Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

2019-05-27 290
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Виды игр для развития ММР:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности (пальчиковая гимнастика)

- массаж, Су-Джок терапия

- перебирание мелких предметов (бусы, счеты, пуговицы, горох, фасоль, крупы……)

    - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия;

- камушки Марблс (выкладывание картинки, заполнение, по контуру…….)

- конструкторы, пазлы, мозаика

- шнуровка, ленты (выкладывание рисунка, шнурование, плетение…)

- резиночки, прищепки, крышки…

- трафареты, штриховки, обводилки, прописи…

    - рисование карандашом, фломастерами;

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание и т. д;

- пластилин

- песок, манка, мука (рисование)

 
 

 

Игры с цветными шнурками.

 

Цель:

· Развитие логического и творческого мышления детей.

· Развитие мелкой моторики рук.

Игры:

1. Сравнение шнурков по цвету и по длине.

2. Составление из шнурков:

· геометрических фигур,

· контуров букв и цифр,

· картинок («домик», «солнышко», человечек» и др.) (Здесь можно использовать несколько цветных шнурков).

· завязывание узлов, бантиков,

· плетение косичек (Необходимо связать вместе по 3 цветных шнурка одинаковой длины).

Игры с цветными шнурками можно использовать во время занятий по обучению грамоте или основам математики. Выполнять задания можно не за столами, а сидя на ковре. При этом дети учатся, играют и отдыхают одновременно.

Важно, чтобы цветные шнурки всегда находились в группе в доступном для детей месте. Тогда любой ребенок при желании сможет взять шнурки и поиграть с ними.

Конечно, у детей не все сразу получается, поэтому необходимо учить их помогать друг другу («Научился сам – научи другого»).

Из своего опыта, могу сказать, что детям старшего дошкольного возраста очень нравятся игры с цветными шнурками. В результате таких игр дети учатся завязывать шнурки на обуви, плести косички, учатся взаимопомощи.

 

Приложение 1

 

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

М.М.Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Логопедические дети имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

   Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР - это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

 

I. Сенсорное развитие.

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками "Марблс".

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

 

Перечень игр и краткое описание:

№ 1. Собери по образцу.

Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Цветок.

После того, как у нас накопилось достаточное количество фотографий работ детей - в настоящий момент мы их и используем в качестве картинок - образцов.

№ 2. Выложи по контуру.

А) Выложи по контуру.

Предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.

Это морская звезда.

Б). Заполни пустой шаблон.

Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

Клубничка.

Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.

№ 3. Крестики – нолики

Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

№ 4. Золушка.

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

№ 5. Четвертый лишний

Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.

№ 6. Продолжи.

Продолжить узор или ряд.

№ 7. Какая дорожка (гусеница, бусы) – длиннее (короче).

№ 8. Сосчитай.

Игра очень похожа на игру С. Хаустовой «Игровая таблица». Расчерченное поле заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько например, красных камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле

№ 9. Математический диктант.

Так же похожа на игру С. Хаустовой с таблицей – закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».

№ 10. Придумай картинку по теме…

Предлагается только тема.

Лето..

Ветка рябины.

№ 11. Самостоятельные игры.

Дети придумывают сюжет сами

Лето.

Футбол.

Названия картинок в "самостоятельных играх" придуманы детьми.

Упражнение "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

II. Овладение звуковым анализом

Цель:

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.

- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)

- развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.

- знакомство с буквой.

"Знакомство с буквой"

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)

Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

"Гласная или согласная?"

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки для звукового анализа.

Инструкция: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Произвести звукобуквенный анализ слова.

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

А Р Б У З
         

2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

3. На каком мест находится звук (:) (в начале, середине, конце?)

4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Список литературы.

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986.

2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973

3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979

 

 

Приложение 2

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.