Уровень освоения компетенции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Уровень освоения компетенции

2019-05-27 121
Уровень освоения компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

 

 

“СОГЛАСОВАНО” Заведующий кафедрой «Химия» ___________ / Л. А. Яковишин / “____ ”____________ 2016 г.   “УТВЕРЖДАЮ” Заведующий кафедрой «Технология машиностроения» ___________ / С.М. Братан/ “____” ____________ 2016 г.  

 

 

рабочая программа дисциплины

Б1. Б 9 Химия

 

направление подготовки 15.03.05. Конструкторско-технологическое       

обеспечение машиностроительных производств

 

профиль «Технология машиностроения». «Металлообрабатывающие

станки и комплексы»

уровень высшего образования бакалавриат

квалификация                      бакалавр

 

Севастополь

2016

Рабочая программа дисциплины «ХИМИЯ» для обучающихся направления подготовки 15.03.05. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (профиль – «Технология машиностроения. Металлообрабатывающие станки и комплексы»)

1. Разработана на кафедре «Химия» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.05«Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (квалификация бакалавр), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 20.04.2016г. № 41872

– Положение о разработке рабочих программ в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________20__ г. № __

 

 

2. Впервые утверждена и введена с действие на заседании кафедры «ТМ» от «___» _______20__г., протокол № ___.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «ТМ» от «___» ____________20___г., протокол №____.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «ТМ» от «___» ____________20___г., протокол №____.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «ТМ» от «___» ____________20___г., протокол №____.

 

3. Разработчики рабочей программы: Руководитель рабочей группы – Львов А. В., кандидат химических наук, доцент кафедры «Химия».

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы.....................................................4

2. Содержание и структура учебной дисциплины…………………………10

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………16

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине…………………………………………….19

5. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………………………………26

6. Перечень ресурсов информационно – коммуникационной сети «интернет», необходимой для освоения дисциплины…………………26

7. Описание материально – технической базы, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине…………27

8. Приложение А – Тестовые задания к контрольной работе по дисциплине «Химия» …………………………………………………29

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цель дисциплины:

- изучить законы развития материального мира, химическую форму движения материи, которые необходимы для создания научного фундамента в подготовке и плодотворной практической деятельности студента.

- выбор химических материалов, методов и средств технологического обеспечения реализации производственных и технологических процессов в машиностроительных производствах.

 Задача дисциплины:

Создания у студента химического мышления, помогающего решать на современном уровне вопросы обеспечения машиностроительных производств.

Формируемые компетенции:

В результате изучения дисциплины «Химия» обучающийся может получить следующие компетенции:

Профессиональные компетенции:

(ОПК-1)-способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в машиностроительных производствах, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности;

Планируемые результаты обучения:

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Химия», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в карте компетенций и  таблице 1.1.

Карта компетенции.

Компетенции: (ОПК-1)-способностиучитывать современные тенденции развития техники и технологий ипринимать участие в инженерных разработках

Общая характеристика компетенции:

Общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки высшего образования 15.03.05.
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, уровень ВО – бакалавриат, направленность (профиль) программы «Технология машиностроения». «Металлообрабатывающие станки и комплексы».

 

Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине «Химия»

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Знать:

- роль и значение химии, основные понятия и определения;

- закономерности протекания химических и электрохимических процессов;

- свойства современных химических и конструкционных материалов;

- химические основы технологий защиты металлов от коррозии и химико-термической обработки металлов.

 уметь:

- применять химические материалы и технологии в эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов;

- рационально использовать химические материалы, природные ресурсы и энергию в химических технологиях;

- безопасно использовать химические материалы и технологии для окружающей среды;

- рассчитывать экономическую эффективность применения технологических процессов.

владеть:

- методами решения инженерных химических задач;

- методами выбора химических и конструкционных материалов;

- методами сравнения эффективности химических технологий.

 

Изучение дисциплины «Химия» базируется на дисциплинах:

1) Математика;

2) Физика.

 

Изучение дисциплины «Химия» производится параллельно дисциплинами:

1) Математика;

2) Физика;

3) Материаловедение.

 

Результаты освоения дисциплины «Химия» будет использовано при изучении дисциплины:

1) Материаловедение.

 

Знания, полученные при изучении дисциплины «Химия» могут использоваться при выполнении выпускных квалификационных работ, в которых рассматриваются вопросы использования конструкционных и химических материалов и технологий в эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов.

1.4 Общий объем дисциплины «Химия» в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

 

Таблица 1.2 – Распределение объема работ

курс

семестр

Общий объем

ЗЕ (ч)

Контактная работа

Самостоятельная работа, ч.

Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум

Курсовой проект (работа)

Зачет (семестр)

Экзамен (семестр)

лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Очная форма обучения

1 1 3 (108) 16 - 16 76 - - - 1

Заочная форма обучения

1 1 3 (108) 4 - 4 100 1 Конт раб. - - 1

 

Соотношение количества часов самостоятельной работы студента к общему объему часов составляет:

для очной формы обучения – 76/108 (70%)

для заочной формы обучения – 100/108 (93%)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Содержание учебной дисциплины

Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:

Раздел 1. Строение вещества.

Тема 1.1 Основные законы и понятия химии.

Тема 1.2 Растворы электролитов.

Раздел 2. Закономерности химических процессов

Тема 2.1 Закономерности химических процессов. Элементы химической термодинамики.

Тема 2.2. Типы химических реакций.

Раздел 3. Электрохимические процессы

Тема 3.1 Гальванические элементы и аккумуляторы.

Тема 3.2 Электролиз.

Тема 3.3 Коррозия и защита металлов от коррозии.

Раздел 4. Химия металлов

Тема 4.1 Химия металлов и конструкционных материалов.

 

2.2 Структура учебной дисциплины

Таблица 2.1 – Структура учебной дисциплины

Названия содержательных разделов и тем учебной дисциплины

Количество часов

Очная

Заочная

Всего Лек ПЗ ЛЗ Инд. СРС Всего

Лек

ПЗ. ЛЗ

Дом.

контр.

работа

СРС
1 2 3 4 5 6 7 8

9

10 11

12

13

Семестр первый

Раздел 1. Строение вещества

Тема 1.1 10 2 - 2 - 6

7

0,5 - 0,5 -

6

Тема 1.2 10 2 - 2 - 6

7

0,5 - 0,5 -

6

Всего по разделу 20 4 - 4 - 12

14

1 - 1 -

12

1,5

- 1,5 -

18

Раздел 4. Химия металлов

Тема 4.1 10 2 - 2 - 6

7

0,5 - 0,5 -

6

Всего по разделу 10 2 - 2 - 6

7

0,5 - 0,5 -

6

Подготовка к сдаче экзамена 28 - - - - 28

52

- - - 24

28

Всего за семестр 108 16 - 16 - 76

108

4 - 4 24

76

                             

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 3.1 – Перечень вопросов и задач для видов контроля

Наименование темы Перечень вопросов и задач
Входной контроль
  1. Классы неорганических веществ.
  2. Свойства неорганических веществ
  3. Номенклатура и названия неорганических веществ
Текущий контроль  
Т1.1
  1. Понятия о химическом веществе и химических реакциях.
  2. Основные законы химии.
  3. Понятия химического эквивалента и закон эквивалентов.
  4. Моль и молярная масса вещества.
  5. Химическое уравнение.
Т1.2 1. Виды концентрации растворов: массовая доля, молярная и нормальная, титр. 2. Растворы. Природная вода. 3. Жёсткость воды, определение характеристики. 4. Методы удаления жёсткости. 5. Вода и водоподготовка
Т2.1 1. Законы термодинамики и термохимии. 2. Энергетические эффекты химических реакций. 3. Тепловой эффект реакций. 4. Работа, совершаемая химическим процессом.  
Т2.2
  1. Механизм химических реакций
  2. Комплексообразование.
  3. Ионообменные процессы в растворах электролитов.
  4. Процессы диссоциации и ассоциации.
  5. Окислительно-восстановительные процессы.
  6. ЭДС окисления-восстановления
  7.  Водородный показатель водных растворов
Т3.1 – 3.3 1. Электрохимические процессы и ячейка. 2. Электроды, электродный потенциал, водородная шкала потенциалов. 3. Гальванические элементы. 4. Аккумуляторы. 5. Электролиз растворов. Законы Фарадея. 6. Закономерности коррозии металлов. 7. Методы защиты металлов от коррозии.
Т4.1 1. Металлы, их получение. 2. Физические свойства металлов. 3. Химические свойства металлов. 4. Конструкционные металлы и их сплавы.

 

 

Таблица 3.2 — Перечень контрольных вопросов для лабораторных занятий

Наименование занятия Контрольные вопросы
ЛЗ 1. Классы неорганических веществ 1. Назвать химическое вещество, указать, к какому классу относится. 2. Написать химическое уравнение и расставить коэффициенты
ЛЗ 2. Химический эквивалент 1. Дать определения эквивалента, закона эквивалентов. 2. Рассчитать эквивалентную массу и объем вещества.
ЛЗ 3. Способы выражения состава растворов 1. Дать определение видов концентраций. 2. Рассчитать концентрацию раствора химического вещества. 3. Пересчитать концентрацию вещества из одного вида в другой.
ЛЗ 4. Жесткость воды 1. Дать определение жесткости. Единицы измерения жесткости. 2. Сделать расчет жесткости воды. 3. Раскрыть методы удаления жесткости.
ЛЗ 5. Энергетика химических процессов. 1.Перечислить и раскрыть функции состояния химической системы. 2.Расчитать тепловой эффект химической реакции. 3.Работа химического процесса. 4. Направленность и обратимость химического процесса.
ЛЗ 6. Ионные реакции.Окислительно-восстановительные реакции 1.Перчислить типы химических реакций. 2.Написать уравнение окислительно-восстановительного процесса и решить методом электронного баланса. 3.Процессы диссоциации. 4.Условия протекания ионных реакций. 5.Написать ионную реакцию и определить ее направление.
ЛЗ 7. Защита металлов от коррозии.  Защита металлов от коррозии   1. Объяснить механизм разных видов коррозионных процессов. 2. Написать коррозионные процессы в агрессивных средах. Определить окислитель и продукты коррозии. 3. Перечислить и раскрыть механизм методов защиты металлов от коррозии. 4. Написать процессы, протекающие при защите металлов от коррозии.
ЛЗ 8. Свойства конструкционных металлов.   1.Раскрыть физические и химические свойства конструкционных металлов. 2.Написать уравнение химических процессов взаимодействия металлов с агрессивными средами.

 

   

Таблица 3.3. Методические указания и пособия, используемые при изучении дисциплины

Наименование указания, пособия Количество экземпляров

Методические пособия

1 Коррозия металлов. - Севастополь: СевГУ, 2015 г., - 54 с. 10

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Таблица 4.1 - Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Химия»

 

№ темы Контролируемые разделы дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства

Т1.1 – Т 4.1

Л.1 – Л.4 З(ОПК-1)

Доклад, сообщение, коллоквиум

Л. 5 – Л. 8 З (ПК-1)

Т1.1 – Т 4.1

Л.З. 1 – Л.З. 4 У (ПК-1) Контрольная работа
Л.З. 5 – Л.З. 8 У (ПК-1) Контрольная работа

 

Таблица 4.2 – Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Химия»

 

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Раздел 1, 2 З (ОПК-1);У (ПК-1)

экзамен

2. Раздел 3, 4 З (ОПК-1);У (ПК-1)

Таблица 4.3 – Таблица соответствия результатов контроля знаний по разным шкалам и критерии оценивания

 

Сумма баллов по 100-бальной шкале

Оценка

ECTS

Критерии оценивания

Уровень компетентности

Оценка по национальной шкале

Для экзамена, КП (КР), практики Для зачета
90 – 100 A Обучающийся обнаруживает особенные творческие способности, умеет самостоятельно добывать знание, без помощи преподавателя находит и прорабатывает необходимую информацию, умеет использовать приобретенные знания и умения для принятия решений в нестандартных ситуациях, убедительно аргументирует ответы, самостоятельно раскрывает собственную одаренность и наклоны Высокий (творческий) отлично Зачтено
82 – 89 B Обучающийся свободно владеет изученным объемом материала, применяет его на практике, свободно решает упражнения и задачи в стандартных ситуациях, самостоятельно исправляет допущенные ошибки, количество которых незначительно

Достаточный

Хорошо

 

75 – 81 C Обучающийся умеет сопоставлять, обобщать, систематизировать информацию под руководством преподавателя; в целом самостоятельно применять ее на практике; контролировать собственную деятельность; исправлять ошибки, среди которых существенны, добирать аргументы для подтверждения мыслей
64 – 74 D Обучающийся воссоздает значительную часть теоретического материала, обнаруживает знание и понимание основных положений; с помощью преподавателя может анализировать учебный материал, исправлять ошибки, среди которых есть значительное количество существенных

Средний

Удовлетво

рительно

 

60 – 63 E Обучающийся владеет учебным материалом на уровне, выше начального, значительную часть его воссоздает на репродуктивном уровне
35 – 59 Fx Обучающийся владеет материалом на уровне отдельных фрагментов, которые представляют незначительную часть учебного материала

Низкий

не

удовлетво

рительно

не зачтено

1 – 34 F Обучающийся владеет материалом на уровне элементарного распознавания и воссоздания отдельных фактов, элементов, объектов

 

Типовые контрольные задания, вопросы  необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины.

Вопросы к экзамену

1. Понятие о частицах вещества. Классификация частиц.

2. Химическая кинетика. Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Закон действия масс.

3. Химия как раздел естествознания. Понятие о веществе. Основные законы химии. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава. Закон Авогадро.

4. Отношение Me к O2, H2O, растворам щелочей, кислот.

5. Химический эквивалент. Закон эквивалентов. Определение химического эквивалента простых и сложных веществ.

6. Защита Me от коррозии. Изоляция Me от окружающей среды. Химические процессы оксидирования и фосфатирования.

7. Ядерная модель атома. Атомные ядра, их состав. Изотопы. Современные понятия химического элемента.

8. Основные способы получения металлов из руды: карботермия, металлотермия, катодное восстановление.

9. Электронные оболочки атомов. Понятие об электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое.

10. Металлы. Положение в периодической таблице. Электронное строение щелочных и щелочноземельных металлов. Способы получения щелочных металлов. Отношение щелочных Me к O2, H2O.

11. Порядок заполнения энергетических уровней и подуровней в сложном атоме. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. s, p, d, f — элементы, строение их электронных оболочек.

12. Электрохимическая коррозия Me. Факторы, определяющие интенсивность процесса коррозии. Влияние pH среды на коррозию различных металлов.

13. Периодический закон Менделеева, как один из основных законов естествознания. Причина периодичности в свете теории строения атомов (ответ обосновать, записав электронные формулы элементов).

14. Процентная, нормальная, молярная и моляльная концентрация растворов, титр, связь между ними.

15. Периоды и группы в свете теории строения атомов (подтвердить электронным строением элементов) как изменяются окислительные и восстановительные свойства элементов по периодам и группам. Энергии ионизации и электроотрицательность.

16. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Водородный показатель pH. Шкала pH. Понятие об индикаторах.

17. Гальванические процессы нанесения металлических покрытий: цинкование, кадмирование. Требования к поверхности металла перед нанесением покрытий

18. Гальванический процесс меднения. Контроль покрытия. Рафинирование Cu.

19. Гальванический элемент Лекланше. Газовый и топливный гальванический элементы.

20. Классификация химической и электрохимической коррозии. Факторы, влияющие на интенсивность коррозии. Образование микро - и макрогальванопар (дать примеры).

21. Защита Me от электрохимической коррозии. Применение металлических покрытий. Анодное и Катодное покрытия. Привести примеры.

22. Атмосферная и почвенная коррозии стали и чугуна. Привести примеры микрогальванопары. Классификация металлов по коррозионной стойкости.

23. Типы и природа химической связи. Ковалентная связь (полярная и неполярная). Ионная связь. Полярность связи.

24. Понятие об энтропии. Изменение энтропии при химических процессах и фазовых переходах. Энергия Гиббса (изобаро-изотерический потенциал), изменение в химических реакциях.

25. Химические и электрохимические методы обезжиривания и травления поверхности металла перед гальваническим процессом.

26. Коррозия металлов. Возникновение и работа микро - и макрогальванопар при электрохимической коррозии. Анодные и катодные процессы в различных средах.

27. Цинк, положение в п.с. Коррозионная стойкость в различных средах (воздух, H2O, кислоты, щелочи). Применение цинка.

28. Классификация химического взаимодействия водородного и донорно-акцепторного.

29. Энергетический эффект химической реакции. Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия и энтальпия. Процессы изохорные и изобарные.

30. Олово, положение в П.с. Коррозионная стойкость в различных средах. Применение олова и его сплавов.

31. Классификация химических реакций. Типы и направления О.В. процессов. Типичные окислители и восстановители.

32.  Алюминий, положение в п.с. и химические свойства. Коррозионная стойкость в различных средах (кислой, нейтральной, щелочной). Получение и применение Al и его сплавов.

33.  Направленность химических процессов. Энергия Гиббса — основная термодинамическая характеристика химической реакции; ее изменение в химических процессах.

34.  Магний, положение в п.с. Электронное строение, химические свойства (отношение к O2, H2O, растворам щелочей, кислот).

35.  Термохимическое уравнение. Энтальпия образования химических соединений. Закон Гесса, следствие из него. Термодинамические расчеты (при ответе использовать таблицу термодинамических величин).

36.  Свинцовый аккумулятор — источник электрической энергии. Принцип его работы. Pb/H2SO4/PbO2.

37.  Концентрационный гальванический элемент. Расчет ЭДС элемента.

38.  Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциации. Закон Освальда.

39.  Уравнение Петерса и Нернста. Зависимость электродного потенциала от pH среды.

40.  Электрохимические методы борьбы с  коррозией. Катодная и протекторная защита.

41.  Скорость химической реакции. Влияние температуры на скорость химической реакции. Температурный коэффициент скорости. Правило Вант-Гоффа.

42.  Механизм образования электродных потенциалов; водородная шкала электродных потенциалов.

43.  Электролиз. Последовательность катодного и анодного процессов. Электролиз расплавов (получение Al иMg).

44.  Хром, положение в П.с. (отношение к O2, H2O, кислотам, щелочам). Применение хрома и его соединений.

45.  Обратимые химические реакции. Химическое равновесие в гомогенных системах. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

46.  Железо, положение в П.с. (отношение его к O2, H2O, кислотам, щелочам). Применение железа и его соединений.

47.   Жесткость: временная, общая и постоянная. Классификация. Методы определения и удаления.

48.  Химические источники энергии — гальванический элемент. Медно-цинковый гальванический элемент. Электродные процессы. ЭДС гальванического элемента.

49.  Классификация методов защиты металлов от коррозии. Изменение свойств коррозионной среды.

50.  Слабые электролиты. Обратимость процесса диссоциации. Константа диссоциации слабых электролитов, связь ее со степенью диссоциации. Ступенчатая диссоциация на примере H3PO4.

51.  Свинец, положение в п.с. Коррозионная стойкость в различных средах (воздух, H2O, кислоты, щелочи). Применение свинца.

52.  Щелочные аккумуляторы. Расчет ЭДС аккумулятора.

53.  Классификация ОВР. Понятие степени окисления. Направленность процессов окисления-восстановления. Расстановка коэффициентов в ОВР.

54.  Что такое энтропия? Как изменяется энтропия в процессах фазовых переходов.

55.  Ионно-обменные реакции. Направление реакции в растворах электролитов. Привести примеры.

56.  Электрохимические процессы. Возникновение скачка потенциалов металлов. Формула Нернста. Водородный электрод. Стандартные (нормальные) потенциалы металлов. Ряд напряжения металла, его закономерности.

57.  Электролиз. Последовательность разрядов ионов на катоде и аноде. Электролиз с растворимым и нерастворимым анодом. Применение электролиза. Электрометаллургия меди.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 5.1 – основная и дополнительная литература

 

Наименование учебника Кол-во экземпляров  в библиотеке

Основная литература

 
1 Глинка Н.А. Общая химия. - М.: «Химия», 1987 г. 600
2 Глинка Н.А. Задачи и упражнения по общей химии. - М.: «Химия», 1985 г. 500
3 Васильева З.Г. и др. лабораторные работы по общей и неорганической химии. - М.: «Химия», 1985 г. 400
4 Корж Е. А. Физическая химия. – Севастополь: СевНТУ, 2003.- 208с. 200
5 Сигора Г. А. Физико – химические методы анализа в экологии. – Севастополь: СевНТУ, 2008.-336с. 200

Дополнительная литература

 
6 Лучинский Г.П. Курс химии. - М.: «Высшая школа», 1985 г. 250
7 Фролов В.В. Химия. - М.: «Высшая школа», 1986 г. 170
8 Краткий справочник физико-химических величин / по ред. А.А. Равделя, А.М. Пономаревой/. - М.: «Химия», 1973 г. 7

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО – КОМУНИКАЦМОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины

 

Название  
1 lib.unisev.ru. Электронная библиотека СГУ. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указа-ний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой
2 Сайт кафедры химии СевГУ.  
3 elibrary.ru. Научная электронная библиотека. Российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования. Содержащий научные статьи и публикаций, российские научно-технические журналы.

 

7 .ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Перечень и краткая характеристика лабораторного оборудования приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Перечень лабораторного оборудования

 

Наименование лабораторного оборудования количество аудитория
1 2 3 4
1 Химические реактивы. Наборы химических растворов для проведения 17 лабораторных работ Расходный материал Б601 Б605 Б607
2 Химическая посуда: стаканы, колбы, пробирки, воронки, бюретки, мерные цилиндры и т.д. 500 Б601 Б605 Б607
3 Химические принадлежности: лабораторные штативы, штативы для пробирок, термометры, ареометры и т.д. 100 Б601 Б605 Б607
4 Электронагреватели – электроплитки Сушильный шкаф 2 1 Б601 Б605 Б607
5 Весы аналитические цифровые Технические весы 1 5 Б601 Б607
6 Установки: - для определения молярной массы эквивалента металла; - для титрования растворов; - для определения теплоты реакции нейтрализации; - для определения электропроводности растворов; - для изучения работы гальванического элемента; - для изучения процессов электролиза водных растворов; -для нанесения металлических покрытий.   12   12 4   12   12   2 Б601 Б607

 

Таблица 7.2 Перечень наглядных пособий

Наименование пособия Номера тем, в которых используется пособие Количество экземпляров
1 Электрифицированная таблица Д. И. Менделеева 1 – 7 1
2 Комплекты плакатов по темам лекций 1 – 7 25
3 Комплекты заставок для учебного телевидения 1 – 7 200
4 Таблица. Ряд напряжений металлов 5, 6 5
5 Таблица. Растворимость солей и оснований в воде 1 – 6 5
6 Кинофильм «Роль и значение химии в народном хозяйстве» 1 1
7 Кинофильм «Химическая промышленность и охрана окружающей среды» 1 1
8 Кинофильм «Химическая кинетика и равновесие» (ч. 1, 2) 3 1
9 Кинофильм «Теория электролитической диссоциации» 4 1
10 Кинофильм «Основы электрохимии» (ч. 1, 2) 5 1
11 Кинофильм «Процессы электролиза» 5 1
12 Кинофильм «Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии» (ч. 1, 2, 3) 6 1
13 Кинофильм «Электрохимическая защита судов от коррозии» (ч. 1, 2) 6 1
14 Кинофильм «Высокомолекулярные соединения» (ч. 1, 2) 7 1
15 Учебные кинофрагменты по курсу «Общая химия» 2, 5, 6, 7 1

Приложение А

Тестовые задания к контрольной работе по дисциплине «Химия»

Вопрос № 1:

 

Оксиды — это соединения элемента, с каким веществом? Варианты ответов:

 

1. Водородом.

2. Кислородом.

3. Углеродом.

4. Азотом.

 

Вопрос № 2:

 

Катионы водорода, входящие в состав кислот, какую среду раствора определяют? Варианты ответов:

 

1. Щелочную.

 

2. Нейтральную.

 

3. Кислую.

 

4. Газообразную.

 

Вопрос № 3:

 

Количество вещества имеет единицу измерения? Варианты ответов:

 

1. г/моль.

2. л/моль.

3. моль/л.

4. моль.

 

Вопрос № 4:

 

Какая концентрация имеет единицу измерения моль/л?

Варианты ответов:

1. Массовая доля.

2. Молярная.

3. Нормальная.

4. Титр.

 

Вопрос № 5:

 

Концентрация вещества в растворе. Это? Варианты ответов:

 

1. Плотность.

2. Масса.

3. Объем.

4. Содержание.

Вопрос № 6:

 

Какие вещества входят в состав жесткости воды? Варианты ответов:

 

1. Соли кальция и магния.

2. Соли натрия и калия.

3. Гидроксиды.

4. Кислоты.

 

Вопрос № 7:

 

Какие частицы определяют валентность химического элемента? Варианты ответов:

 

1. Протоны.

2. Нейтроны.

3. Позитроны.

4. Электроны.

 

Вопрос № 8:

 

В ядре атома находятся? Варианты ответов:

 

1. Протоны и электроны.

2. Электроны.

3. Нейтроны и электроны.

4. Протоны и нейтроны.

 

Вопрос № 9:

 

Какая энергия характеризует восстановительные свойства металлов? Варианты ответов:

1. Энергия сродства.

2. Энергия ионизации.

3. Внутренняя энергия.

4. Электроотрицательность.

 

Вопрос № 10:

 

Химическая связь между металлом и неметаллом называется? Варианты ответов:

 

1. Ковалентная.

2. Металлическая.

3. Координационная.

4. Ионная.

 

Вопрос № 11:

Изменение энтальпии химической реакции. Это? Варианты ответов:

 

1. Работа процесса.

2. Теплота процесса.

3. Внутренняя энергия системы.

4. Количество вещества

 

Вопрос № 12:

 

Скорость химической реакции зависит от? Варианты ответов:

 

1. Начального состояния системы.

2. Конечного состояния системы.

3. Обратимости процесса.

4. Механизма процесса.

 

Вопрос № 13:

 

Что такое степень окисления атома химического элемента?

 

Варианты ответов:

1. Заряд.

2. Объем.

3. Масса.

4. Количество вещества.

 

Вопрос № 14:

 

Какие частицы передаются в окислительно-восстановительных процессах? Варианты ответов:

 

1. Протоны.

2. Нейтроны.

3. Молекулы.

4. Электроны.

Вопрос № 15:

 

Какая реакция отражает суть электрохимических процессов?

 

Варианты ответов:

1. Ионная.

2. Окислительно-восстановительная.

3. Нейтрализации.

4. Замещения. 

 

Вопрос № 16:

 

Электродви


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.277 с.