Абылай хан – выдающийся государственный и политический деятель. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Абылай хан – выдающийся государственный и политический деятель.

2019-05-27 234
Абылай хан – выдающийся государственный и политический деятель. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Абылай хан (1711 - 1781) – один из выдающихся деятелей в истории казахской государственности. До 1743 г. был султаном Среднего жуза. После смерти хана Абильмамбета Абылай становится ханом Среднего жуза. Предки Абылай хана происходят от знаменитого основателя Казахской орды Аз-Жанибека, который является потомком Джучи-хана, сына Чингизхана. Настоящее имя – Абилмансур Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда.

Ставший ханом в 20 лет, Абылай около полувека с честью правил ханством. Он был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было укрепление государства. Проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В сражениях 1730 – 1740 гг. против джунгар Абылай обрел славу батыра.

В 1738 – 1741 годы казахские войска под руководством Абылая нанесли сокрушительные удары джунгарским захватчикам. В августе 1740 года вместе с ханом Среднего жуза Абильмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие принять российское подданство. Вместе с тем, он не прерывал отношений с Цинской империи, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства. Все свои силы Абылай отдавал восстановлению независимости страны. Абылай не прекращал борьбу против тех, кто посягал на казахскую землю.

В 1754 – 1755 и в 1764 годы кыргызы напали на некоторые аулы в Жетысу, разгромили отряды батыров Жаугаш, Кокжал Барака и Шынкожы на берегах рек Аксу, Коксу и Шу. В ответ Абылай собрал значительное войско и нанес поражение кыргызам, очистив междуречье Иле и Шу. Таким образом он установил сохранившуюся до нашего времени границу между казахами и кыргызами от Нарынкола до Кордая. Абылай сумел объединить сила Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство.

Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыз. Похоронен в мавзолее-мечете Ходжы Ахмеда Яссауи. У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен. В памяти казахского народа Абылай навсегда останется как выдающийся государственный деятель, храбрый полководец и дальновидный политик.

 2) Объясните, почему в эпоху палеолита доминировал матриархат.

Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Все делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества. Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания. Система преобладания роли женщины в общественной жизни называется матриархатом, что в переводе с греческого означает «матеревластие».

 3) Заполните схему «Причины установления двоевластия в Казахстане»

1) Многонациональность края.

2) Преобладание сельского населения.

3) Социально-экономическое положение.

4) Расположение казачих войск.

                                   

                                            

                                         

Билет 4

Казахстан в эпоху энеолита.

В период медно-каменного века, т. е. энеолита, человек начал пользоваться орудиями из металла. Этот период охватывает 3000–1800 лет до н.э. В медно-каменном веке люди ста- ли делать орудия, изготовленные из меди. Медь не смогла полностью вытеснить каменные орудия труда. Камень оставался в те времена основным материалом для изготовления орудий труда. Тем не менее, в эпоху энеолита произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло отделение скотоводства от земледелия и главенствующим стал патриархальный род.

Медь – легкий металл, быстро принимает нужную форму.Люди научились изготовлять из нее кинжалы, топоры, женские украшения и другие вещи. Керамика была в основном горшковидной формы, поверхность украшалась сплошным орнаментом или ломаными линиями.

 

 

Замечательный памятник эпохи энеолита в Казахстане, найденный на севере страны, – поселение Ботай. Поселение относится к 3–2 тысячелетиям до н.э. и занимает площадь 15 гектаров. Во время проведенных на поселении археологических раскопок были найдены остатки 158 жилищ. Стены жилищ были по" крыты шкурами животных, в центре находился очаг для обогрева и приготовления пищи.

 

Археологами во время раскопок были найдены каменные орудия труда – наконечники стрел, копья, ножи и топоры. Встречались костяные иглы и глиняная посуда.

 

Здесь были обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Кроме того, были найдены кости лося, косули, медведя, кабана, собаки и горностая.

 

Энеолитические памятники имеются и в Мангистау. В местности Шебир археологи нашли орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины. Древние гончары покрывали горшки орнаментом, напоминавшим гребень.

 

Жители Шебира носили ожерелья из морских моллюсков. Украшения были искусно обработаны, а дырки просверлены сверлом. Люди здесь занимались в основном охотой.

2) Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.

На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. В XVIII—начале XX веков большая их часть была зафиксирована представителями российской администрации, русскими и иностранными учеными и путешественниками. Обычаи и обряды играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ».

Обычаи приличия и вежливости. При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалей-кум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейку-массалям» («и тебе также»). После обмена приветствиями казахи осведомлялись о состоянии скота и родных словами «Мал-жаның, бала-шағың аман ба?» («Скот, родные живы ли, здоровы?»). Казахи отвечали: «Қүдайға шүкір, өз мал-жаныңыз есен бе?» («Слава богу, и ваши скот и родные здоровы ли?»). Эти слова приветствия были обязательны и даже между людьми совершенно незнакомыми и видящими друг друга в первый раз.

Одним из правил степного этикета и почтительного отношения казахов к старшим было прибавление частицы -аке(еке) к основе слова: Казбек — Казеке, Дихан — Даке, Бауржан — Бауке. Об этом писал один из известных русских ученых начала XX века Л. Бал-люзек: «Одним из правил киргизской вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы эке».

В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. В конце XIX века один из немецких исследователей Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение». На всех праздниках им отводили почетные места. На собраниях они играли заметную роль. К их словам практически беспрекословно прислушивалась молодежь. Для молодого человека считалось знаком высшей награды получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол.

Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамьрства (тамыр болу).

В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имянаречения - азан шакырып ат кою.При достижении 3, 5 или 7 лет казахи устраивали обряд сундет тойы. Будущая женитьба сына также всегда волновала родителей.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.