Доказательство разумного замысла и онтологическое доказательство — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Доказательство разумного замысла и онтологическое доказательство

2019-05-26 123
Доказательство разумного замысла и онтологическое доказательство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из методов доказательства существования Бога является онтологическое доказательство. Данное доказательство по структуре существенно отличается от рассмотренных нами ранее доказательств и аргументов. В соответствии с ним, считается, что в каждом человеке с самого рождения заложено понятие «Бог» и это расценивается как доказательство существования Бога. Кроме того, в контексте онтологического доказательства особую важность приобретает исследование понятий «бытие» и «превосходство», посредством которого предпринимается попытка обосновать бытие Бога. Сторонниками данного доказательства (в разных формулировках) были такие философы, как Ансельм, Авиценна, Декарт.

Онтологическое доказательство рассматривается отдельно от космологического доказательства, которое утверждает, что Вселенная возникла из ничего, а также от телеологического доказательства, указывающего на существование цели, порядка, благодати и замысла во Вселенной. Я считаю, что между онтологическим доказательством и доказательством замысла (телеологическим доказательством) существует очень важная связь. Эта связь в особенности важна с точки зрения некоторых формулировок онтологического доказательства. Давайте рассмотрим формулировку онтологического доказательства, предложенную Декартом. Для начала вкратце изложим ее суть:

1. Я ношу в своем сознании мысль о Боге, т. е. мысль о превосходном бытии на самом высоком уровне.

2. Бытие, которое не обладает хотя бы одним из атрибутов превосходности, не может быть Богом.

3. Бытие – это атрибут превосходности. Бытие Бога является одной из составных частей понятия «Бог».

4. Значит, Бог существует.

Самым важным пунктом здесь является первый. В своих подробных и пространных научно-философских объяснениях Декарт пытается доказать достоверность данного утверждения. По мнению Декарта, Бог вкладывает в сознание человека доказательство собственного бытия, подобно тому как художник дает своему произведению имя. В качестве возражения можно сказать, что человек (мысли в человеческом сознании) возник случайно и что нет никакого значения в том, что изучение превосходного бытия приводит нас к мысли о существовании Бога.

Некоторые атеисты говорят, что «поскольку человек является слабым существом, он нуждается в религии и Боге; именно поэтому он и выдумал Бога и религию». Если человек является слабым и если эта его слабость и есть основная причина того, что человек выдумал Бога и религию, то, очевидно, некоторые атеисты признают, что в процессе создания человека существуют понятия «Бог» и «религия». Данное обстоятельство можно рассматривать и с другой стороны: понятий «Бог» и «религия» не существует в сознании человека с рождения; на самом деле сознание человека создано в соответствии с понятиями «Бог» и «религия». На мой взгляд, подобная формулировка онтологического доказательства в итоге ничего не изменит. Кроме того, данная точка зрения вызывает гораздо меньше возражений. Человек, верящий в Бога, воспринимает это как доказательство существования Бога и религии, а атеист говорит, что данная необходимость случайно возникла в природе человека и поэтому были выдуманы Бог и религия.

Очевидно, что суть расхождения во взглядах верующих и атеистов состоит в том, было возникновение Вселенной и человечества случайным или все-таки они были созданы сознательно. Даже если все атеисты согласятся с утверждениями Декарта, согласно которым понятие «Бог» существует в сознании человека с рождения, они, вероятно, всё равно попытаются выступить в защиту мысли о случайном возникновении данной идеи. Однако если с помощью доказательства существования замысла удастся обосновать то, что человек есть результат сознательного проектирования, то данная проблема будет решена.

Декарт считает, что подобная идея не может возникнуть в сознании человека случайно и что если бы Бога действительно не было, то эта мысль не смогла бы возникнуть. На мой взгляд, подход Декарта является правильным и его достоверность можно доказать, не прибегая к помощи аргумента в пользу существования разумного замысла. Однако с помощью аргумента в пользу существования замысла можно отразить любые возражения, направленные в адрес онтологического доказательства. Люди, которые осознают, что доказательство существования замысла достоверно, приобретают еще большее доверие к врожденным идеям в человеческом сознании.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.