Что является движущими силами процесса обучения? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Что является движущими силами процесса обучения?

2019-05-27 215
Что является движущими силами процесса обучения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМ.В.А.ТАТАЕВА»

Заочное отделение

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ___________________________________________________

____________________________________________________________________

 

ДИСЦИПЛИНА______________________________________________________

____________________________________________________________________

 

         

 

                                                                  ВЫПОЛНИЛ:

 

Студент группы

                                                                           

 

ПРОВЕРИЛ:

 

Преподаватель

 

–Регистрационный номер____________

Дата сдачи работы____________

Грозный,2019

 

Что является движущими силами процесса обучения?

Процесс обучения – совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества.

 

Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Вскрытие действительных движущих сил процесса обучения – сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становиться процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.

 

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.

 

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственноволевые силы школьников.

 

Так же движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, – такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.

Что является предметом педагогики как науки?

Педагогика как наука

Термин «педагогика» (от греч. paides – «дитя» и gogos – «вести»): – наука о воспитании и обучении подрастающего поколения (популярное определение); – наука, которая исследует и разрабатывает теоретические основы процессов воспитания и обучения, то есть образовательного процесса с целью обеспечения научного обоснования и сопровождения современного образовательного процесса (цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, методы, приемы, средства, технологии, формы, тенденции, перспективы, результаты) (одно из научных определений); – наука об искусстве обучать и воспитывать человека (Соловейчик С.Л).(вполне научное определение). В 20 в. отечественный ученый В.В.Краевский выделил этапы становления педагогики как науки: 1) эмбриональная педагогика – это педагогика как часть философской системы (Платон); 2) философская педагогика, философия образования (Я.А.Коменский); 3) психологическая антропологическая педагогика (К.Д.Ушинский); 4) психологическая педагогика (Д.Дьюи); 5) педагогическая педагогика (современная отечественная педагогика).

Предмет педагогики

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования. В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Объект педагогики

А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности. Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

3) содержание воспитания;

4) методы воспитания.

Функции педагогической науки.

 

Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и

 

 

закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях:

1)описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;

2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию. Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать.

Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:

1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;

2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;

3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;

4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;

5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.


 

Что изучает психология?

Психология в переводе с греческого – учение, знание о душе («псюхе» – душа, «логос» – учение, знание). Это наука, прежде всего, о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

Основные задачи психологии:

1. Познание истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека.

2. Выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.

Основные функции психологии:

1. Как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов.

2. Как прикладная область знаний – формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения,

 

воздействуют друг на друга. Знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. Знание психологии открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить свое внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, можно научиться достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил.

Какое значение имеет термин «психология» в сознании обывателя, обычного среднестатистического человека?

К примеру, распространенное выражение: «У него такая психология». Что подразумевает совокупность особенностей характера, внутренний мир человека или же группы людей. В последнем случае психология группы – это взгляды, правила, обычаи, традиции, разнообразные внутренние процессы, протекающие в ней.

В обыденной жизни каждый из нас совершает определенную психологическую работу, являясь как бы житейским психологом, наблюдая закономерности и делая соответствующие выводы (например, как внимательно мы наблюдаем за выражением лиц других людей, их поступками и реакциями в различных ситуациях, а потом делаем определенные выводы, строим свое поведение соответствующим образом).

Тем не менее, существуют профессиональные психологи, специалисты. Почему все же их услуги востребованы?

Действительно, психолог-профессионал владеет всем накопленным поколениями ученых научным опытом, имеет богатую практику, владеет конкретными проверенными методами определения состояния и терапии. Психолог-профессионал – является уже житейским психологом, а научным.

Психология как наука пользуется экспериментом, информация проверяется, доказывается, делаются научные выводы. Принятые решения широко применяются на практике. Чего стоит создание одного теста! Масса предварительных исследований на большой выборке людей, применение математических методов, анализ, сравнение и т.п. Только в случае, если тест проходит все пробы, его считают научным. Поэтому следует критически относиться к разным псевдонаучным тестам.

С какими вопросами люди обращаются к психологу? Это и вопросы саморазвития, способов разрешения конфликтных ситуаций, способов поддержания отношений. Специализаций психолога множество: детский, семейный, военный и др.

Однако виды деятельности, которые осуществляет психолог, практически схожи.

Виды деятельности психолога:

Психологическое просвещение.

Диагностика.

Профилактика.

Коррекция.

Развитие.

Терапия.

Консультация.

Что такое невербалика?

Невербалика - информация, принимаемая в общении и взаимодействии по не речевым каналам. В первую очередь, невербалика - это язык тела: жесты, интонации, мимика, выражение глаз и лица. К невербалике относят и информацию, которую люди передают друг другу не телом, а другими подручными средствами.

Например, в Испании был распространен язык веера, когда влюбленный мог прочитать информацию от дамы по положению ее веера.

Невербалика - практически синоним понятия невербальное общение, хотя к невербалике относят и интерпретацию телесных знаков (значение мимики и жестов), которые человек передавать не планировал и которые к категории общение в строгом смысле отнесены быть не могут.

Невербалика включает в себя следующие компоненты:

Паралингвистика (звучание, темп, громкость, интонации);

Кинесика (жесты, жестовые процессы и жестовые системы);

Проксемика (пространство и дистанцирование);

Мимика (движения лицевых мышц);

Гаптика (касания и тактильная коммуникация);

Хроменика (время общения);

Одорика (запахи, косметика, татуаж);

Аускультация (слышание, восприятие звука);

Системология (систематизация пространства, расположение объектов, смыслы, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации);

Актоника (действия, ритуалы, поступки, что-либо означающие);

Гастика (коммуникативные функции пищи и напитков, снадобий и угощений, приемов пищи, поведения во время еды).

Для того, чтобы воспринять и осмыслить все названные компоненты невербалики, необходимо использовать технические средства фиксации (например, видеозапись). В этом случае каждый компонент может быть тщательно описан и изучен. Однако в реальной жизни такая подробная фиксация и проработка всех компонентов невозможна. В этом случае применяется выборочная фиксация. Компоненты, которые легче всего отслеживать и интерпретировать в процессе общения – это мимика, поза, жесты, дистанцирование и интонация. Остальные составляющие невербалики фиксируются дополнительно, по возможности.

 

Что такое эмпатия?

Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Его ввёл Эдвард Титченер, который калькировал немецкое слово einfühling (дословное значение — проникновение), использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.

Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Содержание и границы понятия

Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-то конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. Существуют методики выявления уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

 

Что такое манипулирование?

Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования — сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

Кто то спросит – «А почему бы просто, по человечески не попросить?» А по тому, что просить, не всегда легко, в некоторых случаях это и вовсе не уместно. Вне зависимости от масштабов, любая просьба это всегда ответственность. Попросив, мы признаемся в своих желаниях, где то в беспомощности, где то в непрофессионализме. Так же открываясь другому человеку (что само по себе часто бывает чревато), и прося его о чем либо, мы должны понимать, что ответная просьба не заставит себя долго ждать. А кому хочется быть обязанным?! Вот поэтому к манипулятивному воздействию (от невинного до самого безнравственного и наглого), люди часто и прибегают.

Порой люди прибегают к манипуляции боясь что им откажут, или после того как им уже отказали в их просьбе. Представьте, ваша просьба не возымела должного понимания, а для вас это вопрос жизни и смерти. Что делать? Обидеться, расплакаться или выдавить из себя что-нибудь до боли драматичное, поставить ультиматум или прибегнуть к шантажу. Тут не каждый устоит. Знакомо? А как же, все мы манипулируем. Вот только в меру своих нравственных убеждений, способностей, возможностей и целей используем различные способы.

Цели могут быть различными, ведь что такое манипуляция, это инструмент воздействия на людей, и все зависит от того, в каких руках он находится. Так же как и нож, может служить оружием убийства, а может быть инструментом в хирургической операции.

Манипуляция. Характеризуется: 1) отношением к партнёру как к «вещи особого рода» (тенденция к игнорированию его интересов и намерений присутствует, но не носит всеобъемлющий характер); 2) стремлением иметь одностороннее преимущество, сочетающимся с оглядкой на производимое впечатление; 3) наличием скрытого воздействия с привлечением не прямого, а опосредованного давления (провокация, обман, инрига)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМ.В.А.ТАТАЕВА»

Заочное отделение

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ___________________________________________________

____________________________________________________________________

 

ДИСЦИПЛИНА______________________________________________________

____________________________________________________________________

 

         

 

                                                                  ВЫПОЛНИЛ:

 

Студент группы

                                                                           

 

ПРОВЕРИЛ:

 

Преподаватель

 

–Регистрационный номер____________

Дата сдачи работы____________

Грозный,2019

 

Что является движущими силами процесса обучения?

Процесс обучения – совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества.

 

Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Вскрытие действительных движущих сил процесса обучения – сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становиться процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.

 

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.

 

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственноволевые силы школьников.

 

Так же движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, – такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.