Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-05-27 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс психотерапия занимает особое место в системе подготовки педагога психолога, т.к. вооружает знаниями и умениями психологического воздействия на человека в гуманистических целях, а также служит важным фактором профилактики психогений и дедактогений. Психотерапия это вершина подготовки психолога-профессионала.
Предлагаемая программа предъявляет определенные требования к студентам - знание теоретических основ психотерапии, современных ее направлений и технологий; овладение умениями использования методов рациональной, суггестивной и групповой психотерапии в условиях системы образования.
Структура курса включает общетеоретические сведения о различных подходах в психотерапии, ее технологиях и психологических механизмах различных методов, границы эффективного применения, показания и противопоказания, возможные осложнения и их прорфилактика.
Программа включает широкий аспект психологической коррекции и психотерапии отклонений в психическом развитии, нежелательных тенденций личностного и интеллектуального развития. В программе рассматриваются психологическая и медицинская модели психокоррекции и психотерапии. Разбираются психодинамические, поведенческие и другие подходы к пониманию психо-коррекционной работы. Излагаются психоаналитические, гуманистические, би-хевиористические и другие направления. Подробно рассматриваются методы педагогического внушения, автогенной тренировки, введением в транс, групповой психотерапии и тренинга, гештальт терапии, нейролингвистического программирования, психосинтеза, куклотерапии и др. Лекции сопровождаются демонстрацией различных психокоррекционных и психотерапевтических приемов и техник.
|
На протяжении всего периода обучения студенты участвуют не менее, чем в четырех социально-психологических тренингах: профессиональной ориентации, личностного роста, общения и т.д.
Поэтому наряду с лекциями, на которых демонстрируются некоторые психотерапевтические приемы, проводятся семинарские, лабораторно-практические занятия и тренинги. Кроме того, все студенты в течение года обучаются аутотренингу.
Полученные знания и приемы студенты закрепляют во время прохождения практики, а большинство из них отражают в выпускных квалификационных работах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050706 - педагогика и
ТЕМА 3. МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ
Философская, социологическая, психологическая, медицинская и синтетическая модели психотерапии Интердисциплинарный характер психотерапии. Общие факторы психотерапии. Показания к психотерапии. Выбор методов психотерапии. Модели психотерапии при невротических расстройствах. Эффективность психотерапии.
Литература:
1. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб, 1997.
2. Гардин Л., Котов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. -М., 1967.
3. Мясищев В.Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья. Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973. - с. 7 - 20.
4.Носачев Г.Н. Направления, виды и методы и техники психотерапии. Т. 1,2.-Самара, 1998.
ТЕМА 4. ВНУШЕНИЕ
Психологическая сущность внушения. Речевое и неречевое внушение. Внушаемость. Подготовительный и исполнительный этапы внушения. Классификация внушения. Общие закономерности внушения. Внушение как метод педагогического воздействия. Общие принципы, техники внушающего воздействия. Косвенное внушение. Виды внушения в зависимости от учебно-воспитательных задач и условия применения.
|
Литература:
1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 1908.
2. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. - Петроград, 1923.
3. Гускова В., Гуськов В, Мягков И., Свирилов В. Никтопедия. -- Воронеж, 1969.
4. Куликов В. Психология внушения. -Иваново, 1978.
5. Линецкий М.Л. Внушение и мы. - М., 1983.
6. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студентов и врачей. - М., 1967.
7. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1971.
ТЕМА 5. САМОВНУШЕНИЕ
Психологическая сущность самовнушения, способы и приемы самовнушения. Структура самовнушения, формы самовнушения, эффективность самовнушения.
Виды самовнушения: аутогенная релаксация: нервно-мышичная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, формы биологической обратной связи, упражнения высшего и низшего этапов аутогенной
тренировки. Нежелательные явления аутогенной тренировки.
Литература:
1. Алексеев А.В. Психомышечная тернировка. - М., 1979.
2. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. - Н.-Новгород, 1929.
3. Кляйнзорге X., Клюбнер Г. Техника релаксации. - М,, 1963.
4. Мягков И.Ф., Невярович В.К. Психофизиологическая саморегуляция. -Воронеж, 1989.
5. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Аутогенная тренировка. - Воронеж, 1999.
6. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М., 1990.
ТЕМА 6. ГИПНОСУГГЕСТИЯ
Из истории суггестивного воздействия в особых состояниях: Парацельс, Месмер, Бру, Шарко, Бернгейм. Физиологические основы гипнотического состояния В.Я. Данилевский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Теории гипноза. Внушаемость и восприимчивость к гипнозу. Степени гипноза. Раппорт. Влияние гипноза на психические и физиологические функции организма. Техника погружения в гипноз. Показания и противопоказания применения гипноза. Профилактика осложнений. Пробуждение. Постгипнотические внушения. Эриксоновский гипноз.
Литература:
1. Буль П.И. Основы психотерапии. -Л., 1974.
2. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М., 1978.
3. Кандыба В.М. Криминальный гипноз. - СПб., 2000.
4. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студ. и врачей. - М., 1967.
5. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. - Ростов-на-Дону, 1997.
6. Шерток Л. Гипноз. - Л., 1972.
7. Эриксон М. Мой голос остается с вами. - СПб., 1995.
|
ТЕМА 10. ПСИХОСИНТЕЗ
Психосинтез это работа с тремя составными составляющими - тело, эмоции и дух (Р. Ассаджиоли). Структура личности по Ассождиоли. Цели психотерапии интеграция субличностей и сбалансированность энергий человека. Развитие самости и органического мышления. Техника психосинтеза.,
Литература:
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез.
2. Практика психосинтеза. Перевод с англ. Составитель Томас Дж. - М, 1992.
3. Феддуччи П. Кем мы можем быть? - М., 1992.
ТЕМА 11. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
Основные понятия гештальттерапии: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, функция защииты и зрелости. Психологическая сущность гештальт-психотерапии по Перлзу. Цель гештальт-терапии. Техника Гештальт-терапии: ориентирование себя (контакт с окружением, направления сознавания) и манипулирование собой (измененная ситуация, ретрофлексия, интроспекция, проекция).
Литература:
1. Гудмен П. и др. практикум по гештальт-терапии. - СПб., 1995.
2. Наранхо К. Гештальт-терапия. - Воронеж, 1995.
3. Перле Ф. Внутри и вне помойного ведра. - СПб., 1995.
4. Романенко O.K. Практическая гештальт-терапия. - М., 1995.
5. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просвещению. - СПб., 1994.
ТЕМА 12. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАМИРОВАНИЕ (НЛП)
НЛП и теории личности в психотерапии. Картина восприятие мира и локализация проблем пациента. Индивидуальные, социальные и неврологические «фильтры» человеческого мышления (отделение, искажение и обобщение). Особенности функционирования доминантного и не доминантного полушария головного мозга человека. Влияние истории жизни человека (опыта) на его поведение. Понятие о негативных и позитивных словесных ключах. Вербальные и невербальные якоря. Рефрейминг.
Литература:
1. Андреа К. и Андреас С. Измени свое мышление - воспользуйтесь результатами. - СПб., 1994.
2. Боасф. Практикум по НЛП. Продвинутые технологии. -- СПб., Ростов-на-Дону, 1992.
3. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. - Воронеж, 1995.
4. Гордон Д. Терапевтические метафоры. - СПб., 1996.
5. Макдональд В. Руководство по субмодальностям.-Воронеж, 1994.
6. О Коннар и Сеймор Д. Введение в НЛП. - Челябинск, 1997.
|
ТЕМА 15 ПСИХОДРАММА
Компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт. Техника психодрамы. Роли режиссера, протагониста и вспомогательного Я. Фазы развития психодрамы. Методики психодрамы: монолог, двойник, обмен ролями и отображение.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, - М., 1994.
ТЕМА 17 СКАЗКОТЕРАПИЯ
Терапевтическая сущность сказкотерапии. Формы сказкотерапии. Этапы развития личности и образного представления ребенка в сказке. Формы работы со сказкой. Практические приемы со сказкой.
Литература:
1. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. - М., 1925.
2. Зинкевич Т.Д., Михайлов A.M. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. - СПб., 1996.
3. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенка// Дошкольное восприятие. 1948, № 9.
4. Препп В.Я Морфология сказки.-М., 1969.
5. Эльконин Д.Б., Эльконин Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий// Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1993, №2.
6. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке. - М., 1996.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ)
1. Современные направления психотерапии.
2. Модели психотерапии.
3. Личностно-ориентированная психотерапия.
4. Суггестивная психотерапия в условиях общеобразовательной школы.
5. Психогигиена и психопрофилактика неврозов в общеобразовательной школе.
6. Психхпрофилактика психосоматических нарушений у детей и подростков.
7. Психопрофилактика «зависимости» у подростков.
8. Групповая психотерапия в системе образования.
9. Тренинговые группы в школе.
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс психотерапия занимает особое место в системе подготовки педагога психолога, т.к. вооружает знаниями и умениями психологического воздействия на человека в гуманистических целях, а также служит важным фактором профилактики психогений и дедактогений. Психотерапия это вершина подготовки психолога-профессионала.
Предлагаемая программа предъявляет определенные требования к студентам - знание теоретических основ психотерапии, современных ее направлений и технологий; овладение умениями использования методов рациональной, суггестивной и групповой психотерапии в условиях системы образования.
Структура курса включает общетеоретические сведения о различных подходах в психотерапии, ее технологиях и психологических механизмах различных методов, границы эффективного применения, показания и противопоказания, возможные осложнения и их прорфилактика.
Программа включает широкий аспект психологической коррекции и психотерапии отклонений в психическом развитии, нежелательных тенденций личностного и интеллектуального развития. В программе рассматриваются психологическая и медицинская модели психокоррекции и психотерапии. Разбираются психодинамические, поведенческие и другие подходы к пониманию психо-коррекционной работы. Излагаются психоаналитические, гуманистические, би-хевиористические и другие направления. Подробно рассматриваются методы педагогического внушения, автогенной тренировки, введением в транс, групповой психотерапии и тренинга, гештальт терапии, нейролингвистического программирования, психосинтеза, куклотерапии и др. Лекции сопровождаются демонстрацией различных психокоррекционных и психотерапевтических приемов и техник.
|
На протяжении всего периода обучения студенты участвуют не менее, чем в четырех социально-психологических тренингах: профессиональной ориентации, личностного роста, общения и т.д.
Поэтому наряду с лекциями, на которых демонстрируются некоторые психотерапевтические приемы, проводятся семинарские, лабораторно-практические занятия и тренинги. Кроме того, все студенты в течение года обучаются аутотренингу.
Полученные знания и приемы студенты закрепляют во время прохождения практики, а большинство из них отражают в выпускных квалификационных работах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050706 - педагогика и
психология по курсу «Психотерапия»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов трудоемкости | В том числе аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего | Лекции | Лаборат занятия | Практ. занятия | Семинары | ||||
1. | Психотерапия и ее основные направления | 4 | 2 | 2 | ||||
2. | Личность как проблема психологии и психотерапии | 4 | 2 | 2 | ||||
3. | Модели психотерапии | 2 | 2 | |||||
4. | Внушение | 6 | 4 | 2 | ||||
5. | Самовнушение | 13 | 2 | 11 | ||||
6. | Гипносуггестия | 8 | 6 | 2 | ||||
7. | Рациональная и лично сты о -ориентированная патогенетическая психотерапии | 6 | 4 | 2 | ||||
8. | Психоанализ и неде-рективная психотерапия | 6 | 4 | 2 | ||||
9. | Групповая психотерапия | 16 | 2 | 12 | 2 | |||
10. | Психосинтез | 4 | 4 | |||||
И. | I "е штал ьт-терапия | 14 | 2 | 12 | ||||
12. | Нейролингвистиче-ское программирование | 2 | 2 | |||||
13. | Телесно-ориентированная психотерапия | 2 | 2 | |||||
14. | Поведенческая психотерапия | 6 | 4 | 2 | ||||
15. | Психодрама | 4 | 4 | |||||
16. | Позитивная психотерапия | 2 | 2 | |||||
17. | Сказкотерапия и куклотерапия | 6 | 4 | 2 | ||||
ВСЕГО | 210 | 105 | 52 | 35 | 18 | 105 |
ТЕМА 1. ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Определение психотерапии и содержание основных понятий. Психологическое влияние. Психологическая коррекция и психотерапия, теории и классификация направлений психотерапии. Цели и задачи психотерапии. Влияние психотерапии на общество. История отечественной и зарубежной психотерапии. Психокоррекция и психотерапия в системе психологической службы организаций образования и здравоохранения. Общественные организации в психотерапии.
Литература:
1. Абабков В.А. Проблема научного в психологии. - СПб, 1998.
2. Александров А.А. Современная психотерапия. - СПб, 1997.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - СПб, 2002.
4. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб, 1996.
5. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Мн., 1997.
6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М, 2000.
7. Носачев Г.Н. Введение в психотерапию. - Самара, 1997.
8. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактов. - М.,1962.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Учение о личности формирование направлений психотерапии. Концепции личности отечественных психологов: психология отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), психология деятельности (Л. С. Выготский, А.П. Леонтьев), психолгия общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев), психология установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). Психологические механизмы защиты личности, менталитет общества, личностная психотерапия.
Литература:
1. Александер Ф., Селесник Ш.Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. - М., 1995.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. -М., 1983.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
5. Мягков И.Ф., Боков С.И., Чаева С.И. Медицинская психология. - М., 2002.
6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.
7. Узнандзе Д.Н. Психологические исследования.-М., 1966.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.
ТЕМА 3. МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ
Философская, социологическая, психологическая, медицинская и синтетическая модели психотерапии Интердисциплинарный характер психотерапии. Общие факторы психотерапии. Показания к психотерапии. Выбор методов психотерапии. Модели психотерапии при невротических расстройствах. Эффективность психотерапии.
Литература:
1. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб, 1997.
2. Гардин Л., Котов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. -М., 1967.
3. Мясищев В.Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья. Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973. - с. 7 - 20.
4.Носачев Г.Н. Направления, виды и методы и техники психотерапии. Т. 1,2.-Самара, 1998.
ТЕМА 4. ВНУШЕНИЕ
Психологическая сущность внушения. Речевое и неречевое внушение. Внушаемость. Подготовительный и исполнительный этапы внушения. Классификация внушения. Общие закономерности внушения. Внушение как метод педагогического воздействия. Общие принципы, техники внушающего воздействия. Косвенное внушение. Виды внушения в зависимости от учебно-воспитательных задач и условия применения.
Литература:
1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 1908.
2. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. - Петроград, 1923.
3. Гускова В., Гуськов В, Мягков И., Свирилов В. Никтопедия. -- Воронеж, 1969.
4. Куликов В. Психология внушения. -Иваново, 1978.
5. Линецкий М.Л. Внушение и мы. - М., 1983.
6. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студентов и врачей. - М., 1967.
7. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1971.
ТЕМА 5. САМОВНУШЕНИЕ
Психологическая сущность самовнушения, способы и приемы самовнушения. Структура самовнушения, формы самовнушения, эффективность самовнушения.
Виды самовнушения: аутогенная релаксация: нервно-мышичная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, формы биологической обратной связи, упражнения высшего и низшего этапов аутогенной
тренировки. Нежелательные явления аутогенной тренировки.
Литература:
1. Алексеев А.В. Психомышечная тернировка. - М., 1979.
2. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. - Н.-Новгород, 1929.
3. Кляйнзорге X., Клюбнер Г. Техника релаксации. - М,, 1963.
4. Мягков И.Ф., Невярович В.К. Психофизиологическая саморегуляция. -Воронеж, 1989.
5. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Аутогенная тренировка. - Воронеж, 1999.
6. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М., 1990.
ТЕМА 6. ГИПНОСУГГЕСТИЯ
Из истории суггестивного воздействия в особых состояниях: Парацельс, Месмер, Бру, Шарко, Бернгейм. Физиологические основы гипнотического состояния В.Я. Данилевский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Теории гипноза. Внушаемость и восприимчивость к гипнозу. Степени гипноза. Раппорт. Влияние гипноза на психические и физиологические функции организма. Техника погружения в гипноз. Показания и противопоказания применения гипноза. Профилактика осложнений. Пробуждение. Постгипнотические внушения. Эриксоновский гипноз.
Литература:
1. Буль П.И. Основы психотерапии. -Л., 1974.
2. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М., 1978.
3. Кандыба В.М. Криминальный гипноз. - СПб., 2000.
4. Мягков И.Ф. Психотерапия. Руководство для студ. и врачей. - М., 1967.
5. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. - Ростов-на-Дону, 1997.
6. Шерток Л. Гипноз. - Л., 1972.
7. Эриксон М. Мой голос остается с вами. - СПб., 1995.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!