Особенности развития недоношенных детей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности развития недоношенных детей

2019-05-27 156
Особенности развития недоношенных детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования мозга недоношенных детей показывают, что малыш, родившийся на 34 неделе имеет вес мозга: 65% от доношенного; объем коры 50% от доношенного. То есть примерно 1/3 мозга развивается в последние 6-8 недель.

Тем не менее, тот факт, что популяция преждевременно рожденных детей чрезвычайно гетерогенна, затрудняет представление ясной картины о том, какие последствия для отдаленного психического развития имеет сокращение внутриутробного периода. На сегодняшний момент очевидно, что степень недоношенности (и, следовательно, вес при рождении) может стать одним из факторов риска по возникновению интеллектуальных и академических затруднений в более поздних возрастах.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух: у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение: к 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние: К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

 

Закладка структур головного мозга происходит на раннем этапе внутриутробного развития. Поэтому даже глубоко недоношенный ребенок рождается со сформированными отделами нервной системы, но процесс созревания проводящих путей — образование оболочки вокруг нервов и нервных волокон, или миелинизация, — еще не закончен, поэтому нарушается проведение нервных импульсов к различным органам и тканям, что сказывается на состоятельности их функций.

У родившегося в срок ребенка тоже не все нервные волокна покрыты миелином. Однако если у доношенного малыша "одевание" отростков нервных клеток заканчивается к 3-5 месяцам жизни, то у недоношенного ребенка этот процесс может растянуться на несколько лет.

Во время родов, даже протекающих без осложнений, мозг малыша испытывает значительные нагрузки. Давление на оболочки мозга становится настолько сильным, что могут развиться явления спазма, нарушение кровообращения, кровоизлияния в мозг. Эти явления более вероятны у недоношенных детей из-за незрелости мозговых структур.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

  • Миграция нейронов.
  • Их дифференцировка.
  • Миелинизация.
  • Периориентация нейронов.
  • Рост аксонов.
  • Апоптоз клеток.
  • Пролиферация клеток.
  • Образование дендритов.
  • Образование синапсов.

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Таким образом, группа глубоко недоношенных детей является группой риска по возникновению последующих отклонений в психическом развитии. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Развитие недоношенного ребенка существенно отличается от развития доношенного ребенка: могут быть индивидуальные отклонения в поведении, развитии речи и приобретении навыков. Часто такие дети требуют больше времени для развития. При оценивании уровня развития недоношенного ребенка его возраст корригируют в течение первых 2 лет. У детей, рожденных до 32 недели беременности, от календарного возраста отнимают то количество недель, на сколько он раньше родился.

Недоношенные дети с самого начала заняты прежде всего поддержанием своих жизненно важных функций: дыханием пищеварением, сохранением равновесия и выяснением отношений с гравитацией. Недостатки в работе одной системы влияют на остальные. Трудности с дыханием приводят к недостаточному насыщению мышц кислородом, отчего те становятся вялыми, и двигательная активность снижается. Даже обычный пищеварительный процесс отнимает много сил. Малейшее нарушение приводит ребенка в напряженное состояние, от волнения его дыхание и сердечный ритм становится нерегулярным.

Таким детям трудно воспринимать и перерабатывать сенсорные стимулы.

Недоношенные младенцы вынуждены справляться с такими раздражителями, к которым их незрелая центральная нервная система еще не подготовлена. Предполагается, что в последние недели нормально протекающей беременности в развитии мозга плода происходит определенный процесс упрощения и организации. Этот процесс дает потом возможность ребенку, родившемуся без нарушений, закрываться, когда он подвергается воздействию слишком большого количества стимулов одновременно. Предполагается, что беспокойство недоношенных детей, недостаток ощущения своих телесных границ и нарушение внимания – результат этой затрудненной фильтрации, которая неизбежно приводит к сенсорной перегрузке.

Недоношенный ребенок очень возбудим и плачет больше, чем обычные дети, при этом часто невозможно однозначно определить причину дискомфорта. Поскольку младенец сам еще не осознает свои потребности, он может выразить их каким-нибудь непонятным образом. Часто родители не могут определить из-за чего он плачет - из-за голода, усталости или желания контакта. Звуки, движения и самые маленькие изменения могут его сильно раздражать и вызывать преувеличенные реакции. Моменты концентрации внимания очень коротки, ребенок с трудом может воспринимать информацию, почти не способен ее перерабатывать или делает это очень долго. По этим причинам недоношенные дети регулярно впадают в состояние сильного беспокойства.

Родители не всегда знают, что недоношенный ребенок в первый год жизни развивается не так непрерывно и гармонично, как ребенок рожденный в нормальный срок. Развитие его социальных (а иногда и двигательных) навыков в течение первых месяцев жизни часто идет удивительно быстрыми шагами. Это пробуждает высокие ожидания родителей и способствует избыточной стимуляции младенца. Родители, видя стремление ребенка к физической активности, превышающей его актуальный уровень двигательных и познавательных возможностей, могут невольно перегрузить ребенка реабилитационными мероприятиями. Развитие таких детей всегда идет скачкообразно и непостоянно в отличии от детей, рожденных в срок. У многих недоношенных детей есть трудности с концентрацией внимания, умением получать, обрабатывать и систематизировать свои впечатления. В более старшем возрасте это выглядит так, что ребенок легко отвлекается, не может оценить и проявить свои способности в соответствии с ситуацией. Все эти трудности могут проявиться не сразу, в по прошествии нескольких месяцев, в течение которых ребенок, казалось бы, легко и уверенно догонял своих сверстников.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.