Логос — Вселенский Дух, разум — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Логос — Вселенский Дух, разум

2019-05-27 199
Логос — Вселенский Дух, разум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно экзотерическому толкованию Древней Мудрости, нашедшему развитие во многих религиозно-философских системах Востока, проявленный Космос — это воплощение Высшего Существа, называемого Мировым Разумом, Духом, Вселенским Сознанием или Жизнью, Брахмой, Логосом и другими именами, обычно ассоциируемыми с понятием Бога. Именно такой трактовки придерживается А. Безант (9), и мы, следуя ей, ниже изложим эту точку зрения. На следующем витке спирали» мы приведем эзотерическое освещение понятия Логоса, или Брахмы, однако сразу же отметим, что Логос (как бы он ни трактовался) по существу един и тождествен Абсолютной Реальности, а следовательно, сущность его невыразима и глубокое познание лежит за пределами интеллекта. Пробуждение Космоса после окончания Махапралайи (Великого растворения) начинается с проявления Логоса. А. Безант пишет: «Это взятое из греческой философии наименование в совершенстве выражает древнюю идею: Слово, раздающееся из Безмолвия, Голос, Звук, посредством которого миры вызываются к бытию. Мы начнем наше исследование с того, что проследим развитие духа-материи, дабы нам понятнее стала природа того материала, с которым мы будем иметь дело в физической сфере. Ибо возможность эволюции коренится во внутренних силах, которые скрыты в духе-материи физического мира, как бы завернуты в нее. Весь процесс есть не что иное, как развертывание этих сил, импульс к которому идет изнутри, тогда как извне дается помощь разумными сущностями, роль которых в том, чтобы ускорять или замедлять эволюцию, но не переступать за пределы качеств, присущих данному материалу. Некоторое представление об этих первых ступенях мирового проявления необходимо для понимания эволюции, хотя каждая попытка остановиться на подробностях завела бы нас далеко за пределы нашего элементарного очерка. Поэтому придется удовольствоваться самыми общими указаниями.

Исходя из глубины единого великого Бытия, из Первоисточника, превышающего всякое человеческое представление, Логос ставит сам себе границы, добровольно очерчивает область своего собственного бытия, являясь проявленным Богом. Актом ограничения сферы своей деятельности Он набрасывает внешнее очертание Своего творения.

Внутри этой границы проявленный мир рождается, развивается и умирает. Материя, образующая объективный мир, есть эманация Логоса, ее силы и энергии суть токи Его Жизни; Он пребывает в каждом атоме, все проникая, все поддерживая и развивая, Он — Источник и Конец Вселенной, ее причина и ее цель, ее центр и окружность. Вселенная построена на нем, как на твердом фундаменте; она дышит Его жизнью в очерченном Им пространстве; Он — во всем и все — в Нем. Так учат нас Охранители Древней Мудрости о начале проявленных миров.

Из того же источника мы узнаем о Самораскрытии Логоса в трех Ипостасях: Первый Логос — Корень Бытия; из Него исходит Второй, раскрывающий обе стороны Бытия, первичную двойственность, образующую оба полюса природы, в пределах которых созидается вся ткань Вселенной, Жизнь и Форма, Дух и Материя, положительное и отрицательное, активное и пассивное, Отец и Мать Миров. Затем — Третий Логос, вселенский Разум, в котором все уже существует в идеях, Он же — источник всего сущего, родник образующих энергий, сокровищница, хранящая в себе все первообразы форм, которые в течение мировой эволюции должны появиться и выработаться в низших типах материи. Первообразы эти суть плоды предшествовавших миров, и они же служат посевом для настоящего мира.

Все духовные и материальные феномены проявленного мира имеют определенную величину и преходящую длительность, но корни Духа и Материи вечны. Первозданная недифференцированная девственная Материя[30] является Логосу, по выражению одного глубокого мыслителя, как бы покровом, простирающимся между Ним и Неисповедимым Первоисточником, Парабрахманом (Parabrahman).

Именно в этот «покров» Логос и облекается в целях проявления, дабы осуществить поставленное самому Себе ограничение, которое одно и делает возможным мировую деятельность. Из этого «покрова» вырабатывает Он материю для своей вселенной, являя собою одушевляющую, руководящую и контролирующую ее Жизнь[31].

Как уже отмечалось, «материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни, дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Даже и Логос, верховный Владыка Жизни, проявляясь, облекается во Вселенную, которая и служит для Него формой, и то же самое повторяется везде, вплоть до мельчайшего атома».

Эта эволюция жизни Логоса как силы, одушевляющей каждую частицу материи, и последовательное закутывание ее в материю каждой сферы, так что материалы каждой из семи сфер Вселенной заключают внутри себя, в скрытом состоянии, все возможности (потенциальности) форм и сил всех сфер, как высших, так и их собственной сферы; эти два фактора: инволюция жизни и скрытые возможности, таящиеся в каждом атоме проявленной материи, — обеспечивают эволюцию и дают каждой ничтожной частице материи возможность, раз ее скрытые свойства превратятся в активные силы, войти в состав самых высоких существований. В действительности идея эволюции может быть выражена в одной фразе: это — скрытые потенциальности, становящиеся активными силами.

Вторая великая волна эволюции, эволюция формы, и третья волна, эволюция самосознания, будут рассмотрены в дальнейших главах этой книги. Эти три эволюционных потока по отношению к развитию человечества можно определить так: образование материалов, построение дома и рост обитателя дома, или, как сказано выше, эволюция духа-материи, эволюция формы и эволюция самосознания. Если читатель овладеет этой идеей, он найдет в ней ключ, который поможет ему разобраться в запутанном лабиринте фактов.

Когда эволюция материалов достаточно подвинулась, тогда вторая великая жизненная волна, исходящая из Логоса, дает импульс эволюции формы, и ЛОГОС становится организующей силой[32] своей вселенной, причем бесчисленные сонмы Сущностей, именуемых Строителями[33], принимают участие в строительстве форм из всевозможных комбинаций духа-материи.

Жизнь Логоса, пребывающая в каждой форме, есть ее центральная, контролирующая и направляющая энергия. Строительство форм на высших планах бытия не может быть предметом нашего исследования в данное время; достаточно будет сказать, что все формы существуют как Идеи в Разуме Логоса и что Идеи эти изливались путем упомянутой второй жизненной волны, дабы послужить образцами для Строителей. Во второй и третьей сферах первичные комбинации духа-материи имеют целью вызвать в материи пластичность, способность облекаться в организованную форму, дабы действовать как единицы и постепенно развивать все большую устойчивость в материалах, формирующихся в определенные организмы. Этот процесс совершался во второй и третьей сферах, в так называемых трех элементальных царствах; все комбинации материи, образовавшиеся здесь, носят обыкновенно название элементалъная сущность (эссенция), последняя отливается в разнообразные формы, существование которых длится некоторое время, после чего они распадаются на составные части. Излитая жизнь, или Монада, развивалась, проходя через три названные элементальные царства, пока не достигала физической сферы, где она начинала стягивать эфирные частицы и соединять их в хрупкие формы, внутри которых двигались жизненные токи; в эти формы вносились построения из более твердого материала, послужившие основой для первых минералов. В них, как можно убедиться при первом взгляде на рисунки любой книги по кристаллографии, ясно выступают геометрические линии, по которым происходит построение плоскостей кристалла, из чего можно убедиться, что в минералах идет работа жизни, хотя и стесненная, замкнутая и сдавленная.

Ментальная сфера нашей небольшой системы служит отражением для Мирового Сознания в природе, и она же соответствует Великому Разуму всего Космоса. В его высших областях существуют все первообразы идей, которые ныне находятся на пути конкретной эволюции; в низших областях ментальной сферы идеи эти появляются в последовательных формах, которые затем и воспроизводятся в точности в астральном мире и физическом мире.

Сама жизнь есть жизнь Логоса, но все силы этой жизни остаются скрытыми, непроявленными; все здесь в возможности, в зачатке, так же как дерево скрыто внутри микроскопической зародышевой точки в зерне. Это зерно опускается в почву человеческой жизни, чтобы его скрытые силы пришли в состояние деятельности под влиянием света радости и дождя слез и чтобы питалось оно теми соками, которые нами зовутся испытаниями, до тех пор, пока зародыш не разрастется в могучее дерево, образ и подобие зачавшего его Господа».

Как мы уже знаем, сокровенным Я человека является Дух, и, как пишет А. Безант, этот Божественный Дух — Луч, исходящий из Логоса, разделяя Его Сущность, обладает троичной природой самого Логоса, и эволюция человека как такового состоит в постепенном проявлении всех трех божественных аспектов, в их развитии из скрытого состояния в состояние активное. Путем этого проявления человек повторяет в малом виде эволюцию Вселенной; отсюда и произошло наименование его микрокосмом в противоположность макрокосму, Вселенной: он являет собой как бы зеркало Вселенной, отражение или подобие Бога[34], и отсюда же происходит древнее оккультное изречение «как вверху, так и внизу». Именно это заключенное в человеке божественное начало и является ручательством конечного торжества человека; оно и служит скрытой двигательной силой, которая делает эволюцию одновременно и возможной и неизбежной, той поднимающей человека энергией, которая медленно преодолевает все трудности и все преграды.

Эта скрытая в человеке божественная Сущность, его высшее бессмертное Я, носит наименование Монады [35], и нам необходимо помнить, что Монада есть излияние жизни самого Логоса, содержащее в зародыше или в скрытом состоянии все божественные силы и свойства. Эти силы приводятся к проявлению благодаря толчкам, возникающим от соприкосновения с объектами Вселенной, куда спускается Монада; трения, происходящие благодаря этим толчкам, вызывают ответные вибрации в жизненном начале, подвергаемом возбуждению, и одна за другою жизненные энергии переходят из скрытого состояния в деятельное. Человеческая Монада обладает, как уже сказано, тремя божественными аспектами, будучи совершенным подобием Бога, и в течение человеческого цикла все три ее аспекта развиваются один за другим.

ЗАКОН ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Рассматривая «посмертную» жизнь человека, мы уже познакомились с основными моментами формирования его повторного рождения на Земле в новом плотном теле, с новым астралом» и новым ментальным телом, заключающим в себе причинное тело — хранилище способностей и ранее приобретенных положительных качеств психики. Чрезвычайно долгая цепь повторных рождений, каждый раз приводящих в наилучшее соответствие условия рождения Мыслителя с посильными задачами расширения сознания, развивает все начала человека, и прежде всего его Высший Манас.

Процесс создания всех тел, выбор семьи и предначертание определенных моментов будущей семьи во всех своих деталях являются следствиями предыдущей деятельности самого человека. Выбор из всего множества этих следствий тех, которые должны выявиться в предстоящей жизни, протекает с участием различных Высших Существ, среди которых особую роль играют Владыки Кармы.

Наиболее молодые души, недавно вышедшие из животного состояния и обладающие лишь зачатками разума, рождаются среди дикарей, полуцивилизованных народов и отсталых людей. Это низший из пяти классов, на которые теософия делит человечество. Постепенно они приобретают ограниченное мировоззрение, не выходящее за рамки семьи или государства, и тем самым перемещаются во второй класс, где их ум все еще инертен и лишен воображения.

Третий класс объединяет людей культурных, стремящихся к реализации высоких идеалов, понимающих единство жизни и человечества. Четвертый класс составляют люди, сознательно творящие свое будущее, понимающие необходимость всестороннего совершенствования и духовного роста. Они находятся на пути к совершенству и плотно «опекаются» своими Учителями, заботящимися об ускорении их продвижения.

Пятый, высший класс — это «редкие цветы человечества», закончившие свою человеческую эволюцию — Адепты, или Учителя Мудрости. Они не нуждаются в перевоплощениях для личных целей и совершают их в интересах людей, развитием которых они руководят. Они являются представителями великой космической Иерархии Светлых Сил на Земле.

Длительность существования между воплощениями на Земле, число рождений в одной и той же расе, длительность земной жизни, выбор мужского или женского пола — все это обусловливается ближайшими задачами развития Эго, успешностью прохождения человеком «уроков» каждого воплощения.

«Никогда не нужно забывать, что человеческая эволюция индивидуальна. В группе живых существ, одушевляемых одной и той же групповой душой, встречаются одни и те же инстинкты потому, что вместилищем всех переживаемых опытов является единая «монадическая групповая душа» и из нее изливается жизнь во все отдельные формы, зависящие от нее.

Но каждый человек имеет свой собственный физический проводник, и проводник этот — один для каждого данного времени, вместилищем же всех переживаемых опытов является «тело причинности» (corps, causal), которое вливает свою жизнь в свой собственный физический проводник и уже не может влиять ни на какой другой. Отсюда различия между человеческими индивидуумами несравненно более резкие, чем различия между родственными животными; и эволюция человеческих качеств не может вследствие этого изучаться на массе людей, но лишь на одной непрерывающейся индивидуальности. Физическая наука, не имеющая средств для такого изучения, не может объяснить, почему некоторые люди возвышаются над целой расой, представляя из себя истинных умственных и нравственных гигантов; она не способна объяснить умственную эволюцию Шанкарачария или Пифагора, а также нравственную эволюцию Будды или Христа». Впрочем, она не в состоянии дать обоснованное объяснение поразительному и часто встречающемуся в жизни отличию способностей и психики двух самых обыкновенных близнецов.

«Рассмотрим теперь различные факторы, действующие в процессе перевоплощения; их ясное понимание необходимо для разрешения некоторых трудностей (например: почему утеривается воспоминание предшествующих жизней), на которые наталкиваются люди, мало знакомые с идеей перевоплощения. Мы уже видели, что человек, проходящий через физическую смерть, через Камалоку и Девачан, теряет — одно за другим — свои различные тела — физическое, астральное и ментальное. Все они разрушаются, и распавшиеся частицы их соединяются с материей соответствующих космических сфер. Связь самого человека со своим физическим проводником при этом вполне уничтожается, но астральное и ментальное тела передают душе человека, Мыслителю, зародыши всех свойств и способностей, появившихся как результат различных деятельностей в его земной жизни; зародыши эти, сохраняемые в «теле причинности», являют собою зачатки будущего астрального и ментального тел. В этот период, когда все три проводника разрушены, сохраняется лишь сам человек, пахарь, собравший всю жатву, поместивший ее в житницу и живущий на ее счет, пока она не претворится в его плоть и кровь.

Когда займется для него заря новой жизни, он снова должен будет вернуться к своей работе до следующей вечерней зари.

Новая жизнь начинается оживотворением ментальных зародышей, и эти зародыши притягивают к себе частицы материи низших подразделений ментальной сферы до тех пор, пока не возникнет новое ментальное тело, являющее собой в точности тот умственный уровень, на котором человек остановился в предыдущем воплощении; тело это выражает в своем строении все умственные качества человека.

Опыты пережитого сохраняются в этом новом теле, но не в виде определенных мысленных образов; как мысленные образы, они погибли вместе со старым ментальным телом, но их сущность, воздействие их на свойства человека, сохраняется навсегда. Эти опыты представляли собою пищу для ума, материалы, которые он претворял в силы, а в новом «теле мысли» они возникают вновь как творческие силы, они определяют его качества и строят его органы. Когда человек, Мыслитель, облек себя таким образом в новое тело для своей новой жизни в ментальной сфере, он начинает тем же путем строить для себя новое астральное тело. Это тело в свою очередь в точности изображает его страстную природу, воспроизводя все свойства, развитые в прошлом, так же как семя воспроизводит породившее его дерево. Таким образом, человек является вполне готовым для своего следующего воплощения, сохраняя воспоминания о своем прошлом лишь в «теле причинности», в единственной оболочке, которая переходит из жизни в жизнь. В то же время подготовляются условия для того, чтобы снабдить его физическим телом, подходящим для выражения его внутренних качеств. В предыдущих жизнях он завязал отношения с другими людьми, связал себя с ними разнообразными долгами, и некоторые из этих отношений и обязательств и послужат для определения места его рождения и будущей его семьи.

В прошлом он был источником счастья или несчастья для других; это обстоятельство и будет решающим для характера его наступающей жизни. Его страстная природа может быть или хорошо дисциплинирована, или же невоздержанна и беспорядочна; это обстоятельство будет принято в соображение при выборе физических особенностей нового тела. Или он развивал определенные душевные силы, например художественность, и это будет принято в расчет, так как физическая наследственность является важным условием там, где требуется тонкость нервной организации для выражения определенных талантов и так далее в бесконечном разнообразии подробностей. При этом человек может обладать одновременно и не соответствующими одно другому свойствами, вследствие чего в одном и том же теле не будут в состоянии выразиться все его задатки; тогда среди них произойдет подбор таких свойств, которые могут быть выражены одновременно. Вся эта работа производится разумными духовными Сущностями[36], называемыми иногда «Владыками Кармы», потому что их деятельность состоит в осуществлении причин, постоянно зарождаемых мыслями, желаниями и действиями людей. Они держат нити судьбы, которые каждый человек выпрял для себя, и направляют перевоплощающегося человека в среду, определяемую его прошлым, бессознательно выбранную им в прежней его земной жизни.

Когда раса, нация, народность и семья определились, Владыки Кармы дают то, что можно бы назвать моделью физического тела, приспособленной для выражения качества данного человека и для проявления последствий всего, что он посеял в прошлом. Новый эфирный двойник, точная копия этой модели, вносится в материнское лоно через посредство элементаля, одушевленного мыслью «Владык Кармы». Плотное физическое тело вводится, молекула за молекулой, в эфирный двойник, следуя в точности за его очертаниями, и здесь физическая наследственность оказывает решающее влияние, ибо она доставляет все необходимые материалы. Кроме того, мысли и страсти окружающих людей, в особенности постоянно присутствующих отца и матери, оказывают свое воздействие на работу элементаля-строителя. Таким образом, индивидуальности, связанные кармически с воплощающимся человеком, сильно влияют на физические условия его нового земного существования. Новое астральное тело входит с самого начала в соотношения с новым эфирным двойником и оказывает на его построение значительное влияние; кроме того, через посредство астрального тела ментальное воздействует на организацию нервной системы, приготовляя из нее подходящее орудие для своего выражения в будущем. Это влияние, начатое еще перед рождением человека (так что построение мозга ребенка указывает уже при самом рождении на свойства его умственных и нравственных качеств), это влияние продолжается и после рождения, и построение мозга и нервов и приведение их в соотношение с астральным и ментальным телами продолжаются до седьмого года, т.е. до возраста, когда соединение внутреннего человека с его физической оболочкой вполне заканчивается.

С этого времени человек перестает воздействовать на свой физический проводник и начинает действовать через него. До этого возраста сознание Мыслителя действует более в астральной сфере, чем в физической, и на это указывает частое проявление психических сил у маленьких детей. Они видят нередко невидимые для других товарищей волшебные пейзажи, слышат голоса, неслышные для старших, схватывают прелестные, изящные фантазии из астрального мира. Все эти явления обыкновенно исчезают, когда Мыслитель начинает сильно работать через физический свой проводник, и тогда мечтательный ребенок превращается в совершенно обыкновенного мальчика или девочку, к большому облегчению смущенных родителей, не понимавших «странностей» своего ребенка. Большинство детей владеет, хотя бы и в небольших размерах, такими «странностями», но дети быстро научаются скрывать свои фантазии и видения от не сочувствующих им старших, боясь выговора за «сочинение» или, что еще страшнее для ребенка, боясь показаться смешным. Если бы только родители могли видеть мозг своих детей, вибрирующий под влиянием тесно перепутанных физических и астральных прикосновений и воспринимающий от времени до времени, благодаря своей крайней пластичности, воздействия даже из более высоких миров, в виде проносящихся перед ним видений сияющей красоты, родители стали бы с большим терпением прислушиваться к смутному лепету своих малюток, которые с напряжением стараются перевести на тяжеловесный земной язык летучие соприкосновения с высшим миром, от времени до времени достигающие до их сознания. Идея перевоплощения, верно понятая, оградила бы детство от его наиболее патетического переживания-стремления одинокой, беспомощной души приобрести власть над своими новыми проводниками. В момент, когда душа вступает в связь со своей физической, следовательно, наиболее грубой оболочкой, для нее было бы чрезвычайно важно сохранить способность воздействовать на промежуточные (астральное и ментальное) тела с достаточной определенностью, чтобы они могли передавать физическому мозгу свои тонкие вибрации. Более просвещенная симпатия к переживаниям ребенка сделала бы эту задачу более легкой для его души» (9, с. 143-147).

Пришло время человечеству, развившему свою инициативу и силу интеллекта, созревшему до вопроса о смысле Бытия, вновь обрести утерянное им знание Космического Закона Перевоплощения.

ЗАКОН КАРМЫ

Закон Кармы, как уже упоминалось, представляет собою утверждение всеобщности причинно-следственной зависимости всего сущего. «Не обманывайтесь, — писал св. Павел в Послании к Галатам (VI, гл. 7), — Бог поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то и пожнет». Абсолютность этого закона философии обосновывается существованием Единого Принципа, или Закона — Абсолютной Реальности, — вечного источника ВСЕГО. Однако об этом более уместно говорить на следующем «витке спирали», а сейчас рассмотрим более поверхностные и поэтому более понятные аспекты Закона Кармы.

Человек не может существовать бездеятельно, а деятельность всегда сопровождается порождением и посылкой тех или иных сил. При анализе рассматриваемого закона необходимо выделить три вида сил, каждая из которых принадлежит своему миру. Это прежде всего силы Мира Ментального, определяемые энергией мыслей человека; затем силы Мира Тонкого, определяемые энергией желаний и страстей; и, наконец, силы Мира Плотного, порождаемые физическими действиями человека.

Для характеристики этих сил существенное значение имеет истинный помысел, который лежит за ними, так как это определяет наиболее глубокую ментальную причину, а поэтому и наиболее мощное следствие. Например, за благовидным по всей своей видимости действием на физическом плане в действительности может лежать своекорыстный или честолюбивый помысел, который обязательно впоследствии проявится как определенный нравственный урок-удар, независимо от следствий «благовидного» поступка.

Необходимо различать так называемую «созревшую карму», т.е. события, готовые проявиться в текущей жизни с неотвратимой силой; «карму характера», которая проявляется в наклонностях и поддается воспитанию, т.е. может быть изменена и тем самым устранена в данной жизни; и карму, создающую будущее путем проявления в настоящем.

Наиболее могучей силой, рождающей карму, является мысль. Она создает мысле-образы, адресуемые другим людям или просто посылаемые в пространство, которые, взаимодействуя с другими аналогичными мысле- и астро-образами, создают результирующую силу, проявляющуюся в намерениях, чувствах, словах и действиях принявших их людей. Ответственность за эту силу и за все следствия ее проявления ложится на пославшего данный мысле-образ, чем и порождается соответствующая карма, как тот или иной элемент будущей судьбы.

Помимо такого прямого порождения кармы, каждая мысль вносит в судьбу человека и косвенный вклад, заключающийся в определенном воздействии на его ментальное тело, в формировании структур, соответствующих отрицательным или положительным чертам характера, низменным или возвышенным привычкам и наклонностям, утончению или огрублению всего мышления в целом. В этой связи А. Безант приводит наглядную аналогию (9, с. 176): «Мы работаем как бы в пластической глине и можем формировать ее по нашему желанию. Но затем глина все более затвердевает, сохраняя ту форму, которую мы придали ей. Одно из изречений Hitopadesha передается Эдвином Арнольдом следующим образом:

Взирай! Глина, высыхая превращается в железо,

но форму ей дал сам гончар.

Сегодня господином стала судьба, вчера же господином

был сам человек».

Таким образом, мы все бываем господами нашего завтра, как бы мы ни были стеснены сегодня результатами нашего вчерашнего дня».

У человека нет силы мысли, нет умственных способностей, которые он не создал бы себе сам терпеливым повторением процесса мышления; с другой стороны, ни один созданный им мысле-образ не теряется, но сохраняется как материал для созидающейся способности, а совокупность однородных мысле-образов вносится в умственную способность, которая и становится все сильнее по мере создания новых мысле-образов того же порядка. Познав этот закон, человек может постепенно создавать свой умственный строй по своему желанию, и он может делать это с такой же определенностью и уверенностью, с какой каменщик возводит из кирпичей новую стену. Смерть не останавливает его работы, но, освобождая его от бремени физического тела, облегчает процесс созидания из мысле-образов определенного органа, который мы называем способностью; способность эту человек приносит с собой в свое ближайшее воплощение на земле, причем мозг нового физического тела строится так, чтобы служить проводником для этой новой способности. Все умственные способности, вместе взятые, образуют ментальное тело для нового рождения на земле, мозг и нервная система формуются так, чтобы это ментальное тело могло проявиться в физической среде. Таким образом, мысле-образы, созданные в одной жизни, в следующем воплощении появляются в виде умственных способностей. Вот почему и говорится в Упанишадах: «Человек — создание размышления: над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей». Таков закон, и он передает построение нашего умственного характера всецело в наши руки; если мы строим хорошо, все преимущества от того достаются нам же; если мы строим дурно — теряем от этого опять-таки мы сами. Таким образом, умственный строй является примером индивидуальной кармы, действующей на того самого индивидуума, который сам создал этот строй. Но тот же индивидуум действует своими мыслями одновременно и на других. Ибо те же мысле-образы, которые образуют его собственное ментальное тело, порождают вибрации, воспроизводящие снова те же мысле-об-разы во вторичных формах... Подобные мысле-образы отделяются от своего создателя и ведут полунезависимую жизнь, продолжая сохранять с ним магнетическую связь. Они приходят в соприкосновение с другими людьми и таким путем, завязывая кармические связи между своим создателем и другими, влияют на подбор его будущей среды. Так создаются связи, которые соединят нас с другими на добро или зло в наших будущих воплощениях, которые окружат нас родственниками, друзьями и врагами, которые привлекут на наш путь содействующих или препятствующих нашему развитию, любящих нас без всякой заслуги с нашей стороны и ненавидящих нас, хотя бы в этом воплощении мы не сделали ничего, что могло бы вызвать их ненависть. Вдумываясь в эти результаты, мы улавливаем закон огромной важности, по которому наши собственные мысли создают наш умственный и нравственный характер, и в то же время, действуя на других, они же определяют и товарищей нашего будущего воплощения».

Поэтому человеку не на кого переложить вину за малоприятное окружение, в которое его иногда ставит судьба. И в своей реакции на поведение встречающихся или постоянно живущих с ним людей он должен исходить не только из содержания их поведения, но и из факта, что он сам предсоздал встречи именно этого уровня, атмосферу такого характера, а не какого-либо другого.

Второй из выделенных видов энергий, слагающих Карму, — астральные энергии, проявляющиеся в желаниях и страстях, во многом схожи с вышерассмотренными. Поскольку они определяют структуру и характер астрального тела человека, то их роль особенно проявляется в посмертной части существования, во время нахождения в Камалоке. На физическом плане астральные силы слабо развитого человека, будучи исполнены животности и лишены умеренности, приводят к общему ослаблению плотного тела, мозга, нервной системы, иммунитета человека, вызывая тем самым множество заболеваний и уродств физического характера. «Ввиду того что желания являются исходящими энергиями, влекущими к определенным предметам, они притягивают человека неизбежно в ту среду, где желания эти могут быть удовлетворены. Желания земных вещей, привязывая душу к материальному миру, направляют ее туда, где желаемое может быть легко добыто, и поэтому говорится, что «человек рождается сообразно своим желаниям»[37]. Желания принадлежат к числу причин, определяющих место нового рождения.

Астро-ментальные образы, вызванные желаниями, действуют на других так же, как и наши мысле-образы; следовательно, они связывают нас с другими душами, и нередко самыми сильными связями любви и ненависти, ибо на настоящей ступени человеческой эволюции желания обыкновенного человека сильнее и упорнее, чем его мысли. Вследствие этого они играют большую роль при определении человеческой среды его будущего воплощения и могут внести в его жизнь такие влияния и таких личностей, связь с которыми он совершенно не сознает. Представим себе, что человек, выбрасывая из себя мысль жестокой ненависти и мести, вызвал ею в другом человеке импульс, результатом которого оказалось убийство; создатель этой мысли связал себя кармически с тем, кто совершил преступление, хотя бы лично он никогда не встречался с преступником в этой земной жизни; но зло, которое он таким образом причинил преступнику, помогая ему совершить убийство, вернется к нему обратно в виде невзгоды, в которой преступник будет играть определенную роль. Многие неожиданные удары, кажущиеся незаслуженными, являются последствиями именно такой причины, и бессмертная душа получает при этом необходимый урок, тогда как низшее сознание страстно протестует против кажущейся несправедливости. Ничто не может коснуться человека, чего бы он ни заслужил сам, и недостаток памяти с его стороны не может воспрепятствовать выполнению закона. Таким образом, мы знаем, что наши собственные желания действуют на нас самих, создают нагие астральное тело, а через него влияют и на физическое тело нашего ближайшего воплощения, что они играют большую роль при определении места нашего рождения и что их же влияние на других притягивает к нам участников наших будущий жизней».

Несколько неожиданным оказывается относительно слабое воздействие на карму человека его поступков, т.е. действий в Мире Плотном, которые представляют собою третий вид сил, влияющих на судьбу. Это объясняется тем, что поступки сами по себе являются лишь внешним выражением много более мощных сил ментального и астрального планов. Поэтому они не столько влияют на душу (а следовательно, и на последующую судьбу) человека, сколько выявляют, что эта душа "в себе несет. Тем не менее во внешнем проявлении судьбы воплощенного человека карма поступков может играть решающую роль, сказываясь и через условия существования, и через множество событий, которым очень часто сам человек не находит объяснения и называет случайными.

Если человек посеет счастье для других в физической сфере, он пожнет благоприятные условия в этой же физической сфере, а какой у него при этом был мотив, это обстоятельство не будет иметь влияния. Человек может посеять пшеницу с намерением произвести спекуляцию, которая разорит его соседа, но его дурной мотив не может заставить вырасти вместо пшеницы одуванчик. Мотив есть ментальная или астральная сила, смотря по тому, вызывается ли она волей или желанием, и поэтому она может влиять лишь на нравственный характер или на астральную природу человека. Причинение же физического счастья путем поступка есть физическая сила, и действие ее ограничивается физической средой. Своими поступками человек влияет на своих соседей в физических условиях жизни; он распространяет или благоденствие вокруг себя, или вызывает бедствия, увеличивает или уменьшает сумму земного благосостояния. Но мотивы его при этом могут быть чрезвычайно различны; они могут быть и хорошие, и дурные, и смешанные. Человек может совершить поступок, который даст другим много радости, из чистого благоволения, желая порадовать своих ближних; возьмем такой случай: он предоставляет городу свой парк в пользу всех его жителей; но ведь другой может сделать то же самое из тщеславия, из желания получить взамен какую-нибудь награду, например титул или орден; третий может также отдать свой парк, но из мотивов смешанных: частью бескорыстных, частью же — эгоистических. И эти разные мотивы подействуют на характер всех троих в их будущем воплощении различно: одного — бескорыстный мотив быстро двинет вперед, другого — задержит, для третьего — проявится ничтожным результатом.

Но самый результат, т.е. радость многих людей от пользования парками, не зависит от мотива их владельцев; гуляющие люди радуются совершенно одинаково, и эта радость, вызванная поступком отдавшего свой парк, даст ему право на уплату со стороны природы долга, который и будет ему возвращен с самой добросовестной точностью. Он получит физический комфорт или даже большое богатство, так как он содействовал в больших размерах физическому довольству людей и должен воспользоваться кармическим плодом своего поступка. Это — его право; но как он воспользуется своим блестящим положением, будет ли он счастлив среди своего богатства — это уже будет зависеть от его внутренних свойств; и здесь он также испытает полную справедливость, так как каждый посев приносит свою собственную жатву.

Поистине пути кармы для всех одинаковы. Она не отнимает у дурного человека результаты, которые естественно следуют за его поступком, давшим радость другим, но она же воздаст ему ухудшением характера, вызванным его дурным мотивом, вследствие чего среди богатства и внешнего благоденствия он будет и недоволен, и несчастлив. Точно так же и добрый человек не избежит физического страдания, если он неумелыми действиями, хотя бы истекавшими из хорошего мотива, вызвал несчастия для других; это несчастие навлечет и на него тяжелые физические условия жизни, но <


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.