Программа курса «Проектная деятельность» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Программа курса «Проектная деятельность»

2019-05-27 164
Программа курса «Проектная деятельность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Внеурочной деятельности

«Учимся проектировать»

 (общеинтеллектуальное направление)

 

 

Разработчик программы: Горбатенко Валентина Иосифовна, учитель немецкого языка, первая квалификационная категория  

 

 

                                                                                   

 

с. Максимовка, г. Славгород, Алтайский край

 

2018 год

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

ü основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

ü понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

ü основные источники информации;

ü правила оформления списка использованной литературы;

ü правила классификации и сравнения,

ü способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

ü источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

ü правила сохранения информации, приемы запоминания.

 

 

Учащиеся должны уметь:

v выделять объект исследования;

v разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

v выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

v анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

v работать в группе;

v работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

v пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

v планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

v работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

 

 

Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Учимся проектировать»

Личностные

У школьников будут сформированы:

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Ученик получит возможность для формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия.

 

Ученик получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

 

Ученик получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Ученик получит возможность научиться:

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

    


альбом,

газета,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

плакат,

серия иллюстраций,

сказка,

справочник,

стенгазета,

сценарий праздника,

учебное пособие,

фотоальбом,

экскурсия,

презентация


Содержание тем учебного курса

Название тем Кол-во часов Содержание темы Формы контроля Формируемые учебные универсальные действия
  Введение              1

Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. Этапы реализации проекта. Планируемый результат. Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов. Личностные характеристики.

Сочинение «Мои любимые занятия» Привести пример успешного проекта. Ответить на вопросы анкет.

Знакомство с понятием «проектная деятельность», видами проектов;

Умение формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

1/1. Основы самоопределения. Планирование деятельности. Познавательные интересы, склонности и способности 1
  I. Теоретический блок 13

Знакомство с понятием «проект». Развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

 Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

 

Знакомство с понятием проблема.

Формирование умения видеть проблему.

Развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме.

Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

 

Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.

Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Итог занятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Знакомство с понятием «гипотеза».

 Развитие исследовательского и творческого мышления

Развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ.

Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

 

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ.

Игры «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».

 Правила совместной работы в парах.

Итог занятия: вопрос, ответ.

Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации.

Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.

Беседа. Правила общения.

Итог занятия: источник информации.

Знакомство со школьной библиотекой, с работой библиотекаря.

Формирование умения выбирать нужную книгу. Ролевая игра «Библиотекарь».

Текущий опрос.

Сочинение «Моё информационное пространство» Подобрать диск по интересующей теме

«Электронные пособия – наши помощники».

Викторина.

Умеют:

 - работать с различными источниками инфо;

Научатся:

- способам первичной обработки информации;

 

- наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты;

 

- работать в группе, команде.

  Этапы работы в рамках исследовательской деятельности 7
2/1. Что такое проблема 1
3/2. Как мы познаём мир 1
4/3. Удивительный вопрос 1
5-6/ 4-5. Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. 2
7/6 Источники информации 1
8/7 Экскурсия в школьную библиотеку 1
  Способы мыслительной деятельности 6

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Уметь ставить цели и определять задачи исследования.

Знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.

Знать правила и способы сбора материала.

 

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Знать способы обобщения материала.

Обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Текущий опрос

Кроссворд

Тестирование

- научатся оценивать свои и чужие результаты;

 

- познакомятся с разными видами представления результатов своей деятельности;

 

- выстрают в хронологической последовательности шаги (действия);

 

- рассчитают время, необходимое для их выполнения;

 

- сформируют умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни;

 

- овладеют практическими умениями исследовательской работы;

 

- сравнят разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

9/1 Выбор темы исследования 1
10/2 Цели и задачи исследования 1
11-12/3-4 Методы исследования. Мыслительные операции. 2
13-14/5-6 Сбор материала для исследования. 2
15/7 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1
14/6 Обобщение полученных данных 1
  II. Практический блок 1 9

Составление плана работы над проектами.

Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Знать, как составить анкету, опрос.

Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью.

Уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта и составлять список литературы по теме исследования.

Уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации привитие интереса к практической части, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать варианты выбора

Оформление работы

Подготовка выступления Практические работы

Научатся:

· планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты) 8
15/1 Планирование работы 1
12-13/2-3 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию 2
14/4 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования 1
15/5 Интерфейс программы Power Point. 1
16/6 Открытие, создание и сохранение презентации 1
17/7 Ввод текста, работа с изображением 1
18/8 Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации 1
  Готовим проект   11

Правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Обобщить знания учащихся о числах первого десятка.

Формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел.

Занимательная математика. Игры с числами.

 

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Знакомство с традиционными играми народов России.

Привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

 Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Итог занятия: игра, товарищ, друг

Знакомство одноклассников с правилами своей игры.

Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.

Развитие устной речи и умения общаться.

Беседа, текущий опрос

Работа над проектами

Защита проектов

Научится:

· самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

19-20/1-2 Подготовка защиты проекта «Любимое число» 2
21-22/3 Презентация результата 1
23-24/4-5 Подготовка защиты проекта «Игры наших дедушек и бабушек» 2
25/6 Презентация результата «Игры наших дедушек и бабушек» 1
26/7 Экскурсия в сельскую библиотеку 1
27-28/8-9 Подготовка защиты проекта «Моя любимая игра» 2
29/10 Презентация результата «Моя любимая игра» 1
30/11 Обобщающее занятие по созданным проектам 1
  Заключение 2

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи» Рефлексия изученного материала за год.

Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Защита проекта

- сформируют умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни;

 

- овладеют практическими умениями исследовательской работы;

 

- сравнят разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

32/1 Что мы узнали и чему научились за год 1
33/2 Моя лучшая работа 1
34-35/1-2 Резерв 2      

 

 

Календарно-тематический план курса

 

№ п/п

Название разделов

Название тем

Кол-во часов

Дата

План. Факт. 1/1

Введение (1 ч)               

Основы самоопределения. Планирование деятельности. Познавательные интересы, склонности и способности 1     2/1.

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (8 ч.)

Планирование работы 1     12-13/2-3 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию 2     14/4 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования 1     15/5 Интерфейс программы Power Point. 1     16/6 Открытие, создание и сохранение презентации 1     17/7 Ввод текста, работа с изображением 1     18/8 Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации 1     19-20/1-2

Готовим проект

(11 ч.)

Подготовка защиты проекта «Любимое число» 2     21-22/3 Презентация результата 1     23-24/4-5 Подготовка защиты проекта «Игры наших дедушек и бабушек» 2     25/6 Презентация результата «Игры наших дедушек и бабушек» 1     26/7 Экскурсия в сельскую библиотеку 1     27-28/8-9 Подготовка защиты проекта «Моя любимая игра» 2     29/10 Презентация результата «Моя любимая игра» 1     30/11 Обобщающее занятие по созданным проектам 1     32/1

Заключение (2 ч)

Что мы узнали и чему научились за год 1     33/2 Моя лучшая работа 1     34-35/1-2

Резерв

2    

 

 

Оценка полученного продукта

1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.

3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.

4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).

5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.

Письменная презентация

1-2 балла: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм;

3-4 балла: нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.

5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).

6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста.

7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру.

8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации.

Устная презентация

Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

Монологическая речь

Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.

1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.

2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.

3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.

4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.

4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.

5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.

6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.

7 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.

Список литературы

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  2. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

6. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература

7. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения // «Начальная школа»: № 7, 2007

8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.

9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006

10. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

Интернет- ресурсы:

  1. * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
  2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  3. * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
  4. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  5. * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

Программа

Внеурочной деятельности

«Учимся проектировать»

 (общеинтеллектуальное направление)

 

 

Разработчик программы: Горбатенко Валентина Иосифовна, учитель немецкого языка, первая квалификационная категория  

 

 

                                                                                   

 

с. Максимовка, г. Славгород, Алтайский край

 

2018 год

Программа курса «Проектная деятельность»

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. 

 

 

 

I. Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

   Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

   Задачи программы:

· формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

·  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

· развивать познавательные потребности и способности, креативность,

  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

II. Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

· Системность организации учебно-воспитательного процесса;

· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

    Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

   Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Второй этап работы – это реализация прое


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.