Оценка социально-эмоциональных навыков ребенка. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Оценка социально-эмоциональных навыков ребенка.

2019-05-27 326
Оценка социально-эмоциональных навыков ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ü M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers; Robins, Fein, & Barton, 1999)

Скрининг аутизма для ребенка в возрасте от 16 до 30 месяцев, состоящий из 23 вопросов. Перевод M-CHAT на русский язык и его адаптацию осуществили Морозова Т.Ю., Довбня С.В. (2011). Большинство вопросов имеет отношение к социально-эмоциональному развитию ребенка. На каждый вопрос родитель может ответить «да» или «нет».

В результате подсчитывается количество несовпадений с ключом, а также количество критических баллов – несовпадений по тем вопросам, которые являются «красными флажками» аутизма.

ü ASQ:SE (Ages and Stages Questionnaire: Social-Emotional; D. Bricker, J. Squires et al, 2002)

Этот опросник является частью системы оценки развития ребенка ASQ, созданной под руководством д-ра Дианы Брикер и д-ра Джейн Скуайр из Университета Орегона. Первая версия ASQ была опубликована в 1995 году и включала оценку 5 разных областей развития ребенка (коммуникация, крупная и мелкая моторика, решение проблем и личностно-социальные навыки). Однако на момент публикации опросника существенно возросла потребность в качественном инструменте для скрининга социально-эмоционального развития ребенка, и в 2002 году был отдельно опубликован ASQ-SE, дополняющий основной опросник. ASQ:SE был переведен на русский язык и нормирован Санкт-Петербургским Институтом раннего вмешательства.

Этот опросник предназначен для заполнения родителями детей в возрасте от 3 месяцев до 5,5 лет. Указанный возрастной диапазон разбит на 8 периодов, для каждого из которых составлен набор вопросов, отражающих основные вехи социально-эмоционального развития ребенка данного возраста. Эта методика проста и удобна в использовании, поскольку составляет от 22 до 36 вопросов (в зависимости от возраста ребенка), большинство из которых предлагает выбор из 3-х вариантов ответа: делает большую часто времени/делает иногда/редко или никогда не делает. Помимо этого, каждый из пунктов родители могут отметить как вызывающий или не вызывающий беспокойство. Несколько последних вопросов для каждого возрастного периода предполагают развернутые ответы.

За каждое несовпадение ответа с вехами развития начисляются баллы, также они начисляются за пункты, вызывающие беспокойство родителей. Вычисляется общий балл, который сравнивается с критическим по данной возрастной группе.

Данная методика, оставаясь скрининговой, может дать некоторую информацию и о конкретных навыках, с которыми у ребенка есть трудности.

ü Углубленная оценка по МКФ (Протокол углубленной оценки функционирования ребенка в области «Социальное взаимодействие и отношения», Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, см. Приложение)

Оценка на основе Протокола происходит в ходе наблюдения специалиста за тем, как ребенок взаимодействует с близкими взрослыми и с самим специалистом. В ходе встречи специалист (желательно, психолог) проводит заранее запланированные пробы в ходе игры и естественного взаимодействия с ребенком, а также оставляет ему пространство для проявления собственной инициативы во взаимодействии. Результаты наблюдений заносятся в Протокол.

 

ü Также шкалы социально-эмоционального развития можно найти в тесте развития Бэттелл (Battelle Developmental Inventory – BDI; Newborg et al, впервые издан в 1984г.; от рождения до 8 лет; шкала личностно-социального развития) и шкале развития младенца Бэйли (Bayley Scales of Infant and Toddler Development; N. Bayley, впервые издан в 1969г.; 1-42 мес; шкала поведения).

Оценка взаимодействия.

Методы проведения оценки взаимодействия в диаде мать-ребенок могут быть следующими:

· Основной метод – наблюдение

· Анализ видеозаписей на основании заранее выбранных критериев и пунктов

· Интервью с родителями

· Стандартизированные опросники.

Оценка может быть направлена на особенности взаимодействия:

· Родителя

· Ребенка

· Характеристики диады.

 

Оценка может происходить в игре (как свободной, так и структурированной), рутинах (например, кормлении) и в ситуации легкого стресса.

Методики оценки взаимодействия взрослого и ребенка:

· N-CAST (Nursing Child Assessment Satellite Training, K. Barnard, 1985)

· P-CERA (Parent-Child Early Relationship Assessment, R. Clark, 1985)

· PICCOLO (Parenting Interactions with Children: Checklist of Observations Linked to Outcomes, L. Roggman, 2013)

· “Незнакомая ситуация” (Strange Situation, M. D. Ainsworth, 1978)

· Углубленная оценка по МКФ (Протокол оценки функционирования ребенка в области «Социальное взаимодействие и отношения», Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, см. Приложение)

Например, в методике P-CERA специалисту предлагается оценить следующие характеристики взаимодействия матери и ребенка:

· Взаимодействие со стороны матери (тон голоса, ее состояние, настроение, отношение к ребенку, аффективная и поведенческая вовлеченность во взаимодействие, стиль взаимодействия)

· Взаимодействие со стороны ребенка (настроение, поведение и адаптивные способности, уровень активности, коммуникативная компетентность)

· Взаимодействие в диаде (взаимность, эмоциональная насыщенность взаимодействия)

Формы работы

1. Индивидуальное консультирование, в которое может быть включено:

ü Информирование по вопросам:

· cоциально-эмоционального развития в целом

· особенностей возрастных изменений

· поведения

· отношений

· сигналов ребенка

· отлучения от груди

 

 

ü Моделирование обучающего взаимодействия

Специалист демонстрирует родителям, каким образом можно создавать условия для тренировки социально-эмоциональных навыков ребенка. Например, как научить ребенка получать удовольствие от совместной игры или как справляться с истериками.

В такие встречи можно эффективно включать тренинг для родителей, когда после демонстрации специалистом родители самостоятельно повторяют тренировку навыков с ребенком. Специалист при этом комментирует действия родителя, поддерживая его и мягко корректируя их при необходимости.

ü Тренировка взаимодействия

Направлена на изменение поведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем, и еще большего усиления.

В основе подхода лежат данные психологии развития младенца, согласно которым в процессе качественного взаимодействия мать подстраивает свое поведение под поведение младенца и тем самым обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения.

Основные характеристики качественного взаимодействия:

· одинаковый уровень интенсивности

· очередность коммуникативных обменов

· наблюдение за сигналами друг друга

· соответствующие сигналам ответы друг другу

 

ü Руководство взаимодействием

Модель кратковременной семейно-центрированной помощи, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребенка.

Данный подход был развит для детей младенческого и раннего возраста и их

родителей и достаточно эффективен в работе с семьями из группы социального риска:

· бедность

· плохие условия жизни

· низкий уровень образования

· отсутствие одного из партнеров

· отсутствие или недостаток социальной поддержки

· нарушением психического здоровья членов семьи.

Основное терапевтическое влияние фокусируется:

· на взаимодействии между ребенком и родителями

· на улучшение понимания поведения ребенка

· получение удовольствия от общения с ним

· осознание родительской роли

· усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений.

Краткое описание терапевтического процесса:

· Встреча с семьей с целью понять точку зрения семьи на сложившуюся в ней ситуацию (описание истории отношений с младенцем, представления о ребенке, семейные убеждения, ритуалы, правила, обычаи)

· Встреча (обсуждение того, что произошло в семье, что получается, что не получается)

· Видеосъемка (6 минут) свободной игры и последующее обсуждение сюжета («Был ли этот игровой сеанс типичным для того, что происходит дома?» и т.п.)

Групповые формы работы

ü Тоддлеровские группы

Первые тоддлеровские группы в Санкт-Петербурге появились в апреле 1997 года по инициативе Санкт-Петербургского общества детского психоанализа и благодаря обучению, супервизорской, организационной и поддержке профессионалов Центра А. Фрейд, прежде всего Ms. Nansy Brenner. Тоддлеровская группа является психоаналитически ориентированной формой групповой работы, способствующей установлению доверительных отношений и развитию маленьких детей во всех сферах их жизни.

Основные характеристики группы:

· немногочисленный состав участников (4 – 8 пар мать-ребенок)

· регулярное посещение

· постоянное место и время встреч

· проходят под руководством психологов

Участниками группы могут быть как семьи с детьми тоддлеровского возраста с обычными задачами развития, так и семьи с детьми, имеющими особые потребности (дети с синдромом Дауна, с ДЦП, снижением слуха) или мамами – выпускницами сиротских учреждений.

Особенности группы:

· отсутствие «традиционного круга»

· возможности для организации непрерывно продолжающегося обсуждения

· возникновение нескольких дискуссий и взаимодействующих подгрупп детей и взрослых

· мини-консультации

· создание и поддержание контейнирующего пространства

· принимающая атмосфера

· совместное чаепитие в середине встречи

Принципы группы:

· безоценочность

· принятие

· эмпатия

· открытость к диалогу

· стремление к равномерному распределению внимания ведущих по отношению ко всем участникам группы.

При этом на группе в обсуждении могут решаться следующие вопросы:

· социально-эмоционального развития детей тоддлеровского возраста

· как дети могут в поведении и игре выражать свои переживания

· о важности говорить с детьми об их чувствах

· борьба между желанием близости и потребностью в независимости

· приучение к горшку

· трудности в установлении четких ограничений для ребенка, без использования насильственных способов, оскорблений и угроз

· отлучение от груди.

Для того, чтобы стать ведущим тоддлеровской группы, необходимо пройти продолжительное сертифицированное обучение, однако некоторые идеи и элементы этого формата можно использовать при планировании и проведении групповой работы с детьми и родителями.

ü Лекотеки

Слово «Лекотека» («Lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка» и греческого «tek», означающего «собрание», «коллекция». Первая Лекотека была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 году. Цель Лекотек - предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионалами, возможностей сотрудничества. Лекотека использует семейно-центрированную игру как ключ к облегчению включения детей с инвалидностью и проблемами развития в полный спектр семейной и общественной жизни.

Цели:

· подкрепление процесса обучения и социализации детей от 0 до 4 лет с особыми нуждами

· предоставление развивающих игрушек, дидактического материала, специального оборудования, аудио-, видеопособий, книг, специальных технологий

· работа Лекотеки ориентирована на стимуляцию игровой деятельности ребенка и эффективного общения ребенка с другими членами семьи поддержка усилий родителей по гармоничному развитию личности ребенка, основанному на гуманистическом подходе к воспитанию.

ü Группа раннего развития (бережное развитие)

Данные занятия строятся по комплексной программе, которая способствует развитию всех сторон личности ребенка. Занятия построены таким образом, что каждый ребёнок может развиваться со своей скоростью, проявляя особый интерес к тому, что ему наиболее актуально в данный момент. Ведет занятие педагог-психолог, специалист по раннему возрасту.

Цели:

1. Создание благоприятных условий для взаимодействия близкого взрослого и ребенка.

2. Расширение границ взаимодействия мамы и малыша.

3. Создание благоприятных условий для естественного развития ребенка во всех областях функционирования.

Особенности группы:

· комфортная и безопасная атмосфера в группе

· использование игр, направленных на близкий контакт малыша и мамы

· естественное расширение репертуара в совместной деятельности мамы и ребенка

· малышу предоставляется возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами, музыкальными инструментами, собственным голосом

· игры и упражнения, позволяющие детям экспериментировать, узнавать свои возможности и выражать себя

· музыкальные игры, песни с движениями.

Особое внимание уделяется процессу социализации и основам коммуникативных навыков. На занятиях у мамы и ребенка есть возможность побыть друг с другом, не отвлекаясь на домашние дела и заботы, получить удовольствие от совместной игры, творчества.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.