Психология по курсу «Психотерапия» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Психология по курсу «Психотерапия»

2019-05-27 160
Психология по курсу «Психотерапия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс психотерапия занимает особое место в системе подготовки педагога психолога, т.к. вооружает знаниями и умениями психологического воздействия на человека в гуманистических целях, а также служит важным фактором профи­лактики психогений и дедактогений. Психотерапия это вершина подготовки психолога-профессионала.

Предлагаемая программа предъявляет определенные требования к студен­там - знание теоретических основ психотерапии, современных ее направлений и технологий; овладение умениями использования методов рациональной, сугге­стивной и групповой психотерапии в условиях системы образования.

Структура курса включает общетеоретические сведения о различных под­ходах в психотерапии, ее технологиях и психологических механизмах различ­ных методов, границы эффективного применения, показания и противопоказа­ния, возможные осложнения и их прорфилактика.

Программа включает широкий аспект психологической коррекции и пси­хотерапии отклонений в психическом развитии, нежелательных тенденций лич­ностного и интеллектуального развития. В программе рассматриваются психо­логическая и медицинская модели психокоррекции и психотерапии. Разбирают­ся психодинамические, поведенческие и другие подходы к пониманию психо-коррекционной работы. Излагаются психоаналитические, гуманистические, би-хевиористические и другие направления. Подробно рассматриваются методы педагогического внушения, автогенной тренировки, введением в транс, группо­вой психотерапии и тренинга, гештальт терапии, нейролингвистического про­граммирования, психосинтеза, куклотерапии и др. Лекции сопровождаются де­монстрацией различных психокоррекционных и психотерапевтических приемов и техник.

На протяжении всего периода обучения студенты участвуют не менее, чем в четырех социально-психологических тренингах: профессиональной ориента­ции, личностного роста, общения и т.д.

Поэтому наряду с лекциями, на которых демонстрируются некоторые пси­хотерапевтические приемы, проводятся семинарские, лабораторно-практические занятия и тренинги. Кроме того, все студенты в течение года обучаются ауто­тренингу.

Полученные знания и приемы студенты закрепляют во время прохожде­ния практики, а большинство из них отражают в выпускных квалификационных работах.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050706 - педагогика и

ТЕМА 3. МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ

Философская, социологическая, психологическая, медицинская и синте­тическая модели психотерапии Интердисциплинарный характер психотерапии. Общие факторы психотерапии. Показания к психотерапии. Выбор методов пси­хотерапии. Модели психотерапии при невротических расстройствах. Эффек­тивность психотерапии.

Литература:

1. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб, 1997.

2. Гардин Л., Котов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. -М., 1967.

3. Мясищев В.Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья. Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973. - с. 7 - 20.

4.Носачев Г.Н. Направления, виды и методы и техники психотерапии. Т. 1,2.-Самара, 1998.

 

ТЕМА 4. ВНУШЕНИЕ

 

Психологическая сущность внушения. Речевое и неречевое внушение. Внушаемость. Подготовительный и исполнительный этапы внушения. Класси­фикация внушения. Общие закономерности внушения. Внушение как метод пе­дагогического воздействия. Общие принципы, техники внушающего воздейст­вия. Косвенное внушение. Виды внушения в зависимости от учебно-воспитательных задач и условия применения.

Литература:

1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 1908.

2. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. - Петроград, 1923.

3. Гускова В., Гуськов В, Мягков И., Свирилов В. Никтопедия. -- Воронеж, 1969.

4. Куликов В. Психология внушения. -Иваново, 1978.

5. Линецкий М.Л. Внушение и мы. - М., 1983.

6. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студентов и врачей. - М., 1967.

7. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1971.

ТЕМА 5. САМОВНУШЕНИЕ

 

Психологическая сущность самовнушения, способы и приемы са­мовнушения. Структура самовнушения, формы самовнушения, эффективность самовнушения.

Виды самовнушения: аутогенная релаксация: нервно-мышичная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, формы биологической обратной связи, упражнения высшего и низшего этапов аутогенной

 

тренировки. Нежелательные явления аутогенной тренировки.

 

Литература:

1. Алексеев А.В. Психомышечная тернировка. - М., 1979.

2. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. - Н.-Новгород, 1929.

3. Кляйнзорге X., Клюбнер Г. Техника релаксации. - М,, 1963.

4. Мягков И.Ф., Невярович В.К. Психофизиологическая саморегуляция. -Воронеж, 1989.

5. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Аутогенная тренировка. - Воронеж, 1999.

6. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М., 1990.

ТЕМА 6. ГИПНОСУГГЕСТИЯ

 

Из истории суггестивного воздействия в особых состояниях: Парацельс, Месмер, Бру, Шарко, Бернгейм. Физиологические основы гипнотического сос­тояния В.Я. Данилевский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Теории гипноза. Внушаемость и восприимчивость к гипнозу. Степени гипноза. Раппорт. Влияние гипноза на психические и физиологические функции организма. Техника погружения в гипноз. Показания и противопоказания применения гипноза. Профилактика осложнений. Пробуждение. Постгипнотические внушения. Эриксоновский гипноз.

Литература:

1. Буль П.И. Основы психотерапии. -Л., 1974.

2. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М., 1978.

3. Кандыба В.М. Криминальный гипноз. - СПб., 2000.

4. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студ. и врачей. - М., 1967.

5. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. - Ростов-на-Дону, 1997.

6. Шерток Л. Гипноз. - Л., 1972.

7. Эриксон М. Мой голос остается с вами. - СПб., 1995.

ТЕМА 10. ПСИХОСИНТЕЗ

 

Психосинтез это работа с тремя составными составляющими - тело, эмоции и дух (Р. Ассаджиоли). Структура личности по Ассождиоли. Цели психотерапии интеграция субличностей и сбалансированность энергий человека. Развитие самости и органического мышления. Техника психосинтеза.,

Литература:

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез.

2. Практика психосинтеза. Перевод с англ. Составитель Томас Дж. - М, 1992.

3. Феддуччи П. Кем мы можем быть? - М., 1992.

ТЕМА 11. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

 

Основные понятия гештальттерапии: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, функция защииты и зрелости. Психологическая сущность гештальт-психотерапии по Перлзу. Цель гештальт-терапии. Техника Гештальт-терапии: ориентирование себя (контакт с окружением, направления сознавания) и манипулирование собой (измененная ситуация, ретрофлексия, интроспекция, проекция).

Литература:

1. Гудмен П. и др. практикум по гештальт-терапии. - СПб., 1995.

2. Наранхо К. Гештальт-терапия. - Воронеж, 1995.

3. Перле Ф. Внутри и вне помойного ведра. - СПб., 1995.

4. Романенко O.K. Практическая гештальт-терапия. - М., 1995.

5. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просвещению. - СПб., 1994.

 ТЕМА 12. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАМИРОВАНИЕ (НЛП)

 

НЛП и теории личности в психотерапии. Картина восприятие мира и ло­кализация проблем пациента. Индивидуальные, социальные и неврологические «фильтры» человеческого мышления (отделение, искажение и обобщение). Особенности функционирования доминантного и не доминантного полушария головного мозга человека. Влияние истории жизни человека (опыта) на его по­ведение. Понятие о негативных и позитивных словесных ключах. Вербальные и невербальные якоря. Рефрейминг.

Литература:

1. Андреа К. и Андреас С. Измени свое мышление - воспользуйтесь результа­тами. - СПб., 1994.

2. Боасф. Практикум по НЛП. Продвинутые технологии. -- СПб., Ростов-на-Дону, 1992.

3. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. - Воронеж, 1995.

4. Гордон Д. Терапевтические метафоры. - СПб., 1996.

5. Макдональд В. Руководство по субмодальностям.-Воронеж, 1994.

6. О Коннар и Сеймор Д. Введение в НЛП. - Челябинск, 1997.

ТЕМА 15 ПСИХОДРАММА

 

Компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт. Техника психодрамы. Роли режиссера, протагониста и вспомогательно­го Я. Фазы развития психодрамы. Методики психодрамы: монолог, двойник, обмен ролями и отображение.

Литература:

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Мо­рено, - М., 1994.

ТЕМА 17 СКАЗКОТЕРАПИЯ

 

Терапевтическая сущность сказкотерапии. Формы сказкотерапии. Этапы развития личности и образного представления ребенка в сказке. Формы работы со сказкой. Практические приемы со сказкой.

Литература:

1. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. - М., 1925.

2. Зинкевич Т.Д., Михайлов A.M. Теория и практика сказкотерапии. Опыт пси­ходиагностики и психокоррекции. - СПб., 1996.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенка// Дошкольное вос­приятие. 1948, № 9.

4. Препп В.Я Морфология сказки.-М., 1969.

5. Эльконин Д.Б., Эльконин Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий// Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1993, №2.

6. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке. - М., 1996.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ)

1. Современные направления психотерапии.

2. Модели психотерапии.

3. Личностно-ориентированная психотерапия.

4. Суггестивная психотерапия в условиях общеобразовательной школы.

5. Психогигиена и психопрофилактика неврозов в общеобразовательной школе.

6. Психхпрофилактика психосоматических нарушений у детей и подрост­ков.

7. Психопрофилактика «зависимости» у подростков.

8. Групповая психотерапия в системе образования.

9. Тренинговые группы в школе.

 

ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс психотерапия занимает особое место в системе подготовки педагога психолога, т.к. вооружает знаниями и умениями психологического воздействия на человека в гуманистических целях, а также служит важным фактором профи­лактики психогений и дедактогений. Психотерапия это вершина подготовки психолога-профессионала.

Предлагаемая программа предъявляет определенные требования к студен­там - знание теоретических основ психотерапии, современных ее направлений и технологий; овладение умениями использования методов рациональной, сугге­стивной и групповой психотерапии в условиях системы образования.

Структура курса включает общетеоретические сведения о различных под­ходах в психотерапии, ее технологиях и психологических механизмах различ­ных методов, границы эффективного применения, показания и противопоказа­ния, возможные осложнения и их прорфилактика.

Программа включает широкий аспект психологической коррекции и пси­хотерапии отклонений в психическом развитии, нежелательных тенденций лич­ностного и интеллектуального развития. В программе рассматриваются психо­логическая и медицинская модели психокоррекции и психотерапии. Разбирают­ся психодинамические, поведенческие и другие подходы к пониманию психо-коррекционной работы. Излагаются психоаналитические, гуманистические, би-хевиористические и другие направления. Подробно рассматриваются методы педагогического внушения, автогенной тренировки, введением в транс, группо­вой психотерапии и тренинга, гештальт терапии, нейролингвистического про­граммирования, психосинтеза, куклотерапии и др. Лекции сопровождаются де­монстрацией различных психокоррекционных и психотерапевтических приемов и техник.

На протяжении всего периода обучения студенты участвуют не менее, чем в четырех социально-психологических тренингах: профессиональной ориента­ции, личностного роста, общения и т.д.

Поэтому наряду с лекциями, на которых демонстрируются некоторые пси­хотерапевтические приемы, проводятся семинарские, лабораторно-практические занятия и тренинги. Кроме того, все студенты в течение года обучаются ауто­тренингу.

Полученные знания и приемы студенты закрепляют во время прохожде­ния практики, а большинство из них отражают в выпускных квалификационных работах.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050706 - педагогика и

психология по курсу «Психотерапия»

 

 

№ п/п

Наименование раз­делов и тем

Всего часов трудоемкости

В том числе аудиторных

Само­стоя­тельная работа

Всего Лекции Лаборат занятия Практ. занятия Семи­нары
1. Психотерапия и ее основные направле­ния   4 2     2  
2. Личность как про­блема психологии и психотерапии   4 2     2  
3. Модели психотера­пии   2 2        
4. Внушение   6 4     2    
5. Самовнушение   13 2   11    
6. Гипносуггестия   8 6     2  
7. Рациональная и лич­но сты о -ориентированная патогенетическая психотерапии   6 4     2  
8. Психоанализ и неде-рективная психоте­рапия   6 4     2  
9. Групповая психоте­рапия   16 2   12 2  
10. Психосинтез   4 4        
И. I "е штал ьт-терапия   14 2   12    
12. Нейролингвистиче-ское программиро­вание   2 2        
13. Телесно-ориентированная психотерапия   2 2        
14. Поведенческая пси­хотерапия   6 4     2  
15. Психодрама   4 4        
16. Позитивная психо­терапия   2 2        
17. Сказкотерапия   и куклотерапия   6 4     2  
  ВСЕГО 210 105 52   35 18 105

ТЕМА 1. ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Определение психотерапии и содержание основных понятий. Психологи­ческое влияние. Психологическая коррекция и психотерапия, теории и класси­фикация направлений психотерапии. Цели и задачи психотерапии. Влияние пси­хотерапии на общество. История отечественной и зарубежной психотерапии. Психокоррекция и психотерапия в системе психологической службы организа­ций образования и здравоохранения. Общественные организации в психотера­пии.

Литература:

1. Абабков В.А. Проблема научного в психологии. - СПб, 1998.

2. Александров А.А. Современная психотерапия. - СПб, 1997.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - СПб, 2002.

4. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб, 1996.

5. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Мн., 1997.

6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М, 2000.

7. Носачев Г.Н. Введение в психотерапию. - Самара, 1997.

8. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактов. - М.,1962.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

 

ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ И ПСИ­ХОТЕРАПИИ

 

Учение о личности формирование направлений психотерапии. Концепции личности отечественных психологов: психология отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), психология деятельности (Л. С. Выготский, А.П. Леонтьев), психолгия общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев), психология установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). Психологические механизмы защиты личности, менталитет общества, личностная психотерапия.

Литература:

1. Александер Ф., Селесник Ш.Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. - М., 1995.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. -М., 1983.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

5. Мягков И.Ф., Боков С.И., Чаева С.И. Медицинская психология. - М., 2002.

6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

7. Узнандзе Д.Н. Психологические исследования.-М., 1966.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.

 

ТЕМА 3. МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ

Философская, социологическая, психологическая, медицинская и синте­тическая модели психотерапии Интердисциплинарный характер психотерапии. Общие факторы психотерапии. Показания к психотерапии. Выбор методов пси­хотерапии. Модели психотерапии при невротических расстройствах. Эффек­тивность психотерапии.

Литература:

1. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб, 1997.

2. Гардин Л., Котов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. -М., 1967.

3. Мясищев В.Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья. Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973. - с. 7 - 20.

4.Носачев Г.Н. Направления, виды и методы и техники психотерапии. Т. 1,2.-Самара, 1998.

 

ТЕМА 4. ВНУШЕНИЕ

 

Психологическая сущность внушения. Речевое и неречевое внушение. Внушаемость. Подготовительный и исполнительный этапы внушения. Класси­фикация внушения. Общие закономерности внушения. Внушение как метод пе­дагогического воздействия. Общие принципы, техники внушающего воздейст­вия. Косвенное внушение. Виды внушения в зависимости от учебно-воспитательных задач и условия применения.

Литература:

1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 1908.

2. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. - Петроград, 1923.

3. Гускова В., Гуськов В, Мягков И., Свирилов В. Никтопедия. -- Воронеж, 1969.

4. Куликов В. Психология внушения. -Иваново, 1978.

5. Линецкий М.Л. Внушение и мы. - М., 1983.

6. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студентов и врачей. - М., 1967.

7. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1971.

ТЕМА 5. САМОВНУШЕНИЕ

 

Психологическая сущность самовнушения, способы и приемы са­мовнушения. Структура самовнушения, формы самовнушения, эффективность самовнушения.

Виды самовнушения: аутогенная релаксация: нервно-мышичная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, формы биологической обратной связи, упражнения высшего и низшего этапов аутогенной

 

тренировки. Нежелательные явления аутогенной тренировки.

 

Литература:

1. Алексеев А.В. Психомышечная тернировка. - М., 1979.

2. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. - Н.-Новгород, 1929.

3. Кляйнзорге X., Клюбнер Г. Техника релаксации. - М,, 1963.

4. Мягков И.Ф., Невярович В.К. Психофизиологическая саморегуляция. -Воронеж, 1989.

5. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Аутогенная тренировка. - Воронеж, 1999.

6. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М., 1990.

ТЕМА 6. ГИПНОСУГГЕСТИЯ

 

Из истории суггестивного воздействия в особых состояниях: Парацельс, Месмер, Бру, Шарко, Бернгейм. Физиологические основы гипнотического сос­тояния В.Я. Данилевский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Теории гипноза. Внушаемость и восприимчивость к гипнозу. Степени гипноза. Раппорт. Влияние гипноза на психические и физиологические функции организма. Техника погружения в гипноз. Показания и противопоказания применения гипноза. Профилактика осложнений. Пробуждение. Постгипнотические внушения. Эриксоновский гипноз.

Литература:

1. Буль П.И. Основы психотерапии. -Л., 1974.

2. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М., 1978.

3. Кандыба В.М. Криминальный гипноз. - СПб., 2000.

4. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студ. и врачей. - М., 1967.

5. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. - Ростов-на-Дону, 1997.

6. Шерток Л. Гипноз. - Л., 1972.

7. Эриксон М. Мой голос остается с вами. - СПб., 1995.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.