлений, препятствующих вступить в брак, то они распространены также и на унтер-офицеров, которые должны просить разрешения на вступление в брак у своего начальства. Все это является ярким доказательством материалистического воззрения государства на брак.

В основном общественное мнение придерживается того взгляда, что мужчины до 24 или 25 лет не должны были бы жениться ввиду того, что буржуазная самостоятельность приобретается ими обыкновенно лишь в этом возрасте. Только для лиц состоятельных и не нуждающихся в том, чтобы завоевывать себе независимое положение, например для лиц княжеского происхождения, считается в порядке вещей, если мужчина в 18 или 19 лет, а девушка в 15 или 16 вступают в брак. Князь считается и в 18 лет совершеннолетним и вместе с этим способным управлять многочисленным народом. Обыкновенные смертные достигают своего совершеннолетия лишь в возрасте 21 года.

Такое различие во взглядах на возраст, в котором брак желателен, показывает, что здесь играют роль только Социальные причины, не имеющие никакого отношения к человеку как половому существу. Но естественная потребность независима от социальных условий и вытекающих из них воззрений. Раз только человек достиг зрелости, половая потребность выступает в полной силе.

Достижение женщиной половой зрелости различно в зависимости от индивидуума, климата и образа жизни. В жарком поясе она достигается в возрасте от девяти до десяти лет, и там можно встретить женщин в этом возрасте, носящих на руках своего первенца, но эти женщины уже в возрасте от 25 до 30 лет начинают стариться.[134] В умеренном поясе наступает обыкновенно половая зрелость в возрасте от 14 до 16 лет, в иных случаях еще позже, у девушек появление половой зрелости различно в городах и в деревне. У здоровых, крепких, много работающих деревенских девушек в среднем менструация появляется позже, чем у наших худосочных, изнеженных, нервных, эфирных городских барышень. Там половая зрелость обыкновенно развивается нормально, здесь нормальное развитие — исключение; обыкновенно появляются всевозможные болезненные явления, нередко приводящие врача в отчаяние. Как часто врачи принуждены говорить, что самым основательным лечением является брак. Но как применить это средство? Непреодолимые препятствия мешают выполнению этого предложения.

Все это показывает, где можно искать изменения. С одной стороны, надо совершенно изменить физическое и духовное воспитание человека, с другой — надо создать совершенно иной образ жизни и труда. Создать это для всех возможно только при совершенно измененных социальных условиях.

Наши социальные условия создали глубокое противоречие между человеком как существом половым и человеком как существом общественным. Это противоречие ни в одной из предыдущих эпох не было так заметно, как в настоящее время, и оно породило массу зол и болезней, от которых страдает главным образом женский пол. Во-первых, женский организм в гораздо большей степени, чем мужской, связан с его половым назначением и находится под его влиянием — например, регулярное появление менструаций, — затем для женщины создается больше препятствий естественному удовлетворению ее сильнейшей потребности. Это противоречие между естественной потребностью и общественным препятствием для ее удовлетворения ведет к неестественности, к тайным порокам и эксцессам, которые разрушают всякий недостаточно сильный организм.

Противоестественное удовлетворение потребности поощряется иногда самым бесстыдным образом. Отнюдь не скрыто рекламируются известные фабрикаты, объявления о которых помещаются в газетах и журналах, проникающих в семью. Эти рекламы рассчитаны преимущественно на состоятельную часть общества, так как цены этих фабрикатов так высоки, что несостоятельный человек едва ли может их приобрести. Рука об руку с этими объявлениями идет рассчитанное на лиц того или другого пола предложение порнографических картин (в особенности целых фотографических серий), поэтических и прозаических сочинений подобного же содержания, уже самые названия которых рассчитаны на половое возбуждение и вызывают преследование со стороны полиции и прокуратуры. Но и у полиции, и у прокуратуры слишком много дела с социал-демократией, разрушающей «культуру, брак и семью», чтобы они могли относиться к этой торговле с достаточным вниманием. Часть нашей беллетристики работает в том же направлении. И надо еще удивляться, что половые эксцессы, искусственно возбуждаемые, не достигли степени социальной болезни.

Праздная, сытая жизнь многих женщин состоятельных классов, применение изысканных средств для возбуждения нервов, пресыщение себя известного рода искусством, которое взращивается тепличным образом женщинами, страдающими гипертрофией чувственности и нервного возбуждения, все это считается самым благородным средством развлечения и образования. Все это усиливает половые возбуждения и неизбежно ведет к эксцессам. У женщин бедных некоторые виды усиленной работы, особенно в сидячем положении, благоприятствуют скоплению крови в половых частях и ведут к половому возбуждению. Одним из опаснейших занятий в этом отношении является столь распространенная в настоящее время работа на швейной машине. При десяти-двенадцатичасовой ежедневной работе она расшатывает самый сильный организм в течение немногих лет. Чрезмерные половые возбуждения вызываются также продолжительной работой в мастерских с постоянно высокой температурой, например на сахарных и свинцовых заводах, а также ночной работой при газовом свете в переполненных помещениях, особенно при совместном труде обоих полов.

Это опять-таки целый ряд явлений, ярко освещающих неразумие и нездоровье наших современных условий. И это зло, глубоко коренящееся в наших социальных условиях, не может быть устранено ни моральными проповедями, ни паллиативными средствами, которые всегда наготове у социальных и религиозных знахарей и знахарок. Надо вырубить зло с корнем. Дело идет о том, чтобы создать социальные условия с соответствующим природе воспитанием, с здоровым образом жизни и занятий и с возможностью для каждого удовлетворять свои естественные, здоровые потребности.

Для мужчины не существует целого ряда препятствий, тяготеющих над женщиной. Благодаря своему господствующему положению он может делать свободный выбор в любви, поскольку социальные условия ему не препятствуют. Характер брака как благотворительного учреждения, большее число женщин, чем мужчин, обычаи — все препятствует женщине проявлять свою волю и заставляет ее выжидать, пока кто-нибудь ее выберет. Обыкновенно она охотно хватается за всякую возможность найти мужа, который спас бы ее от общественного пренебрежения, выпадающего на долю бедным старым девам. Она часто презрительно смотрит на тех из своих сестер, которые из чувства человеческого достоинства не продают себя первому встречному для брачной проституции и предпочитают одиноко идти по тяжелому жизненному пути.

С другой стороны, мужчина, желающий найти удовлетворение своей любовной потребности в браке, большей частью связан общественными рамками. Он должен задать себе вопрос: в состоянии ли ты прокормить жену и могущих родиться детей так, чтобы избежать тяжелой нужды? Чем идеальнее его взгляды на брак, чем решительнее он думает жениться по любви, тем серьезнее он должен задать себе этот вопрос. Для многих при настоящих трудовых и имущественных отношениях утвердительный ответ на этот вопрос является невозможным, они предпочитают оставаться неженатыми. Другие, менее добросовестные, руководятся иными соображениями. Тысячи мужчин достигают сравнительна поздно соответствующего их требованиям самостоятельного положения, но прокормить жену «соответственно их положению» они в состоянии лишь в том случае, если у последней имеется достаточный капитал. Конечно, многие молодые люди имеют преувеличенное понятие о так называемой соответствующей положению жизни, но они должны быть подготовлены к тому, что жены вследствие ложного воспитания и ложных социальных привычек могут предъявить к ним требования, которые они не в силах выполнить. Они редко встречают хороших, скромных женщин, которые держатся в стороне и не появляются там, где обыкновенно ищут невест. А те, с которыми они встречаются, нередко стараются подействовать на мужчину больше внешностью и обмануть его относительно своих личных качеств и материального положения. Всевозможные средства заманивания применяются тем усерднее, чем больше эти дамы вступают в возраст, когда приходится спешить с выходом замуж. Если удается такой даме поймать себе мужа, то, привыкнув к представительству, нарядам, внешнему блеску, дорогим удовольствиям, она не хочет от всего этого отказываться и в браке. Здесь для мужчин раскрывается пропасть, так что многие предпочитают пройти мимо цветка, растущего на ее краю, чем сорвать его с опасностью сломать себе шею. Они одиноко идут по своему пути и ищут себе развлечения и удовольствия, сохраняя свою свободу. Обман и подлог практикуются везде в буржуазном обществе, и нет ничего удивительного в том, что они пускаются в ход также при заключении браков, создавая, раз это удается, тяжелые несчастья для обеих сторон.

Статистика показывает, что социально обеспеченные и образованные классы должны вступать в брак в среднем в более позднем возрасте, чем низшие. Так, в Копенгагене (по Вестергаарду) в среднем брачный возраст в период 1878–1882 годов был для лиц свободных профессий, фабрикантов, крупных торговцев и банкиров до 32,2 года; для ремесленников и мелких торговцев — 31,2; для приказчиков и служащих — 29,7; для кельнеров и посыльных — 28; для фабричных рабочих, матросов и поденщиков — 27,5. В Пруссии в 1881–1886 годах брачный возраст для мужчин в среднем был: для горнорабочих — 27,6; для фабричных рабочих — 27,7; рабочих по металлу — 28; для рабочих каменной промышленности — 28,2; строительной -28,6; деревообделочной — 28,7; машиностроительной — 29; в сельском хозяйстве — 29,6; транспортной промышленности — 30; торговли — 30,9; здравоохранения, церкви и чиновников — 31,8 — 33,4. В Англии возраст заключения браков среди образованных и независимых составлял, по Анселю, в 1840–1871 годах в среднем 29,95 года, но с I тех пор он для этих классов повысился. Средний возраст заключения браков для различных профессий составлял в 1880–1885 годах для

 

Эти числа опять-таки ясно показывают, насколько заключение брака зависит от социального положения. Если в большинстве европейских государств средний возраст вступления в брак в последние десятилетия XIX столетия несколько понизился, то это является последствием усиленной индустриализации общества. Так, в Германской империи, Австрии и Швеции увеличение числа молодых браков связано со значительным увеличением числа промышленных рабочих. Напротив, в старых промышленных странах, Англии и Франции, возраст вступления в брак повысился. Исключение составляет Россия, где повышение возраста вступления в брак является следствием вытеснения общинного владения.

Число мужчин, избегающих брака по самым различным. К причинам, постоянно увеличивается. И притом мужчины из так называемых высших сословий чаще не женятся, во- f первых, потому, что они ставят слишком высокие требования, во-вторых, потому, что они и вне брака находят себе наслаждения и развлечения. С другой стороны, для женщин условия особенно неблагоприятны в тех местах, где живет много пенсионеров с семьями и мало молодых людей. Там число женщин, не могущих выйти замуж, подымается на каждую сотню до 20–30 и больше человек. Недостаток в женихах особенно сильно чувствуется женщинами тех слоев, которые вследствие их социального положения предъявляют к мужчине более высокие требования, но вместе с тем не могут предложить ему хорошего приданого. Это касается в особенности девушек из многочисленных семейств, которые живут на жалованье. В социальном отношении они пользуются почетом, но не имеют средств. Жизнь женщины этого слоя — одна из самых печальных. Отсюда главным образом и вербуются конкурентки работниц, занятых вышиванием, белошвейным мастерством, изготовлением искусственных цветов, шитьем перчаток и соломенных шляп, одним словом, во всех тех отраслях труда, где предприниматель предпочитает заставлять работницу работать у себя на дому. Эти дамы работают за самое низкое вознаграждение, потому что во многих случаях им нужно заработать не на все свое содержание, а лишь для того, чтобы иметь достаточно дополнительных средств на наряды и предметы роскоши. Предприниматель охотно пользуется конкурирующей работой этих дам, чтобы понизить заработную плату бедных работниц и выжать из них последнюю каплю крови, так как они вынуждены напрягать все свои силы до полного изнурения. Точно так же и многие чиновничьи жены, мужья которых получают маленькое жалованье и не могут создать им «соответствующий» образ жизни, используют свое свободное время на эту скверную конкуренцию, которая так сильно давит широкие слои женского пролетариата.

Деятельность буржуазных женских обществ, направленная на возвышение женского труда и на допущение женщин к высшим специальностям, вызывается стремлением женщин высших слоев создать себе лучшее жизненное положение. И, чтобы иметь больше успеха, они любят ставить себя под покровительство самых высокопоставленных дам. Буржуазные женщины лишь подражают здесь буржуазным мужчинам, которые точно так же любят подобное покровительство и воодушевляются стремлениями, могущими принести успех лишь в мелочах, но не в большом деле. Они совершают сизифову работу и обманывают как себя, так и других в вопросе о необходимости коренных преобразований. С их стороны не допускается никакого сомнения в разумности основ нашей государственной и общественной организации. Консерватизм охраняет подобные общества от так называемых разрушительных тенденций. Когда на берлинском женском конгрессе весной 1894 года меньшинство высказало взгляд, что буржуазные женщины должны идти рука об руку с пролетарскими, то есть социал-демократическими женщинами, то поднялась целая буря негодования большинства. Но буржуазным женщинам не удается вытянуть себя из болота за свою собственную косу.

Как велико число женщин, которые вследствие указанных обстоятельств должны отказаться от брачной жизни, невозможно точно установить.

Излишек женщин распределяется в Германии очень неравномерно как по отдельным ее частям или округам, так и по возрастным классам. По переписи 1900 года, приходилось (Statistik des Deutschen Reiches, 150. Bd., S. 92), например:

 

В собственно зрелом возрасте, от 15 до 40 лет, превышение женщин во всей Германии доходит до 8 на тысячу мужчин, а между лицами указанного возраста на И 100 673 мужчин — 11 187 779 женщин, то есть получается излишек женщин в 87 106 человек. И это вполне понятно, так как из 11 146 833 немецких женщин — из которых в 1900 году были в зрелом возрасте (18–45 лет) только 6 432 772 (57,71 процента) были замужними — 283 629 (2,54 процента) вдов, 31 176 (0,28 процента) разведенных и 4 399 286 (39,47 процента) незамужних.

Отношение полов в тех же четырех возрастах в других странах (Statistik des Deutsches Reiches, 150. Bd., S. 92) распределяется следующим образом:

 

Мы видим, что почти во всех странах с одинаковой или сходной экономической структурой существуют одинаковые или сходные отношения распределения полов по возрастным классам. Таким образом, во всех них значительная часть женщин, независимо от других уже упомянутых причин, не может рассчитывать выйти замуж.

Так, в Англии в 1901 году из тысячи женщин старше 15 лет вышло замуж 496,4; в Шотландии — 442,8; в Ирландии — 370,9; в Швеции — 468,2; в Норвегии — 469,9.

Что скажут на это те, которые противятся стремлению женщин к независимому, равноправному положению, указывая им на брак и домашний очаг? Если так много женщин не выходит замуж, то это вовсе не по их злой воле.

Но какая же судьба постигает эти жертвы наших социальных условий? Месть оскорбленной, непризнанной природы находит себе выражение в своеобразных чертах лица и характера, которыми так называемые старые девы, точно так же как дряхлые аскетические старики, во всех странах и во всех климатах отличаются от других людей; на них лежит отпечаток огромного пагубного влияния подавленных естественных потребностей. Так называемая нимфомания у женщин, точно так же как различные роды истерии, вытекают из этого источника. К истерическим припадкам ведет также неудовлетворенность в браке, которая является одной из причин бесплодия.

Такова в общих чертах наша современная брачная жизнь и ее влияние. Результат таков: современный брак- учреждение, тесно связанное с существующими социальными условиями, с ними оно возникает, с ними оно и падает. Но этот брак находится в состоянии разложения и упадка, точно так же как и само буржуазное общество.

Что же мы твердо установили относительно буржуазного брака?

1) Относительное число рождений падает, хотя народонаселение в общем растет, что говорит об ухудшении жизненного положения семьи.

2) Число требований развода возрастает, и притом значительно сильнее, чем увеличивается народонаселение, и в большинстве случаев требования развода выставляют женщины, хотя в экономическом и общественном отношениях они более всего страдают при разводе. Это говорит за то, что неблагоприятно действующие факторы возрастают и брак, таким образом, распадается и уничтожается.

3) Число вступлений в брак относительно падает, хотя население возрастает, и это доказывает, что брак в глазах многих не соответствует его социальной и моральной цели и рассматривается как нечто ненужное или сомнительное.

4) Почти во всех культурных странах существует несоответствие между численностью полов, и притом к невыгоде женского пола, что происходит не вследствие рождений — так как в среднем родится больше мальчиков, чем девочек, — но вследствие неблагоприятно действующих социальных и политических причин, зависящих от государственных и общественных условий.

Так как все эти неестественные условия, вредные главным образом женщине, коренятся в сущности буржуазного общества и все более ухудшаются вместе с его существованием, то из этого видно, что буржуазное общество не способно уничтожить это зло и освободить женщину. Для этого, таким образом, необходим другой общественный строй.

 

 

Глава двенадцатая

Проституция — необходимое социальное учреждение буржуазного общества

 

Проституция и общество

 

Брак представляет одну сторону половой жизни буржуазного общества, проституция — другую. Брак — лицевая сторона медали, проституция-оборотная. Если мужчины не находят удовлетворения в браке, они обыкновенно ищут его в проституции. И если мужчина по какой бы то ни было причине отказывается от брака, то он также обыкновенно ищет удовлетворения в проституции. Мужчинам, живущим вне брака по своему желанию или по необходимости, точно так же как и мужчинам, вступившим в брак, но обманувшимся в своих ожиданиях, гораздо легче, чем женщинам, удовлетворить свою половую потребность.

Мужчины всегда относились к проституции как к привилегии, данной им «по праву». Поэтому они гораздо суровее и строже следят за женщиной и осуждают ее, если она, не будучи проституткой, совершит «проступок». Но что женщина обладает теми же потребностями, как и мужчина, что в известные периоды жизни эти потребности проявляются у нее особенно сильно, это их не смущает. Благодаря своему господствующему положению мужчина заставляет женщину подавлять ее самые сильные потребности и ее общественное положение и брак ставит в зависимость от ее целомудрия. Зависимость женщины от мужчины нигде не проявляется так ярко и возмутительно, как в этом различном отношении к удовлетворению одной и той же естественной потребности.

Естественные условия особенно благоприятны для мужчины. Все последствия акта совокупления природа возложила на женщину; мужчина знает здесь одно только удовольствие, но ни забот, ни ответственности. Такое выгодное положение мужчины по сравнению с женщиной способствует той необузданности в половых отношениях, которой отличается большая часть мужчин. И так как существуют многие причины, препятствующие законному или достаточному удовлетворению половой потребности, то оно получает дикую форму.

Проституция, следовательно, является для буржуазного общества необходимым социальным учреждением, подобно полиции, постоянному войску, церкви, предпринимательству.

Здесь нет преувеличения, и это можно доказать.

Мы уже изложили, как древний мир смотрел на проституцию и, считая ее необходимой, даже организовал ее на государственный счет, как в Греции, так и в Риме. Какие воззрения господствовали в христианские средние века, мы тоже уже говорили. Даже святой Августин, считающийся после Павла самым значительным столпом христианства и усердно проповедовавший аскетизм, не мог удержаться, чтобы не воскликнуть: «Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит». А Фома Аквинский, считающийся до сих пор большим авторитетом в области теологии, выразился еще сильнее: «Проституция в городах уравнивает клоаку со дворцом, уничтожает клоаку и делает дворец нечистым и вонючим местом». Миланский провинциальный совет в 1665 году высказался в том же смысле.

Послушаем, что говорят современники.

Доктор Ф. С. Хюгель говорит следующее: «Будущая цивилизация постепенно придаст проституции более мягкие формы, но исчезнет с земного шара она лишь вместе с крушением мира».[135] Смелое утверждение, но кто не может представить себе иного общества, кроме буржуазного, кто не верит, что общество изменится и создаст здоровые и естественные условия, тот должен согласиться с доктором Хюгелем.

Подобным образом высказывается известный гигиенист Рубнер, профессор Берлинского университета и директор Гигиенического института: «Проституция у женщин имела место во все времена и у всех народов мира. Она представляет нечто неразрушимое, так как она служит для половых сношений, вытекая из человеческой природы,  и так как стремление к проституции во многих случаях может быть рассматриваемо как прирожденный  порок некоторых женщин. Как иногда среди населения гений и безумие, гигантский и карликовый рост и другие отклонения от нормальной середины заменяют ее собой, так же точно выступают благодаря игре природы ненормальности, долженствующие привести к проституции».[136]

Ни одному из вышеуказанных лиц не пришло в голову, что другой общественный порядок может устранить причины проституции, никто не пытается изучить эти причины. Правда, некоторые из занимающихся этим вопросом подозревали, что печальные социальные условия, от которых страдают многочисленные женщины, могли бы служить главной причиной того, почему многие из них продают свое тело, но никто не хочет сделать из этой мысли вывода, что в таком случае необходимо создать другие социальные условия. К немногим понимающим, что главная причина проституции лежит в экономических условиях, принадлежит Т. Баде,[137] который пишет: «Причины безграничной нравственной распущенности, из которой выходит проститутка, лежат в современных социальных условиях… а именно  в буржуазном разложении средних классов и понижении уровня их материального существования, особенно ремесленного сословия,  только небольшая часть которого в настоящее время еще занимается самостоятельным ремесленным трудом». Баде заканчивает свои рассуждения следующими словами: «Нужда материального существования, которая частью уже погубила семьи среднего класса и которая будет и дальше их губить, ведет также к моральному разрушению семьи, а главным образом — женского пола».

Однако проституция не является созданным природой учреждением, которое, как говорит Р. Шмельдер, «остается постоянным спутником человечества»,[138] она есть социальное явление, без которого немыслимо буржуазное общество.

Лейпцигский полицейский врач доктор И. Кюн говорит: «Проституция — не только терпимое, но  и необходимое зло,  потому что оно охраняет женщин от неверности (совершать которую имеют право только мужчины. — Автор)  и добродетель (разумеется, женскую, мужчины в оной не нуждаются. — Автор)  от покушения (sic!) и вместе с тем от падения».[139] Эти слова в самой откровенной форме характеризуют узкий эгоизм мужчин. Кюн становится на корректную точку зрения полицейского врача, задача которого — посредством надзора за проституцией спасать мужчин от неприятных болезней. Думают только о мужчине, для которого безбрачие является ужасом и мучением, однако миллионы женщин терпят это безбрачие. Что для мужчины является правом, то для женщин является нарушением права, безнравственностью и преступлением. Другой интересный господин, доктор Фок, рассматривает проституцию как «необходимую поправку к учреждениям нашей цивилизации».[140] Он боится перепроизводства людей, если, достигнув зрелого возраста, все будут вступать в брак, и поэтому он считает важным, чтобы государство «регулировало» проституцию. Он находит справедливым, чтобы государство заботилось о доставлении мужчинам публичных женщин, не зараженных сифилисом. Фок высказывается за усиленный надзор за всеми женщинами, распутный образ жизни которых доказан.

Даже и тогда, когда дамы с «распутным образом жизни» принадлежат к аристократическим классам? Это старая песня. Доктор Фок требует также налога на проституток и сосредоточения их на определенных улицах.  Другими словами, христианское государство  должно создать из проституции источник дохода, организуя и охраняя ее ко благу мужчин. (Помните, как выразился император Веспасиан в подобном случае? Non olet! (He пахнет!) На своеобразную точку зрения становится и некий доктор Генрих Северус,[141] который также высказывается за признание проституции законом. Он видит в ней очень полезное  учреждение, потому что она — явление, необходимо сопровождающее брак и без него свобода вступления в брак была бы ограничена. Проституция является, таким образом, по мнению автора, предохранительным клапаном для буржуазного общества. Он утверждает: «Большая часть нужды, существование которой в настоящее время создает такие плохие социальные условия, происходит оттого, что браки заключались необдуманно, без взвешивания вопроса о средствах для необходимого жизненного существования. Государство заинтересовано в том, чтобы подобные браки не заключались, так как рождающиеся от них дети- о содержании которых родители не могут заботиться и которые, как дети законные, не попадают в воспитательный дом, — угрожают безопасности общества».  Проституция предохраняет от браков, «заключенных под давлением естественного закона, от браков, ведущих к росту в народе элементов, которые становятся врагами общества,  так как нужда лишает их воспитания, а нерадостная юность порождает враждебное государству настроение-».  Итак, в регулированной государством проституции найдено даже спасительное средство против социал-демократии — взгляд, по крайней мере не лишенный оригинальности.

Итак, повторяем: проституция — необходимое социальное учреждение буржуазного общества, подобно полиции, постоянному войску, церкви и предпринимательству!

 

Проституция и государство

 

В Германской империи проституция не подлежит надзору и государственной организации, как во Франции, она здесь лишь терпима. Официальные публичные дома запрещены законом, и сводничеству угрожает жестокое наказание. Но это не помешало тому, что до сих пор во многих немецких городах, в том числе в Майнце, Кенигсберге, Магдебурге, Альтоне, Киле, Нюрнберге, Вормсе, Фрейбурге, Лейпциге, Регенсбурге, Гамбурге, Аугсбурге, Вюрцбурге и т. д., существуют, как и прежде, публичные дома, терпимые полицией.[142] Это положение вещей трудно понять, но противоречие его закону известно нашим государственным правителям. Немецкий уголовный закон угрожает наказанием, если проститутке дают квартиру. С другой стороны, полиция принуждена терпеть тысячу женщин, занимающихся проституцией, и должна охранять их в их ремесле, раз они записались в реестр проституток и подчиняются предписанным для них правилам, например периодическому осмотру врачом. Но раз государство допускает проституток и этим поддерживает их ремесло, то оно должно допустить и квартиры для них и даже в интересах общественного здоровья и порядка иметь дома, где проститутки могли бы заниматься своим ремеслом. Какие противоречия! С одной стороны, государство официально признает, что проституция необходима, с другой — оно наказывает проституток и сводничество. Такое отношение государства показывает, что для современного общества проституция является сфинксом, загадку которого оно не может решить. Господствующая религия и мораль осуждают проституцию, законы наказывают ее поощрение, и все же государство терпит и охраняет ее. Другими словами, наше общество, гордящееся своей нравственностью, религиозностью, цивилизацией и культурой, должно терпеливо смотреть, как безнравственность и коррупция, подобно медленно действующему яду, разъедает его организм. Но из такого положения вытекает еще один вывод. Христианское государство допускает, что брак недостаточен и мужчина имеет право на незаконное удовлетворение половой потребности.

В то же самое время государство обращает внимание на женщину лишь постольку, поскольку она согласна удовлетворять мужским незаконным потребностям, то есть поскольку она становится проституткой. Притом надзор и контроль государственных органов распространяется только на записанных проституток, а не на мужчину, который ищет проституток, что само собою подразумевалось бы, если бы медицинско-полицейский надзор должен был иметь хоть какой-нибудь успех, не говоря уже о том, что справедливость требует одинакового применения закона к обоим полам.

Эта государственная охрана мужчины от женщины ставит вверх дном все отношения. Выходит так, что будто бы мужчина — более слабый, а женщина — более сильный пол, как будто бы женщина является соблазнительницей, а бедный, слабый мужчина — соблазненным.  Миф о соблазне Адама Евой в раю влияет еще на наши воззрения и законы и подтверждает христианские слова: «Женщина- великая соблазнительница и сосуд греха». Мужчины должны были бы стыдиться своей печальной и недостойной роли. Но им нравится эта роль «слабых» и «соблазняемых», так как, чем больше их охраняют, тем больше они могут грешить.

Мужчины не находят удовольствия в больших сборищах, если отсутствуют проститутки. Это нам показали, между прочим, события на германском празднике стрелков в Берлине летом 1890 года — события, заставившие 2300 женщин обратиться к обербюргермейстеру германской имперской столицы с петицией следующего содержания: «Позвольте, Ваше Высокоблагородие, напомнить Вам о том, что происходило на празднике союзной стрельбы в Панкове в нынешнем году от 6 до 13 июля и что проникло в провинцию через печать и через другие средства связи. Сообщения, которые мы слушали с самым глубоким возмущением и отвращением, говорили, между прочим, о представлениях этого праздника вроде таких: «Первый германский герольд, самый великий шантан в мире», «Сто мужчин и сорок женщин». Были еще небольшие кафешантаны и будки для стрельбы, в которых женщины особенно навязчиво предлагали себя мужчинам. Далее «Даровые концерты», где воздушно одетые кельнерши, соблазнительно улыбаясь, нахально и не стесняясь, приглашали на «стрелковый покой» как гимназиста, так и отца семейства, как юношей, так и почтенных мужей… Полиция могла бы хотя устранить едва одетую «даму», приглашавшую посетить будку «Тайны Гамбурга, или ночь в Сант-Паули». Но самое ужасное из всего того, что простые провинциальные бюргеры и бюргерши едва могут себе представить о прославленной имперской столице, — это дошедший до нас слух, что руководители празднества допустили вместо предлагавших свои услуги кельнеров «молодых женщин» в большом числе как бесплатных кельнерш… Мы, немецкие женщины, как супруги, матери, сестры, посылаем наших мужей, детей, дочерей и братьев на службу отечеству в Берлин, и поэтому мы покорнейше и с полным доверием просим Ваше Высокоблагородие, при том большом и значительном влиянии, которым Вы пользуетесь как высшее должностное лицо имперской столицы, сделать распоряжение подвергнуть расследованию эти унижающие человеческое достоинство вещи или принять другие по усмотрению Вашего Высокоблагородия целесообразные меры, чтобы не повторялись подобные оргии, а именно, также и на предстоящем «седанском празднике»…!!!»

При всех больших и так называемых национальных празднествах, где собирается большое количество мужчин, подобные вещи всегда повторяются.[143]

Немецкие правительства часто пытались выйти из этого противоречия, в котором находятся по отношению к проституции практика государственной власти и уголовное законоположение. Они вносили законопроекты, которые, между прочим, уполномочивали полицию отводить проституткам определенные места для жительства. Так как приходилось признать, что проституцию невозможно уничтожить, то считали самым практичным терпеть ее лишь в определенных местах и здесь установить над ней надзор. Такой закон — и все были с этим согласны — снова вызвал бы к жизни публичные дома, которые в сороковых годах прошедш<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.