Образец морфологического разбора частицы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Образец морфологического разбора частицы

2019-05-27 227
Образец морфологического разбора частицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук (А.С.Пушкин).

I. Хоть – частица, выражает дополнительный смысловой оттенок словосочетания.

II. Морфологические признаки:

1)смысловая;

2)выделительно-ограничительная.

3) производная (соотносится с деепричастием хотя);

4) относится к словосочетанию “единый звук”.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

   –Вот стихи, а всё понятно,

Всё на русском языке… (А.Твардовский).

I. Пусть (скажет) частица, образует грамматическую форму глагола.

II. Морфологические признаки:

1) формообразующая, образует форму повелительного наклонения.

III. производная (отглагольная).

 

Тренировочные упражнения и тесты по служебным частям

 речи и междометию.

Задание 1.

Определите союзом или союзным словом является выделенное слово; охарактеризуйте его роль в предложении (является подлежащим, входит в состав именного сказуемого, является дополнением, не является членом предложения).

1. Как всегда, когда лес за спиною, очень тихо кругом и светло. (Ваншенкин).

2. В час, когда щебетали карнизы посреди глубочайшей зимы, - как намёки, зароки, эскизы, неожиданно встретились мы. (В.Сок.).

3. Закаты, что сопровождали нас, сгорели вмиг. (Ванш.).

4. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. (Ес.).

5. Конь мой – мощь моя и крепь. Слышу я, как ржет он жалобно, закусив златую цепь. (Ес.).

6. Ты погляди, как трепетна чинара, в ней есть душа, и, может быть, певца. (Пуц.).

Задание 2.

Укажите, где союз и связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

1. Солнце взошло и ожило все вокруг.

2. Искусство создает хороших людей и формирует душу.

3. Ударил мороз и лужи покрылись льдом.

4. Он услышал шум машины и остановился.

 

Задание 3.

Определите значение выделенного союза: 1) соединительный; 2) сопоставительный; 3) противительный; 4) разделительный; 5) присоединительный; 6) пояснительный.

1. Петрушка ничего не отвечал и старался тут же заняться каким-нибудь делом: или подходил с щеткой к висевшему барскому фраку, или просто прибирал что-нибудь.

2. Как в просвещенной Европе, так и в просвещенной России есть теперь весьма много почтенных людей.

3. Господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их теперь называют в русских трактирах.

4. Покой был известного рода, ибо гостиница была известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах. (Гог.)

Задание 4.

Найдите предложения, в которых не нужна запятая перед и.

1. Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

2. В саду дорожки и грядки заросли укропом, и лопухами.

3. Вековые ели, и кедры утратили свой наряд.

4. Снег был на крыше, и на балконе, и на земле.

Задание 5.

Определите значение предлога из (показывает направление действия, участвует в выражении пространственных отношений; содержит указание на объект, источник, материал; имеет выделительно-ограничительное значение; участвует в выражении причинных отношений).

1. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан.

2. Я ехал на перекладных из Тифлиса.

3. Вся моя поклажа состояла из одного небольшого чемодана.

4. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки.

5. Из чего я хлопочу? Из зависти к Грушницкому?

6. «А что за бумаги оставил вам Печорин?» - «А бог его знает! Какие-то записки…» - «Что вы из них сделаете?»

7. Мы вышли из сакли. (Лерм.)

Задание 6.

Определите значение предлога в (движение внутрь, направление движения; местонахождение; образ действия; отношение к внешним признакам предмета; временное значение).

1. Уже солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

2. Я раз насилу ноги унёс, а ещё у мирнова князя был в гостях.

3. Ведь, например, в дождик, холод весь день на охоте.

4. Девки и молодые ребята становятся в две шеренги, одна против другой.

5. Хлопают в ладоши и поют.

6. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз.

7. Нас приняли со всеми почестями и повели в кунацкую. (М. Лерм.)

Задание 7.

Вставьте вместо точек предлоги в или на.

1. Находиться … Крыму, … Урале, … Кавказе, … Карпатах, …горах, … море, … реке, … вокзале, … театре, … школе, … концерте.

Задание 8.

В сочетаниях выделите предлоги, которые могут употребляться с тремя падежами. Назовите эти падежи и приведите примеры.

1. По улице, до предела, из лесу, в дом, на дороге.

2. С крыши, на крыше, в лесу, под крышей, до предела.

Задание 9.

Где выделенные слова – предлоги и пишутся слитно?

1. (В)виду задержки в пути поезд опоздал.

2. Прийти (на)встречу с писателем.

3. (Не)смотря на болезнь продолжал работать.

4. Мы шли мимо оврага, (в)след проводнику.

Задание 10.

Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквах:

                                      

а) б) в) г)

в течени… месяца     и  е   и  е                              

в следстви… болезни и  е   е   и                           

в продолжени… дня и  е   и  е                           

в заключени… статьи и  и  е   е

Задание 11.

В данных предложениях выделите частицы. Определите их разряд по строению (производные и непроизводные; простые и составные: расчленяемые и нерасчленимые).

1. По целым дням у меня голова болит, бессонница, шум в ушах… а деваться некуда. (А. Чехов)

2. Что вам люди сделали худого? И неужели вы думаете, что вы лучше всех? (А. Чехов)

3. [Треплев:] Вот тебе и театр. (А. Чехов)

4. [Астров:] Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю… Вот разве тебя только люблю. (А. Чехов)

5. [Вершинин:] Все-таки жалко, что молодость прошла. (А. Чехов)

Задание 12.

Укажите, какие слова надо писать через дефис: а) (как)будто; б) все(таки); в) (если)бы; г) едут(с); д) давай(те); е) то(ли).

Задание 13.

Где надо писать частицу ни на месте пропуска и почему?

1. Он хотел летать во чтобы то н… стало.

2. Он вел себя как н… в чем н… бывало.

3. Это было н… что иное, как счастье.

4. Н… с места!

Задание 14.

Расставьте недостающие знаки препинания. Определите разряды междометий по образованию и значению.

1. Ну вот у праздника Ну вот вам и потеха.

2. Ах нет надеждами я мало избалован.

3. Ну Софьюшка мой друг какая у меня арапка для услуг.

4. А знаю помню слышал.

5. Как Чацкого Кто свел в тюрьму?

6. О Господи помилуй грешных нас!

7. Тьфу оплошал. – Ах мой создатель! Дай протереть глаза.

8. Э брось кто нынче спит?

9. Ах Чацкий бедный! вот!

10. А как по-вашему? По-нашему смышлён.

11. Однако нет его! какую бы причину… А знать ко мне пошел в другую половину. (А. Грибоед.)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.