Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-05-27 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая программа
По русскому языку
Для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
2. Учебник для общеобразовательных организаций «Азбука» по образовательной программе «Школа России». Москва «Просвещение»- 2017г.
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2017 год.
Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Для обучения учащейся используются учебники по образовательной программе «Школа России», в связи с отсутствием в издательстве учебников для слепых обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение цели образовательно-коррекционной работы: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коммуникативно-речевых умений на уровне устной и письменной речи для успешной социальной адаптации.
|
Задачи:
формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
развития умения пользоваться речью как средством общения (четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания);
знакомство со связной письменной речью как видом общения;
обучение рельефно – точечному шрифту Л.Брайля как основному виду письма;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания;
преодоление речевой замкнутости слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного (для слепых с остаточным зрением), тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсии, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;
практическое овладение терминами «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение с опорой на выполняемые действия, картинки (рельефные изображения) или проведённые ранее наблюдения;
знакомство со звуками и обозначающими их буквами рельефно-точечного шрифта, формирования умения слышать звуки и выделять их в слове.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
К правам, свободам и обязанностям человека
*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
|
*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
* первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Предметные результаты
Достаточный уровень
· дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их;
· выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
· дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;
· составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;
· определять количество слов (2-3) в предложении; строить условно-графическую схему из слов, его составляющих; делить слова на части (слоги);
· держать грифель; «печатать» буквы по образцу.
Минимальный уровень
· дифференцировать два-три цвета, называя их;
· по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
· различать, кто как голос подаёт; имитировать голоса;
· составлять предложения (из 2 слов) по действию или по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно - графическую схему;
· правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры.
Базовые учебные действия
Личностные:
· восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности. сравнение «образа Я».
Коммуникативные:
· высказывание в устной форме;
· использование адекватных возрасту и индивидуальным возможностям форм и функций речи, включая компенсаторную функцию.
Регулятивные:
· организация действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации (с помощью учителя);
· использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;
· контроль и оценка результатов взаимодействия.
Познавательные:
· знаково-символические действия — замещения (например, звука буквой).
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Достаточный уровень предполагает сформированность у учащихся умений:
· выполнять задания по словесной инструкции;
· называть предметы и действия;
· внятно выражать просьбы, употребляя при этом «вежливые» слова;
· правильно здороваться и прощаться;
· называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
· читать наизусть 2-3 коротких стихотворения.
Минимальный уровень предполагает сформированность у учащихся умений:
· выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
· показывать и называть хорошо знакомые предметы;
· здороваться и прощаться со взрослыми и детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты - заменители);
· называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников;
· участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
Содержание учебного курса
I. Подготовка к чтению и письму (123 ч)
Слово (12 ч)
Практическое знакомство со словом («Назови предметы, повтори все слова» и др.). Фиксация слова условно - графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Чёткое различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово). Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графической схемы. Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два-три - без ошибок повтори: дом-дым, мишка-миска, Боря-Поля) с показом названных предметов или их изображений. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов по картинке, по схеме.
Предложение (12 ч)
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2, далее из 3 слов с опорой на ситуацию или предметную картинку: Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает. Девочка рисует. Девочка спит. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующее «чтение». Различение на слух или по картинке сходных предложений: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина; Катя держит мишку. Катя держит кошку.
|
Часть слова (слог) (10ч)
Деление двусложных слов на части: А-ня, О-ля, Ви-тя. Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация частей слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно-графическую схему. Дифференциация сходных слогов: ма-мо, со-су, ма-на, ва-фа, бо-по, ту-ду и т.д.
Звук (20 ч)
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Назови на одном выдохе игрушки на столе (2-3) и др. Отработка чёткого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем и т.д. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приёмов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющего звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком, например, белым кружком или квадратиком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки. Подбор слов, заканчивающихся с заданного звука. С опорой на предметы или картинки.
Буква (18 ч)
Формирование тактильных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур, комбинаций точек (без называния буквы и соотнесения её со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв: А, У, М, О, Х, С. Объединение одинаковых букв разных по размеру, складывание предъявленной буквы в ряде шеститочий: А, У, М, О, Х, С. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы).
II.Чтение и письмо (21 ч)
Звук и буква (21 ч)
Обозначение звука соответствующей буквой. Буквы А, У, М, О, Х, С, Н. Письмо в колодке.
Направления работы.
Д иагностическое направление предполагает проведение диагностических процедур (вводная (начало учебного года), промежуточная и итоговая диагностика (конец учебного года)), анализ результатов, позволяющих получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении знаниями, умениями и навыками при освоении учебного материала порусскому языку, мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении программы 1 класса. (Все данные заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, протоколы консилиумов по каждому из обучающихся 1 класса).
|
Коррекционно-развивающее направление предполагает:
· обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии;
· проведение уроков по русскому языку с учетом специальных образовательных потребностей слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· проведение индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности; закрепления и развития сформированных в процессе групповой и индивидуальной работы знаний и умений в урочной деятельности по русскому языку;
· реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· корректирования программы по русскому языку 1 класса с учетом результатов диагностических исследований;
· участие в реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).
Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:
· взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;
· проведения консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· участие в разработке комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов.
Основные виды деятельности.
I. Подготовка к чтению и письму (123 ч)
Слово (12 ч)
Практическое знакомство со словом («Назови предметы, повтори все слова» и др.)
1
Фиксация слова условно- рельефным изображением.
1
«Чтение» зафиксированных слов.
1
Соотнесение слов с конкретными предметами.
1
Чёткое различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово по системе Л.Брайля).
1
. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графической рельефной схемы (рельефные полоски).
1
Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два-три - без ошибок повтори: дом-дым, мишка-миска, Боря-Поля) с показом названных предметов или их рельефным изображением.
1
Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два-три - без ошибок повтори: дом-дым, мишка-миска, Боря-Поля) с показом названных предметов или их рельефным изображением.
1
Выделение слов (2-3) из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова объёмной картинкой и рельефной схемой.
1
Закрепление изученного материала.
1
«Чтение» слов по объёмной картинке.
1
«Чтение» слов по рельефной схеме.
1
Предложение (12 ч)
Знакомство с предложением.
1
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает.
1
Фиксация предложения условно-рельефным или предметным изображением.
1
Составление предложений.
1
Составление предложений из 2, далее из 3 слов с опорой на ситуацию.
1
. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.
1
Составление предложений из 2, далее из 3 слов с опорой на предметную картинку.
1
Составление предложений из 2, далее из 3 слов с опорой на объёмную картинку
1
Деление предложения на слова.
1
Фиксация предложений условно-объёмной схемой и последующее «чтение».
1
Различение на слух или по объёмной картинке сходных предложений: У маленькой Веры машина.
1
Различение на слух или по объёмной картинке сходных предложений. У маленького Игоря тоже машина.
1
Часть слова – слог (10 ч)
Деление двусложных слов на части: А-ня, О-ля, Ви-тя.
1
Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана).
1
Фиксация частей слов (слогов) условно-объёмным изображением
1
«Чтение» слов по слогам с опорой на объёмную картинку и условно-объёмную схему.
1
Дифференциация сходных слогов: ма-мо, со-су, ма-на, ва-фа, и т.д.
1
Дифференциация сходных слогов: бо-по, ту-ду и т.д.
1
Закрепление изученного материала.
1
Деление слова на части.
1
Звук (20 ч)
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями.
1
Повторение. Игровые задания.
1
Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте».
1
Закрепление. Игровые задания.
1
Отработка чёткого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем и т.д.
1
Повторение. Работа над выразительностью речи.
1
Дифференциация сходных звуков.
1
Использование игровых приёмов.
1
Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков.
1
Повторение пройденной темы.
1
Выделение на слух часто повторяющего звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке).
1
Закрепление пройденной темы.
1
Обозначение звука условным значком, например белым кружком или квадратиком.
1
Повторение пройденной темы
1
Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
1
Повторение пройденной темы
1
Подбор слов, заканчивающихся с заданного звука.
1
Подбор слов, заканчивающихся с заданного звука. С опорой на предметы или картинки.
1
Закрепление изученного материала.
1
Повторение.
1
Буква (18 ч)
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком): А.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком): У.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком): М.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком): О.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком): Х.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком): С.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга: А, по азбуке с рельефно-точечным шрифтом.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга: У по азбуке с рельефно-точечным шрифтом.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга: М по азбуке с рельефно-точечным шрифтом.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга:, О по азбуке с рельефно-точечным шрифтом.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга: Х по азбуке с рельефно-точечным шрифтом.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга: С по азбуке с рельефно-точечным шрифтом.
Объединение одинаковых букв по размеру написания разным точечно-рельефным шрифтом, складывание предъявленной буквы из штифтов в азбуке-колодке (А).
1
Объединение одинаковых букв по размеру написания разным точечно-рельефным шрифтом, складывание предъявленной буквы из штифтов в азбуке-колодке (У).
1
Объединение одинаковых букв по размеру написания разным точечно-рельефным шрифтом, складывание предъявленной буквы из штифтов в азбуке-колодке (М).
1
Объединение одинаковых букв по размеру написания разным точечно-рельефным шрифтом, складывание предъявленной буквы из штифтов в азбуке-колодке (О).
1
Объединение одинаковых букв по размеру написания разным точечно-рельефным шрифтом, складывание предъявленной буквы из штифтов в азбуке-колодке (Х, С).
1
Закрепление изученного материала.
1
II. Чтение и письмо (21 ч)
Звук и буква (21 ч)
1
Обозначение звука соответствующей буквой А.
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
Обозначение звука соответствующей буквой У..
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
Обозначение звука соответствующей буквой М.
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
Обозначение звука соответствующей буквой О.
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
Обозначение звука соответствующей буквой Х.
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
Обозначение звука соответствующей буквой С.
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
Обозначение звука соответствующей буквой Н.
1
Письмо в колодке.
1
Закрепление.
1
III.Повторение пройденного материала ( 11 ч)
Повторение пройденного за год материала
1
Выкладывание по образцу из выпуклых точек в мозаике или «штифтов» в азбуке-колодке буквенных знаков рельефно-точечным шрифта (А,У,М,Х) без их называния
1
Дифференциация неречевых звуков: более сходные звуки (звон маленького и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой и маленькой резиновой игрушки и т.д.).
1
Чёткое различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово по системе Л.Брайля).
1
«Чтение» слов по слогам с опорой на объёмную картинку и условно-объёмную схему.
1
Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев.
1
Игра с мозаикой
1
Дифференциация сходных звуков.
1
Соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке её прямыми линиями при работе с трафаретом.
1
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде рельефно-точечного написания на колодке (без называния буквы и соотнесения её со звуком)
1
Закрепление пройденных тем.
1
Итого 165 ч
9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
1. Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифел (детские, женские), тетради для письма по Брайлю.
2. Колодка - шеститочие, колодка - ряд шеститочий, кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука,
3. Прибор «Графика».
4. Прибор «Ориентир» (малый).
5. Наборы плоских и объемных геометрических фигур.
6. Муляжи.
7. Учебники и учебные пособия:
Якубовская Э. В., Комарова С. В. Пропедевтика обучения грамоте.
Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях (В 5 книгах). – М.: ООО «МИПО Репро» (издание шрифтом Брайля).
Букварь: учебник для коррекционных школ VIII вида - М.: ООО «МИПО Репро» - (издание шрифтом Брайля).
Рабочая программа
По русскому языку
Для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
2. Учебник для общеобразовательных организаций «Азбука» по образовательной программе «Школа России». Москва «Просвещение»- 2017г.
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2017 год.
Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Для обучения учащейся используются учебники по образовательной программе «Школа России», в связи с отсутствием в издательстве учебников для слепых обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение цели образовательно-коррекционной работы: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коммуникативно-речевых умений на уровне устной и письменной речи для успешной социальной адаптации.
Задачи:
формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
развития умения пользоваться речью как средством общения (четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания);
знакомство со связной письменной речью как видом общения;
обучение рельефно – точечному шрифту Л.Брайля как основному виду письма;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания;
преодоление речевой замкнутости слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного (для слепых с остаточным зрением), тактильного восприятия, артикуляционной моторики и мото
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!